Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика базовой подготовки детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах Родичкин Антон Павлович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Родичкин Антон Павлович. Методика базовой подготовки детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.04, 2021.- 183 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние проблемы базовой подготовки детей в спортивных бальных танцах 16

1.1. Становление бального танца как вида спорта 16

1.2. Нормативно-правовая основа и порядок деятельности спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортсменов по спортивным бальным танцам в Российской Федерации 26

1.3. Эволюция техники спортивных бальных танцев 36

1.4. Особенности физического развития детей 8-12 лет 43

1.5. Подготовка детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах 56

1.6. Зоны мощности мышечной работы и режимы их энергообеспечения 64

Глава 2. Организация и методы исследования 72

2.1. Организация исследования 72

2.2. Методы исследования 73

Глава 3. Обоснование методики базовой подготовки детей 8–12 лет в спортивных бальных танцах с применением специальных физических упражнений 79

3.1. Исследование физических нагрузок, испытываемых юными танцорами во время выступления на соревнованиях 79

3.2. Выявление наиболее значимых показателей профессиональной подготовленности у спортсменов, занимающихся спортивными бальными танцами 84

3.3. Выявление наиболее значимых физических качеств у юных спортсменов в спортивных бальных танцах 89

3.4. Разработка системы оценивания качества танцев европейской программы 93

3.5. Разработка методики базовой подготовки детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах 101

Глава 4. Исследование эффективности методики базовой подготовки детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах 114

4.1. Организация и проведение педагогического эксперимента 114

4.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 118

Заключение 129

Практические рекомендации 132

Список сокращений и условных обозначений 133

Список используемой литературы 134

Становление бального танца как вида спорта

Танец, с момента своего выделения в самостоятельный вид театрально сценического музыкального действия в XVI в. и по настоящее время, постоянно находится в развитии, которое заключается, прежде всего, в поисках новых форм выразительности и усложнении технико исполнительской стороны искусства (Л.Д. Блок, 1987; Н.Г. Закревская, П.Ю. Масленников, 2018) (Блок, Л.Д. Классический танец: история и современность / Л.Д. Блок; вступ. ст. В.М. Гаевский. – М.: Искусство, 1987. – 556 с.; Закревская Н.Г., Масленников П.Ю. Развитие начального профессионального отбора в системе хореографического образования во второй половине XX – начале XXI вв. // Ученые записки ун-та им. П.Ф.Лесгафта. – 2018. - №7(161). – С. 92 – 96.).

Слово «бал» имеет французское происхождение и, в свою очередь, уходит к латинскому ballare, что значит – «танцевать». Бальные танцы были светскими танцами, имеющими народно-исторические корни и исполняемыми знатью во время празднеств, торжеств и балов (Ю. Демиденко, 1996) (Демиденко, Ю. Петербургские балы художников / Ю.Демиденко // Наше наследие. – 1996. – С.34-41.).

Существуют две версии о происхождении вальса (его справедливо считают дважды рожденным). По одной из версий, он появился в 1770– 1778гг., произошел из австрийского народного танца лендер. Его часто танцевали низшие слои общества. Немецкое слово wlzen означает кружиться, ворочаться, обваляться. Вальс сменил замкнутый хороводный круг, отражая изменившиеся представления о единстве и прочности мира. Танец уводил от коллективного бытия в сферу интимных любовных отношений. По второй – вальс зародился в Европе в начале XIX в (Д.Н. Катышева, 2019) (Катышева Д.Н. Роль М.И. Петина в развитии сценической бальной хореографии // «Танец в диалоге культур и традиций»: IX Межвуз. науч.-практ. конф. – СПб.: СПбГУП, 2019. – С. 13 – 16.).

В аристократических кругах к вальсу уже не относились пренебрежительно, из забавы слуг и шутов он превратился в короля танцев. Вальс прочно вошел в дворянский быт. Позже вальс стали танцевать на городских балах и праздниках (Д.Н. Катышева, 2019) (Катышева Д.Н. Роль М.И. Петина в развитии сценической бальной хореографии // «Танец в диалоге культур и традиций»: IX Межвуз. науч.-практ. конф. – СПб.: СПбГУП, 2019. – С. 13 – 16.).

