Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса Гутов, Адам Мухамедович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гутов, Адам Мухамедович. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.09.- Москва, 1993.- 42 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность работы. Успехи в изучении героического эпоса, дстигнутио к настоящему времени, позволяют выдвинуть как очередную значительную ступень адыгского опосоввдения проблему исследования художественно-стилевых традиций и поэтическо-

Алиева А.И. Адыгский нартский эпос. М.-Нальчик, 1969; Аут-лева C.L'. Адыгские исторнко-героичзские песни ХУІ-ХІХ веков Нальчик, 1973} Batiray ОгЪек. Die tsoherkessischon Ilarten-з"кип'.Нс1с1э1ЪепКумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. Н., 1985; Гадагатль А.М, Героический эпос "Нарты" адыгских (черкесских) народов. Майкоп, I987j и др. 2 # Socifitps Cauc-зоіокіа Europea vIth Colloquium. Maikop, IOQ2- Abatrak'jr. of ipers.

го языка в их историческом развитии и в контексте общефольклорных процессов. Работы в области адыгской фольклористики, опубликованные в течение последних лет, характеризуются тенденцией к обстоятельному анализу изобразительно-выразительной системы, художественного стиля, композиционно-стилевых особенностей образования эпоса. Б этой связи следует назвать прежде всего труди А.И.Алиовой , М.А. и З.Ю.Кумахових^, 3.L. Налоева . Скромний вклад в эту область вносит и автор реферируемой работы . Разработка названных проблем призвана восполнить научные представления о специфике художественного восприятия и отражения действительности в народном эпосе, установить основные закономерности его эволюции,-дать научную типологию эпоса у адыгских народов.

Цель исследования. Термином "героический эпос" в фольклоре адыгов обозначаются два стадиально различных и типологи-

Алиева А.И. Историко-героический эпос адыгов и его стадиадь ная разновидность//Типология народного эпоса. М., 1975. С. 139—151; Она че. Нанрово-исторические разновидности героиче ского эпоса адыгских народов//Типология И взаимосвязи фольклора народов СССР. II., I960. С.228-247.

о

Кумахов М.А., Кумахова 3.D. Указ.?:аб.

о

Налоев 3.U. Очистительная песня в адыгском фольклоре//Нало-ев З.Ы. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978. С.82-99; Он же. Из истории песни Большого ночного иападения//Там же. С.І00-П6; Он же. Героические величальные и плачевые песни адыгов//Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Ы., 1966. С.5-34. См. список работ по данной теме в конце ре.зрата.

- З -

чески родственных жанра: нартский эпос, в основе которого лежат мотивы и представления мифологического характера, и исто-рико-героический эпос, возникший в период затянувшейся в адыгском обществе стадии средневековья. До настоящего времени они рассматривались большинством авторов лишь раздельно, без учёта их глубоких генетических связей и типологической близости. Реферируемая работа впервые ставит проблему преемственности и развития художественных традиций в названных яшнрах во многообразии их взаимосвязей как на уровне мотивов, сюжо-тов и тематики, так и основных выразительных средств поэтического языка.

Особое внимание обращается ка следующие аспекты выдвигаемой проблемы:

характер аккумуляции каждым из ланров типологически сходных или генетически родственных мотивов и сюжетов;

историко-типологическая специфика генезиса основных сюжетов и мотивов;

связь конкретной формы воплощения мотивов и образов с традиционно сложившейся системой условностей каждого жанра в историко-сравнительном плане;

жанровые особенности характера употребления тех или иных поэтических выразительных средств.

Методологической основой работы является сравнительно-исторический анализ, основы которого разработаны в трудах . крупнейших отечостненных учёных В.И.Абаеча, В.П.Аникина, II.Г. Богатырева, В.5.Е;;:--;градг,БГі, З.'.І.Гацакз, У.Б.Далгат, В.М.Яир-мунског', Н.'-І.Крлпцсрп, Д.С.Лихачёва, В.Я.Проппа, С.А.Токарева, С'.М.'їрвЯденг ерг у др.

Автор работы использовал в качестве методологической базы также труды выдающихся представителей русской академической филологической школы Ф.И.Буслаева, А.Н.Веселовского, Л.Г. Лопатинского, Вс.Ф.Миллера, А.А.Потебни, а также работы крупных учёных-кавказоведов А.И.Алиевой, А.А.Аншба, А.М.Гадагат-ля, Ж.Дрмеэиля, Щ.Д.Инал-ипа, М.А.Кумахова, З.В.Кумаховой, Ы.И.Ыихаева, З.М.Налоева, Б.Озбека, А.А.Петросян , Ш.Х.Салакая, и.Я.Чиковани. В решении отдельных существенных проблем автор опирался на теоретические и практические результаты исследований Б.П.Кирдана, Х.Г.Короглы, Ю.Г.Круглова, С.Г.Лазутина, Е.М.Мелетинского, И.В.Пухова, Б.П.Рифтина, Ф.М.Селиванова, Р.О.Якобсона и других учёных.

