Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтическое своеобразие свадебной лирики Саратовского Поволжья Алиференко, Елена Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиференко, Елена Ивановна. Поэтическое своеобразие свадебной лирики Саратовского Поволжья : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Волгоград. пед. ун-т.- Москва, 1996.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-4/189-8

Введение к работе

Актуальность исследования. Объектом исследования является поэтический строй саратовской свадебной лирики середины XIX - XX веков. Региональный подход в изучении особенностей поэзии саратовской свадьбы способствует конкретизации проблемы взаимосвязи обряда и его

1. Кальницкая А.М. Взаимодействие и взаимосвязи поэзии с обрядом в среднерусской свадьбе: Диссерт. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. - М., 1984. - С. 2-3.

- г -

поэтических форм, в частности, проблемы жанрообразования. Определение значения саратовской свадебной поэзии в общей системе русского свадебного фольклора поможет выявить общее и особенное в поэтике саратовских свадебных жанров.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые рассмотрено поэтическое содержание саратовских свадебных жанров (причитаний и песен); проведен сопоставительный анализ саратовских и севернорусских образцов свадебных причитаний; установлен факт влияния лирических песен на величальные и корильные; выявлено региональное своеобразие поэтики каждого проанализированного саратовского свадебного жанра.

Цель диссертационной работы анализ поэтики жанров саратовского свадебного обряда. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- дать .типологическую характеристику саратовскому свадебному
обряду;

выяснить жанровый состав саратовской свадьбы;

установить принципы взаимодействия поэзии и обряда;

показать место, функции, роль свадебных жанров в обряде;

рассмотреть поэтическое содержание каждого отдельного жанра и выявить локальные признаки;

установить степень разрушения саратовского свадебного обряда и его поэтических форм.

Таким образом, объектом нашего изучения явились тексты саратовских свадебных песен и причитаний, датируемые XIX - XX веками.

Теоретической базой для исследования жанров саратовской свадебной лирики явились работы ученых, занимавшихся проблемами свадебного обряда и его поэзии (См. работы ВЯЛроппа, Н.П.Колпаковой, В Л Аникина, Б.Н Путилова, И.В.Зырянова, Ю.Г.Круглова и др.).

В основе методики диссертации лежит комплексное изучение
свадебного обряда, включающее элементы исгорико-сравнительного,
историко-функционального, функционально-теоретического,

типологического анализа.

Наиболее существенные результаты исследования позволяют сформулировать основные положения, которые выносятся на защиту:

- влияние на саратовскую свадьбу двух культурных традиций
северно- и центральнорусской - оригинальным образом отразилось на
поэтике саратовских свадебных жанров;

в саратовских причитаниях усилена обрядовая функция текста, в результате чего причитания не столько комментируют обряд, сколько направляют его просьбами или вопросами;

форма и содержание ритуальных песен обусловлены прежде всего региональными особенностями обряда (последовательность действий, обрядовые реалии и т.д.);

- развитие поэтической системы свадебной лирической песни в
регионе шло по пути раскрытия внутреннего мира героя, зтп объясняет,
проникновение поэтических признаков необрядовой лирики в свадебную;

в величальных песнях, наряду с проникновением локальных реалий, отмечается возрастающая вариативность текста;

местные корильные песни отличаются усиленной структурой текста, наличием сюжета, что объясняется воздействием песен лирических;

- постепенное исчезновение старинных свадебных жанров явилось
следствием разрушения свадебного обряда; в связи с этим произошла замена
традиционных поэтических форм новыми.

Практическое значение настоящего исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в ходе дальнейшего регионального изучения русской свадьбы; вьшоды диссертационной работы могут быть также использованы в учебных курсах по фольклору на филологических факультетах.

Апробация работы: по результатам настоящего исследования был сделан доклад на XXXVII научной конференции профессорско-преподавательского состава 6-8 февраля 1995 года в г. Волгограде. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской литературы ВГПУ. Положения диссертации отразились в публикациях, указанных в конце автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиогафического указателя.