Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Афористические жанры татарского фольклора Махмутов, Хузиахмет Шатиахметович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махмутов, Хузиахмет Шатиахметович. Афористические жанры татарского фольклора : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.09.- Казань, 1995.- 76 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Произведения афористических (малых) жанров, или паремии, охватывают всю совокупность образных устойчивых народных изречений: пословиц, поговорок, загадок, поверий, примет, пожеланий, готовых ответов, присловий и т.д.

Паремии составляют одну из ценнейших составных частей фольклора. Они с древнейших времен играли и продолжают играть сейчас важную роль в духовной жизни народа, ибо имеют большое познавательное, идейно-воспитательное и эстетическое значение. В них нашли художественное воплощение богатый жизненный опыт и мировоззрение народа, его нравственные идеалы и нормы гуманистической морали. Паремии — жемчужины национального языка, свидетельствующие о его богатстве и красоте. Именно к ним восходят истоки художественного слова.

Паремиология всегда была актуальной областью филологии. А в настоящее время, когда резко возрос интерес к народному духовному наследию и национальным языкам, она приобретает еще большую значимость. Для татарской фольклористики актуальность этой темы определяется ее малоизу-ченностью. За исключением исследования Н.Исанбета о пословицах, у нас нет крупных монографических работ по афористическому творчеству. Правда, имеются довольно многочисленные статьи, предисловия к сборникам, главы в общих работах по народному творчеству, но они в большинстве своем посвящены лишь некоторым из названных выше жанров (пословицам, поговоркам, приметам, загадкам) или только отдельным аспектам проблемы. Почти до последнего времени не было научной классификации, дающей систематизированное представление об афористических жанрах, и многие виды паремий оставались вне поля зрения исследователей или необоснованно причислялись к пословицам и поговоркам.

Все изложенное значит, что детальное монографическое исследование паремий остается одной из актуальных задач татарской фольклористики.

Цель и задачи исследования. Данная работа задумана как обобщающее исследование, охватывающее все малые жанры татарского народного творчества и все главные аспекты этой темы в тесной их взаимосвязи. Для реализации поставленной цели автором ставятся следующие конкретные задачи:

  1. Более или менее тщательная классификация жанрового состава татарского афористического фольклора на основе систематизации и анализа всего накопленного паремиологического материала.

  2. Выявление специфических свойств всех афористических жанров (терминология, текстовые функции, тематика и содержание, грамматическое и поэтическое оформление и т.п.). Проблема взаимосвязей и взаимной трансформации различных видов паремий.

  3. Исследование проблемы генезиса и исторического развития афористических жанров и отдельных паремий.

  4. Углубленное изучение поэтики малых форм фольклора, определение их художественной специфики.

  5. Текстологическое и сравнительно-сопоставительное изучение паремий из древнетюркских письменных источников, т.е. выявление древнейших пластов татарского паремиологического фонда.

Методологическую основу исследования составляет учение о диалекти ческом развитии общества, принцип объективности и историзма в изученш культурного наследия, в т.ч. фольклора. Основными методами анализа яв ляются сравнительно-исторический, диахронический, типологический, опи сательный и статистический.

В освещении конкретных вопросов, поставленных в диссертации, мь опирались на научно^еоретические положения, разработанные в труда? видных фольклористов, тюркологов и литературоведов: В.И.Даля, А.Н.Ве селовского, Д.К.Зеленина, СЕ. Малова, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова В.П.Аникина, Х.Г.Короглы, Ю.Г.Круглова, В.М.Гацака, Г.Л.Пермякова А.И.Алиевой, А.Е.Китикова, И.М.Колесницкой, В.В.Митрофановой А.Н.Баскакова, Э.Р.Тенишева, И.В.Стеблевой, из татарских ученых — Н.С.Исанбета, Х.Х.Ярмухаметова, Х.У.Усманова, М.З.Закиева, А.Г.Ка римуллина, Н.Г.Юзеева, И.Н.Надирова, Ф.И.Урманчеева, М.Х.Бакирова В.Х.Хакова, Г.Х.Ахунзянова, Х.Р.Курбатова, Т.Н. Галиуллина, Р.К.Гане евой, Х.Ю.Миннегулова, Н.Ш.Хисамова и др.

Материал и источники. В диссертации исследуются тексты, опубликован ные в отечественных и зарубежных (напр., итальянских, венгерских, турец ких, германских, американских) изданиях с 1612 года по настоящее время, і также материалы фольклорного фонда и научного архива ИЯЛИ им. Г.Ибра гимова, отдела рукописей и редких книг научной библиотеки им.Н.И.Лоба чевского, кафедр татарской филологии Казанского и Башкирского универси тетов, Казанского педагогического университета. Кроме того, использован бо гатый фактологический материал, записанный диссертантом во время много численных экспедиций в районы Татарстана, в Удмуртию, Чувашию, Киров скую, Омскую, Новосибирскую, Тюменскую, Свердловскую, Челябинскую Пермскую области, где компактными группами проживает татарское население

Научная новизна. Это первая работа по развернутому исследованик всех афористических жанров татарского фольклора. Конкретно ее новизш определяется следующими показателями:

1. В диссертации впервые в нашей фольклористике поставлена проблем*
научной классификации жанров афористического творчества. Автором вы
явлены 14 самостоятельных типов народных изречений, 6 из которых (ал
кышлар
'благопожелания', каргышлар 'проклятия', ышанулар 'поверья'
эзер щаваплар 'готовые ответы', антплар 'клятвы,' ощор сузлэр 'шуточные
слова') первый раз подвергнуты им научному анализу. Изучение же осталь
ных жанров нашло в представленной работе свое дальнейшее углубление v.
расширение (за исключением заговоров, дразнилок и скороговорок, которые
рассматриваются у нас в составе обрядового и детского фольклора).

