Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Каравайные песни Белорусского Полесья (историография, семиотика, специфика жанров) Ермакова, Людмила Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ермакова, Людмила Леонидовна. Каравайные песни Белорусского Полесья (историография, семиотика, специфика жанров) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09.- Минск, 1995.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы диссертации может быть охарактеризована с нескольких сторон. Косвенно ее выражает тот Факт, что народная свадьба Белорусского Полесья привлекает внимание исследователей уже более столетия. К этому добавляется и острота переживаемого момента. Стремительный бег современной цивилизации все в большей степени оставляет на обочине многие знания, навыки, приобретенные человечеством, а подчас и целые культурные системы, и это, по словам X. Ортега-и-Гассета, вызывает "грозные симптомы надвигающегося варварства". В рассматриваемом конкретном случае эти тенденции усиливаются социальными последствиями чернобыльской катастрофы. Поэтому и для обеспечения преемственности интеллектуального и духовного поиска народа, необходимой для возрождения национального самосознания и белорусской государственности, и для зашиты культуры от хаотического разрушения продолжение этих исследований является не только актуальной, но и неотложной задачей.

В оценке актуальности темы существенную роль играют также качества самого объекта исследования. Свадебный обряд как один из трех важнейших обрядов перехода в жизни отдельного' человека (рождение, свадьба, смерть) ритуализирован с древнейших времен и потому несет в себе в виде готовых, устоявшихся форм отпечатки различных сторон жизнедеятельности многих предыдущих поколений. Тем самым свадебный обряд и сопровождающая его поэзия лают богатый материал для фольклористики, одной из основных задач которой и является изучение духовной жизни народа в прошлом и настоящем посредством анализа этих готовых продуктов человеческой культуры.

Традиционная полесская свадьба особенно ценна тем, что это свадьба так называемого караванного типа *. Важно отметить, что каравайный обряд и его поэзия хорошо сохранились среди сельского населения и дошли до наших дней в живом бытовании, по-прежнему сочетая в себе и утилитарную и поэтическую функции. При этом он является развитым магическим обрядом и представляет собой не одномоментное действие, а цепочку самостоятельных, но взаимосвязанных между собой ритуалов, длящихся в течение всей свадьбы. Это, с одной стороны, помогает глубже разобраться в механизмах функционирования народного сознания, а, с другой, позволяет по-

1 Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности.- Минск, 1956.

нять "культурный контекст" с его бытовыми опоэтизированными pea лиями. дает возможность увидеть и расшифровать смысл как отдель ных "знаков", так и всей мифопоэтической системы, которая свя зана с каравайным обрядом и его поэзией. Таким образом, каравай ный обряд и его поэзия дают редкую возможность для расшифровк "социальной наследственности", без чего нельзя понять истоки закономерности развития и степень влияния народного творчества.

Реализация этой возможности требует комплексного, системне го изучения этого явления культуры. Такая работа до сих пор ей не была проведена, но усилия многих исследователей создали и нее хорошие предпосылки. Реферируемая работа как раз и нацелен на решение этой назревшей и актуальной исследовательской задачі

Пель и задачи исследования. С формальной точки зрения ос новной целью работы является научная систематизация средства* фольклористики всего массива каравайных песен Полесья. — кі зафиксированных в разнообразных печатных источниках, так и со( ранных в полевых фольклорных экспедициях с участием автора.

При этом, в виду специфики бытования каравайных песен, даі

ная задача исследования решается как составная часть более обш<

и столь же актуальной задачи, системного изучения каравайного о(

ряда иего поэзии в их связях с материальными и духовными сторі

нами жизни народа.

Научная новизна подученных результатов характеризуется пр< жде всего тем, что вместе они составляют комплексное и моногр. фически цельное исследование уникального явления в белорусе» народной свадьбе -- каравайного обряда и его поэзии, новыми я: ляются и следующие основные результаты диссертации:

  1. на основании собственных наблюдений и разысканий друг исследователей установлен терминологический смысл понятия "кар вай" (см. описание раздела 1.4);

  2. представлена схематическая модель каравайного обряд отражающая наиболее общие виды его бытования, пространственные временные параметры, основные функциональные характеристи собственно обряда, сопровождающих его песен и каравая; уточне функции всех каравайных чинов (см. і.5):

  3. выявлены жизненные истоки каравайного обряда и генет ческая связь каравая с календарной обрядностью (Куст, Купале др.), обозначена их общекультурная база и в русле этого высвеч ны следы древнейших языческих культов;

  4. сделана попытка объяснить и дешифровать семантику и нг

начение ритуальных и вербальных компонентой караванного обряда:

  1. обращение к технике человеческого общения дало возможность взглянуть на каравай с точки зрения обрядовой игры, праздника и позволило обнаружить карнавальное начало и элементы "сме-ховой культуры" в рассматриваемых песнях и в обряде;

  2. исследованы методологические аспекты и предложены новые подходы в проблеме жанровой классификации наиболее архаичных жанровых форм — малых обрядовых песен:

  3. проведена филологическая классификация жанров каравайных песен, с опорой на перечисленные выше результаты большинство песен отнесено к следующим четырем основным типам: заклинательные. ритуальные, величальные и корильные песни;

6) собраны и дополнены собственными версиями автора гипотезы происхождения термина "каравай" Сони даны в приложении).

Перечисленные результаты и выносятся на защиту.

Практическая значимость полученных результатов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсе истории культуры, белорусоведения, в научной, учебной и практической работе, связанной с исследованием малых жанров аутентичного фольклора. Полученные результаты показывают актуальность и дают основу для продолжения и углубления исследований рассматриваемого уникального явления народной культуры. Они могут быть полезны при изучении соштодинамики культуры и социальной психологии, при расшифровке и использовании достижений народной педагогики. Они также дают ключ к проблеме сохранения и переосмысления народных традиций и включения их в новую культурную среду.

Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты исследования докладывались на десяти конференциях (Гомель, 1980, 1984, 1985, 1993. 19S4; Минск. 1981, 1991. 1993. 1994) и опубликованы в двенадцати печатных работах. Некоторые ив них получили положительный отклик в печати.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской современной литературы Белгосуниверситета, кафедры русской литературы и кафедры белорусской литературы Гомельского госуниверситета им. Ф.Скорины, сектора фольклора Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси, научного семинара при кафедре русского фольклора Московского госуниверситета им. М.В.Ломоносова (1987. руководитель — профессор Б.П.Аникин).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и приложения. Ее полный объем — 123 страницы.