Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Управление тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов на основе визуализации игровых ситуаций Витман Дмитрий Юрьевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Витман Дмитрий Юрьевич. Управление тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов на основе визуализации игровых ситуаций: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.04 / Витман Дмитрий Юрьевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема управления тактико-техническими действиями спортсменов с использованием информационных технологий 12

1.1. Основные направления в тактико-технической подготовке баскетболистов 12

1.2. Принципы управления тактико-техническими действиями квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта 17

1.3. Особенности восприятия и анализа ситуации субъектом деятельности 36

1.4. Информационные технологии, средства визуализации в подготовке спортсменов 45

Резюме 52

Глава 2. Методы и организация исследования 53

2.1. Методы исследования 53

2.2. Организация исследования 67

Глава 3. Специфика соревновательной деятельности баскетболистов в структуре ситуационного анализа 68

3.1. Типовые формы нападения и защиты в соревновательной деятельности квалифицированных баскетболистов 68

3.2. Обобщенные и формализованные характеристики противодействий соперников в баскетболе 79

3.3. Модель ситуационного анализа тактико-технической деятельности игроков 97

Глава 4. Обоснование модели управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов 107

4.1. Квази-ситуационный фактор в управлении тактико-техническими действиями баскетболистов 107

4.2. Теоретическое и экспериментальное обоснование модели управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов 114

4.3. Результаты педагогического эксперимента 120

Выводы 131

Практические рекомендации 133

Список литературы 136

Приложения 157

Введение к работе

Актуальность. Специфика деятельности баскетболистов заключается в
том, что она осуществляется в условиях временного лимита с преодолением
противодействий различной активности (В.Н. Притыкин, 2009;

В.М. Смолевский, 2009). В процессе реализации действий поисковая
деятельность спортсменов происходит посредством механизма

сопоставления структуры и содержания игровых ситуаций с действиями (Е.Р. Яхонтов, 1995; В.А. Усков, 2003; А.А. Рамзайцева, 2012). Ввиду этого, совершенствование тактико-технических действий игроков необходимо связывать с выбором момента для действия в прогнозируемой игровой ситуации.

В тактико-технической деятельности игроков особую значимость приобретает система перцептивно-интеллектуальных визуализированных процессов, протекающих в динамично изменяющихся условиях, связанных с необходимостью оперативно воспринимать информацию о возникающих ситуациях, реализовывать творческие решения в процессе игры (В.Н. Непопалов, 2006; В.А. Таймазов, 2007). При этом активное противодействие соперников вызывает рассогласование между замыслом спортсмена (прямая связь) и информацией о результатах выполненного действия (обратная связь) (А.В. Родионов, 2002; В.В. Козин, 2014). Это вынуждает спортсменов совершать ошибки, связанные с рассогласованием индивидуальных и командных действий. Сложившаяся проблемная ситуация требует изучения вопросов управления тактико-техническими действиями спортсменов с учетом визуальной информации о соревновательной и тренировочной деятельности баскетболистов.

В командно-игровых видах спорта квалифицированные спортсмены решают тактико-технические задачи в экстремальных игровых условиях, ограниченных временными рамками (А.В. Бурцев, 2011). Поэтому исправление нечетких представлений является важной задачей при разработке моделей и методов принятия решений в слабоструктурированных системах, к которым относятся игровые ситуации.

В отдельных работах для формализации нечетких представлений
спортсменов предлагается использование пространственных характеристик
игры (С.В. Голомазов, 2003; А.А. Клименко, 2013; М.М. Чернецов,
В.А. Пегов, 2014), а также площади игровых взаимодействий

(В.В. Козин, 2014). На наш взгляд, учет пространства игры с выделением
обобщенных и специфических характеристик позволит усовершенствовать
процесс обработки информации о соревновательной деятельности

спортсменов.

В исследованиях, посвященных анализу и управлению действиями спортсменов, широко используются цифровые и информационные технологии (E. Tsamourtzis, 2004; М. Царев, 2009; В.Е. Горский, 2016). Однако данные технологии, как инструмент анализа и управления действиями команды, не всегда способствуют эффективному решению

тактико-технических задач тренера и спортсмена. Во многом это объясняется
недостаточной разработанностью процесса получения и обработки
информации, интерпретации визуального содержания игровой

соревновательной деятельности и формальных показателей.

Ввиду этого, актуальной является проблема управления тактико-
техническими действиями квалифицированных баскетболистов,
формализации нечетких представлений о содержании соревновательной
игровой деятельности.

