Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 19
Научная парадигма естествознания XXI века
1.1.1. Многомерность человека в современных научных теориях и концепциях Запада и философско-мировоззренческих теориях Востока 25
1.1.2. Развитие человекознания в трудах российских ученых 34
1.1.3. Философско-религиозные воззрения Востока и Запада в вопросах духовного и физического совершенствования человека 37
1.1.4. Индийские философско-мировоззренческие и религиозные взгляды на морально-нравственное и физическое воспитание человека 42
1.1.5. Интеграция всех видов йоги в современных духовно- оздоровительных концепциях 50
1.1.6. Даосизм и буддизм о гармоничном совершенствовании че ловека 52
1.2. Акмеологические основы здорового образа жизни 5 7
1.2.1. Проблема состояния здоровья человека в XXI веке
1.2.2. Формирование здорового образа жизни человека 60
1.2.3. Роль восточных оздоровительных систем в формировании здорового образа жизни, их характеристика 68
1.2.3.1. Оздоровительные системы йоги 71
1.2.3.2. Восточные оздоровительные гимнастики 72 «
1.2.3.4. Восточная медицина - индийская аюрведа 75
1.2.3.5. Чжуд -Ши - Тибетская медицина 80
1.3. Формирование здорового образа жизни через практику пси хофизической рекреации. Оздоровительный аспект 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
ГЛАВА 2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА САХАДЖА ЙОГИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ 86
Философско-мировоззренческие положения сахаджа йоги
2.2. Энергоинформационная структура человека 91
2.3. Энергоинформационные каналы 93
2.4. Энергоинформационные центры человека 96
2.5. Сахаджа йога и современная наука 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 106
3.1. Методологическое обоснование проблематики исследования
3.2. Методы исследования 107
3.2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов
3.2.2. Опросы (анкетирование, интервьюирование, беседы) 108
3.2.3. Педагогические наблюдения
3.2.4. Тестирование свойств личности
3.2.5. Тестирование состояния основных физиологических систем 109
3.2.6. Тестирование состояния энергоинформационной структуры человека 110
3.2.7.Тестирование психофизических качеств личности 111
3.3. Математическая обработка материалов исследования 112
ЗАОбщая характеристика обследуемого контингента
3.5. Организация исследования 113
ГЛАВА 4. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ НА ОСНОВЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ САХАДЖА ЙОГИ 115
Психофизическая рекреация как форма проведения активного досуга
4.2. Методология психофизических рекреационных занятий на основе оздоровительной системы сахаджа йоги 116
4.3. Роль позвоночника для функционирования энергоинформационной структуры 123
4.4. Начальный комплекс упражнений для позвоночника 127
4.5. Дополнительные упражнения для растяжения и укрепления связок и мышц позвоночника 130
4.6. Упражнения йоги "Крокодил" для восстановления и развития гибкости позвоночника по А. Рааб 132
4.7. Физические упражнения - асаны и пранаяма - для коррекции энергоинформационной структуры человека 141
4.7.1. Первый энергоинформационный центр - муладхара чакра 142
4.7.2. Второй энергоинформационный центр - свадистан чакра 145
4.7.3. Третий энергоинформационный центр - набхи (манипура) чакра 149
4.7.4. Четвертый энергоинформационный центр - анахата чакра 151
4.7.5. Пятый энергоинформационный центр -вишудхи чакра 159
4.7.6. Шестой энергоинформационный центр - агия чакра 161
4.7.7. Левый энергоинформационный канал - ида нади
4.7.8. Правый энергоинформационный канал - пингала нади 163
4.7.9. Природные средства очищения энергоинформационной структуры 166
ГЛАВА 5. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ САХАДЖА ЙОГИ НА ЧЕЛОВЕКА 167
5.1. Анализ исследований воздействия йоги на физиологические функции и параметры
5.1.1. Физиологические аспекты йоги
5.1.2. Физиологическое воздействие первой ступени йоги - ямы
5.1.3. Физиологическое воздействие второй ступени йоги - ниямы 169
5.1.4. Физиологическое воздействие третьей ступени йоги -асаны (позы) 171
5.1.5. Физиологическое воздействие четвертой ступени йоги -пранаямы (дыхательных упражнений) 174
5.1.6. Физиологическое воздействие пятой - восьмой ступеней йоги - медитации 175
5.1.7. Адаптационные процессы в йоге 181
5.1.8. Воз действие рекреационных занятий на основе оздоровительной системы сахаджа йоги на энергоинформационную структуру 183
5.2. Воздействие на физический аспект здоровья 189
