Введение к работе
Актуальность темы.Для современного этппа развития общества характерно более углубленное изучение кахдим народом своих корней, истоков, более скрупулезное исследование своего духовного наследия, И не случайно поэтому, что одним из важнейших требований эпохи перестройки является изучение в новом свете всех отраслей и сфер науки и культуры, в том числе и истории фольклористики. В настоящее время необходим объективный и демократический подход, новое осмысление различных фактов и событий, оказавших определенное воздействие на развитие советской фольклористики» Ванность изучения фольклористики в историографической форме уае давно подтверждена в мире науки. Об этой красноречиво говоря? труди P.M.Соколова, М.К.Азадовского, В.М.Гацака, Д.Коккяра, И.П.Березовского, М.П.Хаиаганова, В.Мялка, Л.Р.Безараывили, І'.Негматова, П.Д.Пг.вли и др., посвященные истории и отдельный зтппам развитие мировой, русской фольклористики и фольклористики других сочбтеких народов,* К сожалению, работу, проделанную в этом направлении азербайджанской фольклористикой, нельзя считать удовлетворительно?!.
АэербпЯцхеиояий Фольклор ккеет очень древнее и богатую истории. Наука, изучающая этот фольклор, будучи зо иного раз колоне «его самого, прошла вместе с тем интересный и значительный путь развития. Однако с сожалением приходится констатировать, что отдельные этапн азербайджанской фольклористики до еих пор
I. См.: Соколов Т).?1.Русский фольклор.-И.,І9Ч-Ї ; 'Азадовский И.К. история русской фольклористики в 2 тт.,И.,1958-1963;Гацак В.!!-Фольклористика Советского Союза за 50 лет.-Известия АН СССР, сер.лит,и языка,.?.ГШ, 1972,-* б,с.548-558; Березовский И.П. Украинская советская фольклористика.-Киев,19ба)(на укр.яэ.); Хаиаганов М.П.История бурятской фольклористики.-Докт.дисс. филол,н.,Улан-Уде,1967; Безараивиля Л.Р.Вопросы изучения грузинского фольклора в периодических изданиях.-Канд.Ьйсс.фияол.н., Тбилиси,1980; Негматоэ «.Таджикская фольклористикаивтореф. канд.дисс.)- Душанбе,1972 к ии.др»
- It -
еще не изучены в достаточной мере* Ведущая отсчет своего развития с записей ряда средневековых фольклорных образцов, азербайджанская фольклористика сформировалась как наука в конце XIX -начале XX веков. Определенную работу.в деле собирания и изучения фольклорных образцов проделали в тот период М.Кязимбек, Ф.Кочар-ли, Э.Султанов, М.Махыудбеков,- М.Гамарлинский, Г.Зардаби, А.Суб-ханвердиханов, А.ОЛерняевский, Р.Эфендиев, А.Шаик и др.
Большие возможности для собирания, публикации и исследования устного народного творчества открыла Октябрьская революция. Нашедшая становление в 20*е годы азербайджанская советская фольклористика, стала развиваться в условиях тесного сотрудничества с фольклористиками русского и других советских народов.
Наиболее плодотворным в истории развития азербайджанской фольклористики явился период с 30-го по 1941-й год. В 30-е годы значительно расширилась теоретическая и практическая деятельность таких фольклористов, заложивших основу азербайджанской советской фольклористики, как Ханафи Зейналлк, ~А.Б\Багри, Салиан С.Мумтаз, Ю.В.Чемензешняи, Г.Ализаде. Большую помощь развитию этой науки оказали Г.Араслы, М.Г.Тахмасиб, А.Ахундов, многие литературоведы, критики, музыковеды и другие деятели культуры и искусства. За короткий промежуток времени были изданы многочисленные сборники фольклорных материалов, включившие образцы самых разных жанров, в том числе "Азербайджанские баяты", "Пословицы1" /"Сказки", "Дастаны и сказки",' "Дастаны", "Ашыги", "Народные поэты", "Гошма", "Голос ашыга", "Гачаг Наби", "Сары Ашыг", "Авшг Алескер", "Ашыг Гуоейн", *Асыг Асад" и т.д. Немалая работа была проделана в эти годы я в области исследования ряда теоретических проблем азербайджанского фольклора. Несыотря ка определенные противоречия, многие труды» написанные в то время, до сих
пор не потеряли своего научного значения. Вместе с тем в этой области осталось еще очень много нерешенных проблем, пробелов, спорных моментов, неизученных вопросов. К это при том, что каждый образец, каадая книга, каждая статья, опубликованные в I93CMI-M годах, в этот крайне сложный и противоречивый период, нуждаются в специальном исследовании, именно этим и обусловлена актуальность избранной темы.
