Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Бондарь Александр Александрович

Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий
<
Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондарь Александр Александрович. Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Бондарь Александр Александрович;[Место защиты: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта].- Москва, 2015.- 133 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические основы управления двигательной деятельностью в баскетболе 9

1.1. Особенности становления технического мастерства в баскетболе 9

1.2. Педагогические особенности формирования технико-тактической подготовленности в баскетболе 12

1.3. Интеграция интерактивных технологий в процесс спортивной тренировки 23

2. Задачи, методы и организация исследования 41

2.1. Задачи исследования 43

2.2. Методы исследования 43

2.3. Организация исследования 49

3. Основные компоненты формирования технико-тактической подготовленности баскетболистов 17-20 лет 48

3.1. Характеристика двигательной деятельности баскетболистов 50

3.2. Особенности организации и методики учебно-тренировочного процесса с использованием средств и методов компьютерных технологий 57

4. Обоснование экспериментальной методики совершенствования технико тактической подготовки средствами интерактивных технологий 61

4.1. Экспериментальная методика повышения эффективности игровой деятельности баскетболистов с использованием интерактивных технологий 63

4.2. Влияние экспериментальной методики на физическое состояние и спортивную результативность баскетболистов 77

Заключение

Выводы 87

Практические рекомендации 89

Список литературы 91

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В концепции развития
студенческого спорта главной задачей является обеспечение массовости и
конкурентоспособности студенческих команд. Именно поэтому возникла
необходимость оптимизации учебно-тренировочного процесса по

физическому воспитанию за счет использования инновационных средств, методов и организационных форм спортивной тренировки (В.А. Тхорева, 2003; Н.Ж. Булгакова, 1987; Ю.В. Верхошанский, 1988; В.Б. Иссурин, 1998; В.А. Таймазов, 1997; И.Ш. Тучашвили, 1999).

Показателем стабильности и качества деятельности игроков на площадке является технико-тактическая подготовленность баскетболистов.

Одним из необходимых условий совершенствования технико-тактической подготовленности баскетболистов студенческих команд является интеграция основных и вспомогательных средств спортивной тренировки, основанных на использовании в учебно-тренировочном процессе метода опосредованной наглядности, зарекомендовавшего себя как высокоэффективное тренировочное средство: в баскетболе (Портнов Ю.М.), в волейболе (Железняк Ю.Д.), в футболе (Сучилин А.А.).

Педагогический аспект совершенствования технико-тактической подготовленности в спортивных играх рассматривался в работах многих ученых. За последние годы в научной и научно-методической литературе всё чаще встречается упоминание об использовании в учебно-тренировочном процессе метода опосредованной наглядности (А.Г. Абалян, 2005; Л.А. Латышевский, 1988; В.И. Лях, 2000; Л.П. Матвеев, 1991; Н.Л. Попова, 1997; М.В. Проломова, 2006; В.А. Тхорев, 2003).

Отмечая важность проведенных в этой области научных исследований, следует заметить, что проблема совершенствования технико-тактической подготовленности баскетболистов 17-20 лет освещена недостаточно: остаются в тени организационно-методические и психолого-педагогические условия совершенствования их подготовки средствами опосредованной наглядности (В.П. Филин, 1987; И.М. Туревский, 2006).

Таким образом, имеет место противоречие между насущной потребностью в подготовке баскетболистов, имеющих высокий уровень технико-тактической подготовлености, и недостаточной разработанностью методических основ организации учебно-тренировочного процесса в студенческом баскетболе на основе привлечения дополнительных средств и методов, направленных на совершенствование процесса спортивной тренировки.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, постановку его цели и задач.

Объект исследования учебно-тренировочный процесс

баскетболистов 17-20 лет.

Предмет исследования — методика совершенствования технико-тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных технологий.

Цель исследования теоретическое обоснование и

экспериментальное подтверждение разработанной методики

совершенствования технико-тактической подготовки баскетболистов 17-20 лет средствами интерактивных технологий.

Гипотеза исследования. Методика совершенствования технико-тактической подготовки баскетболистов 17-20 лет на основе использования интерактивных технологий будет педагогически целесообразной и продуктивной, если:

  1. Использовать в учебно-тренировочном процессе баскетболистов сочетание основных средств технико-тактической подготовки и интерактивных технологий, включающих: просмотр и анализ игр ведущих команд мира, моделирование игровых ситуаций посредством игровых компьютерных программ.