5.2.1. Воздействие на физиологические системы и параметры организма человека
5.2.2. Исследование воздействия оздоровительной системы сахаджа йоги на физический аспект человека 195
5.3. Исследование социального и психического аспектов оздоровительной системы сахаджа йоги 198
5.3.1. Холистический подход к оздоровлению
5.3.2. Оздоровительная система сахаджа йога как метод холистической медицины 202
5.3.3. Исследование оздоровительного аспекта оздоровительной системы сахаджа йоги 203
5.3.4. Исследование социально-психологического эффекта оздо ровительной системы сахаджа йоги 207
ВЫВОДЫ 223
ГЛОССАРИЙ 227
ЛИТЕРАТУРА 238
ПРИЛОЖЕНИЯ 265
Введение к работе
Актуальность проблемы. Критериями социального прогресса общества все чаще рассматриваются: уровень здоровья, активное долголетие и реализация человеческой индивидуальности. Человек третьего тысячелетия — это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал духовного и физического совершенства (Карсаевская Т.В., 1998; Николаев Ю.М., 1998 и др.). Физическая культура в нашей стране, несмотря на успешное развитие некоторых её компонентов, не стала потребностью, следует отметить низкий уровень её функционирования в основных сферах жизнедеятельности — образовании, труде, досуге. Так, в принятой в 2003 году Министерством Здравоохранения РФ «Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»» (См. приказ № 113 от 21.03.2003) отмечается, что среди умерших в рабочих возрастах мужчины составляют 80 %, уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской смертности и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. «Концепция» предусматривает в качестве одного из приоритетных основных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков здорового образа жизни, пропаганду методов оздоровительной физической культуры, профилактической медицины и гигиенических знаний среди населения, что не требует значительных финансовых затрат, но помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение россиян.
Резкая грань в уровне жизни разных слоев населения с одной стороны, делает недоступным для многих людей использование традиционных форм восстановления, поддержания здоровья и отдыха, с другой стороны - предоставляет неограниченные возможности для реализации этих потребностей.
Одно из ведущих мест в формировании навыков здорового образа жизни, профилактических, рекреационных и оздоровительно-развивающих мероприятиях на современном этапе, по нашему мнению, должно быть уделено восточным оздоровительным системам и в частности - йоге, объединяющей в единый комплекс энергетические, психические и физиологические ресурсы человека и направляющей их на активную адаптацию с окружающей социальной и природной средой.
Многие специалисты (Лефевр В.А.,1973; Николаев Ю.М., 1998; Лубышева Л.И., 1995; Бальсевич В.К.,1991) отмечают, что в современных условиях нужна радикальная модернизация самого процесса физического воспитания. Направленность в использовании оздоровления только лишь одного средства физической культуры - двигательной активности, сузило мощный разноплановый потенциал физической культуры. В то же время в последние годы наблюдается рост интереса к нетрадиционным формам физической культуры - хатха-йоге, ушу, цигун, дыхательной гимнастике, трансцендентальной йоге, сахаджа йоге и др.
За длительную историю своего существования человечество накопило огромный опыт не только по профилактике и лечению большинства заболеваний, но и гармоничного совершенствования личности, используя физические и дыхательные упражнения, психотренинг, натуральное питание, оздоровительные факторы природы. Наиболее последовательными в данном случае, являются восточные оздоровительные системы - индийская йога, китайские: ци-гун, ушу и т.д. В современных условиях, когда многие общественные процессы не встречают искусственных идеологических барьеров, есть возможность глубоко проанализировать социодинамику этих оздоровительных систем, вскрыть причины их притягательности для различных социально-демографических групп населения. Тот факт, что, несмотря на запреты и замалчивания в официальных органах информации многие нетрадиционные системы функционировали и развивались, говорит о глубинных социокультурных факторах их восприятия населением нашей страны.
В научном плане проблема интеграции форм и средств восточных оздоровительных систем в отечественной рекреационной оздоровительной физической культуре является практически неразработанной и, прежде всего, в теоретико-методологическом аспекте.
