Введение к работе
Настоящая работа посвящена исследованию системы имен собственных в эпосе «Гэсэр», выявлению их структурно-содержательной специфики, а также особенностей их функционирования в эпических произведениях.
В последние десятилетия проблема исследования героического эпоса бурят вызывает интерес представителей самых разных областей науки: фольклористов, этнографов, историков, лингвистов, литературоведов. Свидетельством тому служит появление большого количества монографий, посвященных изучению разных сторон эпоса. Анализ исторических предпосылок становления эпоса, его мифологической основы и композиции проведен А.И.Улановым; структура, сюжетика, идейно-художественные особенности, проблемы языка и изобразительных средств эхирит-булагатской версии «Гэсэра» рассмотрены в работах М.П.Хомонова; вопросы происхождения Гэсэриады, особенности ее поэтики, художественной природы освещены в трудах С.Ш.Чагдурова; сопоставлению бурятских версий эпоса, их идейному содержанию, выявлению древних мотивов, разным аспектам поэтической структуры и стиля посвящены монографии Н.О.Шаракшиновой; .. исследование системы изобразительно-выразительных средств и стилевых приемов в языке улигеров, характеристика эпического мира улигеров нашли отражение в работах МИ.Тулохонова.
Вместе с тем наименее щучена семантическая система языка эпоса, которая включает в себя и онимическую лексику. Наряду с другими составляющими художественной системы улигеров, имена собственные способствуют воссозданию архаической картины мира, выявлению особенностей эпического сознания людей в далеком прошлом.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью системного описания имен собственных в. произведениях эпоса. Онимиче-ская лексика является своего рода носителем обширной экстралингвистической информации - исторического, этнографического , этнического, религиозного характера. Она обусловлена также все возрастающим интересом к фольклорным традициям в целом на фоне обращения к национальным истокам, возрождения родного языка и литературы. Однако вопросы, связанные с этимологией, с анализом структурно-семантического содержания, состава и функций онимов в одном из жанров фольклора бурят - эпосе все еще остаются за рамками специального изучения и систематизации. Между тем, различные разряды эпических онимов выделяются своей спецификой, символизируя определенные и важные традиции устной эпической поэзии бурят. Имеется в виду их традиционная образная выразительность, сакральность, подтекстовость. Внешне ничем не отличаясь от дру-
гих знаков-символов, имена собственные способствуют раскрытию идейного замысла всего эпического сказания и глубины его содержания.
Цель настоящей работы - исследование системы имен собственных в эпосе «Гэсэр», выявление их структурно-содержательной специфики, а также особенностей их функционирования в эпических произведениях. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
определить ономастическое пространство имен собственных в эпосе «Гэсэр»;
выяснить роль и особенности функционирования онимов в эпических памятниках;
проследить историю возникновения основных ономастических понятий в эпосе;
описать исторические, этнографические, социальные, культурные и религиозные факторы, отраженные в эпонимах;
раскрыть полноту и своеобразие эпической картины мира посредством возможностей использования онимической лексики улиге-ров.
Методы исследования. При решении поставленной цели и задач были использованы различные научные методы: системный, сравнительно-исторический (с элементами внешнего сравнения материалов дальнеродст-венньгх языков), сопоставительно-этнографический.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного исследования имен собственных в эпосе с учетом различных факторов экстралингвистического характера, а именно с учетом исторических, этнографических, социальных, религиозных взглядов создателей эпических памятников; выявлена специфика их функционирования в эпосе и их роль з создании художественных образов, а также в отражении основных этапов в развитии бурятского эпоса.
Исходным положением диссертации является то, что имена собственные представляют собой взаимосвязанную систему, которая отличается достаточно сложной структурой, обилием онимических единиц и их выразительных функций. Наряду с другими средствами художественного изображения, имена собственные активно участвуют в создании эпической картины мира, взаимодействуют в едином эстетическом пространстве, придают национальный колорит улигерам бурят.
Объектом исследования является система имен собственных в эпосе «Гэсэр» ( эпических антропонимов и топонимов).
Предметом исследования явилась идейно-содержательная семантика эпических онимов, их историко-культорологические характеристики и взаимосвязи.
Материалом исследования послужили варианты улигеров, записанных от известных бурятских сказителей: Маншуда Имегенова, Елбона Шалбы-кова, Пеохона Петрова, Папы Тушемилова, Альфора Васильева, Парамона Дмитриева.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях онимических единиц из других жанров устного народного творчества, а также при подготовке спецкурсов и лекционных занятий по фольклору и стилистике художественной речи. Также выявленная онимическая лексика может быть включена в состав различного рода ономастических словарей. Кроме того, материалы исследования могут найти применение и в других областях науки: истории, этнографии, географии, религиеведении и т.д.
Апробация работы. Основные положения работы были представлены в виде докладов на заседаниях кафедры английской филологии БГУ, научно-практических конференциях преподавателей БГУ, на межрегиональной конференции, посвященной 80-летию профессора Ц.Цыдыпова, на международной конференции «Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии», международной конференции, посвященной 220-летию Я.Шмидта, международной конференции «Олонхо в контексте эпического наследия народов Сибири». Некоторые положения по теме диссертации отражены в 4 публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.