Введение к работе
Актуальность темы. В диссертационном исследовании анализируются содержательные — 'аспекты некоторых жанров - несказочной "прозы. Преимущественное ' внимание уделяется жанрам былички, бывальщины, предания, а также поверьям, наиболее сохранившимся в живой традиции до наших времен. В качестве основного материала исследования'привлекается фольклор народа коми. Проблема взаимодействия культур всегда интересна, однако в данном случае, ' можно говорить о единой фольклорной культуре Европейского Северо-Востока, выработанной давним соседством русского її фннноязычных народов. Материалы фольклора показывают, что зачастую разноязычные факты скрывают сходные явления, которые вряд ли следует объяснять элементарными заимствованиями. Кроме того, фольклор коми издавна служил как бы посредником между фольклором русским и народов Севера и Сибири, что дает простор для широких типологических изысканий. Исследования несказочной прозы - весьма специфичны по сути, поскольку объектом их могут быть как фольклорные тексты, так и лежащие в их основе мифологические представления. В первом случае это работы в области фольклористики, во втором - этнографии. В последнее время появляются многочисленные исследования, главным образом этнографические, традиционно использующие фольклорные тексты в качестве источников для реконструкций мифологических представлений. И практически нет работ, использующих эти "реконструкции" при анализе тех или иных фольклорных явлений. Это существенный пробел в фольклористике в целом, поскольку обращение к этнографической действительности может дать возможность более глубокого йрстижения специфики и функций фольклорных феноменов. Как определяет Б.Н.Путилов, основная задача исследователя фольклора: "Это найти ту этнографическую реальность, которая способна объяснить сушествование данного сюжета/мотива, через сопоставление с которой можно прийти к истокам его- семантики и структуры, осветить самый факт его возникновения, а тем самым начать раскручивать сложный клубок, связанный с историей, кодами, сложностью семантических связей."1 Представляется, что подобная работа неизбежно должна обратиться к исследованиям традиционного мировоззрения или традиционной картины мира.
Предметом исследования данной работы являются предания и мифологические (суеверные) рассказы комн. Цель диссертации заключается
1 Путилов Б.Н. Фольклор «народнаякультура. -СПб., 1994, -С. 122. '
в изучении специфики, генезиса, функционирования и трансформаций фольклорно-мифологических -образов в контексте мифопоэтической картины мира. Достижение этой цели предполагает решение следующих-задач:
- проанализировать рассказы и представления о смерти и умерших у
коми. Выделить образ души умершего как определенный фольклорно-
мифологический тип, наделенный соответствующими функциями; выявить
некоторые возможные пути трансформации образа.
реконструировать- картину "мифологического универсума; определить в ней место загробного мира; выделить элементы топографии загробного мира.
- определить образы "чистых" и "нечистых" умерших, их место в
топографии загробного мира; выяснить связь между образами "нечистых"
умерших и демонологическими образами.
. - систематизировать данные о демонологических персонажах потустороннего мира, определить их место, статус и функции в мифопоэтической картине мира.
- реконструировать наиболее общие принципы формирования
демонологических образов, их функций; объяснить- происхождение
некоторых распространенных мотивов и сюжетов преданий и
мифологических рассказов. -
і
Методологические принципы исследования.
Предмет и цель исследования определяют адекватные
методологические принципы и оптимальные подходы, каковыми
представляются: ' . *
1) историко-генетпческнй; 2) историко-типологический; 3) этнолингвистический; 4) сравнительно-мифологический.
Источники.
Основной фонд источников, позволяющих решать
сформулированные задачи, составляют материалы фольклорных и этнографических экспедиций в различные районы Республики Коми, хранящиеся в архиве КНЦ. В работе были использованы публикации фольклорных текстов А.К.Микушева, П.Г.Доронина, Ф.В.Плесовского, Д.Фокоша-Фукса, Т.Е.Уотилы, Ю.Г.Рочева. Источником диссертации послужил также материал, собранный автором в ходе фольклорно-этнографических экспедиций по Республике Коми и в Нефтеюганскнй
район Тюменской области в 1990-1992 гг. Автор благодарен коллегам
В.Э.Шарапову, О.И.Уляшёву, предоставившим материалы своих полевых
исследований. - . . -"
В качестве_источников привлекаются также литературные данные,
касающиеся мифологических представлений коми. Учитывая
перспективность сравнительно-мифологического метода, в работе
используются данные по духовной культуре и языку уральских и других
народов. ' '
Объектом исследования данной диссертации являются коми, проживающие на территории Республики Коми, на Кольском полуострове и'на севере-Западной Сибири, а также в Коми-Пермяцком АО Пермской области. Исследованием охвачен период с середины XIX века, известный по письменным источникам, до начала 30-х гг. XX века.
Научная новизна работы заключается в том, что это один из первых опытов системной реконструкции мифологии комн. Впервые предпринимается попытка объяснить принципы формирования некоторых мифологических образов в структуре картины мира. Кроме того, диссертация вводит в научный оборот фольклорные и этнографические данные, собранные автором в ходе полевых исследований, а также не публиковавшиеся ранее архивные материалы.
Практическая значимость работы состоит в возможности привлечения систематизированного материала для обобщающей монографической работы по мифологии коми. Материалы, представленные в диссертации, послужили основой для спецкурса, который читался автором на филологическом факультете Сыктывкарского университета в 1992-1995 »гг. Выводы диссертации могут быть использованы" для дальнейших исследований коми и финно-угорской мифологии.
Апробация работы.
Оснопные положения диссертации были изложены в серии публикаций: Кроме того, они нашли отражение в докладах автора на Всероссийских конференциях "Устные'и письменные традиции в духовной культуре народа" (Сыктывкар, 1990), "Этикоэстетические основы русского фольклора" (Свердловск, 1991); "Духовная культура: история и тенденции развития" (Сыктывкар, 1992); .международном симпозиуме "Уральская мифология" (Сыктывкар, 1992); международном конгрессе по семиотике "On the border lines of semiotis" (Иматра, Финляндия, 1992); международной конференции "Болгарские маскарадные игры в контексте европейской маскарадной традиции" (Перник, Болгария, 1993); региональной
конференции "Пермистика - 1994" (Ижевск, 1994); I Всероссийской конференции финно-угроведов (Йошкар-Ола, 1994); международной конференции памяти В.Ф.Генинга.(Сыктывкар, 1994); международной конференции "Наследие В.Я.Проппа в современной науке" (Санкт-Петербург, 1995); международной конференции "Комп-пермяки и финно-угорский мир" (Кудымкар, .1995); на VIII международном конгрессе финно-угроведов (Ювяскюля, Фянляйдия, 1995).
Структура работы.'