Только в конце XIX и начале XX века бальные танцы потеряли свою элитарность и стали исполняться на общественных ассамблеях и в публичных танцевальных залах. В это же время в европейскую танцевальную культуру проникли латиноамериканские и африканские танцевальные традиции. Это существенно изменило зрительный и ритмический ряд, не говоря об особенности движений (B.A. Geoffrey, 2010) (Geoffrey B.A Technique of Advanced Latin-American Figures / B. Geoffrey, D. Hearn. — 2010.). Возникновение Совета по бальным танцам в Англии в 20-х гг. прошлого века привело к тому, что были стандартизированы такие танцы, как вальс и танго, быстрый и медленный фокстрот, стали проводиться конкурсы по специальной программе, а бальные танцы разделились на спортивные и социальные. В дальнейшем, помимо европейской, возникла еще одна программа, включившая пять латиноамериканских танцев. В соревновательные программы были включены те танцы, которые были интересны как эмоциональным и ритмическим музыкальным сопровождением, так и тем, что с их помощью можно было создать неповторимый и оригинальный художественный образ (W. Laird, 1998) (LairdW. Chapman Graphics Corporation Limited/W. Laird. — Printed in England, 1998.).

Бальные танцы имеют уникальную историю, которая во многом определила их популярность в качестве способа отдыха, а также с точки зрения соревновательной деятельности. В 1924г. в Англии при Имперском обществе учителей танца было создано Отделение бальных танцев. Его задачей была выработка стандартов на музыку, шаги и технику исполнения бальных танцев. Постепенно спортивные танцы распространились по всей Европе, достигли Азии и Америки. Из всех парных танцев для соревнований были отобраны танцы, наиболее интересные с точки зрения эмоционального и ритмического содержания музыки, танцы, в которых можно было создать наиболее глубокий и интересный художественный образ (Ж.Е. Фирилева, 2014) (Фирилева, Ж.Е. Ритмика в школе. Третий урок физической культуры. / Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И., Загрядская О.В. // Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, Сер. Высшее образование – 2014.).

На Руси так называемых «салонных танцев» не было вплоть до петровских времен. Затем, по указу царя, под страхом жестокого наказания всем российским девушкам было приказано танцевать. Русские дамы и кавалеры обучались менуэту и полонезу у пленных шведских офицеров. Неумение танцевать становилось позорным и поэтому бояре стали выписывать себе специальных учителей танцев, учтивости и комплиментов (Ю.М. Овсянников, 1999) (Картины русского быта: Стили, нравы, этикет /Овсянников, Ю.М... – М.: Галарт, 1999. - С.215-220.)

В 1934г. выходит в свет учебно-методическое пособие по педагогике классического танца А.Я.Вагановой «Основы классического танца» (М.В. Радионов, 2010) (Радионов, М.В. Модель формирования эстетической культуры в процессе обучения спортивным бальным танцам / М.В. Радионов // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 66-68.)

Переведенное на множество языков и неоднократно переизданное, оно стало основополагающим трудом для теории и методики преподавания классического танца и настольной книгой педагогов-хореографов.

Зарождение соревновательного начала в танцевальном искусстве, то есть, зарождение спортивного танца, следует отнести к началу XX в.: в Ницце в 1907г. было организовано первое танцевальное состязание – турнир по танго (Г.Фридкин, 2009) (Фридкин Г. Прописи: в 2 ч. / Г. Фридкин. — М.: Музыка, 2009. — 296 с.). Именно это событие можно рассматривать как отправную точку современной спортивно-танцевальной деятельности. Через два года, в 1909г. в Париже был организован первый Чемпионат Мира по бальным танцам. В первых танцевальных турнирах не было разделения на «любителей» и «профессионалов», также не придавалось никакого значения национальной принадлежности танцоров. Правила участия в чемпионатах никем специально не разрабатывались: имела место полная и абсолютно произвольная свобода творчества, как танцоров, так и судей. Парижский Чемпионат Мира 1911г. стал первым турниром, заявленным как «соревнование профессионалов и любителей». В 1922г. разделение на «любителей» и «профессионалов» было оформлено организационно (Г. Фридкин, 2009) (Фридкин Г. Прописи: в 2 ч. / Г. Фридкин. — М.:Музыка, 2009. — 296 с.).