В последние годы наука подходит к холистическому методу изучения человека в единстве его биологического, социального, телесного и духовного (Б.ГАнаньев, В.К.Бальсевич, И.П. Волков, И.МВыховская, Л.И.Лубышева, Н.Шривастава, U.Rai); расширяются синергетические представления о человеке как сложноорганизованной системе (Г.Хакен; И.Стенгерс; И Пригожий; Б. Ливехуд; В.Ю.Тихоплав, Т.С. Тихоплав; А.Е Акимов; Г.И Шипов); обосновываются подходы к формированию физической культуры, факторы повышения эффективности её функционирования (В.У.Агеевец, В.К.Бальсевич, П.В.Бунзен, П.А.Виноградов, Ю.А.Гагин, М.Я.Виленский, В.М.Выдрин, С.П.Евсеев, И.М.Козлов, В.Ф.Костюченко, Ю.Ф.Курамшин, Л.И.Лубышева, В.Г.Стрелец, Н.И.Пономарев). Расширяется интерес к общетеоретическим и практическим положениям рекреационной (А.Д.Джумаев, Н.Б.Бомова, Г.П.Виноградов, Ю.А.Глебов, М.Г.Бердус) и оздоровительной физической культуры (Н.М.Амосов, Н.Н.Визитей, В.П.Моченов, В.К.Бальсевич); усилилось внимание к организационным аспектам формирования здорового образа жизни (В.Ф.Зайцева, И.А. Герасимова, В.Ю. Салов, Т.И. Прокопенко, Т.Г. Коваленко.) и роли нетрадиционных, национальных и народных видов физической культуры (А.А.Васильев, Т.С.Усманходжаев, Н.К.Шамаев, С.Г.Гагонин, И. Исаев, Ким Ден Кхе, Шин Ионг Еоб).
Центральной темой педагогики, психологии, философии и других наук человекознания является переход от воспитания других людей к самовоспитанию, своего рода «непрерывному воспитанию», образованию в течение всей жизни. Такой подход позволяет говорить о человеке как сложноорганизованной системе, строительством которой нельзя руководить извне. Каждый человек, в том числе и ребенок, как субъект самосовершенствования, из многообразия предлагаемых ему путей развития сам определяет собственную траекторию личностного роста.
В период переоценки культурных и нравственных ценностей, потери гуманистических идеалов большинством членов нашего общества, роль физической культуры, как части культуры общества, трудно переоценить в деле культурного и национального возрождения России в организации рекреационной деятельности населения.
Растет интерес, как в нашей стране, так и за рубежом, к нетрадиционным формам организации психофизической рекреации, в частности восточным оздоровительным системам. Неразрывность психических процессов и двигательной активности доказана учеными [14,16,17,56,156,224] и на наш взгляд правомернее говорить о психофизической рекреации. Физическая рекреация рассматривается Бердусом М.Г. [29],Виноградовым Г.Щ54], Джумаевым А.Д. [87], Пономаревым Н.И. [186], Якобсоном М.А.[263] как наиболее массовый и универсальный институт физической культуры. Данный институт включает государственную, общественную, кооперативную и индивидуальную формы организации, выполняет функции оздоровления, двигательного развития и самосовершенствования, активного отдыха и развлечения, самодеятельного творчества и т.д.
Однонаправленность в использовании средств физической культуры привела к тому, что постепенно само понимание этого явления свелось к физическим упражнениям, к двигательной активности, что повлекло за собой сужение возможностей реализации мощного, разнопланового потенциала физической культуры. Разработка новых методик, направленных на качественное расширение применяемых средств, не ведется в должном объеме.
В то же время в последние годы наблюдается и другая устойчивая тенденция — увеличение многообразия форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности и рост интереса к нетрадиционным (для нашей страны) формам физической культуры. Свидетельством тому является стремительный рост популярности восточных единоборств, возрождение восточных оздоровительных систем (хатха йоги, ушу, цигун, сахаджа йоги и др.), дыхательной гимнастики, учений о рациональном питании, закаливании и т.д.
Несмотря на позитивные результаты, нами выявлены существенные противоречия между достаточно высокими объективными требованиями общества к здоровью, гармоничному развитию, физической подготовленности людей и чрезвычайно низким уровнем культуры психофизической у каждого конкретного человека; огромный тысячелетиями накопленный Востоком материал психофизического и духовного совершенствования человека не стал достоянием широких масс населения.
Проблемность существующей в данной области ситуации можно определить на двух уровнях: общественном и индивидуальном. На общественном уровне противоречия состоят:
между потребностями общества в здоровой нации и необратимым ухудшением здоровья граждан в силу социально — экономических изменений, произошедших в нашей стране;
между потребностями общества в стабильной ситуации и возрастающей агрессивности людей в виду сложных экономических условий жизни (70% населения имеют доход ниже прожиточного минимума).
На индивидуальном уровне противоречия существуют:
между потребностью человека в активном отдыхе, восстановлении сил и низким уровнем физкультурной образованности населения;
между доступностью и эффективным оздоровительным воздействием многих физических упражнений, включая оздоровительную систему сахаджа йоги и существующими неверными представлениями о восточных оздоровительных системах, сформировавшимися в советские времена, которые являются барьером в приобщении населения к занятиям данными оздоровительными системами.
