Введение к работе
Актуальность темы. Каждое общество, проходя различные стадии развития, пытается, тем не менее, подавлять, не допускать противоречий в своей среде. А если в основе этих противоречии лежат прогрессивные силы? Сатира и юмор в обществе, как правило, придерживаются прогрессивного направлення. Это часто проявляется в литературном наследии народа- Таким образом история сатиры и юмора оказалась тесно связанной с каракалпакским устным народным творчеством.
Традиции развития сатиры и юмора нашли свое отражение и каждом жанре нашего фольклора. Поэтому наш национальный фольклор исключительно богат на проявления смешного и трагического. Чаще всего их творцами выступают одаренные личности— выходцы из среды простого трудового народа. Они являлись прекрасными мастерами слова, остроумными, красноречивыми людь-Miit поэтами, жырау — сказителями, бацеы—Чтевцами, цыесаха-намп—чтецами, которые мгновенно, экспромтом реагировали на вопросы при поэтическом состязании. Поэтому народ до сегодняшнего дня бережно хранит это духовное наследие, не забывает нп одной строки н передает из поколения в поколение созданные, отшлифованные им жемчужины слова, трогающие до глубины души меткие, крылатые слова, обрядовые песни. Это бет ашары — песни, посвященные открыванию лица невесты, айтысы — поэтические, словесные состязания, сказки, эпосы и содержащиеся в них сати-рпко — юмористические строки. В них воплотились вековые мечты и чаяния, потаенные, сокровенные сердечные тайны, горести и радости нашего парода. В них живет искренний, заразительный, впечатляющий смех, благодаря которому люди вдоволь отводят душу. В этой народной сокровищнице ярко отражаются самые разнообразные: добродушные, едкие, саркастические, иронические, язвительные и прочие формы насмешки, которые способны развеселить друзей и повергнуть в ужас врагов. В ней ярко вспыхивают искры всевозможных форм, разновидностей сатиры и юмора, всего того традиционного наследия, которое присуще природному таланту народов Средней Азии и Казахстана.
В настоящей работе подвергаются исследованию сатира и юмор во всем каракалпакском фольклоре, особенно обильно представленные в обрядовых песнях, айтысах— словесных состязаниях, в сказках. Хотя каракалпакский фольклор рассматривается во многих монографических научных исследованиях, он все еще не подвергался анализу в сатирико — юмористическом аспекте- Поэтому в данной работе особое внимание уделяется зарождению, форми
рованию, проявлениям традиционной концепции сатиры и юмора в каракалпакском устном народном творчестве.
Цели и задачи исследования. Данная работа преследует цель раскрыть, насколько глубокое и всестороннее место занимают народные сатира и юмор в каракалпакском устном народном творчестве, в его наиболее распространенных и -популярных жанрах, какими являются колыбельная, хаужар (обрядовая свадебная песня), бет ашар (свадебная песня по случаю открывания лица невесты), ярамазан (религиозная песня, исполняемая по случаю окончания мусульманского поста в месяц рамазан), айтыс (словесное поэтическое состязание в диалогической форме) и сказки, а также национальный колорит и особенности сатиры и юмора. Исследуя с этой целью эту крупную форму нашей литературы, видишь место, занимаемое в обществе каракалпакским фольклором, его неразрывные связи с сатирой и юмором. Окидывая взглядом литературное наследие, существующее во всей нашей пррш-лой истории, убеждаешься, насколько прочно сохранились в сатире и юморе бессмертные традиции нашего народа, как глубоко отразилась ненависть к вврагам и угнетателям в народной сатире-.
