Введение к работе
- з -
Возвращение к прошлому на отдельных этапах культурной пволю-ции - переосмысление в'свете новых критериев фольклорного, памятника, наскального рисунка,классической миниатюры,художественного текста - является,безусловно,настоятельной духовной потребностью,отражавшей уровень,ценностные ориентиры общества.Необходимость подобного "возвращения к истокам" объясняется,с одной стороні:,фактором жиз-ненности классического памятника для всех времен,с другой, - она обусловлена тем,что каждое новое поколение находит в нем для себя новые и неожиданные духовные ценности.
История развития азербайджанской культуры,особенно,письменной литературы - за исключением периода разгула вульгарно-социологической идеологии в первые годы Советской власти - была неразрывно связана с фольклором.Более того,фольклорные традиции во все времена играли роль стимулирушего идейно-эстетического фактора в эволюции письменной литературы. Вот почему истинно научное изучение закономерностей отдельных этапов письменной литературы предполагает достаточную информированность и в области специфики устного народного творчества.Не случайно, в тюркологии ведущее место в качестве предмета поэтологических исследований все больше и больше занимают главы дастана "Китаби-Деде Коркуд". Многочисленные и разнохарактерные статьи и монографии, посвященные поэтике дастана,со всей очевидностью позволяют сделать вывод о неоспоримых достижениях в его исследовании. Дальнейшее изучение этого поистине бессмертного и ценнейшего памятника обнаруживает новые проблемы,требуюшяе целенаправ-
'I. См. :Короглр Х.Огуэский героический эпос.-М. :Наука,197б;Чемшидов Ш, Китаби-Дадэ Горгуд.-Бакы:Ели, 1977;Султанлн Э.Мчгалэлэр.-%кы:Азэр-нвир,1971;ВэлиЗев К.Дастан поетикасы.-Какы;Маариф,19В4;Абдулла;)ев'К. Ытэллиф,есэр.охусгу.-Бакы^азичы,1985; а.о.глгп;. ьые когкиь hua.ye-
lerinde edebi san-Jtliir Ьалішіцллп Mr a^ag txrma. Istanbul, 19^9.
- і» -ленных изысканий на уровне современных научных критериев.Одной из таких проблем является эпическое время в дастане. Актуальность темы. Вопрос о времени и пространстве как важнейших «Тормах-существования материи издавна занимает научную мысль.По убеж Денни древнеримского философа Августина "...ми постоянно повторяем слова "время","времена"; Произносм-і и слышим их,и нас понимают и мы понимаем.Нет слов яснее и употребительней и шесте с тем,напротив— с*оль re сокровенных и требующих объяснения."1 Отношение к данный категориям,их понимание были различными в разные эпохи,но,возможно,наиболее своеобразно это отношение проявилось в сфере словесногс искусства.Исследование в этом направлении на материале ми.$ов,фольк-лора,художественной литературы "с одной стороны,...проливает свет на мировосприятие людей эпохи возникновения и бытования этих произведений и тем самый дает возможность лучше понять присущую той кул] турной обпщостп структуру человеческой личное ти, неотъемлемым измерением которой является отношение ко времени.С другой же стороны, анализ времени в ткани художественного произведения помогает понаті структуру этого последнего".
Проблема художественного времени,занимающая значительное месті в советской литературоведении,в последнее время стала серьезно интересовать и азербайджанскую научную шель. Изыскания национальной филологии в этой области,а также нынешний уровень коркудоведения д лают необходимым изучение и такой интересной проблемы,как эпическо время в дастане "Китаби-Деде Коркуд".Исследование в этом направлении будет способствовать познание образа мышления наших предков,а также даст возможность выявить,с каким этапом в эволюции тюркской эпической традиции связаны главы дастана по уровню поэтического
-
См.:Клочков Й.С.Духовная культура Вавилонии:человек,судьба,время. -М. :Наука,1983,с. 10.
-
Гуремч А. Я. Пространственно-временной континиум "Песни о Нибелу гах".В кн. :Традицни ъ истории культуры.-№. :Наукз,1978,с. ИЗ.
-.5 -
мастерства.