Объект исследования: процесс тактико-технической подготовки квалифицированных баскетболистов.

Предмет исследования: модель управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов на основе визуализации игровых ситуаций.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить эффективность модели управления тактико-техническими
действиями квалифицированных баскетболистов, основанной на

визуализации игровых ситуаций.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
управление тактико-техническими действиями квалифицированных

баскетболистов на основе визуализации и ситуационного анализа,
включающих формализованные и обобщающие характеристики

соревновательной деятельности игроков, позволит повысить

результативность соревновательной деятельности спортсменов,

психомоторные показатели, а также проецирование игровых ситуаций и их прогнозирование.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности противодействий соперников в
соревновательной деятельности баскетболистов.

  1. Выделить формализованные и обобщенные характеристики тактико-технической деятельности квалифицированных баскетболистов.

  2. Разработать модель ситуационного анализа тактико-технической деятельности игроков с учетом оперативного пространства в баскетболе.

  3. Разработать модель управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов и экспериментально проверить эффективность ее применения в тренировочном процессе и соревновательной деятельности спортсменов.

Методы исследования: теоретический анализ данных научной и методической литературы; опрос тренеров (анкетирование); моделирование игровых ситуаций; анализ видеозаписей соревновательной деятельности спортсменов; педагогические наблюдения; тестирование; педагогический эксперимент; математико-статистический анализ.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа на мужской сборной команде СибГУФК по баскетболу.

На первом этапе исследования (2014 – 2015 гг.) был проведен
теоретический анализ научно-методической литературы с целью

обоснования проблемы исследования, конкретизации методологических
характеристик, основных положений диссертационной работы.

Осуществлялось анкетирование тренеров по баскетболу. Изучалась соревновательная деятельность квалифицированных баскетболистов.

На втором этапе (сентябрь 2015 г. – апрель 2017 г.) осуществлялись
регистрация и анализ соревновательной деятельности квалифицированных
баскетболистов, педагогическое тестирование, педагогические наблюдения и
педагогический эксперимент. Теоретически обосновывалась и

экспериментально проверялась эффективность модели управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов на основе визуализации игровых ситуаций. В исследовании принимали участие 30 баскетболистов 18-25 лет (по 15 спортсменов в контрольной и экспериментальной группах). Контрольная группа состояла из 15 баскетболистов команды Омского государственного университета путей сообщения. Экспериментальная группа включала 15 баскетболистов команды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

На заключительном этапе (май 2017 г. – март 2018 г.) завершались все
виды экспериментальной работы, выполнялся анализ результатов

диссертационного исследования. По окончании этапа были сформулированы выводы и разработаны практические рекомендации.

Научная новизна исследования:

- выявлены формализованные и обобщенные характеристики
соревновательной деятельности квалифицированных баскетболистов. К
обобщенным характеристикам относятся: фигура командной площади игры
нападения, фигура командной площади игры защиты, площадь пересечения,
общее оперативное пространство игры, оперативное пространство команды,
оперативное пространство игрока. Формализованные характеристики
обусловлены содержанием противодействий соперников, визуальной
информацией о соревновательной и тренировочной деятельности
баскетболистов;

- разработана модель ситуационного анализа, включающая методы и
приемы дополненной реальности, основанные на командной площади игры,
оперативном пространстве игры, а также вариативном комплексе
составляющих индивидуальных и групповых действий баскетболистов.
Обработка визуальной информации в статистическом, аналитическом и
графическом модулях позволяет систематизировать данные о тактико-
технической деятельности спортсменов для проведения качественного и
количественного анализа;

- обоснована модель управления действиями квалифицированных
баскетболистов в процессе тактико-технической подготовки с учетом
ситуационного анализа, включающего визуализацию оперативного
пространства игры, командных форм нападения и защиты, индивидуальных,

групповых тактико-технических действий с траекторией передвижения игроков по площадке, позиционными действиями, противодействиями соперников.

Теоретическая значимость исследования:

получены новые данные об оперативном пространстве игры. Выделение общего оперативного пространства игры, оперативного пространства команды и игрока основано на специфике соревновательной деятельности в баскетболе и расположении игроков на площадке с выделением фигур командной площади нападения и командной площади защиты;

предложена модель ситуационного анализа тактико-технической деятельности игроков, позволяющая контролировать результат деятельности спортсменов, координировать тактико-технические действия, изменять стратегию и планирование тренировочного процесса и соревновательной деятельности, снижать негативное влияние квази-ситуационного фактора во взаимодействии спортсмена и тренера;

дополнена теория управления тактико-техническими действиями квалифицированных баскетболистов, основанная на централизованной выработке приоритетных тактико-технических задач и децентрализованном локальном перераспределении функций между спортсменами в условиях противодействий соперников.

