Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Формирование теоретико-методологического знания о физической культуре как виде общей культуры предпосылка аскрытия тенденций его развития 13
1.1 Сущностные характеристики теории в контексте исследования теоретического знания о физической культуре .13
1.2 Методологическое знание как основа выявления тенденций развития теории физической культуры 19
1.3 Осмысление физической культуры как вида общей культуры – основа формирования её теории 22
1.4 Методологические подходы к формированию теории физической культуры 36
1.5 Эволюция интегративного содержания теоретических аспектов знания о физической культуре 54
1.5.1 Функционально-ценностный аспект содержания физической культуры 54
1.5.2 Деятельностно-результативный аспект содержания физической культуры 65
1.6 Тенденции развития теоретических основ физической культуры 73
ГЛАВА 2. Методологические предпосылки исследования 86
2.1 Проблемная ситуация и проблема исследования 86
2.2 Гипотеза, объект, предмет, цель и задачи исследования 91
2.3 Методы и организация исследования .92
ГЛАВА 3. Теория физической культуры как развивающееся знание 96
3.1 Культуросообразные подходы к формированию современной теории физической культуры 96
3.2 Эволюция содержания понятия «физическая культура» как вида общей культуры человека и общества .101
3.3 Последовательность развития концептуально-методологических основ теории физической культуры 108
3.4 Функциональная специфика современной теории физической культуры в теоретико-образовательном пространстве 115
3.4.1 Теоретические основы социальных функций физической культуры как вида культуры в контексте её современного понимания 115
3.4.2 Современная теория физической культуры в аспекте функциональной специфики теоретического знания 123
3.4.3 Теория физической культуры и основные функции общего образования 131
ГЛАВА 4. Становление основополагающих тенденций развития современной теории физической культуры 136
4.1 Общенаучные тенденции развития теории физической культуры 137
4.2 Частнонаучные тенденции развития теории физической куль-туры 146
4.3 Взаимообусловленность общенаучных и частнонаучных тенденций развития теории физической культуры .156
4.4 Прогностически-прикладной аспект современной теории физической культуры в контексте тенденций её развития .162
Заключение. 169
Список литературы
- Осмысление физической культуры как вида общей культуры – основа формирования её теории
- Гипотеза, объект, предмет, цель и задачи исследования
- Последовательность развития концептуально-методологических основ теории физической культуры
- Взаимообусловленность общенаучных и частнонаучных тенденций развития теории физической культуры
Осмысление физической культуры как вида общей культуры – основа формирования её теории
Как показывает опыт развития науки, во всякой научной концепции методологические моменты органически сливаются с предметно-содержательными (т.е. теоретическими). Но это совсем не означает стирание граней между теорией и методологией, «… если теория направлена на получение знания о самой действительности, то методология направлена на процесс получения знания. Иначе говоря, между теорией и методологией всегда сохраняется отношение цели и средства» (Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода, М., Наука, 1973. С.81).
Роль методологии для осмысления сферы физической культуры чрезвычайно возрастает в современный период. Ведь вот уже пятое десятилетие (с 1970 гг. по настоящее время) идет достаточно интенсивное осмысление вопросов построения теории физической культуры (ТФК), имеющей большое методологическое и практическое значение для модернизации физкультурного образования, однако результаты пока не утешительны. Вместе с тем сегодня, практически не подвергается сомнению тезис, утверждающий прямую зависимость развития теоретического знания от уровня сформированности его методологических основ (Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М., 2003. 743с. ; Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005. 528 с. ; Швырев В.С. Теория… С. 973-975 и др.). То есть, несмотря на тесную взаимосвязь понятий «теория» и «методология» всегда отмечается, что методология первична по отношению к теории.
В этой связи, применительно к содержанию нашего исследования важнейшую роль играет методологическое знание, специфическими признаками которого для исследователя является его «стратегический характер и регулятивная миссия в организации и оценке эффективности качества научно-познавательной или научно-преобразовательной деятельности» (Бордовская Н.В. Педагогическая системоло-гия: учебное пособие. М., Дрофа, 2009. С.418). Именно оно дает ориентиры в получении нового теоретического и эмпирического знания о педагогических объектах, определяет стратегию научной деятельности при разработке предметного содержания конкретной педагогической теории.