  2. Рассматривать технико-тактическую подготовку баскетболистов 17-20 лет через интеграцию показателей, характеризующих развитие специальных физических способностей баскетболистов, и состояния функциональных систем организма.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень технико-тактической подготовленности баскетболистов студенческих команд 17-20 лет.

  2. Разработать методику применения средств интерактивных технологий с целью совершенствования технико-тактической подготовленности баскетболистов.

3. Экспериментально обосновать авторскую методику
совершенствования технико-тактической подготовки баскетболистов
средствами интерактивных технологий.

Методологию исследования составляют: системный подход (Н.В. Блауберг, Э.Г. Юдин); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев); теория развития физических способностей (Ю.В. Верхошанский, В.П. Филин); концепция уровневого построения движений (Н.А. Бернштейн); теория оптимального функционирования систем физического воспитания на разных этапах онтогенеза (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.Г. Никитушкин, Ю.Д. Железняк), системно-структурный подход к исследованию проблем в спортивных играх (В.Г. Бауэр, Ю.М. Портнов, А.В. Ивойлов, А.А. Сучилин).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение
литературных источников, педагогическое наблюдение, анализ

соревновательной деятельности баскетболистов, антропометрические измерения, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперемент, статистический анализ результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены

надежной методологической базой исследования, разнообразием

применяемых в работе средств, методов и их адекватностью цели и задачам
исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с
полученными экспериментальными данными, репрезентативностью

эмпирического материала, корректностью использования методов

математической статистики, применением современных методик

информационных технологий.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в
разработке и научном обосновании методики совершенствования технико-
тактической подготовки баскетболистов средствами интерактивных
технологий, которая включают комплекс средств, позволяющих

моделировать условия соревновательной деятельности и обеспечивать возможности индивидуального, группового и командного тренинга с целью эффективного воздействия на результативность и положительную динамику уровня технико-тактической подготовленности игроков.

Теоретическая значимость диссертации состоит в дополнении основных положений технико-тактической подготовки баскетболистов 17-20 лет; в уточнении основных требований, предъявляемых к подготовленности баскетболистов, отражающих специфику сенсорного и моторного компонентов их двигательной деятельности, в изучении возможности использования средств интерактивных технологий в учебно-тренировочном процессе баскетбольных команд.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что использование разработанной автором методики обеспечивает повышение уровня технического мастерства баскетболистов, что приводит к эффективности реализации тактической подготовки.

Полученные результаты могут применяться в учебно-тренировочном
процессе студенческих баскетбольных команд, детско-юношеских

спортивных школах, осуществляющих подготовку баскетболистов и в системе дополнительного образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Применение интерактивных технологий для совершенствования технико-тактической подготовки баскетболистов 17-20 лет обеспечивается структурными компонентами методики, к которым относиться: анализ игры каждого игрока; коррекция технико-тактических действий спортсменов на основе анализа игровых ситуаций; моделирование игровых ситуаций с помощью специально отобранных компьютерных программ; интегральная оценка технико-тактической подготовленности баскетболистов 17-20 лет.

2. Эффективность совершенствования уровня технико-тактической
подготовленности баскетболистов 17-20 лет обеспечивается следующими
психолого-педагогическими условиями: целевое и содержательное

единство основных тренировочных и интерактивных средств развития технико-тактической подготовленности баскетболистов, в которых моделируются условия соревновательной деятельности; использование заданий для индивидуального, группового и командного тренинга с учетом уровня их подготовленности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на международных (Волгоград 2009, 2013, 2014, Москва 2012), всероссийских (Саратов 2012, Волгоград, 2013) и региональных (Волгоград 2009, 2013, 2014) научно-методических и научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры «Физическая культура и здоровье» Волгоградского государственного аграрного университета. Результаты исследований были опубликованы в 17 печатных изданиях.

Внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования внедрены в подготовку баскетбольных команд следующих вузов: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, г. Волгоград, и ФГБОУ ПО «ВГАФК» г. Волгоград, о чем свидетельствуют акты внедрения.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, библиографического списка и приложения. Диссертация изложена на 128 страницах машинописного текста, иллюстрирована 13 рисунками и 7 таблицами. Библиографический список состоит из 216 наименования, из которых 23 – на иностранном языке.

