Введение к работе
Актуальность ' темы. На современном этапе для таджикской фольклористики и культурологии всестороннее и глубокое исследование гюэтики фольклора имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение. Об этом и говорит включенная в долгосрочную программу исследований коллективная многотомная монография "Поэтика таджикского фольклора" (1996-2010 гг., 150 а. л), которую в настоящее время разработывают фольклористи Института языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан. Эту мысль подверждают и работы, выполненные фольклористами за последкые десятилетия. Вопросы поэтики таджикского фольклора в той или иной мере и на материалах различных жанров разработаны, например, В. Асрори, Р. Амоновым, Д. Обидсвым, С. Магдиевым, А. Суфиевыми Б. Тилавовьач...'
Однако поэтика народного юмора на материале
таджикского фольклора о монографическом плане еще не была
разработана, хотя в ряде исследований упомянутых выше С.
Шгдиева, Р. Амонова и других иранистов поэтические
особенности таджикского юмора стали объектом анализа о
отдельных главах их работ о статьях и других трудах
общетеоретического характера. 8
Haffia попытка исслеодоаакия поэтики таджикских народных анекдотов в монографическом плане, предпринятая опергые, призвана воегюльнить этот пробел. Актуальность избранной темы подєерждаетея и тем, что мы в своих поисках опирались не только на опубликованные научные труды, на рукописный фонд таджикского фольклора {ФФ, ФБ) в ЙЯЛ им.
1 Лмовол Р. Очерки э^одиетп дахднакяи К^лоб. —Душзябе: Нашрпети АФ РСС ТОчи*нстоп, 19S3; Амопаа Р. Лпрпкап ХАЫфя точих. Душапбм Доита, 1963; Тняаво» Б. Поэтике таджикских пародии* пословиц и поговорок.— Душанбе: Довдан, 1967; Суфвея А. Фольклор —савтатп сухая.-Душанбе: Ирфов, 1975; Маэуют» С. Проблеми» з&евря латафа. ~-Душанбе; Дожиш, 1ЭТ7; Обядов Д. Афссва$оя ха^ягш маишия тч>чяхя. - ДушасСк Давил, 15 Асцюра &, Амояов Р. Эч.одп»ги ддааяаит зсалцн тдорпс-Дутаебе: Мтор^ф, 193 Аковов Р. Рубобтп ялщп ва рамзцоп бадей. -Дуимкбе: Драгам, IS87; Лсрор» Б. Жаир^ои хурдп фол>.хлорк точи^. ~ Дуиая^к Масртф, ІЕ30 я др.
2 Рудаки, но и на личный архив автора,, который содержит достаточно интересные метариалы записей, осуществленных в 1992-1997 годах в Дарвазе, Ванче и Душанбе.
Цель и задачи. Основная задача диссертации сводится к выяснению и исследованию: а) степени изученности таджикского народного юмора в целом и анекдота в частности; б) основных вопросов поэтики данного жанра; в) системы поэтических образов жанра; г) роли средст поэтических изображений в исследуемом жанре; д) композиционных и сюжетных особенностей таджикских народных анекдотов; е) места таджикского народного юмора в словесной культуре, как разновидности смеха; е) определению дальнейших задач фольклористов в области изучения народного юмора, как неотъемлемой части теории смеха и проблем поэтики и стилистики, а также 'ходячей народной философии".
Теоретические И М7Г0Л0Л0ГНЧССКИС основы.
В теоретическом и методологическом плане автор диссертации опирается на теорртическо-эстетические воззрения таких ученых Востока и Запада как Аристотель, С. Айни, Е. Бертельс, А. Болдырев, И. Брагинский, Р. Амонов, В. Асрори, М. Бахтин, С. Лихачев, М. Лотман, "Гилавов и др. В процессе работы использовались и другие научные' достижения в области поэтики, стилистики, истории и теории таджикско-персидской литературы и эстетики.
Объектом исследования послужили сборники таджикских народных анекдотовг, а также фольклорные сборники1,
1 Латифахр. Тартнбдмдандо А. ДецотЯ. - Стаииюбод: НДТ, 1338; Латнфах.0» точний. Чамтдунлчдв д. Дебати, бо ислох. ял кдраада, чоин 2-ум, 3-ум м 4-у-м.-Сталвиобод: НДТ, НМЭ, J9S4, I9S8; Pacta шудаид. Тартиб/чиханд* Б. Шермухаииадо». - Душанбе: Ирфон, 1954; Латифахр. Танмім «а тахрири адабнн Р. '.яонса. — Дуаапбе: Ирфон 1994.
' Намуьалр» фальхлорн Дераоэ. ГирАомраііда »а муратиб А. 3. Розепфелід, нашри «кум м чопи 2-ум бо нловадо. - Ствлкиобод: НДТ, 1955; Душанбе НДТ, 190 Намунахрн фалыелори диЗрк РудахА. Мураттибон Р. Амонов ы М. Шукуров. Натри I - ум н 2-ум Ьо иловахр.-Сталинобод: НДТ, 19.18,- Душанбе: НДТ, 1903; фольклор" К&сМК. Тартабди^акда С. MaxA?*** -Душанбе: Маорга, 1989: Фольхлори точна;. Хрестоматия, мураттебоя М. Нв»мато«, С. Асадуллоо» на Р. Тошматов.-ДушаиСб: Маорнф, 1989; Фольклор» дн«ря Вх.еъ. Гирдомранда ва тартибдихандл С. Ч&міш». -Душанбе: АдгЛ 139». Лфсопадои Уротсппа. Мураттиб м муаллифи са^сухан Н- Рабивв.—Д»«ііемб*. Доннш, 1932 '
рукописный фонд таджикского фольклора ИЯЛ им. Рудаки АН Таджикистана (ФФ, ФБ) и личный архиз автора.
Научная новизна. Тема "Поэтика таджикских народных анекдотов в монографическом плаче разрабатывается впервые. С этой точки зрения наша работа призвана способствовать делу дальнейшего совершенствования методики исследования фольклора и литературы, поэтики и стилистики.
Практическая ценность. Результаты и материалы исследования могут быть использованы при разработке проблем поэтики, стилистики, теории и истории литературы и фольклора, а также при составлении и чтении обших и специальных курсов по теории и истории персидско-таджикской литературы и фольклора, при написании работ и составлении учебных пособии по историии персидско-таджикской литературы, истории фольклора и т. д.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры таджикской литературы факультета таджикской филологии ТГПУ им К. Ш. Джураева (16.09. 1997, протокол № 1), отдела таджикского фольклора ИЯЛ им. Рудаки АН Таджикистана (28.11.1997, протокол № 9) и секции Литературоведении Ученого совета ИЯЛ им. Рудаки АН Таджикистана (26.05.1998, протокол № іі) Кроме того, автором прочитан ряд докладов на научных конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. К. Ш. Джураева в 1992-1996 гг.
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора, список которых приводится в конце автореферата.
Структура лиссертаиии. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения в виде образцов анекдотов Дарваза, словаря, с,:;ска условных сокращений и сведений о сказателях.