Практическая значимость исследования заключается в возможном
использовании оперативного пространства игры при разработке упражнений,
направленных на управление тактико-техническими действиями

квалифицированных баскетболистов с целью повышения их эффективности. Взаимосвязь между упражнениями реализуется через решение спортсменами возникающих задач в игровых ситуациях посредством сопоставления полученной визуальной информации с результатами собственных действий.

Визуальная информация позволяет тренеру формировать задачи приоритетного и локального уровня. Оперативное субъект-объектное управление происходит во взаимодействии членов команды в тренировочных и соревновательных условиях.

Теоретической и методологической основой исследования

являются: теоретические основы взаимообусловленности соревновательной
ситуации и структуры движений, двигательной активности спортсменов в
условиях противоборства (Э. К. Ахмеров, 1978; В. С. Келлер, 1986; Ю. М.
Макаров, 2013); основы алгоритмизации и моделирования действий
спортсменов (С. В. Дмитриев, 2010; В. А. Усков, 2003); кинезиологические
основы двигательной активности (В. Б. Коренберг, 2005; В. К. Бальсевич,
2009); концепция «ситуационной техники», управления игровой

соревновательной деятельностью (С. В. Малиновский, 2000; Ю. И. Портных, 2010; Е. Р. Яхонтов, 2016).

Положения, выносимые на защиту:

1. Определение оперативного пространства игры требует учета
обобщенных характеристик соревновательной деятельности: оперативное
пространство игрока, расстояние между нападающим и защитником,
направления передвижений соперников, активность действий соперников;
формальных характеристик: результативность дистанционных бросков;
результативность атакующих действий; результативность защитных
действий; количество взаимодействий между игроками; количество
обманных приемов; количество нарушений, совершаемых соперниками.

2. Модель ситуационного анализа тактико-технической деятельности
игроков включает методы дополненной реальности: расчленение, разведение,
дробление, сжатие, реализуемые посредством приемов, позволяющих
варьировать содержание упражнений: мелкое деление, крупное деление,
выделение, редукция. В процессе тактико-технической подготовки данные
методы и приемы дают возможность учитывать квази-ситуационный фактор
при постановке тактико-технических задач тренером.

3. Исправление нечетких ситуационных и двигательных представлений
(квази-ситуационного фактора) и усложнение тактико-технических задач
композицией противодействий соперников позволяет эффективно управлять
действиями спортсменов в тренировочных и соревновательных условиях, что
положительно сказывается на результативности соревновательной
деятельности и качестве анализа игровых ситуаций.

Достоверность результатов исследования обеспечивается

достаточным объемом экспериментальных данных, использованием

комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследования,
корректным использованием методов статистической обработки,

организацией педагогического эксперимента и положительным эффектом, полученным от внедрения результатов исследования в тренировочный процесс квалифицированных баскетболистов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы
исследования опубликованы в 15 статьях, 3 из них - в научных журналах,
рекомендованных ВАК РФ. Основные положения диссертации представлены
на IV Международной научной конференции, посвященной 85-летию
образования ИрГТУ (Россия, Иркутск, 2015); итоговой научной конференции
профессорско-преподавательского состава СибГУФК (Россия, Омск, 2016);
Международной научной конференции «Международные спортивные игры
«Дети Азии» - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки
спортивного резерва» (Республики Саха, Якутия, 2016); Всероссийской
научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов,

магистрантов, соискателей «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма» (Россия, Омск, 2016); II-IV Международных научно-практических конференциях «Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи» (Россия, Омск, 2016-2018).

Разработанная модель управления тактико-техническими действиями спортсменов внедрена в тренировочный процесс: сборной по баскетболу ФГБОУ ВО СибГУФК (Россия, Омск); СДЮСШОР имени ЗТР В.Н. Промина (Россия, Омск); женской баскетбольной команды «Нефтяник» (Россия, Омская область).

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, четырёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Диссертация общим объемом 162 страницы включает в себя 21 таблицу, 24 рисунка, приложения. Список литературы содержит 172 источника, в том числе 41 на иностранном языке.