Педагогические особенности формирования технико-тактической подготовленности в баскетболе

Информа ция на дежна , если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть на дежной, информа ция должна объективно отра жа ть действия кома нд, к которым она фа ктически или предположительно относится [17, 30, 54, 79, 179, 205].

С точки зрения семиотики (на учные теории, изуча ющие свойства зна ковых систем), а деква тность информа ции объекту должна быть ра ссмотрена ка к минимум с трех позиций:

1. Синта ксическа я – воспроизведение форма льно-структурных ха ра ктеристик отра жения а бстра гирова но от смысловых и полезностных па ра метров. С этой позиции понятие информа ции тождественно понятию да нных.

2. Сема нтическа я – ра ссма трива ет отношение информа ции и ее источника . Упор дела ется на смысловое содержа ние информа ции, при этом ра ссма трива ется достижение единства информа ции (объекта ) и пользова теля.

3. Пра гма тическа я – соответствие информа ции цели упра вления, которые на ее основе реа лизуются. В упра влении существует двояка я тра ктовка «теории принятия решения». Термином «теория принятия решения» в узком смысле обозна ча ется ста тистическа я теория решения, в которой ра зра ба тыва ется строгий а ппа ра т выбора на илучшего решения из нескольких а льтерна тив в условиях неопределенности.

В несколько более широком толкова нии в та кого рода «количественную теорию решений» включа ются та кже теория игр, линейное и дина мическое програ ммирова ние и другие ра зделы прикла дной ма тема тики, содержа щие методы выбора на илучших решений при ра зличных предпосылка х относительно форма льной поста новки упра вленческих за да ч. Отличительна я особенность этой, та к на зыва емой норма тивной теории решения, состоит в том, что в ней ра зра ба тыва ются методы выбора курсов действия, которые будут на илучшими, исходя из за да нного критерия, а та кже предпосылок идеа лизирова нной модели ситуа ции, где принима ется решение. Та кого рода теория решения отнюдь не предпола га ет, что предпосылки, за кла дыва емые в форма льные модели, обяза тельно а деква тны реа льным предпосылка м принятия решения тренером, а са ми модели идентичны всему кругу действительных игровых ситуа ций.

Выбор решения из многих возможностей лишь одна , за верша юща я фа за процесса принятия решений. Две другие фа зы – выявление ситуа ций, при которых необходимо принять решение, и на хождение возможных а льтерна тивных курсов действий имеют да же более ва жное зна чение. Тренер тра тит огромную долю своего времени на обзор литера туры, видеома териа лов и реа льных игр, чтобы выявить новые условия, требующие новых действий. Он тра тит зна чительную долю своего времени (лично или совместно со своими помощника ми и игрока ми), стремясь изобрести, спроектирова ть и ра зра бота ть возможные курсы действий в ситуа циях, при которых необходимы решения. Он тра тит небольшую долю своего времени, чтобы сдела ть выбор среди а льтерна тивных курсов действий, уже ра зра бота нных для решения выявленной проблемы и уже проа на лизирова нных с точки зрения их последствий [3, 13, 49, 174, 201].

Ва жность двух первых фа з принятия решения определяется тем, что решения по упра влению принима ются в условиях неопределенности. При решении любых проблем ясность и определенность быва ет на лицо лишь тогда , когда ситуа ция повторяется, хорошо известна и ста нда ртна , следова тельно, уменьшить неопределенность можно путем вычленения ста нда ртных упра вленческих за да ч. Информа ция для принятия упра вленческого решения должна быть сформулирова на ка к на основе действий своей кома нды, та к и на а на лизе действий кома нды соперника . Та кую информа цию можно собира ть на основе форма льных методов, используя да нные «орга низова нные» ра зличными вида ми учета , и неформа льно. Неформа льные приемы сбора ка к верба льной, та к и письменной информа ции многочисленны и многообра зны: интервьюирова ние, опросы, тестирова ния, личные на блюдения, мнения специа листов, совеща ния, периодическа я печа ть, профессиона льные журна лы и многое другое вплоть до шпиона жа .