Бережно храня, как зеницу ока, честь нашего народа на протяжении веков, взвешивая самые разные проявления бытия на весах совести, сатира, как кровь, горячо пульсировала в народном творчестве. Простолюдины с помощью сатиры и юмора метко мстили своим врагам, умело насмехались над неприглядными повадками и поведением господствующей верхушки. Эта тенденция особенно преобладала в фольклоре. Устное народное творчество играет большую роль в раскрытии характерных свойств народной сатиры. По, этому вопросу издано много монографий.1
В своей исследовательской работе автор поставил перед собой следующие задачи:
1 Даукараев Н. Шьтармаларыньщ тольщ жыйнагы. 2-том. І\араі;алпак. одебияты тарийхыныц очерклери (тарийхый—эдебий изертлеу). Бнрипшн белим. Ауызеки хльщ творчествосы. «1{арак.алпакстан» баспасы», Некие 1977, 354 бет; Айымбетов К. Хальщ даналыры. Некие, «Царакалпакстан» баспасы, 1988. 490 бет; Айымбетов Ц. каракалпак, фольклоры. «Цара-калпацстан» баспасы, Некие, 1977, 223 бет; Очерки по истории Шіракал. пакской АССР, изд-во «Наука..» УзГР, Ташкент, 1964, стр. 238; Саги-тов И. Т. каракалпак, халкыныц цахарманльщ эпосы. Некие, «Царйкдл-пакстіан», 1986; 347 бет; Максєтов Ц. каракалпак, ках,арманльщ дастан-ларыныц' поэтш&сы. бзССР «Илим» баспасы. Ташкент, 1965 332 бет; Максетов Ц., Тажимуратов Э. Царацалпак. фольклоры. «Царакалщакстан» баспасы. Некие, 1979, 260 бет; Мак.сетов К. Фольклор х.эм жазба эдебият. Нукус, 1978 151 бет. Бахадырова С. Фольклор и каракалпакская советская проза. «Цар&і;алпак,стан», 1984, стр. 249.
-
Установить пути зарождения, формирования и развития сатиры и юмора в каракалпакском устном народном творчестве.
-
Раскрыть проблемы развития сатиры по жанрам фольклора и обретение его национального характера.
-
Проследить методы и приемы употребления сатиры и юмора в каракалпакском фольклоре.
-
Живой интерес нашего народа к сатире и юмору: традиции и новаторство.
-
Основные жанрово — тематические направления сатиры и юмора в караклпакском фольклоре.
-
Раскрыть закономерность народного интереса к сатире и юмору.
7. Фольклор, сатира и юмор и их национальные особенности.
Существуют трудьг; в которых авторы при исследовании каракалпакского устного народного творчества мимоходом, в общих чертах останавливались на таких жанрах фольклора, как обрядовые песни, колыбельная, той баслау—зачин свадебного тоя, хау-жар, баднк (религиозная песня, которой сопровождается изгнание болезни из тела больного), бет ашар — открывание лица невесты, айтыс — словесное поэтическое состязание, жууап — состязание в красноречии, в форме вопросов и ответов, сказки-1 Но в данном труде сатира и юмор впервые подвергаются специальному научному исследованию. Данная проблема до сих пор не являлась объектом специального всестороннего изучения- Поэтому проведенная работа является исключительно важной и актуальной.
Данная докторская диссертация, в которой поднимается большая, доселе неисследованная проблема, посвящается теме «Сатира
и юмор в каракалпакском фольклоре».
Таким образом, посредством названных глав содержание каракалпакского устного народного творчества и формировавшиеся, развивавшиеся веками национальная сатира и юмор нашего народа в качестве специального объекта научного исследования вливаются в магистральное русло литературоведения. Совершенно очевидно, что мы имеем дело с сатнрико—юмористическим литературным наследием народа, которое имеет тысячелетние традиции, которое в соответствии с формами революционного развития совершенствовалось, обогащалось, обновлялось и развивалось в
1 Айымбстов К. Хзльщ дацаль^ы. «-Царакалпакстаи» баспасы, Ногпіс, 1083, 260 бет; Его же. Халык. даналыгы. «Царацалпакстан» баспасы*. Нокис. 1988, 490 бет Дауг,праев Н., Шыгармаларыныц тольщ зкыйиагы, Yin томльн;, 1970—1979, "«і;арагрлпаі;стан> баспасы, Нокис; Мацсетов К. Фольклор хог.1 эдебпят, «Царакалпакстан» Нокис, 1975, 147 бет.