Принципы управления тактико-техническими действиями квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта

Субъектом управления в тактико-технической деятельности баскетболистов являются игроки, на которых активно воздействует тренерский штаб команды. Перед началом игры тренер выполняет установки на игру и указывает на основные моменты соревновательной деятельности в рамках конкретного соперника.

Говоря о субъекте управления любого вида деятельности, очень часто приходиться принимать решения в постоянно изменяющихся условиях и при ограниченных временных ресурсах.

В условиях игры также наблюдается постоянная смена ситуаций: меняется положение партнеров и соперников, мяча и траекторий его полета, и при изменении исходных данных об игре баскетболист принимает решение в ограниченные сроки.

Также появляется сложность, связанная с тем, что субъекту управления приходится руководить данными в виде предположений (гипотез), возникающих понятий и различных образов (Диев В.С. Нечеткость в принятии решений // Философия науки. 1998. № 1(4). С. 45–52; Бунин В. Я. Критичность соревновательных ситуаций в волейболе и теннисе // Мир спорта. 2004. № 1. С. 23–26; Векленко П. В. Ситуационные представления как основа синтеза объяснения и понимания // Омский научный вестник. 2011. Вып. 6 (102). С. 85-88).

При принятии решений в игровых ситуациях человек также основывается на информации, приобретенной ранее опытным путем. Когда игрок принимает решение, он строит определённые гипотезы о том, как именно будет развиваться данная ситуация, тем самым создавая свой прогноз на различные варианты развития игры. Интуиция оказывает помощь субъекту (игроку) определиться какое же решение будет более эффективным и играет значимую роль в принятии решений (Csataljay G. Principal components analysis of basketball perfomance indicators Dancs // World Congress of Perfomance Analysis of Sport VIII. Deutschland: Otto-von-Guericke-Universitt Magdeburg Department of Sports Science. 2008. Р. 737–743).

Множественные исследования процессов принятия решений констатируют факт, что субъект управления мыслит и принимает решения не только в количественных характеристиках. Субъект пытается осмысливать, в первую очередь качественно, и для него поиск решения – это, поиск замысла решения, где количественные оценки играют второстепенную роль (Свищев И. Д. Анализ ситуаций и реализация принятых решений дзюдоистом в поединке // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : 7 Междунар. науч. конгр. : Материалы конф., 24–27 мая 2003 г. М., 2003. Т. 3. С. 235–236; Никитин С. Н. Классификация средств оптимизации управления двигательными действиями для разработки методики «регулирование вероятности» // Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы физической культуры и спорта» Материалы конференции в 2 т. Т.2. СПб., СПбНИИ физической культуры, 2008. С. 202– 204).

Из-за этого основы знания в мышлении субъекта управления, оказываются ключевыми элементами ситуации, необходимыми для модели принятия решений (Войтов В. Г. Обобщающая модель продуцирования тактического действия в спортивном фехтовании // Теория и практика физической культуры. 2004. № 9. С. 32–34; Авдеева З. К. Когнитивный подход в управлении // Проблемы управления. 2007. №3. С. 2–8).

В спортивных играх также ведущую роль играют качественные показатели. Количество возникающих решений затрудняет процесс оценки ситуации, так как для оценки большего количества информации требуется много времени для принятия решения, ситуация на игровой площадке может измениться.

Характерной чертой исследования ситуаций является то, что процесс обработки текущей информации и принятия решений по управлению ситуациями, как правило, является групповой деятельностью. Каждый участник данного процесса, представляет проблемную ситуацию, опираясь на внутренние представления и знания (системы, модели) о ситуации (Морозов О. С. Общие принципы управления сложнодинамическими системами в конфликтной ситуации // Теория и практика физической культуры. 2005. № 2. С. 21–24; Красникова О. С. Характерные особенности тактики спортивных игр // Перспективные направления в области физической культуры и спорта и туризма : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск, 2011. С. 188–120). Данная система или модель включает в себя определенные убеждения, особенности восприятия, практических и ценностных установок субъекта, которые он использует в своей деятельности и влияет на процесс решения проблемной ситуации (Голомазов С. В. Типичные игровые ситуации: Направления голевых передач и области, из которых они выполняются с игры в зоне атаки // Теория и практика футбола. 2001. № 1. С. 6).

В соревновательной деятельности каждый из участников игры определяет свои представления на образовавшуюся ситуацию, естественно опираясь на приобретенные знания и предыдущий опыт. Для того чтобы достигнуть наилучшего результата игры все игроки команды, находящиеся на площадке должны мыслить и принимать решения в одинаковом направлении, эффективность действий игроков во многом зависит от своевременно принятого правильного решения каждого (Петровская Т. В. Особенности оценки соревновательной ситуации спортсменами разных видов спорта // Спортивный психолог. 2009. № 2. С. 49–53).