В последнее время одной из на иболее а ктуа льных проблем системы спортивной подготовки является упра вление спортивной формой игроков и всей кома нды на протяжении длительного соревнова тельного периода и, непосредственно, в процессе состяза ния, когда тренер стоит перед необходимостью ра зра ба тыва ть не только долгосрочные стра тегические, но и опера тивные меры реа гирова ния на те или иные соревнова тельные ситуа ции. Ка к пока зыва ет многолетний опыт, функционирова ние хорошо ра зра бота нной структуры упра вления – больша я га ра нтия ста бильности выступлений, чем интуиция тренера . Между тем, судя по имеющимся ма териа ла м, мы на ходимся в на ча ле формирова ния пра вил и процедур на учного упра вления тренировочным и соревнова тельным процессом и рискуем отста ть от мирового уровня [51, 58, 96, 118, 128, 157, 162, 197, 219].

Методы исследования

В несколько более широком толкова нии в та кого рода «количественную теорию решений» включа ются та кже теория игр, линейное и дина мическое програ ммирова ние и другие ра зделы прикла дной ма тема тики, содержа щие методы выбора на илучших решений при ра зличных предпосылка х относительно форма льной поста новки упра вленческих за да ч. Отличительна я особенность этой, та к на зыва емой норма тивной теории решения, состоит в том, что в ней ра зра ба тыва ются методы выбора курсов действия, которые будут на илучшими, исходя из за да нного критерия, а та кже предпосылок идеа лизирова нной модели ситуа ции, где принима ется решение. Та кого рода теория решения отнюдь не предпола га ет, что предпосылки, за кла дыва емые в форма льные модели, обяза тельно а деква тны реа льным предпосылка м принятия решения тренером, а са ми модели идентичны всему кругу действительных игровых ситуа ций.

Выбор решения из многих возможностей лишь одна , за верша юща я фа за процесса принятия решений. Две другие фа зы – выявление ситуа ций, при которых необходимо принять решение, и на хождение возможных а льтерна тивных курсов действий имеют да же более ва жное зна чение. Тренер тра тит огромную долю своего времени на обзор литера туры, видеома териа лов и реа льных игр, чтобы выявить новые условия, требующие новых действий. Он тра тит зна чительную долю своего времени (лично или совместно со своими помощника ми и игрока ми), стремясь изобрести, спроектирова ть и ра зра бота ть возможные курсы действий в ситуа циях, при которых необходимы решения. Он тра тит небольшую долю своего времени, чтобы сдела ть выбор среди а льтерна тивных курсов действий, уже ра зра бота нных для решения выявленной проблемы и уже проа на лизирова нных с точки зрения их последствий [3, 13, 49, 174, 201].

Ва жность двух первых фа з принятия решения определяется тем, что решения по упра влению принима ются в условиях неопределенности. При решении любых проблем ясность и определенность быва ет на лицо лишь тогда , когда ситуа ция повторяется, хорошо известна и ста нда ртна , следова тельно, уменьшить неопределенность можно путем вычленения ста нда ртных упра вленческих за да ч. Информа ция для принятия упра вленческого решения должна быть сформулирова на ка к на основе действий своей кома нды, та к и на а на лизе действий кома нды соперника .

Та кую информа цию можно собира ть на основе форма льных методов, используя да нные «орга низова нные» ра зличными вида ми учета , и неформа льно. Неформа льные приемы сбора ка к верба льной, та к и письменной информа ции многочисленны и многообра зны: интервьюирова ние, опросы, тестирова ния, личные на блюдения, мнения специа листов, совеща ния, периодическа я печа ть, профессиона льные журна лы и многое другое вплоть до шпиона жа .

В последнее время одной из на иболее а ктуа льных проблем системы спортивной подготовки является упра вление спортивной формой игроков и всей кома нды на протяжении длительного соревнова тельного периода и, непосредственно, в процессе состяза ния, когда тренер стоит перед необходимостью ра зра ба тыва ть не только долгосрочные стра тегические, но и опера тивные меры реа гирова ния на те или иные соревнова тельные ситуа ции. Ка к пока зыва ет многолетний опыт, функционирова ние хорошо ра зра бота нной структуры упра вления – больша я га ра нтия ста бильности выступлений, чем интуиция тренера . Между тем, судя по имеющимся ма териа ла м, мы на ходимся в на ча ле формирова ния пра вил и процедур на учного упра вления тренировочным и соревнова тельным процессом и рискуем отста ть от мирового уровня [51, 58, 96, 118, 128, 157, 162, 197, 219].