В 1922г. была основана Всемирная федерация танцев. В 1929г. к последней присоединилась и организация профессионалов, а в 1935г. в Праге была создана Международная любительская танцевальная федерация (RUA), ставшая организатором всех международных соревнований вплоть до 1939г., когда в связи с начавшейся войной она прекратила свое существование. После второй Мировой войны в 1950г. в Эдинбурге был организован Международный совет по бальным танцам, а в июле 1953г. была восстановлена Международная любительская танцевальная федерация. Отсутствие согласия между любителями и Международным Советом по Бальным Танцам привело к тому, что 12 мая 1957г. был основан Международный Совет танцоров-любителей, занимающихся спортивными бальными танцами как видом спортивной, но непрофессиональной деятельности (Г. Фридкин, 2009) (Фридкин Г. Прописи: в 2 ч. / Г. Фридкин. — М.: Музыка, 2009. — 296 с.).

Подготовка детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах

Спортивные бальные танцы включают в себе две программы: Европейскую (Медленный вальс, Танго, Квикстеп, Венский вальс, Фокстрот) и Латиноамериканскую (Ча-ча-ча, Джайв, Самба, Румба, Пасодобль).

Танцы способствуют развитию у детей всех групп мышц и кардио-респираторной системы. У танцоров всегда замечательная осанка, и они отлично владеют своим телом (JaricSlobodan, 2000)(JaricSlobodan. Changes in movement symmetry associated with strengthening and fatigue of agonist and antagonist muscles // J. Mot. Behav. – 2000. 32, № 1. – C. 9-15.).

Посредством танцев дети учатся чувствовать свое тело, использовать его пластику для выражения собственных чувств и эмоций. Занятия бальными танцами положительно влияют на протекание психических процессов. Их сочетание с физической тренировкой и творчеством оказывает благотворное влияние на становление личности ребенка (Л.С. Трифонова, 2013) (Трифонова, Л.С. Взаимодействие музыкального руководителя с хореографами при формировании музыкально-двигательного творчества детей дошкольного возраста. / Трифонова Л.С., Бойко Г.В., Бутова О.В. // Сборник научных трудов SWorld. – 2013. – Т. 12. – № 1. – С. 12-15.).

Занятия спортивными бальными танцами предусматривает участие в спортивных соревнованиях различного уровня (В.К.О. Биче-Оол, 2012; Л.П. Матвеев. 1997; А.А. Передельский, 2015) (Биче-Оол, В.К.О. Становление и развитие спортивного бального танца. / Биче-Оол В.К.О., Поздняков А.А. // В сборнике: Оптимизация учебного процесса по подготовке специалистов художественных направлений. – 2012. – С. 8-13; Матвеев Л.П. Общая теория спорта // М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. – 304 с; Передельский, А.А. История развития спортивных танцев в мировой и отечественной практике. / Передельский А.А., Крухмалева К. // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 12. – С. 49-51.).

Спортивные бальные танцы – это гармоничное развитие ребенка, как внешне, так и внутренне. Это не только вид спорта, но и искусство (J. Paula Ziegler, 1999) (Ziegler PaulaJ., Nelson JudithA. Nutritional and physiological status of U. S. National figure skaters // Ind. J. Sport. Nutr. – 1999. – 9, № 4. – С.345-360.). Социальная устойчивость – это лишь минимальные преимущества танцев, а именно – спортивно бальных перед другими видами спорта.

