Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Колдун, знахарь в русских мифологических рассказах, представлениях Восточной Сибири (структура и содержание образов, ареалы и семантика именований) Афанасьева-Медведева, Галина Витальевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Афанасьева-Медведева, Галина Витальевна. Колдун, знахарь в русских мифологических рассказах, представлениях Восточной Сибири (структура и содержание образов, ареалы и семантика именований) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09.- Улан-Удэ, 1997.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Мифологические рассказы, представления, поверья о колдуне и знахаре - важная составная часть архаической славянской духовной культуры (низшей мифологии), в наши дни стремительно исчезающей, во многих регионах исчезнувшей без следа, но в прошлом достаточно устойчивой и повсеместно распространенной. По своему происхождению они относится к дохристианским воззрениям, к эпохе язычества, которое в трансформированном виде, по сути дела, продолжала существовать в жизни народной, уживаясь с христианством.

Данные низшей мифологии являются ценным источником для реконструкции мифологических представлений о мире. В связи с этим следует указать на целый класс текстов, которые воспроизводят представлення об исцелении больного знахарем по схеме, творения, интеграции мироздания и его распада, совпадающей с универсальной индоевропейской трехчленной моделью мифологического творения: первоначальный хаос-вмешательство сверхъестствен—ной силы упорядоченный космос, а порча, наносимая колдуном, как процесс распада: упорядоченный космос-вмешательство сверхъестественной силы -хаос.

В Восточной Сибири русские мифологические рассказы о знахаре и колдуне долгое время оставались неизвестными исследователям. Как фольклорные тексты они стали записываться сравнительно в позднее время, лишь в 60-е годы нашего столетия. К этому же времени относится и начало их изучения.

Методика исследования основана на текстологическом анализе с использованием сравнительно-исторического, сравнительно-типологического, ареалогического методов.

Цели и задачи работы. Основной целью настоящей работы является исследование структурно-семантического содержания образов колдуна и знахаря в мифологических рассказах, представлениях, поверьях, бытующих в Восточной Сибири.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. Выявление особенностей интерпретации образов знахаря и колдуна русскими Восточной Сибири.

  2. Выявление восточносибирских именований данных персонажей и использование их в качестве источника для реконструкции семантики знахаря и колдуна.

3. Выделение классификационных дифференциальных признаков,
примет, функций, атрибутов, характеризующих различие образов знахаря,
колдуна в восприятии русских Восточной Сибири.

4. Картографирование отдельных мотивов восточносибирских
быличек, бывальщин о колдуне, знахаре, представлений, поверий.

Материалом для решения данных вопросов послужили многочисленные источники: рукописи мифологических рассказов о колдуне, знахаре, представлений, поверий, хранящиеся в фольклорном архиве Иркутского государственного педагогического университета,

материалы личных архивов фольклористов Е.И.Шастиной, М.Р.Ульяновой, Р.Н. Базилишиной, а также автора данной работы (всего 5138 текстов быличек, бывалыцин о колдуне, знахаре, представленных из более чем 500 русских селений Восточной Сибири: Бурятии, Иркутской, Читинской областей, Красноярского края), а также былички и бывальщины в количестве 199 текстов, записанные В.П.Зиновьевым (Зиновьев, 1987, 127-266, №№ 183-382). В качестве источниковой базы данной работы были привлечены материалы в форме отдельных поверий, представлений о знахаре, колдуне Г.С.Виноградова (Виноградов, 1916; Виноградов, 1918 и др.), Н.Кашина (Кашин, 1860), А.А.Макаренко (Макаренко, 1897; Макаренко 1903), И.Г.Ростовцева (Ростовцев, 1928), Е.Титова (Титов, 1924), П.М.Толмачева (Толмачев, 1911), И.Чеканинского (Чеканинский, 1914) и др., опубликованные на страницах различных периодических изданий Сибири, в том числе "Восточное Обозрение", "Живая старина", "Известия ВСОРГО", "Иркутские губернские ведомости", "Сибирский архив", "Сибирская летопись" и т.д.

Научно-практическая значимость работы связана с возможностью использовать ее материалы и выводы в практике вузовского образования, при издании сборников мифологических рассказов о знахаре и колдуне, а также могут служить дополнением к курсу русского фольклора (в разделах, посвященных меморатам и художественным образам устно-поэтического искусства).

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литературы Иркутского государственного педагогического университета. По теме исследования были сделаны доклады на научных конференциях молодых ученых Иркутской области (1986 г.), ежегодных конференциях университета (1983, 1985, 1986, 1987, 1989, 1991, 1993, 1994, 1995), на Областной конференции по традиционной культуре (1996). По теме диссертации опубликовано 8 работ и тезисы докладов.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы и источников, принятых сокращений, Приложения, состоящего из 106 карт, рисующих ареальную картину бытования восточносибирских представлений, поверий, отдельных мотивов быличек о знахаре, колдуне за период с 1860-х по 1997-е годы.