Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Калмыцкие народные благопожелания Михайлова Надежда Давжеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлова Надежда Давжеевна. Калмыцкие народные благопожелания: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.09 / Михайлова Надежда Давжеевна;[Место защиты: Калмыцкий государственный университет].- Элиста, 2013

Введение к работе

Актуальность исследования. Обострившийся интерес к национально-традиционным формам народного искусства обусловливает актуальность задачи углубленного исследования фольклора, в т. ч. жанров обрядовой устной поэзии, выявления их специфических свойств. Калмыцкое благо-пожелание (йорял) в этом плане представляет собой ценнейший материал, нуждающийся в многоаспектном изучении

Благопожелание - это особый вид устного народного поэтического творчества калмыков (ойратов), один из древнейших фольклорных жанров. Современные калмыцкие йорялы приняли такой вид в результате длительной эволюции, лишь по отдельным штрихам можно установить их далекое прошлое. Жанр благопожеланий имеет большое значение в духовной культуре калмыков и других монголоязычных народов. Благопоже-лания в системе калмыцкого фольклора занимают значительное место, распространены очень широко, до наших дней сохраняются в живом устном бытовании и, более того, в устной традиции народа являются самым активным жанром.

Научная актуальность темы связана с разработкой вопросов истории жанров и исследованием общемонгольского древнего пласта в фольклоре монгольских народов. О древнем происхождении благопожеланий говорят некоторые архаические моменты, которые сохранились в отдельных4 текстах, дошедших до нас. В условиях жестокой жизненной практики в процессе постоянной борьбы с могущественными силами природы наши далекие предки невольно искали пути и средства облегчения своей участи. В благопожеланиях звучит призыв поклонения небу и земле, чтобы снискать их доброе отношение к себе. В древности произведения этого жанра выглядели подобием молитв, с ними древние предки современных калмыков обращались к различным божествам, духам и т. п.

Данная диссертация является первым монографическим исследованием по калмыцким народным благопожеланиям.

Состояние изученности проблемы. Благопожелания - малоизученная часть калмыцкого устного народного творчества. Публиковались отдельные статьи о произведениях данного жанра научного и популярно-

го характера, а специальной монографической работы, посвященной изучению жанровых и художественных особенностей йорялов до настоящего времени нет.

Калмыцким просветителем Н. О. Очировым в начале XX века была опубликована в журнале «Живая старина» статья «Йорэлы, харалы и связанный со вторым обряд «хара келе утулган» у калмыков», посвященная жанровой характеристике калмыцких благопожеланий и проклятий. В этой статье впервые в монголоведческой науке поднята проблема жанровой характеристики йорялов и харалов, а также взаимосвязи устной и письменной литератур у калмыков. И. М. Мацаков в статье «К вопросу о калмыцких йорялах» сделал попытку выявления тематического состава произведений данного жанра, анализа обрядового характера благопожеланий. В статье Э. Б. Овалова «Благопожелания (йорялы) - жанр калмыцкого фольклора» сделана попытка рассмотрения вопросов систематизации и публикации произведений данного жанра, исследования йорялов древнего происхождения и современных благопожеланий. Исследователи фольклора Т. Г. Борджанова и Е. Э. Хабунова в своих статьях обращались к благопожеланиям с точки зрения их функций в обрядовой поэзии. Т. Г. Борджановой также выпущены монографические работы «Магическая поэзия калмыков» и «Обрядовая поэзия калмыков», в которых среди других жанров традиционной народной устной поэзии рассматриваются благопожелания. Монография Е. Э. Хабуновой «Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия» посвящена жанрам калмыцкого фольклора, связанным с традиционным свадебным обрядом калмыков, в том числе благопожеланиям. Статьи, посвященные благопожеланиям, публиковались и в калмыцких журналах и газетах.

Назрела необходимость системно-аналитического изучения калмыцких народных благопожеланий.

Цель настоящей работы заключается в исследовании жанра калмыцкого устного народного творчества - благопожеланий, в обосновании существования этого жанра как самостоятельного вида творчества и определении его места в историко-культурном развитии народа.

В соответствии с намеченной целью в работе ставятся следующие задачи:

изучение жанровой специфики калмыцких благопожеланий;

отражение в благопожеланиях калмыков древних мифологических воззрений;

выявление поэтико-стилистических особенностей калмыцких народных благопожеланий;

классификация калмыцких благопожеланий с учетом их тематического, художественного содержания и функционального назначения;

выявление взаимосвязи благопожеланий с другими жанрами калмыцкой обрядовой поэзии;

Объектом исследования являются калмыцкие народные благопоже-лания (йорялы).

Предметом исследования являются тематический состав, художественно-изобразительные особенности, структура калмыцких народных благопожеланий.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые осмыслены вопросы жанрового своеобразия калмыцких народных благопожеланий, их бытования, распространения, поэтико-стилистических особенностей. Настоящее исследование является первой попыткой монографического изучения калмыцких благопожеланий, их систематизации и классификации.