Новая классификация была применена нами и в составлении томі "Пословицы и поговорки", где произведения всех малых жанров бьілі выделены в самостоятельные разделы.

2. Также впервые в истории татарской фольклористики соискателем пред
принята попытка детального исследования вопроса генезиса загадок, паремий
с магической функцией на основе анализа как древнейших форм мышленш
(магия, табу, анимизм), так и историко-этнографических данных.

Что касется происхождения пословиц, то здесь новизна работы заключа ется в выяснении автором истории возникновения отдельных (более 110) па ремий, что, в свою очередь, помогает решить общую проблему генезиса жанра

  1. Выявлен целый ряд новых моментов в исследовании поэтики паремий. Например, ритмический строй загадок, их строфика в работах предшествен-шков соискателя специально не рассматривались. Наблюдалась некоторая юверхностность при изучении словесной образности паремий, выражающаяся і простой констатации фактов использования в них различных тропов. Со-іскатель стремился изучить вопрос более углубленно, выяснить древнейшие [стоки и основы различных поэтических образов и изобразительных средств, гоказать их соответствие специфике того или иного жанра.

  2. Научная новизна диссертации определяется еще и тем, что в ней вво-[ится в научный оборот и анализируется уникальный эмпирический мате-іиал — древнейшие тексты тюркских паремий и богатый набор фактов и ведений, свидетельствующих о функциях и формах бытования древнетюрк-ких афоризмов. Из письменных памятников VIII—XIV вв. (Орхонские іадписи, Дивану лугат-ит-тюрк Махмуда Кашгари, Codex Cumanicus и др.) оискателем извлечены около 400 изречений, что способствовало более [остоверному и детальному исследованию путей исторического развития іфористических жанров.

  3. Автором проведено сопоставительное изучение всех выявленных древ-шх паремий с современными татарскими, в результате чего установлено реди них более 200 адекватов или очень близких вариантов. (Для сравне-шя: в трудах Н.Исанбета указывается около 40 таких совпадений, а дру-ие авторы обычно повторяют те же примеры.)

Теоретическое и практическое значение работы. Материалы и резуль-аты диссертации могут быть использованы при монографическом изучении [ругих жанров татарского фольклора и написании научной истории наци-інального фольклора. Они могут привлекаться и для создания обобщающих работ по паремиям многих народов, тем более что в трудах такого юда сведения о татарских паремиях почти не встречаются.

Рассмотренные в работе древнетюркские изречения и результаты их со-юставления с современными текстами могут быть полезными и для лин-вистических исследований, а также в изучении и решении некоторых вопросов этногенеза татарского народа.

Результаты основных публикаций автора, обобщенных в представленной : защите в виде научного доклада диссертации, в продолжение целого ряда сет служат учебными пособиями для преподавателей и студентов при изуче-ши курса Татарского фольклора, Древней и Средневековой татарской лите->атуры на филологических факультетах вузов Татарстана и Башкортостана. 1а их основе можно было бы разработать спецкурс по малым жанрам фольклора. Исследования соискателя являются дополнительным материалом для жителей общеобразовательных школ, педучилищ и колледжей на занятиях ю народному творчеству, языку, литературе и этнопедагогике.

Апробация работы. Изучением афористических жанров татарского эольклора соискатель занимается с середины 60-х годов по планам научно-[сследовательс^кіх работ ИЯЛИ им.Г. Ибрагимова. Результаты этих изыс-:аний многократно докладывались на ежегодных итоговых научных конфе-«нциях института. Ряд положений диссертации нашли отражение в докла-,ах на всесоюзных конференциях (Новгород, 1970; Тбилиси, 1972), на Международной тюркологической конференции (Казань, 1992), Республиканской научно-практической конференции "Народная педагогика" (Казань,

1993), Международной научной конференции "Золотая Орда: история и культура" (Казань, 1993) и др.

Основное содержание и выводы диссертации отражены в 35 опубликованных работах, среди которых 7 отдельных изданий и 28 статей в коллективных трудах, тематических сборниках, учебных пособиях для вузов, всесоюзных и республиканских журналах.

На книги соискателя было опубликовано 16 рецензий (все положительные) в периодической печати Татарстана и Башкортостана. Подготовленные им к печати тома "Загадки", "Народные шутки", "Пословицы и поговорки", входящие в 12-томный научный Свод татарского фольклора, были отмечены Государственной премией Татарстана им. Г.Тукая (1989 г.).

Всего автором опубликовано более 450 статей, рецензий, подборок текстов и т.п. (Из них около 90 — в сборниках и журналах). В течение 20 лет он является одним из постоянных ведущих передачи Татарского радио "Тел курке — суз" (аналогичной передаче Московского радио "В мире слов"), чтс также можно считать своеобразной апробадией работы, т.к. в этих передачах много места уделяется вопросам семантики и генезиса народных афоризмов.

Тема диссертации была плановая. Она утверждена Ученым советом ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова. Сама диссертация в виде научного доклада обсуждалась на расширенном заседании отдела народного творчества Института с приглашением ведущих ученых ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова, Казанского государственного университета, Татарского филиала Института национальных проблем образования МО РФ и рекомендована к защите на соискание ученой степени доктора филологических наук.

Структура работы. В соответствии с поставленными задачами, диссертация состоит из общей характеристики работы, четырех глав и заключения. В конце приводится список опубликованных работ автора, в которых нашли отражение основные положения и выводы диссертации.