тесной связи с фольклором соседних братских пародов и в таком :шде дошло до нашего времени.
Научная новизна исследования. Основная научная новизна затрагиваемой в диссертации проблемы заключается в том, что в тей сатира и юмор в каракалпакском литературоведении, в каракалпакском фольклоре впервые на примерах каракалпакского устного народного творчества подвергаются научному исследованию и анализу и получают свою общественную оценку.
Диссертация по объекту своего исследования, проблематике, содержанию, по научно — теоретическим выводам и аргументам выгодно отличается от других работ. Фольклорные образы в каракалпакском устном народном творчестве выгодно отличает .'їх от фольклорных образов народов Средней Азии и Казахстана. Существующие в литературно-художественном наследии народа мифические образы, отрицательные типы конмн выступают старуха—колдунья, меднокогтное Существо, с'смиглявын дракоц, пери, тигр, лев, лиса, волк, змея п другие, естественно, несут на себе отпечаток национального характера, психологии, действий, обладают особенностями, свойственными для менталитета каракалпакского народа.
Смех широкой волной разлит в каждом жанре каракалпакского устного народного творчества. Почти пет таких фольклорных форм и жанров, в которых не присутствовал бы смех. Не замечать этого, не изучать этот феномен значило бы допустить большое «белое пятно» в науке Поэтому в настоящей работе сделан обстоятельный научный обзор всех форм нашего фольклора, начиная с малых его жанров и кончая эпосом.
Почему наш народ всей душой любит фольклорную сатиру и юмор? Почсму)он при отсутствии письменных памятников бережно хранит это сокровище до сегодняшнего дня, передавая, как наследие, от поколения к поколению? Ответы на эти вопросы мы отыскали в сатире и юморе, высказали по этому поводу научные предположения.
Ответы на эти' вопросы тем более важно получить, т. к. эти обстоятельства оказали большое влияние на развитие самосознания народа, па социально-экономический, политический, духовный уровень развития, па все стороны бытия.
Научная новизна диссертации заключается еще и в том, что в ней впервые подвергается глубокому анализу национальный характер сатиры и юмора в каракалпакской усгпой литературе. Те малые жанры, которые относятся к обрядовым песням, стали объектом специального иследовання. Открыт родник никем пока не изученных сатирико-гомористичерких полотен, содержащихся в
антысах—словесных поэтических состязаниях и сказках. Исследо вания здсс!) обоснованы с научно-теоретической точки зрения Это является большим вкладом в каракалпакское литературоведение.
Теоретическая и методологическая основа диссертации. Теоретической и методологической основой научного исследование послужили лучшие демократические традиции, общечеловеческие ценности, исторический опыт народа, публицистические материалы литературоведов и критиков, идеологические вопросы современности.
Автор опирается также на труды по фольклористике, работы ученых, посвященные направлениям теоретического и методологического исследования сатиры и юмора. Он основывается на трудах таких ученых, как Эльсберг Я-, Эвентов И., Ивакин Ю., Кор-Оглы X., Тимофеев Л. И., Абдугафуров А., Абдусаматов X., Ауе-зов М., Каратаев М., Кожакеев Т. и, др., которые подвергли глубокому теоретическому и практическому анализу этапы зарождения, формирования и развития сатиры и юмора, внесли большой вклаад в установление пирзнаков и национального характера. Диссертант пользовался также литературно-критическими трудами ученых, занимающих видное место в каракалпакском литературоведении; Давкараева Н., Айымбетова К., Сагитова И-, Максетова К., Ахметова С, Бахадыровой С, Мамбетова К.; Пахратдинова А., Насурлаевой 3. А.
При анализе идейно-художественных основ сатприко-юморп-стнческих произведений в фольклоре диссертант подвергал факты литературного процесса сравнительному исследованию с научно-методологической точки зрения, брал примеры с богатого исторического опыта советского литературоведения и сумел использовать все это в достаточной степени.