Поэтому, в последней трети ХХ и начале XXI веков большое внимание уделяется вопросам развития методологии науки, ибо именно методологическое знание определяет стиль научного мышления, позволяет подняться на новый, более высокий уровень развитию знания теоретического (в том числе и в сфере физической культуры), и тем самым уйти от эмпирических, описательных характеристик явления (объекта), к его теоретико-абстрактному обоснованию и видению. При этом необходимо учитывать три важных этапа в развитии педагогической методологии (Бордовская Н.В. Педагогическая системология… 463с.): первый этап – конец 1960-х – начало 1970-х гг. – связан с обострением потребности ученых в пересмотре сложившихся методологических традиций; второй этап – 1980-е – начало 1990-х гг. – характеризуется критическим анализом новаций процесса методоло-гизации педагогики; третий этап – конец ХХ – начало XXI века – свидетельствует о выходе на развитие системной по своей сути методологии (Приложение А). В этом плане будет особенно актуальным анализ формирования теоретико-методологического знания в сфере физической культуры за последние 50 лет (в контексте формирующейся ТФК).
В настоящее время можно выделить ряд основополагающих методологических положений (Степин В.С. Теоретическое знание… 743с. ; Ушаков Е.В. Введение в философию… 528с.; Бордовская Н.В. Педагогическая системология. 2009, 463с. ; Швырев В.С. Теория… С.973-975, и др.), чрезвычайно актуальных для осмысления вопросов, связанных с построением ТФК, выявлением ведущих тенденций её становления и развития. Это прежде всего то, что научная теория развивается: - в зависимости от степени более глубокого познания сущности явления (в нашем случае физической культуры); - от уровня сформированности её самостоятельных концептуально-методологических основ (то есть в основе, например, перехода от ТФВ к ТФК должна лежать соответствующая новая концептуально-методологическая база); - необходимо понимать и то, что структура теории во многом производна от структуры самого явления (то есть структура ТФК во многом зависит от структуры самой физической культуры). Важным, при этом, является и учет общей тенденции развития методологии в педагогической науке при изучении объекта: в начале и середине ХХ века доминирование принципа «от частей к целому» (то есть «снизу-вверх»), а с конца ХХ – начала XXI века, наоборот – «от целого к частям» (то есть «сверху-вниз») (Приложение Б).
Данные методологические положения определяют направленность научного мышления в контексте выявления основных тенденций формирования ТФК.
Действительно, научная теория развивается в зависимости от степени познания глубинной сущности объекта (Мергаутова Я., Йоахимсталер Ф. Тенденции формирования… С.91, и др.), где сущность есть совокупность существенных свойств и качеств объекта (Грицанов А.А. Сущность //Новейший философский словарь. Минск: 2001. С.1008). Глубина отражения объекта, проникновение в его суть, постижение его сущностных признаков, анализ качественных характеристик объекта (сложной динамической системы, особенно человека), а именно – его сущности, и есть формирование адекватно представления о нём (Исакова Н.В. Моделирующие возможности гуманитарного знания: культурно-антропологическая модель жизнедеятельности человека //Фундаментальные проблемы культурологии : II т.. СПб., Алетейя, 2008.С.17-31).
Гипотеза, объект, предмет, цель и задачи исследования
Как известно, в самом общем плане под деятельностью понимается активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей. Сегодня в соответствии с этим физически-культурную деятельность в сфере физической культуры необходимо рассматривать как один из важнейших видов человеческой деятельности, носящую в целом социально-культурный характер, ибо ее предметом, целью и главным результатом является гармоничное развитие самого человека во всей его многосторонности, как общественно полезной личности. Такое понимание физкультурной деятельности прошло длительный путь, прежде чем содержание её наполнилось социокультурным и философским аспектами знания как основополагающими в её конструкции.