Подготовка танцоров включает в себя физическую (общую и специальную), техническую, тактическую, психологическую и интеллектуальную подготовку; эстетическое, нравственное, трудовое и умственное воспитание (А.А. Корбакова, 2020) (Корбакова А.А.Совершенствование пространственной и временной точности движений в дисциплине «формейшн» танцевального спорта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. НГУ им. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2020 - 254 с.).

Физическое воспитание осуществляется через развитие основных физических качеств, овладение специфическими двигательными навыками, воспитание способностей к тонкому мышечному чувству, например: амплитуда, направление, время, темп и скорость движений, интенсивность мышечных усилий (Т.Ю. Круцевич, 2003; Ю.Ф. Курамшин, 2010) (Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта: Т.2: Методика физического воспитания различных групп населения / Т.Ю. Круцевич. К.: Олимпийская литература, 2003. 392 с.; Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник под ред. Ю.Ф. Курамшина – 4-е изд., испр. и доп. М.: Советский спорт, 2010. 464 с.).

В процессе совершенствования способности тонко разделять каждый признак движений формируются восприятия и представления – «чувство пространства», «чувство времени», «чувство развиваемых усилий», для танцевального спорта характерны «чувство партнера», «чувство дистанции», «чувство паркета». В соответствии с исследованиями В.И. Ляха (1989) (Лях В.И. Координационные способности школьников: учеб. пособие. М.: Физкультура и спорт, 1989. 159 с.) установлено, что судить об уровне развития координационных возможностей индивида можно по высокому суммарному уровню развития показателей психофизиологических функций (перцептивных, интеллектуальных, а также кинестезии, сенсомоторики), а не только по результатам соответствующих двигательных тестов. Л.В. Шапкова (2003) (Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: методология и развитие в сфере высшего 50 профессионального образования: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04, 13.00.08. СПб, 2003. 448 с.) приводит данные Л.П. Матвеева (2008) и В.И Ляха (1996) (Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов физ. культуры. 3–е изд., перераб. М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008. 544 с.; Лях В.И. Совершенствуя координационные способности // Физическая культура в школе. 1996. №4. С.18–20) о возможности использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координации движений: нестандартные исходные положения; зеркальные выполнения упражнений; изменение скорости и темпа движений; изменение пространственных границ выполнения упражнения; смену способов выполнения упражнения; изменения противодействия в парных упражнениях; изменение площади опоры; сочетание известного и неизвестного в одном упражнении и др. Для совершенствования координационных способностей спортсменов может применяться принцип депривации сенсорных систем, который применяется также в психологии и адаптивной физической культуре. (Сенсорная депривация // Советская военная энциклопедия. М.: Военное издательство Минобороны СССР, 1980. Т. 7. С. 325). Ремоделирование структуры соматосенсорных проекцонных зон изучалось при помощи периферической сенсорной депривации (С.А. Живопулов, 1988; С.А. Живопулов, И.Н. Самарцев, Ф.А. Сыроежкин, 2013; L. Hertz-Pannier, 1999; M. Merzenich, 1993) (Живолупов С.А. Изменение нервной системы при травматических поражениях нервных стволов конечностей и сплетений (клин. эксперим. и морфол. исслед.): автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 1988. с 45–65.; Живолупов С.А., Самарцев И.Н., Сыроежкин Ф.А. Современная концепция нейропластичности (теоретические аспекты и практическая значимость) // Журнал неврологии и психиатрии. 2013. №10. С. 102–108; Hertz-Pannier L. Brain plasticity during development: physiological bases and functional MRI approach. J Neuroradiol 1999. № 26. P. 866–874; Merzenich M. Reorganization of cortical representations of the hand following alterations of skin inputs induced by nerve injury, skin island transfers and experience. J Hand Ther 1993. № 6. P. 89–104).

В данном виде спорта, помимо технической подготовленности, имеющей огромное значение особенно в соревновательной деятельности, существует и другие не менее важные виды подготовленности, такие как: эмоциональная, психологическая, эстетическая (Н.Н. Усольцева, 2012) (Усольцева, Н.Н. Взаимосвязь частоты сердечных сокращений и критериев оценки соревновательной программы в спортивных бальных танцах. / Усольцева Н.Н., Александрова В.А. // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 5. – С. 11.).

