Введение к работе
Актуальность этого исследования определяется необходимостью современного подхода ко всему комплексу вопросов, связанных с проблемой более глубокого изучения белорусского этноса, его особенностей, этнического сознания и самосознания, этнической психологии белорусов. Бурные, противоречивые процессы, протекающие з современном обществе, выдвигают настоятельную потребность во всестороннем изучении белорусского фольклора для правильного понимания исторического сознания и психологии этноса.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые делается попытка рассмотрения этнического сознания и некоторых черт этнической психологии сквозь призму фольклорного творчества в системе семейно-обрядового комплекса.
В оснозу исследования положены материалы, собранные автором работы в выбранном для анализа регионе (Хотимскзй район іогилев-скоіі области). Несмотря на наличие значительного количества работ по фольклору Могилевщины, фольклорные материалы Іотимского района ранее опубликованы не были. Семейно-обрядовый фольклор этого региона впервые анализируется и теоретически осмысливается в настоящей работе.
Неди.п задачи работы. Данное исследование ставит своей целью более глубоко раскрыть богатство белорусского фольклора, по-новому использовать фольклорные материалы для правильного понимания исторических путей и современного состояния белорусского относа, найти истоки формирования нашей этнической психологии. Одной из основных задач работы является более глубокое проникновение в сознание народа, в этническую психологию, которое необходимо нам для того, чтобы раскрыть первоначальный смысл и истинную суцность народных традицій, обычаев и обрядов. Для решения этой проблей необходима постановка и решение еще одной, не менее вахной и слозной, задачи: частичная реконструкция сознания наших предкоз, и
іїрекце всего сознания микологического.
Вакной задачей этой работы является целостная характеристика обрядов и обрядовой поэзии исследуемого региона с акцептацией при этом внимания на их особенностях.
Научная и практическая значимость исследования заключается и тем, что результаты исследования могут бить использованы в практике преподавания учебного курса по фольклору и этнографии, при чтении-спецкурсов, спецсеипааров на гуманитарных факультетах высших учебных заведений.
Материалы данной работы могут быть использованы при написании научных и.научно-популярных работ по фольклору Беларуси.
На основе диссертации подготовлена брошюра для методических цзніров Министерства культуры, городских к региональных библиотек, клубов и домов культуры, которые смогут применить ее материалы в практической деятельности.
Результаты исследования могут использоваться не только фольклористами а- этнографами, но и психологами, историками и философами при изучении этнической психологии, общественного сознания народа,..его мировоззрения, этнических особенностей.
Общей методологической и теоретической основой диссертации явились работы по этнопсихологии, космологии, философии, фольклористике, этнографии, мифологии, этике, эстетике. Основополагающее значение для изучения и раскрытия темы имели труды Г.Гегеля, К.Юнга, а.Элкаде, Е.Са'лтера, Ван Геннепа, Дк.Фрэзера, В.Тэр-нера, л.Штернберга, Е.Токарева, Л.Рыбакова, А. Афанасьева, Е.Ка- . гароза, З.Проппа, М.Бахтина, В.Топорова, В.Иванова, Ю.Бромлея, И.Абдиролозича, Н.Костомарова, Н.Никольского, В.Ереминой, З.Ко-нона, Д.Зеленина и др.
Аппобапкя. По те.ме диссертации опубликованы четыре статьи. Диссертация обсуздена и одобрена на заседаниях отдела фольклористики КЛЭФ Академии наук Беларуси.
По тема диссертации сделан доклад на научной конференции "Культура в Республике Беларусь: история, современное состояние и перспективы развития", которая проводилась в ШЪй? АН Беларуси в І9УЗ году. "
Материалы диссертации положены в основу разработки сценария современного'свадебного обряда для йАГСов Беларуси, выполненного на основе традиционной белорусской свадебной обрядности.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения. Имеется список использованной литературы.