В 1920-30-е гг. ХХ века, несмотря на активизацию исследований человеческой личности как «активного деятеля», ввиду бытовавшего биологизаторского подхода, проблемы «активности» не решалось, в виду сведения её к концепции «биологической активности как общего свойства животного организма», а идея противопоставления личности и общества выделившаяся следом, фактически редуцировала идею личности как таковую (Психология личности : учеб. пособие. М., 2007 С.24). Физическое воспитание, как известно, наиболее полно реализовывало первую концепцию в течение достаточно длительного времени, да и по сей день ещё не всегда в достаточной мере понимается и раскрывается его социокультурная сущность (Николаев Ю.М. К проблеме развития теории… С.2-10). Оно вплоть до начала 70-х гг. ХХ века имело своей главной задачей физическое развитие и физическое образование человека (формирование двигательных умений и навыков, посредством физических упражнений), развитие физических и (позднее с 70-х гг. ХХ века) других «побочных» качеств (психических, нравственных, этических и т.п.), создание в целом физически гармоничной и всесторонне развитой, здоровой личности с целью подготовки её к продуктивной производственной активности и защите Родины (Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физ. культуры. 1990. №9. С.10-14). В связи с этим исследовательская деятельность была ориентирована на результативный аспект физической культуры в контексте «телесно-двигательного» компонента её понимания, в то время как потребностно-мотивационное звено, делающее физкультурную деятельность культурной, затрагивалось крайне опосредовано.
Возрождение попыток интеграции понятия личности, рассмотрения человека как субъекта деятельности, как ценности и целостности, началось с середины 1960-х гг., с работ Б.Г. Ананьева в области психологической науки, где давались определения таких понятий как «индивид», «личность», «субъект деятельности» (Психология личности… С.28). Главенствующая роль деятельности в формировании человека была показана и многими другими ведущими советскими психологами (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.), основополагающие идеи которых, бесспорно, актуальны и сегодня. Так концепция С.Л. Рубинштейна основывалась на том, что личность именно в деятельности (творческой самодеятельности) обнаруживается, проявляется и созидается, а качественно-количественные характеристики этой его деятельности есть выражение того что она из себя представляет (Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935, С.106). При этом выделялись и два основополагающих принципа: детерминизма (внешнее через внутреннее - ведь деятельность человека определяется психическими процессами и другими, детерминирующими её закономерностями); единства сознания и деятельности. Физкультурная деятельность, в тот период времени, лишаясь человека как субъекта деятельности, устраняла сознательный (потребностно-мотивацион-ный, ценностный, социокультурный и т.п.) её компонент, и направлялась, фактически на безличностное однонаправленное формирование телесного благополучия индивидуумов (объектов деятельности) для реализации ими общественно значимых целей и имела свое значение не как таковая деятельность, а скорее как её результат (Выдрин В.М. О всестороннем развитии личности в свете ленинского учения о культурной революции в СССР //Теория и практика физ. культуры. 1970. №12. С.44-46 ; Жол 67 дак В.И. Некоторые пути совершенствования… С.35-36 ; Жолдак В.И. Некоторые проблемы… С.61-64, и др.).
Поэтому именно проникновение культуры в сущность физкультурной деятельности, переориентация исследований на человека не только как объекта, но и субъекта этой деятельности, смещение акцентов с результативной стороны на саму непосредственно физически культурную деятельность, воспитание одновременно физического и духовного (в приоритете последнего), было крайне важным, для последующего зарождения современной физической культуры общества и личности. Но дело в том, что именно общественное отношение к «личности», её понимание, препятствовало данному переходу, и только в статье М.Д. Оробин-ского (Некоторые философские… С.57-60), одной из первых, поднимаются вопросы необходимости переосмысления общественного и личностного в физическом воспитании, его существенной модернизации, с чем нельзя не согласиться.