Умение управлять эмоциональным состоянием в спортивных бальных танцах является одним из приоритетных направлений подготовки. Важно проводить не только техническую подготовку, но и вырабатывать в процессе специальных тренировок умения выражать те или иные эмоции. В начале тренировок наши эмоции весьма несовершенны.

В латиноамериканских танцах очень важен контакт глаз. Партнеры не просто смотрят друг на друга, но и могут управлять друг другом взглядом. Если отводить глаза или смотреть равнодушно, то предполагаемый «пожар» эмоций может погаснуть и танец превратится в техническую гимнастику, которая не интересна ни танцующим, ни зрителю (С. Попов, 2020; Н. Рубинштейн, 2020; О.Г. Румба, 2006) (Попов, С. Философия спортивного танца /Станислав Попов //http://www.danc.ru/ - Дата обращения 07.01.2020.; Рубинштейн, Н. Кто счастлив в танце? / Нина Рубинштейн// http://ninarubshtein. boom.ru/. – Дата обращения 20.01.2020.; Румба, О. Г. Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Румба Ольга Геннадьевна. – СПб.: НГУ ФК, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, 2006. – 209 с.).

Выявление наиболее значимых показателей профессиональной подготовленности у спортсменов, занимающихся спортивными бальными танцами

Как мы уже указывали в предыдущих параграфах, спортивные бальные танцы имеют устоявшиеся традиции. Это касается и техники исполнения и судейства. К судейству соревнований обычно привлекаются опытные наставники. У них существует сложившаяся система взглядов, которыми они руководствуются при отборе пар для вывода их в последующие туры соревнований. При этом нет чётко определённой системы оценок, как в фигурном катании, художественной гимнастике или прыжках в воду с трамплина. Для выявления наиболее значимых показателей профессиональной подготовленности спортивных танцоров, на которые обращают внимание судьи, был подготовлен опросный лист для судей (приложение А). В опросе приняло участие 56 судей. Для них была сформулирована просьба: определить наиболее значимые критерии оценки участников в первых турах соревнований по спортивным бальным танцам при их ранжировании. При этом мы не предлагали судьям выбрать критерии из предложенных нами, а назвать свои.

Результаты обработки опросного листа (таблица – 7) позволили выявить и ранжировать эти критерии.

Из последующих бесед с респондентами нам удалось конкретизировать, какой смысл они вкладывают в те определения, которые указали в опросных листах. В обобщённом виде критерии оценки танцоров, которыми руководствуются судьи, представлены ниже.

Презентабельность танцоров. Внешняя презентабельность имеет большое значение в спортивных бальных танцах. К показателям внешней презентабельности относятся такие действия, как непосредственное появление танцевальной пары на паркете, начало парой своего танца, поведение пары во время танца, завершение танца, поклон и уход танцевальной пары с паркета. Появляться на паркете всегда нужно одними из первых. Таким образом, пара сразу же привлекает внимание к себе, в том числе и внимание судей. Многие судьи могут начинать давать свою оценку танцевальной паре уже при ее появлении на паркете.

Шагать по паркету следует уверенной походкой. Шаг нужно делать широкий, на прямую ногу. Партнер должен вести свою партнершу на полкорпуса впереди себя. Расстояние между партнерами должно быть около метра. Успешно заняв место для того, чтобы начать выполнять танец, пара должна убедиться в наличии музыкального сопровождения и начинать готовиться к исполнению танца.

Приглашение в пару и положение рук (для европейской программы) должны соответствовать типу (характеру) предстоящего танца. Нельзя оставлять без внимания тонусную проработку самого начала танца (для латиноамериканской программы), поклона после завершения танца (поклон совершается обязательно в сторону зрителей, а не в сторону судейской группы) и ухода с паркета.

