Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала Блажес, Валентин Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блажес, Валентин Владимирович. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.09 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1990.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-3/1677-0

Введение к работе

Диссертация посвящена изучению сатиры и юмора в дореволюционны фольклоре рабочих Урала.

Актуальность исследования. Подлинно революционные преобразо-шия, которые совершаются сегодня в социально-экономической и 5щественной сферах, сопровождаются повышенным интересом к куль-/рному наследию. Отечественная история, архитектура, музыка, лтература прошлых веков, народное искусство стали в последние эды предметом всеобщего внимания. Возросший уровень науки и об-зственного сознания позволяет сегодня увидеть в том же традици-шом фольклоре больше, чем пятнадцать-двадцать лет назад. В част-эсти, сегодня видно, что в общественно-социальной деятельности їбочих существенную роль играл комический фольклор, который изу-зн недостаточно. Исследователи лишь определили круг сатирических зсен, наметили этапы развития сатиры рабочих, изучили сатиричес-ие сказки, частично пословицы, частушки, бытовавшие в рабочей реде. В предлагаемом объеме наша тема никем из фольклористов не свещалась.

Актуальность нашей темы очевидна на фоне большого внимания овременной науки к вопросам комизма и смеха. Правда, решаются ти вопросы преимущественно на литературном материале, и даже .Я.Пропп подчеркнул, что его книга о комизме - "работа литерату-оведческая", что им "в первую очередь изучалось творчество писа-елей" . Полагаем, что не менее значителен для изучения комизма усский фольклор и, в частности, дореволюционный фольклор рабо-их Урала.

Можно было бы взять для изучения в целом фольклор русских абочих, но считаем, что в фольклористическом исследовании очень ажен региональный аспект, поскольку он дает возможность не толь-о вести анализ фольклора рабочих Урала как национального и как ольклора определенного класса, но и позволяет углубиться в устое творчество малых социальных групп, что особенно существенно ри рассмотрении вопросов комического, которое всегда непосред-твенно связано с современностью. Напомним также, что крестьяне, текавшиеся на Урал в конце ХУЛ - начале ХУШ века, принесли с обой фольклор разных регионов России. Этот рагнолокальный кре-

. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М., 1976. С.6.

стьянский фольклор стал со временем фольклором горнозаводского населения Урала, а затем и рабочих. Иными словами, комический фольклор уральских рабочих второй половины XIX - начала XX век "удерживал" определенные традиции русского крестьянского фольк лора и одновременно развивался вплоть до появления в нем револ ционной сатиры, следовательно, он дает динамичный материал для выявления некоторых национальных особенностей комического. Воз можно также получить новые данные по теории фольклора, в частности, по его локальности, по миросозерцательному характеру ко мизма, по народному этикету и другим вопросам. Кроме того, изу чение сатиры и юмора рабочих выводит на значимость шутлнво-игр вого поведения в функционировании русской культурной традиции, возможно также освещение роли смеха в сложившихся стереотипах национального поведения и национального мышления.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в тс чтобы на основе опубликованных текстов' и произведений, вновь і димых в научный оборот, изучить историю развития, идейно-худол твенную специфику и социально-общественную значимость сатиры і юмора рабочих дореволюционного Урала. Для достижения этой целі необходимо, во-первых, выявить традиции народного комизма в г( нозаводском фольклоре; отправной точкой здесь может быть извеї ный царский указ 1648 года, предписывавший изгонять скоморохої а также регламентировавший не только игровое, но и празднично! поведение людей. Анализ позднего скоморошества и всего сатириї юмористического фольклора Урала ХУШ - первой половины XIX век: позволит выявить традиционные формы комизма, специфику изобра; ния человека в юмористике, сущность'сатиры и подойти-к решениі второй задачи - изучению юмористического и сатирического смех его идейно-эстетической и функциональной связях с жизнедеятел костью уральских рабочих второй половины XIX - начала XX века

Новизна предлагаемого исследования определяется тем, что автор вводит новые материалы по дореволюционному фольклору ра чих. Выявляются традиции скоморошьего искусства в горнозаводс фольклоре, миросозерцательный характер эпической комики, ее ж ровне формы, принципы изображения человека. Новой является по ка рассмотреть юмор в его связях с трудовой деятельностью раб чих: показана функциональность юмористических "наговоров" на мере спиики и сплава железных караванов, кроме того, дается а

из местных юмористических трудовых песен, которые, воздействуя на абочих эстетически, помогали им выдержать необходимый ритм тру-ового процесса. Уникальность этого типично уральского "праздни-а труда" в том, что он представлял двуединство трудового провеса и образно-чувственной формы отражения производственно-бы-овой жизни людей прибрежных заводов, поселков.

