Введение к работе
Актуальность избранной темы определяется, таким образом, важнейшей социальной функцией фольклора в современной культуре, также теми задачами, которые воздвигает общество перед гуманитарными науками.
Объектом данного исследования является песенный фольклор болгарской диаспоры в Украине. Наиболее компактно болгары УЗбІ тысяча чєлоеєк/ сосредоточены в южной части Украины: в Одесской области, в Приазовском крае, а также в граничащих с Украиной ра ионах Молдавии. Здесь выходцы из Болгарии обрели вторую Родину.
Степень исследованности темы. Судьба болгарских переселе: цев издавна интересовала исследователей. В многочисленных работ современных ученых - В.Т.Дмитрука, Е.В.Шпилевой, М.Д.Бычварова В.С.Горского, Н.С.Щумады, И.А.Стоянова, П.С.Соханя, В.И.Наулко, В.В.Коргузалова, Н.С.Кондратьевой, Л.А.Демиденко и др. - в конт сте культурных межнациональных взаимосвязей болгарского, украинского, русского, молдавского народов освещались история перес ления болгар в пределы нашей страны, быт и материальная культ, ра переселенцев, особенности их диалекта, народной музыки и нек
I/ Порус В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла J J Заблу дающийся раз>ш Йної юбразие вненаучкого знания. - IX.: Изд-во политической литературы, 1990 - С.256.
_ з-
ipue аспекты современного состояния фольклорных традиций болгар.
іиболее значительные исследования в этой области принадлежат С.Державину /"Болгарские колонии в Росси", г.Іи т.П, І9І4-І9І5 ./ и болгарскому ученому Н.Кауфману /"Народни песни на бълга-іте от Украинска и Молдааска ССР", София, Т982г./.
Отдельного синтетического исследования, выявляющего специ-ку песенного фольклора болгарского населения юга Украины и лдавии, нет.
Научная новизна заключается, прежде всего, в теме исследо-ния. Впервые в отечественной фольклористике предпринята попыт-целостного изучения песенных жанров фольклора болгар Украины, йдено новое сочетание известных методов исследования примени-льно к фольклорному материалу, что позволило увидеть не только дельные признаки жанров, текстов, мотивов, ко и сам принцип их ганиэации и функционирования в контексте человеческого общества акая совокупность подходов способствовала непосредственному явлению целостности явления с точки зрения феноменологии.
Центральными проблемами в настоящем диссертационном иссле-зании являются: проблема классификации песенного фольклора бол-р, проблема дефиниции фольклорного жанра и жанровой системы, ісономерностей бытования и развития системы болгарских песенных яров в условиях плотного иноязычного окружения. Без решения их проблем невозможно было достичь главной и конечной цели уіедования: научно обозновать систему песенных жанров фолькло-болгарской диаспоры в Украине и объяснить это явление как куль-рный феномен. Такая цель потребовала многоаспектного, целостно рассмотрения предмета исследования.
В процессе исследования ставятся и решаются следующие
- 4 -основные задачи : I/ выявление исторических предпосылок формирования культурного фона - носителя фольклорных традиций болгарской диаспоры на Украине /исгорико-культурологический аспект/; 2/ анализ структуры данной система песенных жанров /синхронический аспект/; 3/ раскрытие особенностей развития и становления системы жанров, определение культурно-бытовых и филолого-эстетических функций жанров /диахронический аспект/; 4/ исследование образной структуры болгарской народной песни в культурно-историческом контексте.
В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы: метод полевых наблюдений, сравнительно-исторический, функционально-социологический, привлекались такае и некс торые структурно-семиотические методики.
Методологической основой данного исследования послужили тр; ды методологического характера современных фольклористов В.П.Ані кина, В.М.Гацака, В.ЕГУсева, А.И.Дея, Т.И.Живкова, Б.Н.Путилова Н.И.Толстого, К.В.Чистова, Н.С.Щумады, ученых Тартусской семиотической школы. Учитывались так*.о достижения дореволюционной шу ки /исследованы А. И.Потебнй, А.Н.Веселовского, В.Я.Проппа, И.Я.Франко, Ф.М.Колессы/. Определенное влияние на видение предмета оказали концепции М.М.Бахтина, К.Леви-Стросса, А.Ф.Лосева, И.Фуко.
Выбор методов продиктован пониманием реальной сложности прлроды исследуемого явления. Диссертант придерживается положені что фольклор изоморфен культуре, являясь ее "кодом". Фольклорна* культура в синхроническом плане представляет систему многочислен них локальных ф^рм, в диахроническом - развивается и реализуете! в бытии определенного локального коллектива.
Материалом для исследования послужили собственные наблюдения автора во время фольклорных экспедиций в Одесскую область Украины и Ямбольский округ в Болгарии, а также тексты болгарских песен, опубликованные в Болгарии, в Украине и в России. Были использованы архивные материалы Института иск"сствоведения, фольклористики и этнографии АН Украины и Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге.
Практическое значение работы заключается в углубленной разработке теоретических обоснований при исследовании фольклора диаспор, что может послужить вкладом в об'цую теорию фольклора. Тексты песен, собранные автором работы з болгарских селах Украины и Болгарии и хранящиеся в рукописных фондах Института искусствознания, фольклористики и этнографии АН Украины, мої/т быть использованы исследователями в своих изысканиях. Результата анализа жанровой системы и поэтики жанров могут быть использованы в педагогической практике, при создании специального курса или пособий по фольклористике. Научные исследования подобного профиля приобретают определенную значимость в связи с сбциальной необходимостью научного руководства обществом.
На защиту выносятся следующие положения: I. Современное устное народное творчество болгарской диаспоры - актуализированный элемент духовной культуры прошлого в соотнесении с культурной доминантой настоящего. 2. Жанровая система песенного фольклора болгарской диаспоры имеет автономный характер и подчиняется специфическим внутренним законам развития, одновременно взаимодейст-вуя с другими национальными фольклорными системами. 3. В обрядовых текстах происходит перенос культурного значения с акциональ-ного и предметного планов на вербальный, вследствие чего семантика последнего углубляется и усложняется.
4. В процессе трансформации мифологических песен происходит смена образов-сообщений при неизменной структуре /бинарной либо тринар-ной/, исполняющей функцию концептуализации произведения. 5. Мифологемы цвета в художественной ткани народной песни в качестве знаков снимают противоречие мевду образами и понятиями и выступают реорганизующими элементами произведения.
Апробация работы. Результата диссертации докладывались и обсуг дались на заседаниях кафедры русской классической и советской литературы Софийского университета им. Климента Охридского, .ч Институте фольклористики при Болгарской Академии Наук, на. заседаниях . кафедры истории украинской литературы Киевского университета им.Т.Г.Шевченко, в отделе народного творчества и искусства зарубежных стран Института ИФЭ АН Украины, на Второй всесоюзной конференции по болгаристике "Болгаристика в системе общественных наук: опыт, уроки, перспективы" /5-7 февраля 1991г., Харьков/. Бытованию песенного фольклора болгарской диаспоры в Украине было посвящено несколько выступлений автора диссертации по Всесоюзному радио /болгарская редакция Гос'і'елерадио СССР/. '
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Список литературы включает 311 работ отечественных и зарубежных авторов.