Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпические традиции в башкирском фольклоре Галин, Салават Ахмадиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Галин, Салават Ахмадиевич. Эпические традиции в башкирском фольклоре : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.09.- Москва, 1994.- 66 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность, научно-теоретическая и практическая ценность исследования.- ьашкйрскаТГ'фолТклорист'йк'а" ЯоїїЩ "5СРх~гТ5д(5в~иИеТ1а весьма общие представления об эпических формах башкирского фольклора. В последние десятилетия учеными респуолики проведена значительная сооирательская, текстологическая и научно-исследовательская работа, і ем не менее многие вопросы остается неизученными. Исходя из этого, на соискание ученой степени доктора филологических наук выносится проблема развития эпических традиций в оашкирском фольклоре в их тесной связи с историей народа. Впервые в башкирской фольклористике исследуются эволюция поэтических форм башкирского исторического фольклора - эпоса, истирических песен и байтов с древнейших времен до начала XX века в плане перехода эпических функций от жанра к ханру.

Активное худохественное развитие эпических традиций в башкирском фольклоре, прошедших многовековой путь от древних мифов и легенд до монументальных форм эпоса, классических исторических песен и байтов, позволяет понять суть народного духа, освоенности отобрахения истории народа, формирования его исторического самисизнания в устнопоэтическом народном творчестве. Многовековая непрерывность эпических традиций показывает, что башкирский народ в силу ряда исторических оостоятельств сумел сохранить свое духовную культуру не в ее материальном воплощении, а в памяти сотен, быть моїет, тысяч народных сказителей - сэ-сэнов, традиции которых хивут и поныне. По словам Народного поэта Башкортостана Myстая Карима, "оаткирский народ не смог на своём пути оставить великолепных дворцов, устремленных в неоеса храмов, неприступных замков и гранитных мистов, но через смутные времена, через превратности событий пронес и дон«с до радостного сегодня свою речь, свої; песни, свою гордость"*.

Устная память оашкирскоги народа на протліении веков сохраняла и шлифовала великолепные шедевры эпоса, исторических песен и байтов, которые и сегодня доставляют огромное эстетическое наслаждение слушателям и читателям, многие мотивы и оораеы, поэтический стих эпических жанров и поныне слухат животворным источ-

Муитай ііарим. притча о трвх брагьях. - й., ІУт». - с.^74.

никои для современной художественной литературы.

Изучение общественно-исторического содержания эпических хан-ров иашкирского фольклора даёт возможность глуСхе изучать вопросы соотношения Фольклора и исторической действительности, определять степень достоверности событий, освещении* в народном творчестве, подробнее освешать яволе"ию жанров в их взаимосвязи и взаимовлиянии мех собой.

Материалы диссертации посдухат основой для создания научной истории развития башкирского Фольклора, исчерпывающих вузовских учебников по данному курсу, ооогатят наши представления о духовной культуре башкирского народа в прошлом. Многие публикации диссертанта как в целом по оашкирскому фольклору, так и конкретно по проблемам данной диссертации изданы как монографии и учебные пособия для студентов вузов и педагогических училищ,по-лохительно оценены в печати. По ним автор долгие годн вел спец курен в вузах республики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том что оно является первым опытом изучения эпических традиций в жанровой связке: эпос, исторические песни, байты. Практически все публикации диссертанта по данной проблематике были первыми в башкирской фольклористике, некоторые из них остается единственными по сей день. Помимо этого, научная новизна работы заключается в том, что в ней привлечён богатый исторический и фольклорный материал, в том числе записи многочисленных фольклорных экспедиций под руководством и с участием автора, а также неизвестные до сих пор науке архивные документы.

Методологической основой исследования является учение о диалектическом развитии оощества, принцип сравнительно-исторического изучения фольклора в плане сопоставительного сравнения вариантов и национальных версий, историко-типологический подход в оценке исторического фольклора башкирского народа. При этом автор рассматривает эпические традиции в эвилеции, во взаимосвязи и вьаимоооусловленности с историей и духовной культурой народа, формировавшейся веками.'

Научно-теоретической основой диссертационной работы послужили исследования А.Н.Веселовского, В.М.Зиомунского, В.Я.Проппа, Е.^.Мелетинского, В.П.Аникина, Б.Н.Путилова, X.Г.Короглы, С.Г. Круглова, У.Б.Дялгат, А.И.Алиевой, из башкирских учёных - А.Н.

