Введение к работе
Настоящая работа является первой попыткой монографического исследования, посвященной функциям фольклорных жанров в художественном составе эпоса "Манас", бытующей как естественный и необходимый компонент единой художественной структуры богатырского сказания.
Еще Ч.Ч.Валихаиов заметил присутствие различных жанров в сюжетике эпоса, отмечая, что "Манас" есть энциклопедическое собрание всех киргизских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное около одного лица - богатыря Манаса..." . В этом высказывании довольно четко обозначена одна из художественных особенностей эпоса "Манас", а именно её родовое единство и взаимосвязь со многими жанрами киргизского фольклора. Как бы продолжая и углубляя мысль Ч.Ч.Валиханова, и более оттеняя идею органического слияния и гармонизации жанров в составе эпоса, в его многовековом становлении и развитии, Кыдырба-ева Р.З. пишет следующее: "Эпос "Манас" растворил в своем художественном составе и сконцентрировал в себе множество групп других фольклорных жанров. Видимо, процесс их вживания в поэтическую ткань эпоса шел. непрерывно, на всем отрезке времени формирования и бытования его. Однако такой отточенности, завершенности этот процесс достиг при окончательном формировании эпоса как классического . Отсюда следует вывод о том, что в современном мана-зоведении приобретает особую актуальность дифференцированное и системное изучение фольклорных перемещений и транспонировок в вункционалъно-структурный состав эпоса. Ибо эпос как классичес-«ая форма героического сказания в своей всеохватной и широкомас-гоабной художественной эволюции синтезирует и гармонизирует в ідиную "неделимую" структурную систему все то, что "работает", в сонечном счете, в его пользу.
Актуальность изучения данной проблемы становится еще более >чевидной тем, что изучении поэтики эпоса на данный момент самый
Валиханов Ч.Ч. Собр.соч.: В 5т.- Алма-Ата: Каз.сов.энцикл., 1985.- Т.З.- С.349%50.
Кыдырбаева Р.З. Генезис эпоса "Манас" - Фрунзе: Илим,.1980.-C.257-58.
малоисследованный аспект в'ыанасоведении- Наша задача - раскрыть как и каким образом исчезают грани автономности и самостоятельности того или иного жанра, как и каким образом тот или иной жанр сублимируется* т.е. переходит, в качественно иное художественное состояние. Очень важно последнее: сублимация жанра, т.е. переход от одного качественного состояние в другое. Это суть и квинтэссенция проблемы,
Цель изадачи исследования
Основная цель диссертации - I) систематизировать на основе изучения полного текета Сагымбая. Орозбакова,. Саякбая Каралаева,. отчасти, вариантов Ч.ВаЛиханова'г Н.Ь^усулманкулова, Б.Оазанова фактический состав и присутствие.жанров.причитаний, завещаний, сожаления . - жалоб, благопожеланий и прокаятий в художественной структуре эпоса "Манас"-} 2) определить $ункционаяино-структурную особенность этик жанров в системе -эпического .сказания} 3) раскрыть пути и способы жанровых' перемещений' (переходов)от одного качественного состояния в другое через-конкретный анализ их- поэти- . ки; 4) показать и объяснить специфические черты обрядовых.и бытовых ритуалов, особенностей древних воззрений и миропонимании-киргизского народа, отраженных.в эп
Таким образом, системное изучение-перечисленных жанров, функционирующих в художественной структуре эпоса в новом смысловом и поэтическом качестве, впервые іфвдпринятое в столь широком охвате, имеет своей целью не только установление корённых черт архаических форм, и не только выявление Сучи самоценности жанровых преобразований, а предпринятое исследование означает, прежде всего, определение того, насколько такое'жанровое видиоизменение приводит к внутренним сдвигав в самой поэтической природе рпоса и обозначение того как и каким образо» сам эйос в результате "присвоения" новых жанров качеств и свойств обретает характер универсальности и масштабности» v-
: Основными источниками явились материалы архива АН.Республики Кыргызстан, изданные'книги по варанту С,Каралаева; С.Орозбакова. В разработке конкретных'проблем дисйертацйонной: темы исполыэовань научные труды досоветского периода'Ч.Ч.Ваяи-ханова, В.В.Радлова, и советского периода М.О.Ауэзова, В.Я.ЗКирмунского, труды со'вре-
менных киргизских манасоведов, были использованы лучшие достижения советской фольклористики, работы таких ученых, как исследования Каташа С.С. по алтайскому фольклору, исследовании малых жанров бурятского фольклора С.С.Бардахановой, Н.О.Шаракшиновой, труды казахского фольклориста В.Уахатова, азербайджанского фольклориста А.Б.Абдуллаева, работы М.Б.Руденко по курдскому фольклору, в русской фольклористике - труды Н.В.Чистова, Г.С.Виноградова, В.Г.Базанова и др.
Научная новизна диссертации заключается в том, что это пер-? вое монографическое исследования, посвященные специальному изучению функций фольклорных жанров в художественном составе эпоса "Манас". Поэтому новизна настоящей диссертации обусловлена содержанием материала впервые подвергаемого анализу и вводимого в сферу научного осмысления. Если попытаться с этой точки зрения обозреть научную литературы в манасоведении, то легко можно убедиться в отсутствии специальных исследований, посвященных проблеме,, о которой идет-речь. Исключение составляет монография Р.З.Кыдырбаевой "Генезис эпоса "Манас", в которой автор рассматривает отдельные стороны проблемы функционирования жанров в составе киргизского эпоса, с точки зрения его генезиса и становления. Тем не менее, следует сказать, что наша работа создавалась не на пустом месте. Она зиждется на богатом и содержатель--і' ном опыте манасоведения, на лучших традициях и достижениях в изучении великого киргизского эпоса. Именно опираясь наилучшие достижения советской фольклористики вообще, киргизского манасоведения в частности, автор диссертации подходит к решений проблемы функции фольклорных жанров в художественном составе эпоса "Манас". Научная новизна и своеобразие исследования заключается в анализе поэтической структуры киргизского эпоса, в котором многочисленные жанры фольклора сливаются и спаиваются с поэтикой эцического жанра, образуя, своеобразный художественный фон эпоса.
Одновременно в работе делается акцент на то, как эти жанры фольклора органически вплетаясь В художественную структуру эпо-за, выходят из узких" рамок изначального содержания и вносят в эпическое произведение новую функциональную нагрузку.
В то же время в работе впервые вводится в научный оборот шачительный архивный материал фондов АН Республики Кыргызстан.
:7
Методология и методика исследования
Методологической основой решения поставленных задач, служила научно-теоретическая концепция советской фольклористической науки.
Практическое значение диссертации
Данная работа, представляет собой первое монографическое исследование специфики жанров фольклора в эпосе "Манас".
Диссертация может быть использована в области исследовании филологии, этнографии, а также служить подспорьем в работе аспирантов и преподователей вузов, и работников в области народного творчества.
.. Апробация работы. Основные положения исследования отражены в публикациях автора общим обьеме более 4,5 печатных листов и сообщении на симпозиуме по "Манасу" (10-13 сентября, 1990 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введение, двух глав и заключения. Первая глава имеет три параграфа, вторая -два. Приводится список использованной литературы.