Научно-практическая значимость исследования. Научно-практическая значимость исследования вызывает у литературоведов такой же интерес, как и у исследователей фольклора. Совершенно очевидно, что выдвигаемые в диссертации основные положения могут оказаться во многом полезными как при создании истории каракалпакского фольклора, каракалпакской современной литературы, так и истории каракалпакской классической литературы дореволюционного периода и их исследований, а так же у, целом в процессе исследования теоретических связей фольклор*: и классической литературы.
Выводы, вытекающие из предлагаемой работы, непременно окажутся полезными в решении многих спорных проблем, в. облегчении разработки нерешенных в области сатиры и юмора вопро-
сов, в раскрытии приоритетов в изучении сатиры и юмора, которые продолжают оставаться пока неразработанными, могут дать толчок к интенсивному их исследованию. Дело в том, что эти проблемы частично упоминались на Всесоюзных научно-теоретических конференциях по тюркологии. Например, существуют разные подходы к сатире и юмору как жанру или одной из форм литературы.
Одну из больших глав работы можно вполне использовать в качестве лекционного курса в высших учебных заведеннях при изучении каждого жанра пашей художественной литературы или анализе творчества поэтов и писателей, особенно при прохождении тем, связанных с каракалпакской устной литературой. В другом случае данная работа может пригодиться для организации и прохождения особого курса под названием «Сатира и юмор в каракалпакском фольклоре». Ныне закладывается фундамент подобного курса.
Так как разрабатываемая здесь проблема ранее не была объектом специального крупномасштавного исследования, результаты диссертации могут быть эффекивно использованы при составлении учебных программ, разработке вспомогательных учебно-методических пособий по каракалпакскому фольклору, при распределении тематики дипломных и курсовых работ, при изучении сатиры и юмора фольклорных жанров, для углубления познаний студентов филологических факультетов высших учебных заведений .
Источники исследования. Источники диссертации основываются на литературно-художественной сокровищнице народа, включенной в многотомник каракалпакского фольклора. Основой научного исследования избраны прежде всего х.аужар, бет ашар, бадик, колыбельная ярамазан, айтысы, жууап айтысы (словесное состязание в форме вопросов и ответов), сказки (бытовые, волшебные, а также сказки о животных) и другие произведения, в которых преобладают сатирико-юмористические признаки.
Отдельные материалы, взятые из двухтомника «Истории Каракалпакской АССР» и монографических трудов ученых-литературоведов о творчестве каракалпакских поэтов-классиков Кунход-жи, Ажинияза, Бердаха, из воспоминаний узбекских и казахских ученых-литературоведов, использованы в работе в качестве источников для сравнительного исследования. Из содержащихся в рукописном фонде научной библиотеки Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан рукописных памятников взяты материалы, касающиеся сатиры и юмора.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании
кафедры каракалпакской литературы Каракалпакского государственного университета имени Бердаха. Основной объем работы выпущен в свет отдельной книгой на каракалпакском языке под названием «Человек, общество, сатира» и опубликован на страницах газет и журналов в форме научных статен под разными названиями, включен в программы и учебники для высшей и средней школы по каракалпакской литературе.
Результаты данного исследования долгие годы используются для чтения лекций (по спецкурсу и специальной дисциплине) студентам II .курса отделения каракалпакского языка и литературы филологического факультета Каракалпакского государственного университета имени Бердаха. Результаты диссертации проходят апробацию в виде научных докладов на традиционных ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава университета.
Структура работы. Работа состоит из введения, восьми глав, заключения и перечня использованной литературы. Настоящая диссертация кроме введения и заключения состоит из следующих глав: «Народный юмор в анекдотах Эмирбека», «Сатира и юмор в обрядовых песнях», «Сатира и юмор в айтымах—заговорах и заклинаниях, айтысах (словесных поэтических состязаниях)», «Народная сатира в творчестве острословов», «Сатира и юмор в каракалпакских народных сказках», «Секреты смеха в сказках о животных», «Сатира в волшебных сказках», «Своеобразные особенности сатиры и юмора в каракалпакском фольклоре». Каждая глава работы соответствует содержанию исследования и названа в зависимости от аспекта научного анализа.