Киреева, А.й.Харисова, М.М.Сагитова, Р.Г.Кузеева, Г.Б.Хусаино-ва, А.М.Сулейманова, Н.Т.Зарипова, Ф.А.Надршиной и др.

Материал и источники исследования. В диссертации отобраны и исследованы опубликованные тексти разных лет, материалы научного архива Башкирского научного центра РАН, кафедр баикирской литературы и фольклора БГУ , башкирской Филологии СГТШ, Государственного архива Республики Башкортостан, Государственной публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Помимо этого использован богатый Фактологический материал, еа-писанный диссертантом во время многочисленных экспедиций во многие районы Бгакортостана, а также в Курганскую, Екатеринбургскую, Челябинскую, Пермскую, Самарскую и Саратовскую области.

Цели и еадачи исследования. Основная пель диссертации - проследить раавитие эпических традиций в башкирском фольклоре, показать мифологико-историческое содеріание поэтических ханров, в целом систему іанров в их взаимосвязи и вааимовлиянии, формы их бытования, впервые предприняты попытка представления исторических ханров в их развитии, как определённых типов художественного отношения к действительности.

В диссертационной работе автором поставлена задача:

исходя из конкретного материала, определить эволюцию исторических поэтических іанров оашкирского фольклора,

опредилить роль исторических ханров в духовной культуре башкирского народа в их отношении к исторический действительности,

произвести научную классификацию эпических сказаний, исторических песен и байтов,

изучить степень достоверности соответствия данных фольклора к истории в различные исторические эпохи;

на материале рассматриваемых ханров показать мировоззрение, народную философии, элементы этнопедагогики.

Степень изученности проблемы, ь 70-ВО-е годы в башкирской фольклористике проделаны оольшая текстологическая и научно-исе-ледоьытильокая работа. В ІУУіі-іаеб годах иэдын 18-ти томный научный оиод памятников "Башкирское народное творчество" на башкирском явнке, в котором диссертант принимал участив как составитель двух томов, ответственный редактор и член редколлегии всего издания, и этом хэ качестве он принимает участие в подго-

товке к изданию аналогичного свода на русском языке, предполагаемого опубликовать в 12-ти томах (к настоящему времени издана 7 томов), на научных работ по эпосу необходимо укаеать не труда А.Н.Киреева, М.М.Сагитова, А.Иларисова, Г.Б.Хусаишва, Д..:.и&леева, в которых рассматривался отдельные вопроси данной .проблемы. Концепции некоторых исследователей по равным прі чинам устарели, например, иа-за давности публикации, и требую' новой оценки. Исследования по историческим песням ограничиваю-ся в основном раиотами автора данной диссертации, Монографиче^ кие раолты по байтам отсутствует вовсе, можно укаеать лишь ні отдельные сгатыг.

Апробация работы. Результаты научных изыскания на раннн: этапах докладывались на трёх Всесоюеных (Элиста - ХЭТВ.ТашквН'

1980, Уфа - 1990), трёх региональных (Стерлитамак - 1971.УФ

1979, Каыань - 1979) и двух республиканских (УФа - 1991,199 научно-теорэтических конференциях. Основно содержание и внво ды диссертации отражены в 28 опуоликованных работах, среди ко торых 2 монографии, 5 учебных пособий для студентов националь них отделения вуиов и учителей, 19 статей в научных соорника и журналах, диссертанту принадлежит программа "Башкирский фол клор", по которой ванимаится студенты национальных отделами вуаов Республики Башкортостан, Челябинского и Ореноургског пединститутов.

Материалы диссертационной раОоты оосухдались также в разно время на кафедре башкирского языка и литературы Стерлитамаксь го пединститута (1975, 198а). Диссертация в виде научного до* лада оосуждалась на расширенном заседании кафедры родных язь ков и литератур ьашкирского института повышения квалификациі работников ооразования с приглашением ведущих ученых Институт истории, языка и литературы Башкирского научного Центра Рос сийской Академии наук (1994) и рекомендована к защите на ее искание ученой степени доктора филологических наук.

Структура работы. Диссертация состоит ив введения и ааклі чения, двух частей, которые в свою очередь делятся на главы разделы.