Тема физической силы, будучи одной из основных тем народной мористики, разрабатывается также в цикле устных юмористических ассказов - впервые анализируется этот цикл. Делается также по-ытка выявить основные типы заводских юмористов и основные темы х творчества. Показано, что хотя каждый юморист имеет нечто свое, собенное, все-таки склад его личности, его внутренний облик со-иально детерминированы, а традиции национальной комики стали ля него внутренним регулятором поведения.

Продолжая наблюдения исследователей разговорной речи, автор иссертации исследует сферу шутливой тональности разговорной ечи с речевым этикетом и показывает, что это постоянно сущест-овавшая область народного юмористического словотворчества, от-еченная печатью образности и жанровой определенности. Впервые скрывается органическая связь между детским игровым фольклором, радиционной юмористикой, высмеивающей тех, кто плохо владеет одным языком, и "языковой игрой" в разговорной речи, то есть втор показывает, что народной культурной традицией была выра-ртана система, обучающая родному языку, речевому поведении и пособствующая формированию национального сознания.

Также впервые изучена традиция публичного осмеяния - здесь, одной стороны, рассмотрен обычай шутить над новичком как форма еализации воспитательной функции рабочего коллектива, с другой,-бычай публичного осмеяния заводской администрации как форма оциального протеста рабочих. Новым является анализ озорничест-а в стихийном протесте и революционной работе заводской молоде-и в начале XX века.

Наконец, привлекая новые и уже известные произведения и акты, автор, показывает, что в основе общественно-политической революционной сатиры лежит всепроникающий смех, шедший от са-ых низов общества - такой подход расширяет наши знания о сати-ическом фольклоре рабочих.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Ее состав-яют основные положения марксистско-ленинской философии, кроме

того, при написании диссертации были использованы труды эстет» ков и литературоведов по проблеме комизиа и смеха. В диссертаї применен исторический метод исследования. Будучи основным, он позволял в ряде случаев прибегать к историко-функциональному. Но автор стремился, с одной стороны, постоянно соотносить стрс гие теоретические положения с данными народной фольклористики а с другой стороны, при анализе произведений учитывать исторический контекст, не исключая из него стереотипы традиционного поведения носителей фольклора.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Авто] убежден, что его работа с архивными источниками и результаты анализа фольклора уральских рабочих должны содействовать активизации исследования фольклора рабочих других регионов. В пер; очередь может быть использован методологический подход, предт лагающий соотнесенность научных данных и данных народной фолы лористики, а также непременный учет традиционных форм социаль но-бытового поведения. Такой подход помогает вскрыть новые зт: ко-эстетические ценности в устном народном творчестве и, крої всего прочего, приближает нас к пониманию национального харак тера сатирического и юмористического смеха - это надежный пут к созданию, в конечном итоге, научно обоснованной истории кул туры рабочего класса. Хотя, конечно, наш подход может быть пр менен при изучении комического фольклора других социальных гр или классов. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями в процессе чтения общего курса фольклора и сп циальных курсов в университетах и педагогических институтах, также в научных, научно-популярных сборниках, антологиях, про пагандирующих эстетические и исторические ценности народного творчества. Результаты исследования могут быть учтены при соэ даний "Свода русского фольклора".

Апробация работы. Основное содержание диссертации отражеьі в публикациях (27,5 п.л.). Наблюдения и выводы докладывались На научных конференциях в различных вузах. Материалы диссерта ции использовались автором в курсе "Устное народное поэтическ творчество", в спецкурсах для студентов Уральского университе Частично материалы диссертации использовались также в спецкур "История древнерусской литературы" при освещении демократичес кой сатиры ХУП века. Кроме того, многие наблюдения автора по бытован:ш фольклора рабочих вошли в методические рекомендации

программы фольклорной практики студентов университетов и пе-.гоги'ческих институтов, написанных в соавторстве с В.П.Кругля-вой: Рабочий фольклор // Программы педагогических институтов: льклорная практика. - М., 1981. С. 49-55; U., 1983. С.78-83; юграмма-вопросник по собиранию рабочего фольклора. - Сверд-ївск, 1982; см.также: Русский фольклор: Полевые исследования.-, 1985. Т.ХХШ. С.92-94. Материалы диссертации использовались ітором в лекциях по линии общества "Знание", а также в статьях, іторьіе автор обязательно публиковал в районных, городских га-:тах - по месту работы фольклорных экспедиций, организованных іфедрой фольклора и древней литературы Уральского университета. Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав заключения, прилагается список использованной литературы и іртотека архивных материалов.