С началом системных исследований в гуманитарных науках, А.Н. Леонтьев предлагал рассматривать развитие личности как системное качество индивида, существующего в обществе, а саму личность как момент деятельности и её результат (Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. С.65-66). При этом отмечалось, что сущность личности «… формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности», то есть именно в деятельности порождается личность (Леонтьев А.Н. Деятельность сознание. личность. М., 1975. С.172).
Последовательность развития концептуально-методологических основ теории физической культуры
Исходя из вышеизложенного, одними из базисных, фундаментальных функций образования (в отличие от традиционных его функций: трансляция и репродукция истины в виде готовых знаний, умений и навыков; тотальный контроль за ребенком; видение в учителе субъекта, а в ученике объекта педагогической деятельности и др.) на современном этапе развития общества, связанных с его углублением и обновлением, являются (Приложение К): культурообразующая (обеспечивающая передачу и развитие культурного наследия), гуманистическая (культивирующая и развивающая интеллектуальные и творческие способности личности), методологическая (связанная с развитием методологической культуры, мыследеятельности, позволяющей обрабатывать большой объем информации) (Утишева Е.В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы. СПб., 1997. С.7 ; Запесоцкий А.С. Образование: философия… 456с. и др.), которые могут быть дополнены /конкретизированы/ более их частными, дифференцированными функциями (человекообразующей, воспитательной, развивающей, социальной, технологической, познавательной, исследовательской, интегративной и т.п.) (по Л.Н. Лесохиной и Т.В. Шадриной) (Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособие. М., 1999. 286с. ; Загрекова Л.В., Николина В.В. Дидактика: учеб. пособие. М., 2007. С.10).
Тенденции развития общего образования, его изменяющаяся функциональная специфика, безусловно, должны распространяться и на физкультурное образование (как общее, так и профессиональное). И не случайно в 90-е гг. ХХ века в системе физкультурного образования (прежде всего профессионального) очень остро был поставлен вопрос о необходимости реального (а не на словах) понимания физической культуры в социокультурологическом аспекте, с позиций её гуманистической и гуманитарной направленности, формирования в её сфере нового культуросообразного, теоретико-методологического и социально-педагогического мышления (Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра Хуббиев Ш.З. Концепция экономизации физкультурной деятельности человека оздоровительной направленности: учеб.-метод. пособие. СПб., 2007. 304 с., Хуб-биев Ш.З. Мышление студента… С.16-23, и др.). На рубеже же ХХ и XXI веков особенно актуализировалась закладка методологических и ценностно-гуманистических основ будущей физической культуры и физкультурного образования, формирования на них более широкого философско-культурологического взгляда, связанного с телесно-духовным единством человека, реализуемого в ряде многочисленных концепций, представленных в предыдущих разделах работы.
И именно содержательные материалы современной ТФК должны в полной мере работать на возрастающую функциональную специфику общего образования (его культурообразующую, гуманистическую и методологическую функции). В этом плане показательно появление ряда статей Ю.М. Николаева в контексте формирования данной теории, которые только своим названием подтверждают это: «Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования» (Теория и практика физ. культуры. 2004. №7 С.2-11); «Теория физической культуры: становление и развитие культурологического подхода» (Теория и практика физ. культуры. 2009. №12 С.3-9); «Современная теория физической культуры как мировоззренчески-методологическая основа переосмысления профессионального и общего физкультурного образования» (Теория и практика физ. культуры. 2013. №2. С.96-102). Их сущностное содержание подчеркивает, что ведущей в переосмыслении физкультурного образования как части общего, должна действительно являться современная ТФК, базирующаяся на: сущностном понимании культуры, нахождении в её эпицентре целостного человека, на первичности методологии – как формы организации мыследеятельности людей. Именно на том, что в настоящее время является основой модернизированной функциональной специфики всего общего образования.
Таким образом, современная ТФК, через свой культуросообразный категориальный аппарат (объект и предмет исследования, понятийный аппарат, цель, задачи, принципы, средства, методы и т.п.) и свои базовые культуросообразные содержательные положения, опубликованные в литературе (Николаев Ю.М.
