Введение к работе
Актуальность проблемы и объект исследования.
Рассказы о кладах занимают особое место в народной несказочной прозе. 'История кладов стара, как история самой страны, часто полна трагизма, и всегда зкружена таинственностью"1. В устной прозе о кладах отразились народные іредставления, относящиеся ко всем сферам человеческого мышления и бытия -;уеверной, мифо-ритуальной, бытовой, исторической, духовной. Осмысляя ^авственную суть всего, что связано с богатством, получаемым в одночасье, с эолью материальных ценностей в жизни людей, рассказы о кладах несут в себе огромной важности духовный опыт народа, накопленный в течении многих веков, і заслуживают самого пристального внимания.
В сферу фольклористического изучения несказочная проза о кладах юпадала в основном в трех аспектах: освещение вопросов происхождения образов чудесных кладов и их охранников2, общий обзор сюжетного состава, выяснение жанровой специфики. Ученые не раз указывали на невозможность отнесения рассказов о кладах к определенным жанрам без множества оговорок.Шоэтому при доминирующем в исследованиях подходе к материалу, исходя из его жанровой природы, несказочная проза о кладах в силу своего пограничного положения осталась малоизученной, так как находилась на периферии интересов фольклористов.
В данном случае рассказы о кладах являются главным объектом исследования, выделяясь из несказочной прозы 1) тематикой, 2) особой образной структурой, 3) специфическими выразительно-стилевыми средствами.
Задачи исследования.
-
изучение сюжетного состава прозы о кладах: выявление типовых сюжетных структур, систематизация материала;
-
исследование образной системы и жанрово-стилевого оформления рассказов о кладах.
Методологическая основа работы.
Исследование несказочной прозы о кладах основывается на теоретических положениях о взаимосвязи образности и стиля художественного произведения,
'Смирнов В. Клады, паны, разбойники. \\ Труды Костромского научного общества по изучению местного края, вып. XXIYc. 1
'Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т.2. - М : "Индрик", 1994, с.366-377, Аристов Н.ЯПредания о кладах.\\3аписки РГО по отделению этнографии, т.1. -СПб, 1867, с.710, Соколова В.К. Русские исторические предания. -М : Наука, 1970, с. 189, Криничная Н.А. Историко-этнографическая основа преданий о "зачарованных кладах". \\ Советская этнография, 1977, №4, с.105-111, Зиновьев В П. Жанровые особенности быличек. Иркутск : ИрГУ,с.54-55 'Соколова В.К. Указ. соч., с.274, Померанцева Э В. Русская устная проза. _М : Просвещение, 1985, с.175, Криничная Н.А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. -Л : Наука, 1987, с. 109
возможности обнаружения жанровых различий, изменений художественных методов и стилей в повествованиях, реализующих одну и ту же тему. Такой аспею изучения делает на первоначальном этапе актуальным метод синхронного анализа так как необходима констатация того, в каком виде сложилась рассматриваемая эстетическая система в результате исторического развития.
Методика исследования.
В соответствии с поставленными задачами была разработана оригинальная методика единообразного описания состава разножанрового материала с помощьи Общего фонда элементов мотивов и сюжетов, оформленного в виде указателя со ссылками на источник. Это послужило основой не только для решения вопросов систематизации, но и для наглядной подачи материала, демонстрирующего картину особого художественного мира рассказов о кладах. В дальнейшем своеобразие жанровых форм произведений, объединенных нами в сюжета о-тематические группы, исследовалось в рамках филолого-фольклористического подхода к конкретному анализу материала.
Материалом для исследования послужили прежде всего записи из архива кафедры фольклора МГУ, занимающие почти треть всех рассмотренных текстов. Они сделаны с применением профессиональной методики записи и служат основным ориентиром при анализе сюжетного состава и поэтики рассказов о кладах. Значительная часть материала содержится в статьях Н.Я.Аристова и В.Смирнова4, где приводятся многочисленные записи рассказов о кладах, большш часть которых сопровождается указанием на источник. Использовались также тексты из различных фольклорных сборников и периодических изданий - записок различных научных обществ, журналов, губернских ведомостей и т.п. Все тексты были оценены с точки зрения степени их достоверности и соответствия целям исследования.
Научная новизна работы.
Тематическая группа произведений рассматривалась как цельная художественная система. Впервые была применена методика единообразного структурирования разножанрового материала, составлен Указатель Общего фонда элементов мотивов и сюжетов несказочной прозы о кладах; произведен конкретный анализ рассказов о кладах всех сюжетно-тематических разновидностей; выявлены соответствия сюжетов, специфической образности и и; жанрово-стилевого оформления на синхронном уровне.
В результате обобщения результатов исследования была создана условная максимально полная модель повествований о кладах, показаны способы ее реализации в конкретных жанровых формах.
'Аристов Н.Я Указ.соч., Смирнов В. Указ. соч. 4
Научная и практическая ценность.
Методика исследования состава рассказов о кладах может способствовать решению проблемы систематизации различных пластов несказочной прозы, а в перспективе и общей ее классификации. Теоретические выводы помогут в разрешении некоторых вопросов специфики сюжетосложения, художественных средств и образного строя несказочной прозы. Основные положения диссертации и ее материалы могут быть использованы в учебных пособиях, лекционных курсах и на семинарских занятиях по проблемам сюжетики и поэтики повествовательных жанров.
Апробация.
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русского устного народного творчества МГУ им. М.В.Ломоносова. Доклады по теме диссертации были сделаны на научных конференциях в Тамбове и Свердловске. Положения диссертации изложены в публикациях автора.