Методология проблемы имеет два аспекта: во-первых, определение места и значения нетрадиционных оздоровительных систем в психофизической рекреации что вызвано, прежде всего, сложностью адаптации нетрадиционных для нашей страны оздоровительных систем в связи со специфическим философским, мировоззренческим взглядом ученых Востока на личность человека, её совершенствование; во-вторых, определением нетрадиционных методов и средств, используемых оздоровительными системами Востока в психофизическом совершенствовании человека. Рассматривая сущность данных проблем с позиций гуманистически ориентированной науки, мы исходим из наработанного к настоящему времени содержательного, методологического и теоретического материала в области философии, психологии, педагогики, физиологии.
Выявленные противоречия диктуют необходимость использования комплексного дисциплинарного и междисциплинарного подхода, с изучением философско-исторических, социально-психологических, педагогических, акмеологических и медико-биологических аспектов восточных оздоровительных систем, и в частности оздоровительной системы «сахаджа йога», как одного из доступных и эффективных средств и методов психофизической рекреации, не требующих больших материальных затрат.
Проблема комплексного изучения влияния восточных оздоровительных систем, в частности сахаджа йоги, на морфо-функциональные показатели, на психический, социальный и физический аспекты здоровья населения нашей страны в условиях рекреации является актуальной и представляет практическую значимость.
Гипотеза исследования — использование в процессе рекреацион-ных занятий и занятий по физической культуре восточных оздоровительных систем, в частности сахаджа йоги, будет способствовать эффективной профилактике стрессов, снятию психоэмоционального напряжения, активному отдыху, гармоничному совершенствованию, развитию творческого потенциала личности, укреплению здоровья, искоренению вредных привычек, продлению профессионального и функционального долголетия. Систематические занятия с использованием данной оздоровительной системы будут способствовать формированию здорового образа жизни, искоренению потребности в курении, потреблении алкоголя, наркотиков.
Объект исследования - восточные оздоровительные системы в практике психофизической рекреации.
Предмет исследования — теоретико-методологические основы восточных оздоровительных систем в практике психофизической рекреации.
Цель исследования - разработать подходы по использованию восточных оздоровительных систем на примере оздоровительной системы сахаджа йоги в практике психофизической рекреации на основе интеграции философско-исторических, социальных, психолого-педагогических и медико-биологических научных знаний в области че-ловекознания.
Задачи исследования:
Сформулировать философско-мировоззренческий аспект восточных оздоровительных систем, основанных на энергоинформационной структуре человека в свете достижений современного естествознания.
Раскрыть психологические аспекты восточных оздоровительных практик на примере сахаджа йоги как средства самопознания и самосовершенствования личности человека.
Выявить воздействие средств рекреационной программы на основе оздоровительной системы сахаджа йоги на энергоинформационную структуру человека.
Установить воздействие рекреационных занятий на основе оздоровительной системы сахаджа йоги на морфо-функциональное состояние организма человека.
Определить оптимальную совокупность основных компонентов рекреационной программы на основе оздоровительной системы сахаджа йоги в занятиях, обеспечивающих рекреационный и оздоровительный эффект занимающихся.
Показать влияние рекреационных занятий восточных оздоровительных систем на примере оздоровительной системы сахаджа йоги на психоэмоциональное состояние и здоровье людей различных социально-демографических групп.
Оценить эффективность применения оздоровительной системы сахаджа йоги в практике психофизической рекреации для гармоничного развития и духовного совершенствования личности.
Научная новизна - на основе комплексных исследований и интеграции различных знаний:
1. Впервые теоретически сформулирована и реализована концепция восточных оздоровительных систем на примере сахаджа йоги как нового холистического метода психофизической рекреации. Выявлены новые средства активизации резервных энергий человека.
Выявлена роль оздоровительных систем Востока в эволюционном развитии человека, в духовном совершенствовании личности, развитии творческих способностей независимо от возраста.
Обоснована концепция многомерности человека в единстве научных положений восточной философии и современных положений естествознания, показана его энергоинформационная структура.
Выявлена историческая, культурная и социально- экономическая обусловленность использования методологии и средств восточных оздоровительных систем на примере сахаджа йоги в психофизической рекреации.
Систематизированы данные о влиянии восточных оздоровительных систем на примере оздоровительной системы сахаджа йоги на психоэмоциональное состояние и здоровье людей, их морфо-функциональные показатели, адаптацию в социальной среде.
