Введение к работе
!'і"іцийі|КТУАЛШ0СТЬ ПР0Б№МІ' аа гда Советской власти, в особой-~^}і~5(ггтза последние года, значительно возроо пнтерео к традиционной народной культуре азербайджанцев. Будучи одной из составных частей народной культуры, календарные праздники и оОрядн являются богатейшим наследием и исторической памятью прошлого. Этим обусловлена настоятельная необходимость бережного сохранения наиболее ценного и лучиэго из этого наследия.
Исследователь русских аграрных праздников В.Л.Пропп писал: "Изучение старых бытовых, преимущественно, крестьянских праздников, которые по мэра их рассмотрения постепенно предстанут перед нами как праздники аграрные, во многих отношениях поучительно и полезно. Ула интересны не только для специалистов по этнографии, но и для каждого, кто олияэ хотел бы узнать свой народ я его жизнь в прошлом" .
«аольллорно-этнографическое исследование стать многогранной проблемы, как калоядарно-обрядовко праздники, позволяет утверждать о своеобразии и национальных особенностях жизненного уклада народа. Праздники являются сложным этпо-культурным и социально-бытовым явлением. Праздники и связанные с ішли обр довые действия, являясь синтезированным действием, во все периода истории объединяли в себе многообразные аспекты народной культуры.
Но культура, как известно, не только продукт определенной соцпально-эконом."Ч9ско11 формации, но и одна из главных основ существования этноса. Исходя из этого положения, мы выбрали один лз важнейших и актуальных пластов традиционной культуры азербайджанце" - календарно-обрядовые праздники Азербайджана, в частности, праздник весны - Нового годя - Новруз. Этот аспект национальной культуры азербайджанцев имеет важное социальное значение, так как здесь затрагиваются различные стороны народной культуры, быта и деятельности людей: песни и танцы, -драма и музыка, развлечения и увеселения, спортивнее игры и состязания, манифестации, пиша ч угощения, этикет общения с окружающими, гостеприимство и т.д. и т.п. Ритуалы и обряды Новруэа включают в себя ряд совершенно самобытных в этническом отношении явлении и ях атрибуты. 3 ре^еркрт-
I Пропп В.Л. Русские аграрные праздники. - Л.: Леигнгр.гос. ун-т, !%:.;.-&.(>.
- г -
омой диссертации предотавлаїш в едином комплексе национальные костюмы, маски, музыкальные инструменты, утварь, ритуальные пре, меты и другие произведения народного искусства, максимально пері дающие национальную самобытность и соответствующие требованиям народного быта.
Таким образом, исследование календарных праздников и обряді азербайджанцев, их специфических и общих аспектов ви взаимоснязі фольклора с этнографией являатоп актуальный п теоретически обоснованным.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОЕШЫ. Фольклор тесно связан с этнографией. "Использование данных фольклора для изучения различных оторон жизни народов является по традиции принятым, само собой разумеющимся" .
3 диссертации основное внимание удэлоно фольклорно-этногра-фичеокому исследованию календарно-обрядових праздников, учигаваї специфику разработки поставленных задач, в ней использованы разнохарактерные источники, литературные материалы /включая фольклі втнографнческие данные и т.д. Поэтому используемые материалы ра: делены на несколько'групп: ранние средневековые источники /Х-ХП
ВВ./, СреДНевеКОВЫе ИСТОЧНИКИ, К КОТОРЫМ ОТНООЯТСЯ И ОПИСаНИЯ 3)
падао-европейских путешественников; дореволюционные русские и азербайджанские источники; дореволювд иная периодическая печать труды советских русских и азербайджанских авторов; советская периодическая печать; архивные данные и т.д.
Особо следует отметить средневековые источники, в которых приводятся подробные сведения о возникновении солнечного календаря у древних народов Востока, истоках празднования календарны праздников вообще /Седо, Мехрикан и др./, дана характеристика официального и простонародного праздника Новруз /А.Бируни - X в О.Хайям - XI в. и др./.
Богатым источником является "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа"/СШМПК/, в отдельных выпусках которого приводится фольклорный материал /песни, игры и т.п./.
I Решетов A.M. Об использовании данных фольклора для изучения ранних форм оемейно-брачных отношвний//Фольклор и этнография Денгнградокое отдаленно. - Л.: Наука, I97U. - С.237.
о -
Заслуживают внимания труды советских этнографов и фолькло-истов по изучонию календарных праздников 'в различных регионах ира /В.Я.Пропп, З.И.Ч'.паров, В.К.Соколоза, С.А.Тонарав, Ю.В.Бром-ай и лр./.
Немалое место в своих работах уделили Новрузу азербайддан-киа писатели и просветители Ю.В.Чаменземинли, Т.Еакрамалнбаков, .Зардаби, А.Алекперов, А.Шаиг и др.