Цель и- задачи исследования. Главная цель исследования состоит в изучении по принципу историзма одного из наиболее значительных и богатых этапов в азербайджанской фольклористике _ фольклористики 1930-19*1 годов. Для достижения это» цели в диссертации разрешаются, следующие задачи:
на фоне истории азербайджанской фольклористики в целом, рассматривается один из ее этапов, а именно фольклористика 1930-41 годов;
исследуются пути и способы собирания азербайджанского фольклоре, принципы и Фориы его издания на указанном этапе;
даются всесторонние сведения о собирании- и издании отдельных фольклорних злнров в указанный период;
определяются тенденции и проблемы исследования, проявившие себя в азербайджанской'фольклористике в 1930-41 годы;
анализируются и обобщаются по определенным проблемам научно-теоретические статьи, написанные в исследуемый период.
Предмет исследования составили многочисленные фольклорные материалы, записанные в .1930-41 годы, опубликованные в периодической печати, изданные в виде книг, собранные в фондах я архивах, а такхе десятки статей, посвященных различным проблемам фольклора, сообцения о проведеиянх в республиканском и всесоюзном масштабе» мероприятиях, связанных с развитием советской фольклористики.
Методологическую основу исследования составили ичсли и высказывания классиков о литературе и искусстве, историографические трудУ видных ученых-Фольклористов, материалы конференций и съездов по различным вопросам Фольклора»
Исследование проведено на основе историко-сравнитсльного и каучно-аналитического методов.
Степень разработанности темч и научная новизна исслепо-вания.Первая попытка создания истории азербайджанской фольклористики связана с именем Х.Зейналлы, давшего сведения о собирательской и издательской работе в области азербайджанского фольклора, начиная о конца XIX века и высказавшего свое отношение к ряду книг, содержащих отдельные фольклорные образцы. ТоВ же цели служили и опубликованная в 30-е годи статья Г'.ВоЧемензеыинли. Определенные сведения о ообирании, издании и исследовании того или иного фольклорного конра содержали изданные в 50-70-е годы работы Г.Арасла, М.Г.Тахмасиба, А.Ахундова, Н.Сеидоваа С.Ягубовой, И.Ибрагимова, Ф.^архадова, Х.Ке-роглы, А.Набиева, М.Акимова, А.Саледдина, Г.Наыазова, Т.Халис-бейли, С.Пашаева, Р.Рустадааде, Р,Га|ароза и др.* В работах М.Тахмасиба, В.Веяиева, Т.Фарзалиева и И.Аббасова, А.Салед-дина, Б.Абдуллаева, Н.Надкафова даны общие сведения об азер-
1,См.;Араслн Ь.Ашыг з'араднталырн.-Бакн,*960;Те1и«асиб M.h. Авар-6ajwii халг дастанлары/орта есрлер/,-Ьакы»ш,1972;Се;|идов К. АээрбаЗяан.нарыллары Ьаггында.-Аэврбаэ'ган виФаЬк халг едэбилла.-тына дайр *вдгигдер,2-чи хитаб,ЕА-нын нерр. ,аакы,19бэс.:«-п/; Лагубова С. "Ашаг Гериб" дастаны вэ онун зарианмары.-Ленэ ора-давс.118-177;ФэрЬадов Ф. "Корорлу" дас«акыннй Загафгазиіа вер-сизасына даир.-Jeise орала,3-чт китаре. 28^ ;Кароглы Х.Огуз-схий героический, арос.-й. :Наука.І97б^Яебиіев ,Азэрба;|чан*-ез-бек фолклор елагелэрк.-Бакы.лЭТЭгЬекимов ЙЛзербазчан агаыг адвби^аты /гвдиу вэ орта всрлэр/.-Бакы,1983;Салвддин э.Азер-балчан юе"ри зэ фолиор/ХХХЛХ есрлер/,~Бакьід%м,І982;Халисое;}-ли T.Mahe66ese халг абидеси.-Бакнг^?нчн,І989іиамазов Г.Азер-баз*«ган аиыг свивти.-оакы:^аэыча,1984:Рафаров Р.АээрбаЛчан уюаг фолклору.-Нам.дио.филол.елм,,БакыД988.и мн.др.
