Введение к работе
Актуальность исследования. Для уяснения общих закономерностей развития народного творчества первостепенное значение имеет монографическое изучение в историческом плане каждого из жанров фольклора конкретного этноса. Изучение того или иного жанра предполагает, прежде всего, выяснение жанровой природы и истории жанра, установление его художественных средств, особенностей отражения исторической действительности, а для поэтических жанров, связанных с мелодическим сопровождением, и изучение их напевов.
С середины 60-х и начала 70-х годов начался новый этап в развитии башкирской фольклористики, который характеризуется значительным усилением собирательской, текстологической, научно-исследовательской и издательской работы. Последние 25-30 лет были годами бурного роста башкирской фольклористики, годами её становления на подлинно научной основе. Крупным явлением в научной и культурной жизни республики явилось издание научного свода "Башкирское народное творчество" на башкирском и русском языках в 18-ти и 12-ти томах. С 1995 года началось новое издание памятников башкирского фольклора, рассчитанное на 36 томов. В эти же годы опубликованы монографические исследования Киреева А.Н., Харисова А.И., Хусаинова Г.Б., Сагитова М.М., Сулейма-нова A.M., Галина С.А., Надршиной Ф.А., Сулейманова Р.С., Баимова Б.С., Султангареевой Р.А. и др. по многим жанрам башкирского фольклора, таким как эпос, ссазки, песни, легенды, предания, пословицы, загадки, такмаки, обрядовая поэзия1.
1Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. -Уфа: Башкнигоиздат, 1970; Ки-рэев Э.Н. Баїїгкорт хальгк ижады:Югары укыу йорттарыньщ филология факультетта-ры всен дэреслек. - вфв: БДУ, 1981; Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. - Уфа: Башкнигоиздат, 1973; Сэгитов М.М. Боронго баїїгкорт -кобайырзары. .-Єфо: Ваши, китап нэшр., 19S7; Сулейманов A.M. Башкирские народные бытовые сказ-ки.-М.: Наука, 1994; Галин С.Э. Баїїгкорт халташын. йыр поэзияЬы. - вфв: Бапгк. китап нэшр.,1979; Галин С.Э. Тел аскысы халытста. - Єфо: Китап, 1993; Галин С.Э. Тарих ііам халытс поэзияпы. - Єфо: Китап, 199S; Нэзершина Ф.А. Рухи хазиналар (Асылыкул. Дим, вршэк буйы бангкорттарыньщ фольклоры. - Эфе: Бангкортостая, 1992; Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. - Уфа: Китап, 1995; Байымов B.C. Ал гармуныгг, эйт та-кмагьщ. - вфо: Китап, 1993; Султангареева Р.А. Башкирский сиа-дебно-обрядовый фольклор- Уфа: Китап, 1994.
В то же время вне поля зрения учёных всё ещё остаются байты и му-нажаты, монографическое исследование которых дало бы возможность глубже определить их национальную специфику и жанровое своеобразие, поэтические и музыкальные особенности, в перспективе установить генетические и типологические сходства с татарскими байтами.
Актуальность данной диссертации состоит не только в том, что она является первым опытом целостного изучения башкирских байтов и мунажатов. Впервые в башкирской фольклористике исследуются природа жанров, их эволюция и поэтика, проблема взаимоотношения поэтического текста и напева. Следует указать на то, что в период возрождения духовной культуры народа именно эти фольклорные жанры получили новый импульс развития. Известно, что в советский период сбор и публикация мунажатов, как произведений, пропагандирующих мусульманскую религию, не проводились вовсе. Однако записи последних лет показали, что этот жанр подспудно жил в народе всегда и ныне еще живы люди, хранящие традиции его исполнения.
Научно-практическая значимость работы. Являясь первой в башкирской фольклористике диссертацией, посвященной байтам и мунажатам, которые рассматриваются в единстве тематики, поэтики и мелодики, она вносит определённый вклад в разработку этой малоизученной темы. Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы для более углублённого изучения жанровой структуры, поэтических и мелодических особенностей, а также для сопоставительного изучения башкирских и татарских байтов. Работа может быть использована и как пособие по народному творчеству для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, пед. и музучилищ, вузов.
Степень разработанности проблемы. Материал башкирских байтов опубликован частично в сборниках С.Кукляшева, 3. Уммати, в советский период - в отдельных томах 18-томного свода "Башкирское народное творчество" и др. Отдельные попытки изучения жанра содержатся в работах С.Рыбакова, И. Салтыкова, А. Харисова, А. Киреева, Л. Лебединского, М. Фоменкова, Г. Хусаинова и М. Сагитова, С.Файзуллина, Н. Шункарова, С.Каримовой, С. Галина, Р. Сулейманоза. В диссертации ставились следующие задачи:
- сделать обзор развития жанра,
- проанализировать поэтические особенности байтов и мунажатов
(стихосложение, композицию, изобразительно-художественные особен
ности),
выявить музыкальные особенности байтов и мунажатов,
в единстве слова и напева определить жанровую природу башкирских байтов и мунажатов.
Методологической основой диссертации является положение об исторической обусловленности бытования памятников культуры, принцип объективизма и историзма в изучении духовного наследия, сравнительного и сопоставительного изучения фольклора.
Научно-теоретической основой диссертации послужили исследования В.Я.Проппа, В.П.Аникина, Б.Н.Путилова, Х.Г.Короглы, Ю.Г.Круглова, А.И.Алиевой, из башкирских учёных - А.Н.Киреева, А.И.Харисова, Г.Б.Хусаинова, М.М.Сагитова, А.М.Сулейманова, С.А.Галина, Ф.А.Надршиной, Ф.Х.Камаева, Б.С.Баимова, Р.А.Султангареевой, из татарских— Ф.И.Урманчеева, Х.ХЛрми, М.Нигмедзянова, З.Сайдашсвой.
Материалы и источники. В диссертации исследованы опубликованные тексты разных лет, материалы научного архива Уфимсхого научного центра РАН, фольклорного кабинета Уфимского государственного института искусств. Помимо этого использован большой материал, записанный самим диссертантом в различных районах РБ в 1991-1997 гг., который приложен к диссертации. Некоторая часть этого материала опубликована.
Апробация работы. Результаты научных изысканий на разных этапах докладывались на республиканских, региональных и международных научных конференциях, организованных УГИИ, Фондом культуры РБ, Министерством образования РБ, Комитетом тюркологов при ОЛЯ РАН, Челябинским государственным университетом в 1994, 1995, 1997 и 1998 годах. Диссертация также обсуждалась на кафедре музыкальной фольклористики УГИИ, в отделе фольклора и искусства института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН.
Структура исследования. Диссертация состоит из общей характеристики работы, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, куда вошли тексты и напевы байтов и мунажатов, записанных в последние годы в различных районах республики и йотированных автором, а также часть материалов из фондов ИИЯЛ УНЦ РАН и фольклорного кабинета УГИИ.