Введение к работе
Актуальность темы заключается в исследовании вопросов поэтики эпоса "Манас". Известно, что до последнего времени киргизский эпос изучался, в основном, в плане освещения мифологических, архаических, исторических пластов, в плане выявления генезиса и эволюции сюжетики. В этих исследованиях в той или иной мера освежались и вопросы поэтики, однако,не было еще работы полностью посвященной поэтике эпоса. Наше исследование посвящено исследованию художественных свойств изображения тулпаров-скакунов в эпосе.
Радлов В.В. Предисловие."Манас" героический эпос киргизского наоода. - Фрунзе: Илии, 1968; Валиханов Ч.Ч. Очерки Джунгарии. -" Собр.соч. в пяти томах; Ауэзов М.О. Мысли разных лет. -Алма-Ата: Казгослитиздат, 1959; Берштам.А.Н. Эпоха возникновения великого киргизского героического зпоса "Манас". - Фрунзе: Киргосиздат, 1946: дирмунский B.'uU Введение изучение "эпоса "Ма-наса". - pvH3e: Киргосиздат, 1948; Абрамзон СМ; Киргизы и их этногенетические и исторические-культурные связи. -.1.: Наука,
2 " '
Кыдырбаева Р.З. Генезис зпоса "Манас". - Фрунзе: Илим,
1980; Мусаев СМ. "Эпос "Манас". - Фрунзе: Клим, 1979; Абдылдаев Э. "ії!анас" эпосунун таркхый енугужунун негизги этаптары. - Фрунзе: Шшм, 1981; Бегалиев СИ. О поэтике эпоса "Манас". - Фрунзе: Илим, 1968; Кайнакова А. "Семетей" эпосунун генеологиялык негиздери. -Фрунзе: Илим, 1984; Сарыпбеков Р. "Манас" эпосунун мотивдери. -Фрунзе: Илим, 1985.
Цель и задача диссертации. Тема диссертации формулируемая как "Кульг коня в художественном составе эпоса "Манас" диктует следующие основные цели; определить место и роль коня ь процессе становления и развитая эпоса; раскрыть особенности поэтического изображения скакунов на различных этапах формирования эпоса. Киргизский эпос рассматривается наш, по мере возможности, в контексте с тюркоязычннм.
Предают исследования. Материалами для нашего исследования послужили оригиналы рукописного фонда 5ШИ (ТАИФ) Национальной Академии наук Республики Кыргызстан, и в основном варианты сказителей Ыамбета Чокморова, itycyna Шатая, Сагымбай Орозбакова и Сзякбая Каралаева. Достаточно иироко использовались опубликованные эпические произведения алтайских, башкирских, тувинских, каракалпакских» якутских, калмыцких, казахских народов. Методика и методология нашего исследования основывается на научно-теоретических историко-этнографяческих, достижениях в работах таких ученых, как Р.С.Липец, О.Витта, В.Б.Ковалевская, Л.П.Потапов, С.П.Нестерова, Е.А.Костюхина, А.М.Мандельштама, а также работы (см.на 1с.) известных киргизских и гюркоязычных ученых, в области исследования эпоса "Ыанас".
Новизна темы определяется системным раскрытием свойств и особенностей изобраненая коней в эпосе "Манас". Основную новизну своей работы диссертант видит в акцентировании на поэтических приемах и средствах создания образов коней. Художественные приемы, используемые для поэтизации тулпаров в эпосе "Ыанас", раскрываются нами в тесном соотнесении .с индивидуальным мастерством каждого сказителя.. В диссертации такие осуществлен анализ устойчивых, традиционных поэтических тропов и формул.
Практическое значение. Проблема, которую охватывает кееє исследование и основные выводы могут быть использованы исследователями в своих трудах, а также в практике преподавания фольклористических дисциплин в вузах и школах.
Апробация исследования. Настоящая; диссертация выполнена в отделе 'Манасоведения? института литературы и искусства Национальной Академии наук Кыргызстана» Общий объем диссертации составляет 5,1 п.л. Основное, содеряанле работы в обьеме 3,5 п.л. опубликовано в различных республиканских газетах и журналах. Кроме того, по теме диссертации были.сделаны доклады на конференциях:
/Всесоюзном симпозиуме по эпосу "Манас" которое проходило 10-13 сентября в 1990 г. городе Фрунлэ; Межрегиональной конференции посвященной 90-летнему юбилею К.Тыныстанова в городе Каракол 1992 году 13-14 октября /, а также на указанную тему турецкий журнал "Турк.дуйвеси", которая должна увидеть свет в мае месяце в г.Анкаре.
Структура диссертации. Диссертация "Культ коня в художественном составе в эпосе "Манас" состоит из двух глав, введения и заключения, приложения, а также включает список использованной . литературы.