Введение к работе
Актуальность исследования. В последние десятилетия особое звучание приобрела проблема изучения мифологии как первотекста, моделирующего современные формы в различных видах искусства вообще и фольклора в частности. Несмотря на появление большого количества работ, монографий и статей, посвященных исследованию этой проблемы, до сих пор остается невыясненным, какова степень воздействия мифонозтическот сознания в области фольклора, чем объясняется воспроизводство мифологических мотивов в фольклорных произведениях на фоне казалось бы полной победы рационального и прагматического начал в современном мире. Нет полной ясности и в вопросе о месте, роли и функциях мифологических мотивов и образов в жанрах фольклорной прозы XX века, о процессах их трансформации. Этим проблемам и посвящено реферируемое диссертационное исследование, осуществленное на региональном материале.
Предметом анализа в диссертации являются мифологические мотивы и образы, представленные в фольклорной прозе Урала (в преданиях, легендах и сказках) по записям XX века. Мифологическими в работе признаются мотивы, генетически связанные с мифом. Под мифом традиционно понимается сказание о богах, духах, героях, о первопредках, участвовавших в создании окружающего мира в целом и/или его частей. Мифология, таким образом, выступает как совокупность подобных повествований о богах и героях, но в то же время она может быть рассмотрена и как система традиционных представлений человека о мире, воплощенная в слове.
Цель данной диссертации — реконструировать мифологическое содержание прозаических жанров фольклора Урала и проследить функционирование в них мифологических мотивов и образов на протяжении XX века.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
-
выявить восходящий к мифу образный состав фольклорной прозы Урала XX века;
-
определить основные мифологические мотивы, характерные для уральской фольклорной прозы данного периода;
-
установить идейно-художественные функции мифологических мотивов и образов в различных жанрах фольклорной прозы Урала;
-
проследить трансформацию мифологических элементов в прозаических жанрах фольклора.
Материалом для исследования послужили, во-первых, опубликованные тексты уральского фольклора, представленные в различных сборниках и охватывающие период его современного бьяования (с начала XX века по 80—90-е гг. нынешнего столетия), во-вторых, неопубликованные тексты из архивов уральских вузов (архив фольк-лорно-этнографического кабинета Челябинского государственного университета, архив кафедры фольклора и древнерусской литературы Уральского государственного университета и фольклорный архив кабинета литературы Челябинского государственного педагогического университета), а также из личных архивов А.И. Лазарева и В.П. Тимофеева. Вторая группа источников представляет собой записи фольклора, собранные во время экспедиций студентов и преподавателей филологических факультетов уральских вузов в течение двух последних десятилетий.
В качестве дополнительною материала в диссертации использованы тексты преданий и легенд, извлеченные из местной периодической печати, а также из различных исторических и этнографических описаний Урала научного и публицистического характера.
Методы исследования. В качестве основного в работе использован общенаучный индуктивно-дедуктивный метод исследования материала. При помощи сравнительно-сопоставительного анализа выявляются общие и специфические черты воспроизведения мифологических элементов в различных жанрах уральского прозаического фольклора на разных этапах его развития в XX столетии. Посредством историко-типологического метода исследуются закономерности трансформации сказки в ее жанровых разновидностях на протяжении XX века.
Теоретической основой работы явились труды отечественных ученых, посвященные вопросам исторической поэтики, генезиса и структуры фольклорных жанров, их мифологического содержания: А.Н. Веселовского, А.А. Потебни, А.А. Афанасьева, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского.
В понимании специфики жанров фольклорной прозы мы опирались на работы С.Н. Азбелева, Ь.1. Ахметшина, Л.Г. Барага, В.В. Блажеса, Т.В. Зуевой, Н.А. Криничной, В.П. Кругляшовой, А.И. Лазарева, Т.Г. Леоновой, В.А. Михнюкевича, В.Н. Морохина, Э.В. Померанцевой, В.К. Соколовой, К.В. Чистова.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Впервые в качестве самостоятельного объекта исследования рассматривается мифологическое содержание региональных фольклорных текстов в их современном бытовании.
-
Диссертация расширяет представление о причинах воспроизводства мифологических мотивов в жанрах фольклорной прозы, об особенностях воздействия мифопоэтического сознания на современные фольклорные формы.
-
В диссертации определяется роль мифологических мотивов в реализации функций уральских фольклорных образов-персонажей, прослеживается эволюция мифологических элементов в содержании фольклорной прозы на сюжетном и образном уровнях на протяжении конкретного отрезка времени — последнего столетия.
-
В научный обиход в результате анализа вводятся неопубликованные записи фольклора, полученные во время фольклорных экспедиций студентов и преподавателей уральских вузов.
Теоретическая значимость работы. Представленный в диссертации анализ значительного, во многом нового фольклорного материала позволяет подойти к решению важных проблем фольклористики: проблемы трансформации некоторых фольклорных жанров, модификации фольклорных образов и сюжетов, взаимодействия между различными жанрами фольклора в их сегодняшнем бытовании.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут найти применение при изучении курса «Русское народное поэтическое творчество» в университетах и педагогических институтах, при разработке вузовских спецкурсов и спецсеминаров по фольклористике, а также в процессе преподавания славянской мифологии и фольклора в гуманитарных классах школ, гимназий и лицеев.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий по устному народному творчеству, в научно-исследовательской работе преподавателей и студентов.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и сообщениях, сделанных автором на научно-практической конференции по итогам фольклорного года (Свердловск, 1983 г.), на Седьмых Бирюковских чтениях (Челябинск, 1986 г.), на зональной научной конференции «Проблема характера в литературе» (Челябинск, 1990 г.), на международной научной конференции «Россия и Восток» (Челябинск, 1995 г.), на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, сотрудников и аспирантов Челябинского педагогического университета (1989—1991, 1994—1997 гг.), на научной конференции «Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность» (Челябинск, 1998 г.), а также на заседаниях кафедры литературы и фольклора
Челябинского государственного университета (1992 г.) и кафедры литературы Челябинского государственного педагогического университета (1996, 1998 гг.).
По теме диссертации опубликовано 5 и сдано в печать 3 работы.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и приложения.