Разработана авторская концепция рекреационных занятий, базирующаяся на оздоровительной системе сахаджа йоги, отличительной чертой и основной целью которой является воздействие на энергоинформационную структуру человека, индивидуальном подходе к подбору средств совершенствования энергоинформационной структуры в зависимости от диагностики ее состояния.
Полученные в результате исследования данные служат предпосылкой для формирования новой учебной и научной дисциплины «Оздоровительные технологии Востока» и частной дисциплиньї «Методика рекреационных занятий сахаджа йогой»;
Получены экспериментальные данные, способствующие пониманию закономерностей воздействия оздоровительной системы сахаджа йога на формирование потребности в здоровом образе жизни, к занятиям физическими упражнениями, в развитии духовного потенциала личности, его творческих способностей, независимо от возраста, а также влиянии рекреационных занятий сахаджа йогой на психо-функциональные качества занимающихся различного пола и возраста.
9. Научно обоснованы средства оздоровительной системы сахаджа йоги в рекреационных занятиях, обеспечивающих психофизическое совершенствование и оздоровительное воздействие.
Теоретическое значение исследования состоит в систематизированной разработке нового раздела рекреационной, оздоровительной и адаптивной физической культуры - йоги как холистического средства воздействия на организм человека, его энергоинформационную структуру. Теоретическая модель энергоинформационной структуры человека как объекта исследования строится автором на основе современных концепций естествознания, в частности биофизики, рассматривающую наряду с физическим телом, его волновую (энергоинформационную) составляющую. Энергоинформационная структура человека и особенности её деятельности в условиях психофизической рекреации рассмотрены с междисциплинарных позиций естественных и гуманитарных наук, интерпретированы не только как психофизиологический субстрат, но и духовный субстрат сознания, преобразующий информацию и энергию из внутренней и внешней природной и социальной среды и управляющий сознанием и психическими состояниями человека.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в прикладном междисциплинарном подходе к познанию оздоровительного, адаптационного и развивающего воздействия восточных оздоровительных систем на комплекс энергетических, психических и физиологических свойств человека.
Разработанные в диссертационном исследовании оздоровительные методики на базе восточных оздоровительных систем на примере са хаджа йоги могут быть успешно использованы в психофизической рекреации как метод рекреационной физической культуры, в работе тренеров по спорту, спортивных врачей, специалистов по адаптивной физической культуре. Полученные материалы могут быть использованы в следующих учебных дисциплинах: «История физической культуры и спорта», «Психология физического воспитания и спорта», «Физиология спорта», «Профилактическая медицина», а также служить предпосылкой для создания новой учебной дисциплины «Восточные оздоровительные системы» и частной дисциплины «Оздоровительная система сахаджа йога».
Основные положения, выносимые на защиту:
Произошедшая эволюция восточных оздоровительных систем в результате детерминизации специфическими закономерностями развития общества не повлияла на основную сущность всех восточных оздоровительных систем - нацеленность на расширение границ сознания человека и психофизическое совершенствование.
Теоретико-методологической основой применения восточных оздоровительных систем в практике психофизической рекреации является современная концепция теоретической биофизики о многомерности человека, его энергоинформационной структуре.
Оздоровительная система сахаджа йога как метод психофизической рекреации, является одним из средств укрепления здоровья, совершенствования регуляции психофизическим состоянием, осознанного формирования здорового образа жизни, культурных потребностей и гармоничного совершенствования личности.
Концепция об энергоинформационной структуре человека предполагает самодиагностику энергоинформационной структуры и её" коррекцию в зависимости от состояния энергетики индивида по методике оздоровительной системы сахаджа йога.
5. Оздоровительная система сахаджа йога, основываясь на уровне развития энергоинформационной структуры индивида, совершенствует его сознание, что способствует эволюционному развитию личности, её творческого потенциала, что оказывает влияние на формирование «Я» -концепции личности. Результаты внедрены:
Результаты исследования внедрены в Камском политехническом институте; в колледже при Камском политехническом институте; в техникуме при Камском политехническом институте города Набережные Челны; лицее № 57 г. Тольятти; университете кино и телевидения г. Санкт - Петербурга.
Тема исследования соответствует основным направлениям Сводного плана НИОКР РФ на 1996-2000 г.г., направление 01, тема 01.04.03 и согласуется с Планом НИОКР Государственного комитета по физической культуре и спорту РФ на 2001-2005 годы, направление 01, тема 01.03.02.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературных источников и приложений. Общий объем работы составляет 273 страницы. Список литературы включает 434 наименования, из них 169 на иностранных языках. Работа содержит 21 таблицу и 22 рисунка отражающих конкретный исследовательский материал.