Введение к работе
Актуальность исследования. Эстетическая гимнастика - вид спорта, в котором движения спортсменок должны быть четко согласованы с музыкой, поэтому от гимнасток требуется проявление высокого уровня развития двигательной выразительности, танцевальных и музыкальных способностей (Л.П. Морозова, 2006). Все перечисленные выше способности активно развиваются в процессе хореографической подготовки.
Однако этот вид подготовки является наиболее проблематичным, так как подразумевает под собой монотонное повторение сложных однообразных упражнений. При этом хореограф требует от гимнасток выполнения движений с максимальной амплитудой и точного соответствия канонам классического балета (Т.К. Барышникова, 1996; С.И. Борисенко, 2000; Х.Э. Гевара Перез, 1994; Т.С. Лисицкая, 1984 и др.). Все это снижает интерес гимнасток к занятиям. Следовательно, и результат всей подготовки тоже снижается. Поэтому возникает необходимость постоянно поддерживать интерес гимнасток к занятиям, одновременно улучшая их хореографическую подготовленность. Это особенно актуально для гимнасток, тренирующихся на этапе спортивной специализации, поскольку этот период связан со сложностями подросткового возраста, и многие вообще бросают спорт.
В качестве одного из решений этой проблемы выступает использование такого вида двигательной активности, который бы был интересен современным подросткам.
Принимая во внимание то, что эстетическая гимнастика тесно связана с
танцевальным искусством, а среди подростков в настоящее время очень
модным и распространенным танцевальным направлением является хип-хоп,
можно предположить, что использование этого танцевального направления
может стать решением сложившейся проблемной ситуации (С.В. Вишнякова,
А.И. Исаева, 2010; С. Полятков, 2005). Кроме того, отдельные движения хип-
хопа по своей структуре схожи с обязательными элементами
соревновательных комбинаций гимнасток, поскольку их основу составляют
волнообразные движения различными частями тела. Некоторые движения стиля хип-хоп непривычны и сложны в исполнении, предъявляя тем самым повышенные требования к уровню развития психомоторных способностей исполнителей (С. Полятков, 2005). А музыка хип-хоп не только вызывает положительные эмоции у занимающихся, но и дает толчок к развитию у них музыкальных способностей, благодаря своей сложной структуре.
Таким образом, танцевальный стиль хип-хоп обладает такими преимуществами, что есть все основания ожидать не только положительного воздействия на психомоторные, но и на музыкальные способности, а также и появления устойчивого интереса гимнасток к занятиям. Но методических разработок, связанных с использованием современных танцевальных движений в хореографической подготовке спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой, нет. Этим и обуславливается актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является хореографическая подготовка
спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой.
Предмет исследования – методические особенности применения средств
современного танца в хореографической подготовке спортсменок,
занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование средств
современного танца в хореографической подготовке спортсменок,
занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации, повысит уровень психомоторных и музыкальных способностей гимнасток, а также повысит их интерес к занятиям хореографией.
Цель исследования – повышение эффективности хореографической
подготовки спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации.
Исходя из поставленной цели, в исследовании решались следующие задачи:
-
Изучить организацию, содержание и место хореографической подготовки в тренировочном процессе спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации.
-
Обосновать целесообразность применения средств современного танца в стиле хип-хоп в хореографической подготовке спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации.
-
Разработать методику хореографической подготовки спортсменок занимающихся эстетической гимнастикой, сочетающую уроки классического и современного танца в стиле хип – хоп.
-
Апробировать экспериментальную методику и оценить эффективность ее применения в занятиях с гимнастками 12 - 13 лет.
Для решения поставленных задач в исследовании были использованы
следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных литературных
источников; педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; метод
контрольных испытаний; метод экспертных оценок; педагогический
эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
выявлены уровни индивидуального развития музыкальных способностей гимнасток 12 -13 лет;
установлена взаимосвязь между восприятием музыкального ритма и его двигательным воспроизведением у спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой;
доказана целесообразность использования средств современных танцев в стиле хип - хоп в хореографической подготовке спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации;
- разработана и обоснована методика хореографической подготовки спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации;
- оценено влияние экспериментальной методики на хореографическую подготовленность, а также на уровень развития психомоторных и музыкальных способностей гимнасток-«эстеток».
Теоретическая значимость исследования: полученные результаты
дополняют теорию и методику гимнастики новыми сведениями о
совершенствовании психомоторных и музыкальных способностей спортсменок,
занимающихся эстетической гимнастикой, средствами современной
хореографии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование разработанной методики хореографической подготовки спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации, способствует развитию психомоторных и музыкальных способностей, а также формированию положительного отношения к занятиям хореографией гимнасток 12 – 13 лет.
Разработанная методика может применяться в практике работы тренеров и хореографов с целью повышения уровня хореографической подготовленности, а также психомоторных и музыкальных способностей спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Применение методики занятий хореографией, сочетающей классический и современный танец, улучшает показатели дифференцирования мышечных усилий, воспроизведения пространственных и временных параметров движения, а также двигательную память у спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации.
-
Использование современных танцев в стиле хип-хоп в занятиях хореографией со спортсменками, занимающимися эстетической гимнастикой на этапе спортивной специализации, позитивно воздействуют на музыкальные способности, в частности, улучшают показатели звуковысотного и ритмического слуха.
3. Методически согласованное сочетание средств классического и современного танца на этапе спортивной специализации, повышает уровень хореографической подготовленности гимнасток-«эстеток».
Апробация результатов исследования. Основные результаты
диссертационного исследования докладывались и обсуждались на, научно –
практических конференциях МГАФК (пос. Малаховка, 2009-2012гг),
Всероссийском форуме «Молодые ученые» в РГУФКСМиТ (Москва, 2011), а
также заседаниях кафедры тории и методики гимнастики МГАФК. По
результатам исследования было опубликовано в 6 статьях, из них 3 - в
изданиях, рецензируемых ВАК, а также учебно-методическое пособие для
специалистов в области физической культуры и спорта. Результаты
исследования внедрены в практику тренировочного процесса спортсменок,
занимающихся эстетической гимнастикой в гор. Раменском, что
подтверждается актом внедрения.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, приложений и библиографического списка, включающего 199 наименований, в том числе 178 отечественных и 17 зарубежных авторов, а также 4 источника ресурса Итернета. Диссертация изложена на 179 страницах печатного текста, включает 22 таблицы, 25 рисунков и 6 приложений.