Введение к работе
Актуальность темы. Б работах об эпосе фольклористы часто уделяли внимание пространству противника. Однако вопрос о местах обитания эпических противников ставился исследователями фрагментарно, главным образом в связи с противопоставлением эпического героя и его противника. В русле научных тенденций к постижению единства и многоплановости в фольклорной картине .мира предложенная тема диссертации является актуальной.
Цель исследования - представить в исторической перспективе, з какой-то степени гипотетически, процесс возникновения и эволюции эпизодов, связанных с местами обитания антагониста в эпических произведениях или эпических мотивах.
Задачи исследования;
классифицировать выделенные эпические п зппческо-риту-алыше мотивы, включающие в себя описание .мест обитания противников, принимая во внимайте, в первую очеродь, связь этих мотивов с основними природними универсалиями эпоса.
Провести анализ особенностей формирования и развития мотивов, связанных с местами обитания противников.
Проследить и проанализировать связь исследуемых мотивов с исторической действительностью.
Рассмотреть взаимовлияние зпосов исследуемых фольклорных зон на примерах взаимодействия эпических мотивов, повествуя-чих о местах обитания противников..
Материал исследования - хеттские (сборники Витцэла, Отте-на, Кронассера и других исследователей), индоиранские ("Авеста", Веди), хотаносакскне (Рукопись "Е" в публикации Лёимана), Е:яю,-зосточнославянск;:э, тюрко- и монголо-сибирские эпические и опическо-ритуальние тексты. Били привлечени отдолышо мотивы южнославянского песенного фольклора, сопоставимые- с эпической традицией. Кроме того, использованы археологические и этнографические источники: археологические своды, содерлпппе списания погребальных сооружений Ирана, Индии, Средне';! Лз:чг, ::'::-ри, Северного Китая, степей Северного Причерноморья, ;',га .V*-
они; зафиксированные этнографами архаические типы погребальных обрядов Индии, Ирака и Сибири.
Методы исследования. При написании диссертации применены методи сравнительного изучения эпосов, выработанные филологическое наукой, В методическом плане важную для нас роль сыграли работы представителей русской ыколы заимствования (В.Ф.Мял-лера, В.В.Стасова, Г.Н.Потанина), разрабатывавших теории восточного происхождения ряда еюнетов европейского фольклора, работы Х.Г.Короглы, исследующего взаимовлияния эпосов различных фольклорных зон, работы представителей современного типологического направления в изучении эпоса (В.М.Гацака, Б.Н.Путилова). Были привлечены выводы о взаимопреемствещюсти культур Востока и Запада, содержащиеся в трудах фольклористов, лингвистов, историков.
Новизна исследования:
-
В диссертации на натериалах эпосов и эпических мотивов в текстах обрядового характера была выдвинута рабочая гипотеза об опосредованном влиянии сибирских словесных культур на славянский фольклор.
-
Обнаружена связь раннеетадиалышх эпических противников с архаическими погребальными культами, нашедшими отражение в эпос ах исследуемых фольклорных зон.
-
Впервые в фольклористическом исследовании использован наиболее объемный свод хотакосакекпх текстов, имеющих фольклорную основу; прослежен генезис ряда мотивов из этого свода, предположительно возникших на осново взаимодействия иранской и сибирской культур. ,
-
В ходе работы приведен ряд новых параллелей сюяетов и ш тиров славянских, хотанос'акских и сибирских текстов.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что оо результаты могут быть использованы в вузовских спецкур-r:\v и сп^чг-рміїиорах по сравнительному изучению эпосов пародов
- Ц -
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и одобрена отделом фольклора Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН. Основные положения работы изложены в публикациях автора общим объемом 5,3 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.