Введение к работе
Актуальность темы. В последнее время в русской фольклористике большое значение приобрело детальное изучение региональных особенностей устного народного творчества. Сейчас, когда идет работа над "Сводом русского фольклора", важны задачи, которые ставил в свое время Ю.М.Соколов. Он, в частности, придавал большое значение изучению "свадебного обряда какого-нибудь строго отграниченного района, даже одной деревни, если это исследование затрагивает промежуток времени хотя бы в несколько десятилетий"1.
Свадебный обряд Воронежской области и его лирика несут на себе следы определенной локальной специфики, которая обусловлена географическим расположением области и историей ее заселения. По этому поводу И.М.Колесницкая пишет, что "главной задачей" ей представляется "изучение репертуара свадебных песен и причетов отдельных районов с целью установления в нем круга сюжетов общерусских, а, может быть, общих для восточных славян или локальных, характерных для репертуара только отдельных местностей и районов"2.
Учитывая эти научные предпосылки, мы считаем, что исследование свадебного обряда и его поэзии в современной фольклористике является актуальным, поскольку определяются конкретные региональные особенности обрядовых жанров в непосредственной связи с исторической поэтикой.
Методика исследования. В работе используются методы синхронного (одновременного) анализа текстов и диахронного (ретроспективного) сопоставления вариантов песен. Сравнение песен проводится на уровне сюжета, композиции и стиля. В основу нашего исследования положены принципы, вытекающие из работ теоретиков по вопросам литературы и фольклора. Мы опирались на наиболее значительные труды в области теории и истории обрядов и обрядовой поэзии.
Цели и задачи работы. Основной целью работы является изучение особенностей свадебной лирики Воронежской области за период с 40-х гг. XIX в. по 80-е гг. XX столетия. Для уяснения специфики региональных функций свадебных песен рассматривается сам свадебный обряд Воронежской губернии.
1 Соколов Ю.М. Очередные задачи изучения русского фольклора //Художественный фольклор.- М, 1926.-Т. 1.-С. 15.
- Колесницкая И.М. Простейшие типы русских народных свадебных песен//Русский народный свадебный обряд.- Л.. 1978.- С. 106.
Отсюда вытекают следующие задачи:
а) изучение динамики свадебного обряда Воронежской губер
нии от первых его фиксаций, относящихся к периоду активного
бытования - с середины XIX в. и до записей "по памяти" в наши
дни;
б) определение условий исполнения, функций, специфических
особенностей свадебной лирики, а именно: причитаний, величаний,
корильных, ритуальных, собственно лирических песен;
в) исследование исторических изменений указанных жанров
свадебных песен.
Для решения данных вопросов использовались многочисленные
источники: рукописи песен, хранящиеся в архиве кафедры теории
литературы и фольклора Воронежского госуниверситета, архивные
материа-лы РГО России, публикации по свадьбе Воронежской губе
рнии в местных изданиях, произведения фольклора, собранные ав
тором, что составляет 324 текста песен и причитаний. Для сравнения
привлекались записи песен и обрядов, находящиеся в Рукописном
отделе ИРЛИ (Пушкинский Дом), на кафедре устного народного
творчества МГУ,на кафедре русской литературы Киевского госуни
верситета, а также тексты важнейших публикаций свадебных обря
дов и песен (в первую очередь - сборники П.В.Киреевского,
П.В.Шейна, "Лирика русской свадьбы" под редакцией
Н.П.Колпаковой).
Научная новизна. В диссертации впервые изучается цельно, в полном составе весь свадебный обряд Воронежской области. В ходе исследования выявляются локальные особенности как свадебного обряда, так и песен и причитаний, его сопровождавших, прослеживается историческая судьба воронежской свадьбы и ее обрядовой лирики от первых записей, относящихся к середине XIX в., до последних - 80-х гг. XX столетия.
Актуальным представляется определение характера бытования южнорусского свадебного обряда и его фольклора, а также особенностей влияния севернорусской обрядности и поэзии на южнорусскую и украинской свадьбы и ее лирики на воронежскую свадьбу и ее фольклор.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в практике вузовского и школьного образования, в разработке научных основ современной художественной самодеятельности, в краеведческих, этнографических дисциплинах, в музейной работе.
Апробация работы. Потеме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях молодых ученых Воронежской области (1982, 1983, 1984 гг.), республиканских конференциях молодых уче-
ных Якутии (1984, 1986, 1987, 1989, 1991 гг.), Всесоюзной научно-практической конференции по фольклору Сибири и Дальнего Востока (1988 г.), Межрегиональной научно-практической конференции по русскому фольклору в Тамбове (1991 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из предисловия, Введения, трех глав, Заключения, списка использованной литературы и источников, Приложения с указанием сюжетов песен.