Исследование строится на историко-сопоставительном анализе, начиная с советов и кончая особенностями употребления отдельных поатических тропов. Взаимосвязи и взаимовлияния рассматривается в их эволюции и в контексте общефольклорных процессов, происходивших в устнопоэтической традиции адыгов. Внимание уделяется тате учёту местных особенностей, роли конкретного ситуативного контексте.

В необходимых случаях примеры, подтверждающие справедливость тех или иных суіедений диссертанта, дополнительно аргументируются данными, которые получена статистическим методом. Это особенно актуально при изучении поэтических тропов, установлении характера и частотности их употребления.

Источники. Работа написана на основе материалов, записанных и опубликованных на протяжении ХІХ-ХХ веков фольклористами Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также зарубежными учёными. Использованы практически все имеющиеся

публикации за весь период истории изучения и собирания адыгского фольклора, а также архивные материалы, хранящиеся в Адыгейском и Кабардино-Балкарском научно-исследовательских институтах. Определённая часть привлекаемых к изучению материалов записана или подготовлена к печати авто4 jm реферируемой работы в научных экспедициях по республикам и краям зверного Кавказа, в Иордании и Сирии. География использованных материалов охватывает весь ареал традиционного обитания адыгов (черкесов) на их исторической родине и наиболее значительные области рассоления черкесской диаспоры за рубечом (Иордания, Сирия, США, Турция).

Первые известные науке записи были произведены в середине XIX в. адыгскими и русскими учёными Ш.Б.Ногма, С.Хан-Гире-ем, К.М.Атачукиным, а несколько позднее - Л.Г.Лопатинским, П.И.Тамбиевым, Т.П.Кашеяевыи, Н.А.Цагові.'м и др. Временной промежуток мелцу началом собирательской дея.зльности и использованным новейшими записями достигает ста пятидесяти лет. Это позволяет рассматривать отдельные явления в их эволюции.

В качестзе сравнительных материалов использованы двуязычные научные публикации и переводы нартских сказаний, песни истошко-героического эпоса кавказских народов. Широко привлекаются также публикации мирового фольклора.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в адыгской фольклористике картский и историко-героический эпбсы рассматриваются в их единстве и типологических различиях. На широком сравнительном ме~ериале капкаэского и мирового фольклора и мифологии провидится анализ ряда мотивов и илотов с точки зрение особенностей их трансформации в различных жанрах

- ь -

Устанавливаются закономерности развития стилевых традиций и их взаимодействия в контексте общефольклорных явлений. Так же впервые специально исследуются такие важнейшие изобразительно -выразительные средства как впитої, метафора, сравнение, гипербола. Принципиально новым для адыгской фольклористики является рассмотрение художественного предметного пира в свете теории восприятия и поэтического отражения действительности.

Весь комплекс проблем, представленных в работе, рассматривается в историко-сравпительнэн плане, что предполагает учёт разностадиальности двух эпосов, разновременности рассматриваемых записей, историко-типологнческих особенностей адыгского и общекавказского фольклора.

Практическая значимость роботи. Результаты работы, проведённой диссертантом, пополняют научные знания об адыгском героическом эпосе и обо всёы фольклоре адыгов. В данной отношении они представляют самостоятельную научно-познавательную значимость. Помимо этого, реферируемая работа мо^ет быть использована при создании обобщающих фундаментальных трудов но жанровсму составу и художественном особенностям аднгского фольклора. Основные виводі;, сделанные и результате анализа привлекаемых материалов, использованы при подготовке трудов по общетеоретическим проблемны фольклористики, е такче при написании работ по стилистике и пплтико фольклора.

Исследование художественного языка и ст.іля адыгского народного дпсса позволило автору пр/.гги к заключению '> глубоком национально»! своеобразии изучаемого фенсмьна. Это отмечается и в поэтическом языка, и в системе иароьоспр'.'.нтин и отражения, и в особенностях конкретного освоения иатдым канром тех

или ииих сюжетшяс универсалий, и э саном характера жанровой дифференциации.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на расикренноы заседании сектора адыгского фольклора и на заседании Учёного совета Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики, на заседании От"ела фольклора Института мировой литературы им.А.У.Горького Российской Академии наук.

Основные положения оо были доложены на региональных, всероссийских и международных научных спаз,;гуыах, опубликованы в монографии "Поотика и типология адыгского нартского эпоса" и отдельных статьях, помещённых в разккх изданиях -тематических сборниках, в предисловиях, комментариях и сопроводительных статьях к сборникам научных изданий текстов.

Структура диссертации. Реферируемая работа состоит из введения, двух частей, разделённых на девять глав, и занлсче-ния.