Иными словами, подготовку и принятие решений в задачах управления ситуациями, необходимо разбирать как сложнейший интеллектуальный процесс разрешения проблем, который не относится исключительно к рациональному выбору. Для поддержания данного процесса необходим поиск новых подходов к разработке формальных моделей и методов решения проблем. Также должно проводиться формирования целей развития ситуаций, особенно на ранних этапах подготовки управленческих решений (Алексеев Ж. Б. Особенности интеллектуальной деятельности в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 1998. № 8. С. 63). В рамках игровой деятельности тренер должен принимать решение, которое не должно ставиться под сомнение. В то же время каждая ситуация может быть рассмотрена с разных точек зрения (Болгов А. Н. Аспекты принятия управленческих решений в соревновательной деятельности баскетбольных команд в условиях неопределенности Болгов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2010. № 1 (59). С. 19–22).

Одним из современных подходов к разработке моделей игры в баскетболе относят адаптированную технологию обучения. Данная адаптированная технология обучения отдает предпочтение объединение всех элементов соревновательной деятельности с одновременным сохранением приоритета её психологического насыщения в виде сенсомоторных, морально-волевых и интеллектуальных качеств. В то же время действия, применяемые в игре, не разделяются на конкретные технические и тактические приемы, а формируют единые тактико-технические действия. Логичность и целесообразность этого подхода нашла свое подтверждение. Он формируется в целостное и проблемно-теоретическое единство действий при определении игровой соревновательной деятельности. Очень важно обеспечить своевременное и параллельное освоение данных действий, а также выполнение игровых приемов и тактическую составляющую игры (Портных Ю. И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2010. № 1 (59). С. 85–88).

Отмечается, что первый этап при использовании методов принятия решений: «предварительный анализ проблемы и ее структуризация», – является наиболее трудным и сложно формализуемым. На данном этапе к работе активно реализуется аналитическая работа, а подбор применяемых методов осуществляется при помощи эвристических экспертных методов (Ларичев О. И. Системы поддержки принятия решений : современное состояние и перспективы развития // Итоги науки и техники. М.: ВИНИТИ, 1987. Т.21. С. 131–164).

Первым этапом принятия решения является «слежение и анализ игровой обстановки», поэтому от этого этапа зависит как моментально и логически обосновано будет принято решение человеком. Если человек точно осуществляет слежение и анализ игровой обстановки, то высокой будет быстрота и эффективность принятия решения в игре (Evangelos T. Analysis of fast breaks in basketball // International Journal of Performance Analysis in Sport. 2005. № 5 (2). Р. 17–22.). Если игрок не замечает небольшую деталь (например, перемещение соперника для перехвата), то это может поспособствовать принятию неверного или ошибочное решения, влияющего на результат реализации игровой ситуации и создании новой.

Типовые формы нападения и защиты в соревновательной деятельности квалифицированных баскетболистов

Для решения первой задачи и выявления формальных и обобщенных характеристик соревновательной деятельности команд и противодействий соперников был проведен анализ видеозаписей соревнований квалифицированных баскетболистов (НБА, ЧЕ, ОИ). Одной из формализованных характеристик, включающей признаки типизации игровых ситуаций, является расположение игроков на площадке в разных фазах игры. Для выделения форм нападения и защиты через центр скопления игроков проводились линии, тем самым выделялись командные геометрические фигуры нападения и защиты, а также рассчитывались командная площадь нападения, командная площадь защиты и площадь перекрытия (см. глава 2).

Расположение игроков на баскетбольной площадке фиксировалось при соблюдении следующих условий:

– переход игрока с мячом из тыловой зоны (1, 2 варианты) – остановка видеокадра происходила через 1 секунду после овладения мячом в тыловой зоне (А1, А2);

– распределение игроков в передовой зоне после перехода через среднюю линию (1, 2 варианты) – остановка видеокадра происходила через 1 секунду после входа в зону нападения последнего игрока нападения (Б1, Б2);

– реализация игры в позиционном нападении (1, 2 варианты) – остановка видеокадра происходила в момент выполнения второй передачи в передовой зоне (В1, В2);

– реализация броска при позиционной атаке в зоне нападения (1, 2 варианты) – остановка видеокадра происходила в момент броска в кольцо (Г1, Г2); – подбор мяча, отскочившего от щита или перехват мяча (Д).