Материалом диссертационного исследования послужили тексты калмыцких благопожеланий на языке оригинала и в переводе, опубликованные в различных фольклорных сборниках, в периодической печати, хранящиеся в архивных фондах Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН и Национального архива Республики Калмыкия, фольклорные материалы, собранные М. Э.-Г. Эрдни-Горяевым, А.Н. Биткеевой.

Методологической основой исследования являются принципы и методы, разработанные в трудах отечественных ученых. При написании диссертации автор руководствовался трудами по фольклористике, этнографии, монголоведению А. Н. Веселовского, Н. И. Кравцова, Б.Н. Путилова, В. П. Аникина, В. М. Гацака, К. В. Чистова, Г.И. Михайлова, СЮ. Неклюдова, Н.О. Шаракшиновой, С.С. Бардахановой, A.M. Гутова, Х.Х. Малкондуева, X. Сампилдэндэва, Г.Р. Галдановой, А. Ад-

жиева, А. Алиевой, Н.Ц. Биткеева, Т.Г. Басанговой, Е.Э. Хабуновой и других исследователей. Структурно-композиционной особенностью данной работы являются текстовые включения фольклорных образцов в текст исследования. В качестве сравнительно-сопоставительного материала привлечены фольклорные произведения других монголоязычных народов, извлеченные как из сборников текстов, так и из данных научных исследований.

Научная и теоретическая значимость работы состоит в том, что теоретические положения диссертации, выводы, анализ текстов могут быть использованы в фольклористике монгольских народов при разработке проблем устной народной поэзии. Результаты исследования пополняют научные знания о фольклоре калмыков.

Практическая ценность диссертационной работы обусловлена возможностью использования ее в фольклористических, этнографических, культурологических исследованиях монгольских народов.

Материал проведенного нами исследования также может быть использован в вузовском и школьном преподавании при подготовке курсов лекций и спецкурсов, посвященных фольклору и этнографии монгольских народов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Традиционные благопожелания по своему происхождению являются произведениями древней обрядовой поэзии, которые при своем дальнейшем развитии постепенно теряли свое религиозное содержание. Из всех видов древней поэзии ныне только йорялы широко бытуют в народе. Их связь с магией слова, обрядами в процессе эволюции данного жанра стала постепенно утрачиваться, и благопожелания стали принимать утилитарный характер. С течением времени назначение калмыцких йорялов изменилось, сейчас они выглядят не молитвами, а просто добрыми пожеланиями, к которым прибегают при самых различных обстоятельствах.

  2. Сущность жанра благопожелания заключалась в том, чтобы положительно влиять на события тяжелой кочевой жизни ойрат-калмыка. Благопожелания тесно связаны с бытом, хозяйством и окружающей природой, они отражают мировоззрение калмыков и охватывают широко реальную действительность. Произведения данного жанра последова-

тельно и убедительно утверждают, что человек свои интересы должен уметь подчинять требованиям и нуждам общества, должен жить и трудиться на благо своего народа, придерживаться традиций, норм и правил, установленных в коллективе. Произнося иорялы, калмыки выражали свои чистые и искренние чувства ко всему тому, что питало их жизнь.

  1. Поэтическая форма калмыцких благопожеланий чрезвычайно богата. В качестве художественно-изобразительных средств в устной поэзии калмыков используются различные языковые средства выразительности. В йорялах, как и во всех жанрах устного поэтического творчества калмыков, имеются совпадающие детали и компоненты, одинаковые образы и мотивы, устойчивые обороты, образные словосочетания, постоянные эпитеты, обусловленные общим жизненным материалом и единой языковой основой. Жанровая специфика благопожеланий определяет их художественную форму и поэтический язык. Бла-гопожелания бытуют в стихотворной форме и, как правило, произносятся в рифму. Для них характерна своеобразная стиховая структура. В ритуале исполнения йоряла слово играет главную роль. Сочетание различных видов рифм и словосочетаний, словесных повторов в бла-гопожеланиях создает особый стихотворно-мелодический ритм.

  2. Благодаря монологичности, простоте построения благопожела-ния имеют широкую сферу употребления. Иорялы разнообразны как по своей тематике, так и по времени возникновения. Это постоянно развивающийся жанр устного народного творчества, но традиционная преемственность благопожеланий чрезвычайно устойчива. Иорялы дают возможность познать все стороны жизни калмыцкого народа в разные периоды его истории.

Произведения данного жанра продолжают создаваться на основе традиционных формул, клише и в наши дни. Они отражают современную жизнь, посвящаются различным событиям, знаменательным датам.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации докладывались на международной конференции «Джангар» и эпические традиции народов Евразии: проблемы исследования и сохранения» (Элиста, 2011), на всероссийской конференции «Язык и школа» (Гроз-

ный, 2010), на Международной конференции «Этнопедагогическая пан-софия академика Г.Н. Волкова как фактор социальной безопасности народов в условиях глобализации» (Элиста, 2012). Результаты исследования изложены в пяти публикациях (перечень дан в конце автореферата). Диссертация обсуждена на соместном заседании научно-образовательного центра «Фольклор: Наука. Образование. Культура» и кафедры калмыцкой литературы и фольклористики Калмыцкого государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. К диссертации приложен список использованной литературы (библиография).