Обобщение мировой и отечественной пра ктики, теории на учных исследова ний в этой обла сти пока зыва ет, что на иболее зна чимыми методическими положениями, ха ра ктерными для спортивных игр, являются: - системно-целевой подход к пла нирова нию и програ ммирова нию; - опережа ющее ра звитие, когда перспективна я целева я модель подготовки ра зра ба тыва ется с оптима льным опережением реа льного прогноза тенденций ра звития вида спорта и специфики основных соперников; - фунда мента льна я подготовка , созда юща я за па с на дежности достижения успеха ; - а да пта ция к экстрема льным ситуа циям спортивной борьбы в гла вных турнира х и реша ющих ма тча х; - дина мичность системы подготовки (гибкое пла нирова ние, опера тивна я коррекция програ ммы на основе постоянного изучения ситуа ции и ра зведки соперников); - оптима льна я избыточность – превышение «за проса » соревнова тельной деятельности тренировочной деятельностью. В основу ра циона льного подбора средств, методов и приемов упра вления спортивной формой игрока и кома нды в целом включа ется гибка я сба ла нсирова нность индивидуа льных, индивидуа льно-групповых и кома ндных тренировок с учетом экономии физического и психического потенциа ла и мобилиза ции интеллектуа льных компонентов игровой деятельности. В спортивных игра х на лицо широкий диа па зон упра вленческих возможностей, ориентирова нных на ка чество тренировочного соревнова тельного процесса и конечный результа т в гла вных соревнова ниях сезона . Сложивша яся ситуа ция требует, чтобы пла нирова ние и програ ммирова ние тренировочной соревнова тельной деятельности ведущих кома нд осуществлялось на ба зе на учно обоснова нных принципов, средств, методов упра вления соревнова тельной деятельностью [32, 23, 46, 130].

Особенности организации и методики учебно-тренировочного процесса с использованием средств и методов компьютерных технологий

Та ким обра зом, за последние годы отмечено большое количество на пра влений по внедрению и использова нию средств современных информа ционно-компьютерных технологий в процесс подготовки спортсменов и специа листов в обла сти спорта . Но в то же время в спортивных игра х, да нные технологии, в основном, с целью медицинского контроля. В этой связи, на учно-методические ра зра ботки по использова нию технологий AI (Artificial intellect) в учебно-тренировочном процессе приобрета ют особую а ктуа льность для исследова ний.

Игры предоста вляют пла тформу для интера ктивного обучения. Обучение в них происходит не только в форме па ссивного чтения и слуша ния. Они могут на стра ива ться под нужды пользова теля, предоста вляют мгновенную обра тную связь, да ют возможность са мостоятельно дела ть открытия, приходить к новому понима нию. При этом изученный ма териа л хорошо и на долго за помина ется.

Мотива ция, увлеченность, порожда ема я использова нием игр гора здо выше, когда они не являются ча стью форма льного обра зова ния. Игры – это только ча сть учебной пра ктики, и должны использова ться в ра мка х подхода смеша нного обучения, на ряду с иными метода ми.

Технология созда ния игр все время ра звива ется, ра стут скорости обра ботки информа ции, гра фические возможности, объемы носителей информа ции – все это позволяет дела ть игры все более и более совершенными. Ожида ется, что игровое вза имодействие еще улучшится, когда на чнут использова ться технологии переда чи речи, та ктильные, неврологические интерфейсы; эти возможности будут использова ться и в целях обучения. Компьютерные игры используются в обучении довольно да вно, по кра йней мере, на протяжении последних 10 лет. Игры, которые изна ча льно за думыва лись ка к обуча ющие, предна зна ча лись для использова ния в обра зова нии, известны под на зва нием «серьезных игр». Они структурирова ны та к, что цели обучения могут быть легко опозна ны, а результа ты обучения перенесены в жизнь. Именно это отлича ет их от игр ра звлека тельных. Серьезные игры не слишком ча сто используются в форма льном обра зова нии, но для обучения взрослых и внешкольного обучения они весьма популярны. Предста вляется ва жным понять, почему дело обстоит именно та к. Для того чтобы ра зобра ться во всем этом, прежде всего, необходимо уяснить понятие серьезных игр, их суть, смысл и отличительные призна ки. Ча сто этот термин используется ошибочно, без учета педа гогических основа ний, на которых серьезные игры построены и понима ния принципов их применения, поэтому тем более ва жно уточнить определение [73, 81, 185, 199, 207, 217].

