Введение к работе
Актуальность исследования. Казахская литература в течение ряда веков существовала и существует в двух Формах: письменної! и устной. Если письменная литература восходит к древнетюркской и имеет такие периоды, как эпоха Золотой орды, Казахского ханства и последующие, то устная поэзия уходит своими корнями в фольклор древнего первобытного общества. Наука о казахс.ой литературе и фольклоре в настоящей время имеет системную историю национальной литературы от древности до современности, богатую ксточиогрефто и солидные исследования по художественным стилям, методам и направлениям, по творчеству поэтов, писателей, по отдельным жанрам и произведениям. В ходе исследования длигельного литературного процесса определенное значение придавалось также художественному наследию поэтов-песенников XIX в., и начала XX веков. При этом оно изучалось а аспекте истории литературы,и поэтому неразработанными оставались такие вопросы, как социально-исторические условия возникновения этого вида творчества, его синкретизм и синтетичность, соотношение в нем традиционного и индивидуального, этике—эстетическое кредо поэтов-песенников, их роль в развитии профессиональной литературы и искусства и др.
Известно, что произведения салов и сері созданы путем импровизации, но сочетая традиционное и коллективное, и поэтому их творчество можно рассматривать как промежуточное звено между устной поэзией и письменной литературой. Если творчество шрам и жырау было на уровне полупрофессионального, го творчество поэ~" тов-песенников достигло значительных высот в развитии поэтики. Анализ проблемы традиции и новаторства в творчестве поэтов-песенников позволит проследить изменения в историческом развитии устной литературы, поможет представить
ее как вполне сформировавшееся явление и постичь внутренние 38Kjhu ее эволюции. Если учесть, что традиции искусства салов и сері оказали большое влияние на становление и формирование казахского профессионального искусства, то анализ их произведений даст возможность показать преемственность и взаимосвязь между искусством прошлого и настоящего.
Степень разработанности проблемы. Поэты-песенники сочетали в себе поэта, композитора и исполнителя. Поэтому их творчество привлекало не только филологов, но и искусствоведов. Этим объясняется и то обстоятельство, что почти все литературоведы и литераторы рассматривали поэзию салов и сері в основном как искусство слова (см., например, работы М.Шумабаева, С.Сейфуллина, ЭД.Ауээова, С.Муканова, И.Дюсенбаева, Ш.Хусаинова, А.Ташбаева, А.Нурнатова, 3.Ахматова, М.Базарбаева, М.Джолдасбекова, И.Жака-нова, С.Негимова и др.). Несколько шире,а именно как своеобразная форма устного творчества, сочетающая в себе синкретизм и высокий профессионализм, как типологически средневековая стадия устной поэзии рассмотрено творчество поэтов-песенников в исследованиях Е.Исмаилова, А.Маргулана, Е.Турсунова, С.Каскабасова, Музыкельные аспекты наследия поэтов-песенников изучались А.Зато-евичем, А.Жубановш, Б.Ерзаковичем, М.Ахметовой, Т.Бекхоииной, З.Коспоковым, К.Еузбвсовым и др.
Цель и задачи иссладования. Основная цель работы - изучить проблему традиционного и индивидуального в творчестве казахских поэтов-песенников второй половины XIX и начала XX вв. Для достижения указанной цели поставлены задачи: определить место и роль салов и сері в устно-поэтическом їворчестве казахов, выявить их вклад в художественную культуру казахского народа, проанали-
зироватъ их произведения в системе "фольклор-литература", раскрыть сущность синкретизма творчество поэтов-песенников. В работе использованы методы системного и историко-типологического анализа.
Научная новизна исследования. Творчество поэтов-песенников впервые становится объектом специального диссертационного исследования. В нем r-а осматривается мало разработанная до сих пор проблема соотношения индивидуального и традиционного в устной поэзии салов и сері, живших на рубеже двух веков.
Теоретической и практическое значение диссертации. Результаты исследования наглядно показывают, какой вклад внесли салы и сері в развитие национальной литературы, что они восприняли от предшественников, что сами доли и развили и что передали своим последователям. Основные выводы диссертации можно использовать при создании новой "Истории казахского фольклора и литературы", при чтении курса казахского фольклора, проведении спецкурсов и спецсеминаров по данной проблеме, а также при написании учебников и учебных пособий для филологических факультетов ВУЗов Казахстана.
Источниками исследования служили произведения Бирхсана, Ахв-на-сері, Асега, Мухита, Кенена, .Балуана-Шолака, Естая, Шашубая и других. В работе привлечены этнографические публикации, а также материалы, собранные самим диссертантом.
Апробация диссертации. Некоторые положения диссертации били изложены в докладе автора на УШ ислусстзоведческоЛ научно-теоретической конференции "Наука глазами молодых" (Ташкент, 1990) и на заседании Ученого совета Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова Академии наук Казахской ССР. Диссерта-
ция обсушена в отделе фольклора и на Ученом совете названного института. По тема диссертации опубликованы 5 статей.,
Структура диссертации. Работа состоит из введения, грех глав, заключения и библиографии.