«Общая теория и методология физической культуры: контуры нового человеческого измерения» (Теория и практика физ. культуры. 2005. №11. С.2-5); «Современная теория физической культуры как мировоззренчески-методологическая основа переосмысления профессионального и общего физкультурного образования» (Теория и практика физ. культуры. 2013. №2. С.96-102), позволяет понимать содержание физкультурного образования как трансляцию культуры, направленную на формирование целостного человека в единстве его духовных и физических сил, а не только направленности его преимущественно на формирование у человека определенной совокупности знаний, двигательных умений и навыков, развития физических способностей, что является до сих пор преобладающим в существующей ТиМФК. Данная теория в связи с этим в значительно большей мере (чем существующая ТиМФК) через свое культуросообразное содержание способствует выполнению многих приоритетных функций общего образования (культурообра-зующей, гуманистической, методологической) на современном этапе развития общества, выступая тем самым и мировоззренчески-методологической основой переосмысления профессионального и общего физкультурного образования. Особенно это наглядно просматривается на фоне имеющихся противоречий и парадоксов мышления в связи с категориально-понятийным аппаратом в имеющихся основных учебниках по ТиМФК (Николаев Ю.М. Человекотворческая сущность физической культуры и её теории: веление времени (к проблеме модернизации теоретико-образовательного пространства физической культуры, 2011. №10. С.96-105). Сегодня современная ТФК должна давать перспективную модель развития физической культуры в её теоретико-образовательном пространстве, которую и должны нести в реальную жизнь будущие специалисты.
Взаимообусловленность общенаучных и частнонаучных тенденций развития теории физической культуры
Ведь в традиционном гуманитарном понимании интеллект, культура, общественное устройство и поведение как правило никогда не связывались напрямую с биологическим уровнем организации личности. Причиной тому было то, что исследуемая дифференцированно философско-социологическими и естественнонаучными направлениями науки, личность рассматривалась в двух аспектах: субъектном и объектном, в следствии чего возникали плохо совмещаемые друг с другом представления о различных сторонах и свойствах конкретного бытия человека, а в дальнейшем это привело к потери «целостности» личности (Психология личности… С.22). Но «… в природе не существует ни другого интеллекта, ни другой культуры, кроме интеллекта и культуры, принадлежащих или созданных объектами биологической природы» (Чупов В.С. Биологические основы культуры человека //Фундаментальные проблемы культурологии: В 4т. СПб.: Алетейя, 2008. С.6, 2т.). А ведь именно физическая культура не отрицает биологических закономерностей функционирования и развития организма, но окультуривает их и делает достоянием личностного роста и эволюции, поскольку она «… та же общая культура человека, с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом через его сознательно окультуренную двигательную (физкультурную) деятельность по преобразованию своей телесности…» (Николаев Ю.М. Теория физической культуры: современные… С.110). - Усиление в планах НИР всех уровней внимания к проблеме «теоретико-методологические основы физической культуры и спорта», являющейся определяющей для эффективного развития физкультурно-спортивной практики. Важность и актуальнейшая необходимость значительно большего исследо 166 вания теоретико-методологических основ физической культуры, спорта, для практики их функционирования была отражена в таком государственном документе, как «Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период 2001-2005 гг.». Однако, к сожалению, именно данные проблемы по настоящее время остаются наименее исследованными в их сферах, в силу недопонимания их определяющей значимости для приобщения населения страны к многообразным ценностям физической культуры, достижения наивысших спортивных результатов её спортсменами на крупнейших спортивных форумах (и, прежде всего, на Олимпиадах – летних и зимних), где наши успехи оставляют желать лучшего. Вместе с тем на их важнейшую определяющую роль в развитии данных сфер культуры указывают многие специалисты (В.К. Бальсевич, П.А. Виноградов, В.И. Загвязинский, А.С. Запесоцкий, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, В.Н. Платонов и др.). Это действительно так, ибо в основе методологии лежит определенная форма организации мыследеятельности, которая должна реализовываться в практической деятельности.