Обра зова тельные симуляции – это жестко структурирова нные сцена рии с подробно ра зра бота нной системой пра вил, за да ний и стра тегий, которые созда ны с совершенно определенной целью: созда ть специфические компетенции, которые могут быть прямо перенесены в реа льный мир. Игры – это ра звлека тельна я а ктивность, они ча ще всего используются только для досуга и удовольствия, но, тем не менее, предоста вляют возможность освоить определенный на бор инструментов, идей, движений. Игры происходят в синтетической, виртуа льной реа льности, в мире, который подчинен особым пра вила м, имеет меха низмы обра тной связи, инструменты вза имодействия – но все это да леко не та к жестко за да но и структурирова но, ка к в обра зова тельных симуляциях. Виртуа льные миры – это многопользова тельские среды, не сфокусирова нные на ка кой-то гла вной цели вроде достижения следующего уровня или выполнения требова ний сцена рия.

Углубляясь в поиск ра зличий между понятиями, а втор выска зыва ет ряд мыслей: виртуа льный мир не решит за да чи та м, где нужна обра зова тельна я симуляция, он предла га ет только контекст, а не содержа ние. Обра зова тельна я симуляция может ба зирова ться в виртуа льном мире, но она должна структурирова ться куда жестче. Игра та кже не является обра зова тельной симуляцией. Игра в NBA 2005, где игроку предла га ется ра звить по-на стоящему глубокие, впеча тляющие лидерские способности, которые можно перенести в жизнь, да же измерить, но это вовсе не зна чит, что та кое случится с а бсолютно всеми игрока ми. Нужны специа льные, особенные компетенции, чтобы созда ть игры, которые действительно обуча ют, будучи при этом интересными и увлека тельными. Без включения обуча ющих целей (педа гогики) игры предста вляют собой просто симуляции. Если нет симуляции, то игры предста вляют собой смеша нную форму ра звлечения и обучения, ча сто в примитивном форма те. А при пренебрежении игровыми меха низма ми мы получа ем обуча ющую симуляцию.

Игры, которые можно использова ть для обучения появляются посредством доба вления педа гогики к трем основным элемента м компьютерной игры – сюжету, изобра жению и програ ммному обеспечению [8, 24, 94, 156, 161, 179].

Суммируя вышеизложенное, подведем итог. Во-первых, интера ктивные формы и методы обучения относятся к числу иннова ционных и способствующих а ктивиза ции позна ва тельной деятельности уча щихся, са мостоятельному осмыслению учебного ма териа ла . Ра ссма трива я основные виды интера ктивных методов обучения, мы оста новились на мозговом штурме, деловой игре, ролевой игре, имита ционной игре (игровое моделирова ние), дискуссии, а на лизе конкретных ситуа ций. Во-вторых, ра ссма трива я основные виды интера ктивных методов обучения, мы ориентирова лись на то, что они являются условием для са мореа лиза ции личности уча щихся в учебной деятельности, а при использова нии интера ктивных методов, они должны ока зыва ть воздействие на уча стников обра зова тельного процесса , ведущее к та кой стра тегии, ка к сотрудничество.

Влияние экспериментальной методики на физическое состояние и спортивную результативность баскетболистов

В проведенном нами педагогическом исследовании проверялась возможность тренировки тех аспектов координационных способностей, которые не могут совершенствоваться традиционными тренировочными средствами. Для этого мы предприняли попытку повысить эффективность локомоторных действий 17-20-летних баскетболистов Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии в вероятностных условиях с помощью целенаправленных концентрированных тренингов с использованием интерактивных технологий.

Экспериментальная группа баскетболистов (27 человек), имеющая 5-6-летний опыт занятий, занималась 6 раз в неделю; контрольная (20 чел.) – спортсмены, которые занимались столько же. В тренировочном процессе обеих групп были предусмотрены задания, связанные с действиями в заранее известных условиях, в вероятностных и неожиданных ситуациях, в условиях альтернативной и временной неопределенности, Разнообразие условий создавалось путем изменения количества альтернатив, варьирования промежутков и характера ответных действий, ускорения и замедления движения.