Проблеми истории и этнографии праздников и их функциониро-ашш в Азербайджане еще достаточно не изучены, хотя и проделана емалая работа. В последние годы появились интересные труда фоль-лорнстоз и литературоведов Азербайджана, в которых приводятся и кализируютсд отдельные аспекты праздника весны - песни, игры, іазвлечения, театрализованные представления и др. Отутим работы ..Султанлы, М.Г.Тахмаспба, 'П.Зфендиева, М.Дадашзаде, А.Набиева, І.Сеидова, М.Акимова и др., в которых определены основные направ-тния и аспекты исследования народной календарной культуры азер-5айдаанцав. Однако до оих пор отсутствовала обобщающая работа о -ізаимосвязи двух смежных наук по календарно-обрядовым праздникам, тробзл которого ш пспытались восполнить представленной к защите цгссертацией'.
ЦКЛЪ И ЗАДАЧИ ИОО'ЛйДОВАНШ - выявить неразрывную овязь новогоднего праздника с этнической историей Народа, его место в духовной я социальной жизни этноса, где наиболее ярко выражаются специфические особенности ого культуры. Исходя из поставленной цели в диссертации впервые теоретически обоснована и решена совокупность следующих задач:
основываясь на конкретный фольклорно-этнограрический материал, проанализирован характер и содержание традиционных народных праздников Азербайджана и, в частности, календарного праздника - Новруз;
определена тенденция развития обрядовых действий праздника Новруз, показана их генетическая основа;
исследованы обряды праздника, включая различные магические приемы - игры, развлечения, гадания и культа; Еыявлэна их историческая преемственность; показаны культурно-бытовые и этнокультурные свнаи с ссоєдііііуп народами Среднего я Ближнего Востока;
раскрыта сущности, характер л содержание календарной об-
_ л -
рядности Нсаруза; освещена их устойчивость и изменчивость на протяжении тысячелетий;
. - изучены и выявлены региональные -и локальній особенности в обрядах и обычаях Новруза.
ШТОДИЧі&лЛЯ ОСНОВА ИССЛііДОІШіш. Основу исследования составил сравнительно-исторический метод, который позволил раскрыть характер и выявить к-токи праздника Новруз. Параду с этим, применяя традиционный ^ольклорно-отнограрпческнй метод -- сбор материалов, личные наблюдения, опрос респондентов, проведенные в 1962-19с8 гг., на основе анализа обрядових действий удалось раек рить социальную значимость празднеств в прошлом.
ЦСТОЧНШПИ ПРОБОЙНОГО ИОСльДОЗАШІЛ /ШЛЮТСЯ:
фольклорно-этнографические полевые материалы, собргнше б различних исїиріжо-зтнограрп—їскцх зок',?х республіши; рукописи научного архива Института рукописен и Института истории АН Азербайджана;
о ре дне вековые исторические источники, а -.акха литературные материалы ХІХ-ХХ вв.; публикации европейских путешественников, русских и азербайджанских ученых, как советских, так и дореволюционных;
периодические издания на азербайджанском, русской и персидском языках /дореволюционные и советские/;
публикации смежных наук /философов, искусствоведов/ и советских русски/, и азербайджанских огнограров, фольклористов, историков, литературоведов;
образцы устного народного творчества /ашугская поэзия, байты, диалоги, пословицы, поговорки, сказки, мифология и т.п.,'.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИСЕРТАЦІЙ заключается в том, что в пей впервые подвергается более глубокому и всестороннему фольклорно-этнографическому анализу один из календарних праздников - Новруз. Разработка проблемы велась также на основе привлечения сведений о других народах, включая народы Древнего Двуречья, Сродней Азии, ырубажной Европы к другие. Данные двух смежных наук -фольклора и этнографии - дали возможность выяснить характер и сп~ держапи.; нгкоюрых обрядовых действий и определить их классификацию. Бое вопросы рассмотрены й ооциалиіо-."гопо.мичзоі'о;л, пепхоло-гичоекг! и j;di.кратно-историческом ракурсах, впервые сделана пи-
пытка научно-теоретического анализа возникновения, распространения и становления праздника Нового года - Новруз. Безусловно, исследование и анализ всох элементов новогоднего цикла даст возможнооть в определенной мера восполнить существующий" пробел в изучении народных кале-дарішх пра: зиков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ [ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы диссертации могут быть использованы в культурно-просветительских целях, помогут восстановить ряд игр, развлечений, театрализованных представлений, оставшихся в прошлом и утраченных, а также как учебное пособие по фольклористике; при написании фольклорных и этнографических работ по духовной культуре азербайджанцев и при составления программ для проведения праздника Новруз в наши дни.
АПРОБАЦІЙ ДИССЕРТАЦИИ. Работа обсуждена на кафедре истории азербайджанской литературы филологического факультета Азербайджанского педагогического университета. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора, список которых представлен в конце автореферата.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация соатоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и библиографии.