Помимо этого, общим условием фиксации расположения игроков на площадке является проведение линии нападения или защиты со стороны кольца защищающейся команды через игрока, находящегося внутри периметра фигуры из оставшихся четырех игроков. Принятие данного условия продиктовано тем, что в ограниченной зоне площадки (трехсекундной зоне) происходит до 60-70% атак, из них 40-45% являются результативными (Kozin V. Simulation of competitive activity basketball players // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Бъдещето въпроси от света на науката», 2012. С. 41 – 46).

В результате регистрации и анализа соревновательной деятельности баскетболистов были выявлены типовые формы нападения и защиты в баскетболе, которые характеризуются концентрацией игроков на площадке. Определение площади данных фигур позволило выявить отдельные закономерности относительно расположения игроков на площадке и результативности команд (таблица 2).

На рисунке 5 визуально отображен вывод мяча командой из тыловой зоны в передовую против защиты зонным прессингом. При данной защите игроки нападения растягивают зонное построение максимально широко, а один из игроков выполняет вход в центр площадки для получения мяча. Игроки защиты стараются выполнять двойной отбор и остановить ведение мяча, не позволив отдать передачу ближнему игроку.

На рисунке 6 представлена аналогичная ситуация перехода команды из тыловой зоны в передовую. В данном случае игроки нападения располагаются в форме пятиугольника так же, как и игроки защиты. При применении заслонов для игрока с мячом фигура может видоизменяться в объеме. Игроки защиты стараются играть близко к игрокам нападения, но сохраняя при этом дистанцию 1-2 метра. Расположение игроков защиты в данном построении является оптимальным, поскольку у защитников имеется возможность контролировать и предупреждать развитие атаки.

На рисунке 7 игроки нападения выполняют «растягивание» зонного построения соперника, при этом один из игроков команды обязательно занимает пространство между игроками (обычно это выполняет центровой игрок). Командная площадь защиты при этом изменяется и формируется в соответствии с действиями нападения. При данной расстановке игроки нападения стараются задействовать передовую зону и активно выполняют перемещения без мяча.

Недостатками при данной защите являются следующие ошибки игроков при активном перемещении нападающих: не успевают переключаться, не замечают смещение игрока в другую зону.

Рассматривая второй вариант распределения игроков – личную защиту можно сказать, что игроки нападения также стараются расположиться как можно шире. Игроки защиты, находящиеся на расстоянии одной передачи, располагаются в непосредственной близости от нападающего. Защитники, находящиеся с дальней стороны от мяча, смещаются к кольцу.

Преимущество расположения игроков защиты в данном случае состоит в концентрированном расположении по отношению к игрокам нападения. В то же время преимущество расположения игроков нападения заключается в том, что любая ошибка со стороны соперника приведет к созданию свободного пространства для индивидуальных действий и выполнения броска в кольцо (рисунок 8).

На рисунке 9 игроки команды, владеющей мячом, реализуют позиционное нападение против зонной защиты. Командная площадь нападения имеет форму пятиугольника, командная площадь защиты имеет форму четырехугольника. Центровой игрок команды нападения выполняет вход в середину зонного построения команды соперника и открывается под мяч. Игроки команды защиты выполняют перемещение относительно мяча, пытаясь выполнять групповой отбор мяча. Таким образом, защитники оставляют одного из игроков нападения без опеки, что является недостатком данной защиты.

При реализации позиционного нападения против личной защиты командами активно используются заслоны для игрока с мячом и игроков без мяча. Игроки защиты стараются выполнять перемещения на оптимальной дистанции для создания помехи броску мяча в кольцо. При игре против заслонов игроки защиты стараются пройти к опекаемому игроку по максимально кратчайшей траектории. В случае, когда защитник попадает на заслон, выполняется смена между игроками защиты (рисунок 10).

В первом варианте командная площадь нападения имеет площадь трапеции с вогнутым основанием, а командная площадь защиты имеют формы невыпуклого четырехугольника. Острые углы образованных фигур направлены друг на друга.

Игроки защиты, расположенные на острых углах, активно контролируют действия игроков команды нападения. Игроки, расположенные внутри фигуры защиты, одновременно направляют развитие атаки и страхуют действия своих партнеров.

Модель ситуационного анализа тактико-технической деятельности игроков

В настоящее время наблюдается активное внедрение цифровых и информационных технологий в спортивные игры. Однако их наличие и использование еще не означает, что они выступают в качестве инструмента, позволяющего эффективно решать задачи подготовки команды. Это даёт основание для изучения возможностей дополненной реальности в обучении и совершенствовании действий игроков, а также дальнейшего поиска методов и приемов повышения эффективности тактико-технической деятельности спортсменов на основе визуализации игровых ситуаций.