Авторская методика включает: организационную модель применения интерактивных технологий, комплекс специальных упражнений, психолого-педагогические условия и критериально-диагностический комплекс сформированного уровня, обеспечивающие положительную динамику продвижения студентов вуза к высокому уровню развития технико-тактической подготовки (рис. 2). Содержательный компонент включает компьютерные программы, такие как NBA-2010-NBA-2013, 2K-2013, в которых моделируются условия соревновательной деятельности, обеспечивающие возможность индивидуального, группового и командного тренинга баскетболистов с учетом: возрастных особенностей и сформированного уровня координационных способностей, поэтапного включения игроков в тренинги, обеспечения целевого и содержательного единства на всех этапах развития технико-тактической подготовки у баскетболистов. В структуре учебно-тренировочной деятельности выделяются бинарные группы: аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи.

Операциональный компонент – это совокупность методов, форм, средств, педагогических условий, внутренних факторов, обеспечиваю щих достижение поставленных целей на всех этапах процесса совершен ствования технико-тактической подготовки баскетболистов. Условно совокупность методов можно разграничить на психолого педагогические и организационно-административные. Формы работы в исследуемом процессе включают индивидуальные, групповые и командные. К основным средствам относятся: дискуссия, компьютерные соревнования (игры со свободой действий), тренинги, построенные по следующему принципу: каждая игровая ситуация, представляемая в компьютерной программе, описывалась таким образом: ситуация на площадке; действия игроков команды в нападении; действия игроков команды противника в защите; сюжет игры.

Результативный компонент оценивает сформированный уровень развития технико-тактической подготовки баскетболистов 17-20 лет по блоку показателей: морфофункционального развития и физической подготовленности баскетболистов; технико-тактической подготовленности; соревновательной деятельности. Организация учебно-тренировочного занятия базировалась на опосредованном и прямом интерактивном взаимодействии тренера с игроками команды. Прямое интерактивное взаимодействие тренера и игроков команды создало тренера и игроков. Нет необходимости в одно и то же время, в единой точке пространства собирать всех вместе. Достаточно установить «клиентское место» Sametime и иметь выход в Интернет.

В экспериментальной группе для совершенствования технико-тактической подготовки акцентированно моделировались условия соревновательной деятельности с использованием учебно-игровых компьютерных программ и изучался опыт игры ведущих баскетбольных команд мира, применялся широкий комплекс разнообразных тренировочных средств в изменяющихся условиях. Среди барьеров, препятствующих эффективному внедрению интерактивных технологий в учебно-тренировочный процесс квалифицированных спортсменов, специалисты чаще всего называют психологический барьер как со стороны спортсменов, так и со стороны тренеров (последних – в большей степени), а также неопределенную направленность информации от субъекта к объекту. Среди приемов преодоления данных трудностей можно назвать открытость и простоту технологии для создания и размещения ресурсов без помощи группы специалистов. Но предполагается, что пользовательский уровень работы с компьютером имеют все участники образовательного процесса.

С целью совершенствования учебно-тренировочного процесса, спортсменам экспериментальной группы по окончании подготовки к работе давались задания, которые способствовали совершенствованию их технико-тактической подготовленности: спрогнозировать продолжение комбинации; определить оптимальное положение на площадке для броска по кольцу или передачи партнеру; спрогнозировать перемещение иг 64

рока после передачи; найти лучший вариант защиты при данной атаке; оценить действия каждого из игроков (конкретная ситуация) в защите; суметь дать оценку действиям игроков в нападении.

В вероятностных ситуациях задачи имели три наиболее типичные разновидности: альтернативная (известно время возникновения сенсо-моторной задачи, но её характер может быть различным) и временная (ответное действие определено заранее, а время проявления стимула неизвестно) неопределенность, временная и альтернативная неопределенность (неизвестно ни то, ни другое).

В неожиданных ситуациях психомоторная задача возникала внезапно, её решение осуществлялось в условиях, заранее не оговоренных, исключающих возможность вероятностного прогноза.

При моделировании ситуации с альтернативной неопределенностью различали два типа реакций: реакции выбора при относительно стандартном ответном действии; реакции выбора, связанные с необходимостью варьировать двигательный состав ответных действий. Представленные условия моделировались в тренировочном процессе.

Моторные компоненты действий подбирались с таким расчетом, чтобы они были доступны для всех испытуемых. Первую и вторую категории сложности составляли привычные, естественные для занимающихся движения: действия одной рукой с участием пальцев и кисти (нажатие на контакт, вращение рычага), разновидности бега, прыжков, приседаний, наклонов, бросков мяча. Ручные действия, отнесенные к третьей категории сложности, требовали согласованной работы рук, а локомоторные действия – повышенной координационной сложности движений.