балканской Фольклористике, отельных -ее .представителях. Вперше а
монографической *орме иооледовал иоторию азербайджанской Лольияо-
2 риотики и определил этапы ее развития проїі.ії.Рфендиев.
В настоящее время настала пора посветить отдельное исследование каждому из этапов азербайджанское йольклориотикй. В реферируемой дисоертании впервые оделана попытка всестороннего исследования одного из наиболее плодотворных,, богатых, интересных, малоизученных атапов в иогории азербайджанской Фольнлориотика, а именно» Т9?0-тр4т-х годов.
Впервые систематизированы и широко иооледованы вое работы, связанные о собиранием, изданием и исследованием азербайджанского Фольклора в указанны** период, прокомментированы вое известные пути: собирания и издания *ольклорных образцов, рассмотрены органы периодической печати, Фольклорные оборники,книги,содержащие слэвеоноа иокуоство народа. Вое материалы в диссертации сгруппированы и проанализированы по жанрам, ратронуты также вопросы перевода на русский язык і; издания азербайджанского Фольклора. В диосергалив про-кпмментирои-эно воздействие на Фольклор и Лольклориогину ,рада Известных огдаеогвгкно-политвчеоких событий тех пет, различных течений и тенденций, и!г;згиих место в истории, литературе а иокуоотве, В диооерташш гасргые привлечены к обобщенному анализу труды по *олт-н лорнетике, созданные в Я0-4Т-Є годы, напиоанные в теоретическом, научил -метопичеоком аспектах.
Теоретическое и практическое значение диссертациив Материалы диссертации могут быть вопользовзны при создшии обширной научной поториаазербайіяанопой ^ольклориоТйви, при преподавания»
ї.'і'еьнаово м.ь.Начеб меі»оод к&зэл Н9?ачэ<,-"адэбй,1оЕг вэйКчасзнаг"
гэз.т^Р, 20 ял>л.
Вели.іев ВЛзэрбапчан Лота лору .-Вала Т985;*арзалиев Т,,Аббаоов И.
О развития азербайдяалопой ^ольклораогйяи.-Сов.тюркологія, 1975,^,.
о.тт5-ТТЯ;Салоддш Э.Аээрбз:??эн Яоянлору вэ йолалосшянаолнрн,-
Азарбапчан ко-чмунсогв-,Т98Я,йт.а.І0Т-ї07іАбдупяаДов'БЛ знакаемин-
лп ва ^олвлор.-ракн,т980;Нэче*ов.Н«С«Итатаз вв іїоянлор.-Аз.пйсЬ.
халг эдебиллатына дэвр їадгиілвр>'5 кпгоб, T74-TS5. 2 б^энивлвв їІ.Азерба.-ічан *огаяорзггнЕосіраннн тарихи .-Доят «дно оБаян
в вузах устного народного творчества, на спецкурсах и семинарах, при изучении литературных связей, переводе фольклорных образцов на русский язык, в последующих исследованиях на данную тему.
Апробация работы.Основные положения диссертации доложены на научной конференции Совета молодых ученых Ленинградского государственного университета 1986) и научных конференциях аспирантов республики. Материалы докладов опубликованы в виде статей и тезисов. .
'. Структура диссертации. Работа состоит из "Введения", двух глав, заключения и списка использованной литературы.