Однако результаты проведенного анкетирования, позволяющего выявить использование информационных технологий и проблемы организации тренировочного процесса баскетболистов с использованием информационных технологий, позволяют сделать заключение (таблица 11).

Выявлено, что большинство тренеров в России используют в своей деятельности графические программные системы (электронные планшеты) и программные системы видеоанализа с низким уровнем автоматизации. Есть и тренеры, не использующие информационные технологии.

На наш взгляд, данное положение отрицательно сказывается на готовности спортсменов к соревнованиям. Поэтому мы предлагаем подходы к управлению тактико-техническими действиями спортсменов на основе визуализации, в частности дополненной реальности.

Дополненная реальность – результат дополнения поля восприятия разных сенсорных данных для дополнения сведений об условиях и улучшения восприятия информации. Система позволяет отображать виртуальные объекты на экране устройств (компьютеров, планшетов); просматривать виртуальные объекты посредством специальных очков и шлемов; визуализировать объекты в реальности (Azuma R. A Survey of Augmented Reality Presence // Teleoperators and Virtual Environments. 1997. P. 355–385). В целом, вариантов дополненной реальности огромное количество. В нашем случае система дополненной реальности используется для дополнения игровых, тренировочных, соревновательных условий виртуальными объектами, образами.

Предлагаемая нами технология использования дополненной реальности, основанная на формализации и исправлении нечетких представлений о соревновательной деятельности, вносит в тренировочный процесс важную информационную составляющую. Однако использование только визуализированной информации в тренировочном процессе не позволяет тренеру в перспективе разрабатывать упражнения, учитывающие специфику подаваемой информации об отдельных целостных или минимальных ситуациях игры, или вносить в эти упражнения коррективы. Поэтому нами были разработаны методы и приемы, позволяющие реализовывать данный процесс.

При разработке и обосновании методов и приемов дополненной реальности нами были взяты за основу методы, достаточно известные в теории и практике спорта и имеющие общностную специфику по структуре, но разную направленность в области применения. Прикладная специфика данных методов в основном проявляется при разработке упражнений различного характера: «методы целостного разучивания» и «методы расчлененного разучивания», «метод узких двигательных задач», «метод подводящих упражнений» (Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. 912 с.). В нашем случае, адаптация представленных методов к дополненной реальности достигалась за счет изменения таксономического пространства предметной области – за основу было взято игровое оперативное пространство игроков, ограничивающееся размерами спортивной площадки (Milgram P. Taxonomy of Mixed Reality Visual Displays // IEICE Transactions on Information and Systems, E77-D (12). 1994. P. 1321–1329.) При этом учитывались признаки типизации: одновременности или размеренности и изменении во времени; взаимодействии или порядке следования событий, их проецирования; согласованности размеров, расположений, форм (А. В. Зыков, 2017).

На рисунке 17 показано распределение зон оперативного пространства нападающего и защитника с учетом линейных и диагональных передвижений.

В предыдущих разделах нами были выделены оперативное пространство команды и оперативное пространство игрока. Далее, для организации анализа тактико-технических действий спортсменов, предлагается выделить общее оперативное пространство в баскетболе – игровая спортивная площадка.

К методам дополненной реальности относятся: расчленение, разведение, дробление, сжатие. Данные методы реализуются посредством приемов, позволяющих варьировать содержание упражнений: мелкое деление, крупное деление, выделение, редукция.

На рисунке 18 показаны возможности применения методов и приемов дополненной реальности в разделении на части общего оперативного пространства (спортивной площадки), анализе игровых ситуаций и последующей разработки упражнений тактико-технической направленности с учетом оперативного пространства команды и баскетболиста.

Способы деления спортивной площадки на части (фрагменты), с учетом оперативного пространства игроков, не только разнообразны, но и весьма различны по качеству, что крайне важно для эффективного использования системы дополненной реальности при анализе отдельных игровых ситуаций, разработке специфических упражнений и построении модели тактико технической подготовки спортсменов командно-игровых видов спорта. Таким образом, спортивное упражнение имеет закономерно выстроенную структуру, включающую в себя пофазно развивающиеся игровые ситуации в рамках игровой площадки, способы ведения игры, расположение игроков на площадке, траектории их передвижения. Данные структурные образования дают принципиальные основания для выделения фрагментов (игровых зон) и использования в их рамках дополненной реальности с последующим анализом, разучиванием и совершенствованием тактико-технических действий. Рассмотрим разновидности методов дополненной реальности.

