Введение к работе
Актуальность исследования. В наши дни не ослабевает интерес к героическим эпосам монголоязычных народов «Гэсэру» и «Джангару». Гэсэриада и Джангариада, гениальные поэтические создания бурятского и калмыцкого народов, представляют собой яркий вклад в мировую культуру.
Выяснение связей между Гэсэриадой и Джангариадой
является одним из показателей общей по сути судьбы бурятского и
калмыцкого народов, их принадлежности к единой
общемонгольской культуре. Это дает материал, способствующий
более глубокому изучению и осмыслению предыдущего опыта
традиционной культуры этих народов. "Гэсэр" и "Джангар"
свидетельствуют об устойчивости развития и сохранения в них
этнических, культурных и хозяйственных традиций. Эпос бурят-
монголов и калмыков хранит в себе богатый материал по языку,
фольклору, литературе, всему духовному наследию и способствует
практическому решению вопроса о сохранении и возрождении
культуры, этнического своеобразия бурятского и калмыцкого
народов, историко-культурной преемственности различных этапов
их развития. Сказители передают последующим поколениям основы
традиционной культуры, препятствуя тем самым забвению
коренных историко-культурных традиций, усиливая
центростремительные тенденции, способствуя сохранению этих этносов и созданию реальной возможности их полноправного участия во всех духовных процессах, протекающих в мировом сообществе.
В эпических памятниках монгольских народов в полной мере нашли отражение древние истоки народного мировоззрения, закономерности формирования универсальных общечеловеческих ценностей. В связи с этим сравнительное исследование эпосов монгольских народов в целом, а также бурятского эпоса "Гэсэр" и калмыцкого эпоса "Джангар" в частности, призвано ответить на ряд вопросов, возникающих в ходе изучения эпических памятников.
Цель исследования - комплексный сравнительный анализ эпических памятников, выявление характерных и отличительных черт в образах главных героев, обрисовке родины эпических героев, а также исследование поэтики Гэсэриады и Джангариады.Такой анализ предполагает изучение социальных и ' идейно-художественных особенностей бурятского и калмыцкого эпосов, раскрытие внутреннего механизма эволюции этих эпических памятников, отразивших мировоззренческие представления и традиционные взгляды этих народов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать историю изученности памятников с XVIII века и до настоящего времени, когда в распоряжении исследователей (гэсэроведов и джангароведов) уже имеются различные их варианты;
определить специфику развития бурятского "Гэсэра" и калмыцкого "Джангара", .связанную с особенностями мировоззрения этносов и их жизни в конкретных историко-географических условиях;
проанализировать общность мифических элементов, сохранившихся и трансформировавшихся в "Гэсэре" и в "Джангаре" и сыгравших большую роль в развитии эпических традиций всех монгольских народов;
рассмотреть поэтику этих произведений со всеми присущими им изобразительными средствами, со всем кругом объектов изображения: основных героев, их антиподов, их эпических характеристик, социально-исторических условий, в которых происходили изображаемые в эпосе события.
дать характеристику эпической родине протобурят «Булжумууртын урам» и эпической родиной предков калмыков -стране «Бумба».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: системный, который предполагает комплексное сопоставительное изучение, представление основных вариантов «Гэсэра» и «Джангара»; сравнительно-текстологический, описательно-аналитический и сравнительно-исторический.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексно-сопоставительного исследования эпоса «Гэсэр» и эпоса «Джангар» с учетом истррических, культурных, религиозных, социальных взглядов создателей этих эпических памятников, отражения в них основных этапов становления бурятского и калмыцкого этносов.
Объектом исследования является бурятский героический эпос о Гэсэре и калмыцкий эпос о Джангаре.
Предмет исследования - выявление общих черт и различий в двух эпосах, особенности образных и поэтических систем данных памятников.
Материалом исследования послужили варианты улигеров бурятских сказителей: Маншуда Имегеева, Пеохона Петрова, Папы Тушемилова, Альфора Васильева, а также варианты калмыцкого эпоса сказителей Ээлян Овла, Давы Шавалиева, Мукебюна Басангова. Насанки Балдырова.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в
дальнейших научных исследованиях по сопоставительному анализу других эпических произведений двух родственных народов, а также при подготовке спецкурсов, лекционных и практических занятий по фольклору. Материалы исследования могут представить интерес и для таких областей наук, как этнография, культурология, сравнительно-историческое языкознание.
Апробация работы. Основные положения работы были представлены в виде докладов на международной конференции, посвященной 220-летию академика Я. И. Шмидта (1999), на межрегиональной конференции, посвященной 80-летию профессора Ц. Цыдыпова (1999), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей БГУ (1998, 1999, 2000), на заседаниях кафедры английской филологии БГУ, кафедре МНОЯ БГУ.
Основные положения по теме диссертации отражены в 4 публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.