Музыкальность. Не менее важный элемент выступления – это, конечно же, музыка. Именно музыка является одним из ключевых факторов в танце. Каждый танец имеет свой индивидуальный музыкальный стиль и размер. Когда танцевальная пара исполняет свой танец не совсем в так или не совсем музыкально, судьи не будут оценивать положительно такую пару, даже несмотря на то, что данная танцевальная пара может технически правильно выполнять все танцевальные элементы.

Программа по европейским танцам:

1. Вальс в медленном темпе. Ритм: один-два-три-четыре-пять-шесть, где счет два и пять - верхние, при которых нужно более длительно зависать в верхнем положении на носках;

2. Танго. Ритм: один-два-три-четыре. Особенная черта ритма танго - это наличие трёх скоростей при выполнении шагов. Медленный – один шаг выполняется на два счета (один-два или три-четыре), быстрый – один шаг выполняется на один счет (один, два, три или четыре), синкопированный – один шаг выполняется на одну вторую счета (счет «И» после любого счета, например, один, И два, И три);

3. Венский вальс. Ритм: один-два-три, два-два-три, где один-два-три партнер танцует вперед, а два-два-три партнерша исполняет вперед поворот вправо;

4. Квикстеп. Ритм: один-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь, имеет две различные скорости. Скорость в медленном темпе - один шаг выполняется на два счета (один-два или три-четыре), скорость в быстром темпе – один шаг выполняется на один счет (один, два, три или четыре).

Программа по латиноамериканским танцам.

1. Самба. Ритм: один и два-три и четыре-пять, и шесть-семь, и восемь, где звук «И» значит подъём. Исполняется самба всегда с постоянным баунсом;

2. Ча-ча-ча. Ритм: ча-ча-ча-два-три, где подсчеты ча-ча-ча являются главными шассе в сторону или лок-степ, а подсчеты два-три подразумевают под собой выполнение дополнительных движений;

3. Румба. Ритм: один-два-три-четыре, где счет один всегда подразумевает прекращение с остановкой и сбор ног после шага на счет четыре, а счет два подразумевает резкий шаг со скручиванием всего тела;

4. Джайв. Ритм: один-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь, но ключевое движение в джайве всегда выполняется со счетом один-два-три И четыре, три И четыре. Где счет один – означает шаг назад, счет два означает возвращение вперед, три, И - приставка с переступанием, четыре - шаг в сторону, три, И – приставка с переступанием, а счет четыре означает шаг в обратную сторону. Эмоциональная составляющая. Нельзя допустить того, чтобы выход на паркет вызывал у танцоров отрицательных эмоций, а значит очень важно, чтобы они всегда улыбались. Оценка спортсменов, улыбки которых ярко сияют во время танца, всегда выше. Исключениями являются лишь танцы «танго» и «пасодобль», поскольку во время их исполнения эмоции должны оставаться скорее серьезными и сосредоточенными.

Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Исследование исходных показателей участников эксперимента проводилось до его начала и заключалось в следующем.

Все участники эксперимента были оценены педагогами спортивного клуба и автором диссертационного исследования по тестам и нормативам, указанным в параграфе 2.2 диссертации.

Исходные показатели уровня специальной подготовленности, определённые в соответствие с разработанной системой оценивания качества танцев европейской программы танцевального спорта (параграф 3.4 диссертации) представлены в таблице 18.

Данные, приведённые в таблице свидетельствуют о том, что распределение танцевальных пар по группам (КГ и ЭГ) выполнены правильно. Различий в уровне специальной подготовленности не наблюдается. Танцоры КГ показали на старте педагогического эксперимента немного более высокий средний результат, однако и разброс результатов у них оказался больше. В ЭГ в результате закрытого отбора, попали танцевальные пары с примерно одинаковым уровнем подготовленности по исследуемому показателю.

Уровень значимости (р) говорит о почти полном тождестве КГ и ЭГ на время начала педагогического эксперимента.