Расчленение. В данном случае имеется способ деления спортивной площадки на части с разделением игровых фаз, стадий и типовых ситуаций (включают три и более игровых условия). Степень расчленения может быть различной в зависимости от целей, условий и тактико-технических задач, формируемых для спортсмена, группы занимающихся или спортивной команды. Таким образом сложная, системная игровая ситуация доступна для расчленения на относительно мелкие или крупные части, подлежащие в дальнейшем анализу и визуализации на основе дополненной реальности.

Результаты педагогического эксперимента

Для выявления эффективности модели управления тактико-техническими действиями баскетболистов был проведен педагогический эксперимент. Результаты исследования строились на основе сравнительного анализа среднегрупповых показателей контрольной (n=15) и экспериментальной (n=15) групп.

Оценивая влияние предложенной модели стоит отметить, что по результатам «начального» и «промежуточного» исследования психических качеств не было выявлено существенных различий между контрольной и экспериментальной группами, что позволяет судить об однородности сравниваемых групп и возможности их последующего анализа (таблица 12).

Из таблицы 13 видно, что показатели результативности бросков в кольцо в экспериментальной группе оказались более высокими, что свидетельствует о необходимости применения средств визуализации игровых ситуаций.

Таким образом, удалось снизить количество ошибок, связанных с неверным выбором для реализации броска за счет определения свободного оперативного пространства и рекомендации выполнять броски только при данном условии.

После проведенного эксперимента можно заметить, что результативность атакующих действий в экспериментальной группе при высокой активности защитных действий был значительно выше (таблица 14).

Удалось сократить количество ошибок, совершаемых при выполнении бросков в нерациональных ситуациях для данного приема. Это можно фигуры нападения и объяснить более грамотным расположением увеличением площади нападения.

Сравнивая показатели результативности атакующих действий баскетболистов в условиях фола было замечено, что данные показатели были выше у экспериментальной группы (таблица 15).

Удалось исправить число ошибок, связанных с высоким эмоциональным фоном благодаря средствам дополненной реальности. При просмотре видеороликов время от времени возникали помехи в виде фолов для повышения помехоустойчивости при бросках.

При исследовании тактико-технических действий баскетболистов удалось выявить, что игроки экспериментальной группы более часто используют приемы для преодоления противодействия защитников. При просмотре видеороликов игрокам демонстрировались различные игровые и возможные контуры в развитии данной атаки и варианты для освобождения от опеки соперника (таблица 16).

Используемые нами технологии способствовали выходу на свободное оперативное пространство игрока, что способствовало расширению тактико-технического арсенала игроков. Удалось минимизировать число ошибок, совершенных спортсменами экспериментальной группы при выполнении сложных тактико-технических приемов, так как они были заменены моделируемыми нами приемами в тренировочном процессе.

При изучении количества атак, совершаемых баскетболистами, удалось установить, что спортсмены экспериментальной группы чаще используют обманные движения для выхода на оперативное пространство в отличие от контрольной группы (таблица 17).

Стоит отметить, что удалось сократить число ошибок, допускаемых баскетболистами при выполнении броска в кольцо в нерациональной ситуации. Данный факт связан с визуальным представлением соревновательной деятельности с разных позиций. Результативность действий в баскетболе статистически отображается в следующих приемах: блокирование, выбивание и перехват мяча. Нами был рассмотрен показатель потерь мяча после активных действий игроков защиты (таблица 18). Удалось установить, что число потерь при блокировании, выбивании и перехвате мяча соперником в экспериментальной группе было значительно ниже. Данный факт можно объяснить улучшением показателей реакции на движущийся объект с помехой и переключением внимания.

При помощи средств визуализации игровых ситуаций были подробно показаны способы сохранения мяча, тем самым сократилось число ошибок, связанных с ошибками в прогнозировании развития игровой ситуации.

В день игр, в утреннее время, проводилась тренировка, в процессе которой баскетболистам предлагались упражнения с противодействиями соперников. В условиях пассивной защиты происходило моделирование противодействий соперников, близких по содержанию к команде предстоящего соперника. Длительность тренировки составляла 20 минут, при этом упражнения выполнялись в низком темпе. После соревнований у баскетболистов контрольной и экспериментальной групп было проведено тестирование, в результате которого получены следующие результаты (таблица 19).