История исследования темы. Начало изучение проблемы хронотопа в со--ветском литературоведении относится к ЗО-м годам; Как писал один из виднейших исследователей эвой научной проблемы М.Бахтин :"Можно прямо сказать,что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом,причен в литературе ведущим началом в хронотопе является время.Хронотоп,как формально-содержательная категория,определяет /в значительной мере/ и образ человека в литературе;э^от образ всег-
да существенно хронотопичен". Разработанный Бахтиным в концептуально-теоретическом плане,этот вопрос впоследствии получил дальнейшее развитие в трудах Д.С.Лихачева,А.Я.Гуревича,С.Ю.Неклюдова,ученых тартусской школы.В азербайджанском литературоведении последовательные научные изыскания в этом направлении стали вестись лишь в 80-е
годы, хотя отдельные мысли в суждения относительно, проблемы времени
и пространства высказывались гораздо раньше.
Что касается конкретно эпоса "Китаби-Деде Коркуд",то здесь обращает на себя внимание целый ряд интересных наблюдений и суждений. В частное ти, еще в 1958-м году профессор А.Султанлы говорил о явлении "ахронизма" в дастане.Определенные мысли о системе времени в дастане были высказаны и впоследствии,в исследованиях Ш.Джамшидова, К.Абдуллаева,В.Велиева.Шеїіпрійсякоркудоведческий и поэтологический опыт в достаточной степени обуславливают' возможность изучения проблемы эпического времени в "Китаби-Деде Коркуд" в поэтическом аспекте. Предмет,цель и задачи исследования. Предмет диссертации составили вопросы поэтики - одной из ведупртх и многогранных отраслей современной филологии.В ходе исследования были сопоставлены отечественные
I.Бахтин М.М.Литературно^критические статьи,-М. :Худ.лит. ,1986,с. 122.
2.См. .-Линии А. ЛНеримановун драмлары тзвринде м-гшаЬиделерим.-АзэрбаЗ-чаны е;]рэнмэ Золу,1930,ЛЗ;Мэммвдов А.б^рэнилдикча езрэнилан одиб,-Азёрба;)чан,198г,й<Ыенэ онун:Нвсрин поетикасы.-Бакы:Елм,1990:Тэлыбов А.Театрда мэкан вэ заман проблеми.-Гобустан, 1982,J|I;ha4HJeB А. Замая В8 онун мифик-поетик гавранышы.-Елм вэ Ьэтат,1985,#10,-Иманов М»Татл ктнлери.-елтлер вэ дирил9р.-Азэрба^чан,1987,Л9;Бадалов Р.Правда и вы-' мысе героического эпоса.-Баку:Элм,1986« другие.
- б -
и зарубежные Издания эпоса "Китаби-Деде Коркуд'ЧЦель работы состоит в исследовании системы эпического времени'в эпосе "Китаби-Деде Кор-куд" в аспекте фольклорной поэтики.В круг задач диссертации входам выявление временных /темпоральных/ дефиниций в дастане,анализ их ш этических,функциональных особенностей в структуре смета,исследование екктягаи эпического.времени и др.
Метод исследования. В диссертации использованы важнейшие разработк по рассматриваемой проблеме,достижения современной научной мысли в области фольклорной поэтики - работы советских,в том числе азербай дяачских.а такле турецких ученых,
3 основе исследования - сравнительно-исторический и структура семиотический методы.
Научная новизна работы определяется прежде всего тем,что впервые истории коркудоведекпя в реферируемой диссертации исследована про< лема эпического времени, в контексте поэтики дастана.
В ходе исследования на примере описанного в дастане мира огу выявлена система представлений наших предков о времени;
. -Освещена роль фактора времени /и в определенной .мере фактора пространства/ з эпическом мире "Китаби-Деде Корхуд";
-В процессе анализа целого ряда эпизодов из дастана в аспекте рассматриваемой проблемы.категории эпического мышления по-новому комментированы многие исторические фахты,события,нашедшие отобраа ниє в памятнике;
Исследование поэтических особенностей некоторых временных фі
мул позволило "вычислить" синтагму эпического времени в эпосе.Ис
пользованные в работе методы исследования сделали возможными наб
дения о поэтических особенностях тюркского эпического творчества
/озанов/ раннего средневековья.
Практическое значение работы заключается в возможности яспользе
ния ее положений,методики в исследованиях фольклористов,в частне коркудоведов.в трудах по проблемам поэтики,архаических форм мыш
.-7-Результаты диссертации могут быть также использованы в процессе преподавания фольклористики на филологических факультетах вузов. Апробация работы. Диссертация выполнена в отделе. Фольклора Института
литературы имени Низами Академии наук Азербайджанской республики. Основные положения работы изложены в статьях,опубликованных в республиканской печати,в выступлениях на научных конференциях,сессиях и семинарах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения,двух глав.заклю-чения и списка использованной литературы.