Анализ исходных значений уровня физической подготовленности (таблица 19), также показывает, что обе группы практически идентичны по этому показателю подготовленности. Об этом говорят, как очень схожие средние величины, так и разброс результатов. Обе группы примерно одинаковы.

Показатели функционального состояния участников КГ и ЭГ не имеют значимых различий. Это касается обоих показателей, и ИГСТ, и концентрации лактата в крови.

Таким образом, из представленных данных, мы видим, что танцевальные пары, составляющие КГ и ЭГ к началу педагогического эксперимента, не имели существенных различий в возрасте, уровне профессиональной и физической подготовленности и функциональном состоянии. Основываясь на этом, мы можем утверждать, что результаты, которые были получены нами в ходе педагогического исследования, являются следствием тех или иных тренировочных воздействий, осуществлённых с предложенными нами средствами и методами подготовки (ЭГ) или без них (КГ).

Как уже было сказано ранее, педагогический эксперимент длился 9 месяцев, с сентября 2018 по май 2019 годов.

По окончании педагогического эксперимента, все его участники снова прошли тестирование по тем же показателям, что и до начала эксперимента.

Результаты представлены в таблицах 18- 21 и рис. 1.

Оценка уровня специальной (танцевально-технической) подготовленности осуществлялась во время выступления спортсменов на последних совместных соревнования, в которых приняли участие все пары ГК и ЭГ. Полученные результаты показывают, что баллы, набранные участниками КГ и ЭГ имеют достоверные различия. В абсолютных величинах средний бал танцевальных пар из ЭГ оказался на 5,2 единиц выше, чем в КГ. В процентном отношении это можно интерпретировать следующим образом: 11,3 балла в КГ – это 53,8% от максимально возможного количества балов, которые можно получить в соответствие с разработанной автором системы оценивания; 16,5 баллов – это 78,6% от максимально возможного. Такое отличие средних значений в КГ и ЭГ убедительно показывает, что применение средств и методов специальной физической подготовки оказывает положительное влияние на уровень специальной (танцевальной) подготовленности.

Динамика уровня физической подготовленности участников эксперимента во многом подтверждает полученные нами ранее данные о значимых для юных танцоров физических качествах. Ранее, в параграфе 3.4 нами были выявлены значимые физические качества: быстрота и специальная выносливость. Из таблицы видно, что в этих же упражнениях (бег на 30 м и бег на беговой дорожке с положением – руки в стороны) у участников педагогического эксперимента фигурируют значимые изменения средних значений. В упражнении, характеризующем координационные способности (прыжки со сменой положений рук и ног) – значимых изменений не произошло.

Здесь, ещё раз, необходимо отметить, что специальных тренировок с применением беговых отрезков и прыжками с испытуемыми не проводилось, однако прирост показателей в динамике значимого качества (быстрота) произошёл, в а координационных способностях (прыжки) – нет.

Относительно упражнения, характеризующего специальную выносливость (бег на беговой дорожке с положением – руки в стороны) можно предположить, что такая разница в средних значениях к концу эксперимента в КГ и ЭГ (Рис. 2) возникла потому, что у спортсменов из ЭГ это упражнение систематически включалось в тренировку как средство СФП, чего не было в КГ,

Очень важными, с нашей точки зрения, представляются сравнительные данные о функциональном состоянии участников эксперимента. Танцоры могут отменно владеть техникой танца, иметь высокую мотивацию для достижения победы, демонстрировать отличную презентабельность, эмоциональность и музыкальность, но – если им не хватит сил на полуфиналы и финалы, если они не смогут показать лучшие результаты в конце соревновательного дня, они не смогут победить. Именно для этого представителям танцевального спорта необходима общая выносливость.

Разработанная методика подготовки направлена на развитие и этого физического качества. Как видно из таблицы 23 и рис. 3 и 4, показатели ИГСТ и концентрации лактата в крови после дозированной физической нагрузки в КГ и ЭГ значительно выше в ЭГ. При этом, количество баллов ИГСТ у ЭГ указывает на более высокий общий уровень их работоспособности