Так, например, справедливо отмечается, что «реформирование любой системы (в том числе и физической культуры) целесообразно начинать с рационального теоретического внушения о ней (изменяющего в первую очередь сознание человека), а не попыток её «жесткого» насильственного внедрения в жизнь», а для успехов в спорте высших достижений «на задействовании только организменно-го, «телесно-двигательного» компонента человека (а можно, наверное, добавить и «коммерчески-финансового») многого не достичь. Необходима (абстрагируемся пока от допинго-фармакологических технологий) всемерная реализация его социокультурного (духовного) компонента, проявляемого в развитии личностной интеллектуальной, социальной подструктур человека – и не только спортсмена, но и тренера, и лиц обслуживающих спорт» (Николаев Ю.М. Современные тенденции развития… С.99).
Таким образом, в современный период для эффективного функционирования практики в сфере физической культуры, спорта требуется уделить приоритетное внимание (как это ни парадоксально воспринимается), прежде всего, теории и методологии их развития. Именно эти вопросы и являются основной прерогативой рассмотрения современной ТФК, и об этом свидетельствуют выявленные тенденции её становления и развития. - Введение в учебные планы профессионального физкультурного образования дисциплины «Современная ТФК», принципиально меняющей теоретическое сознание и мышление будущих научно-педагогических кадров относительно сферы ФКиС, в соответствии с реалиями XXI века.
Известно, что на современном этапе развития общества образованию отводится ключевая роль в системе выживания человечества, поскольку оно является основным социокультурным механизмом, который человек создает для целенаправленного влияния на ход своего развития и качество его результатов (Субетто А.И. Закон роста и идеальной… С.9-13). Поэтому в настоящее время возрастает потребность в модернизации общего образования, обновление которого, связывается, прежде всего, с реализацией в его сфере, как нами уже отмечалось, культуро-образующей, гуманистической и методологической функций. Это распространяется и на педагогический процесс, связанный с профессиональным физкультурным образованием.
Ведь одними из существенных факторов кризисного состояния современного образования, в том числе и физкультурного, являются их инертность и, как следствие, неэффективность, состоящая, прежде всего, в традиционном подходе к методам обучения, способам подготовки и подбора преподавательских кадров, методам управления и т.д., что сдерживает процесс приспособления образования к быстро изменяющимся условиям. Поэтому в начале XXI века, особенно остро стоит вопрос о формировании современной ТФК, и введение её в учебные планы вузов физкультурного профиля (принципиально меняющей подходы к образованию) (о чем многократно писали Г.Г. Наталов, Ю.М. Николаев и др.) ибо введенная в них в 1979 году «Теория и методика физической культуры» по своей сути базировалась на материалах бывшей ТФВ, связанных преимущественно с развитием в её сфере двигательных умений, навыков, физических качеств людей и мало затрагивающих формирование целостного человека. В связи с чем, методология учебных занятий не оказывала действенного влияния на перестройку сознания студентов, формирование у них потребностно-мотивационной сферы, убеждений, положительного отношения к ценностям физической культуры и в целом необходимого влияния на личность и социально-профессиональную готовность (Вилен-ский М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогической деятельности преподавателей физического воспитания высшей школы //Теория и практика физ. культуры. № 10. 1989. С.19).
Сегодня крайне необходимо издание учебника по современной ТФК, как общепрофилирующей, самостоятельной и интегративной научной и учебной дисциплине, формирующей новое культуросообразное теоретическое сознание и мышление научно-педагогических кадров (и тем самым способствующей преодолению инерционности научно-практического мышления), которым предстоит работать как минимум в первой половине XXI века. Ведь современная ситуация требует совсем иного типа мышления, более гибкого, способного к быстрой переориентации пересмотру и критическому анализу привычных представлений, к восприятию нового, нетрадиционного (Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.158). Эти противоречия должна разрешать в сфере физкультурного образования современная ТФК.
В совокупности решение этих вопросов действительно позволит системно модернизировать всё теоретико-образовательное пространство физической культуры, вывести его на новый качественный уровень функционирования.