Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Гзирьян Рубен Вячеславович

Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики
<
Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гзирьян Рубен Вячеславович. Формирование телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Гзирьян Рубен Вячеславович;[Место защиты: Северо-Кавказский федеральный университет].- Ставрополь, 2015.- 196 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Телесно-двигательная культура человека и средства её формирования у девушек

1.1. Телесно-двигательная культура человека и её компонентный состав: состояние проблемы и направления формирования 17

1.2. Ритмическая гимнастика как средство и метод формирования телесно-двигательной культуры девушек и особенности её применения в студенческом возрасте 48

1.3. Музыкальное сопровождение как условие обеспечения эффективности средств ритмической гимнастики и методические особенности её применения в процессе формирования телесно-двигательной культуры студенток 60

1.4. Заключение к первой главе 79

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1. Методы исследования 84

2.2. Общая схема педагогического экспериментирования 89

2.3. Критерии и показатели успешности педагогического формирования .. 90

2.4. Организация исследования 102

Глава 3. Экспериментальное обоснование эффективности методики формирования телесно-двигательной культуры девушки-студентки средствами ритмической гимнастики

3.1. Теоретические основания разработки методики формирования телесно-двигательной культуры девушки-студентки 103

3.2. Содержание и методика процесса формирования телесно-двигательной культуры девушек-студенток средствами ритмической гимнастики 124

3.3. Экспериментальное обоснование эффективности методики формирования телесно-двигательной культуры студенток средствами ритмической гимнастики. Изменения критериальных признаков сформированности телесно-двигательной культуры студенток в процессе занятий ритмической гимнастикой 134

Заключение 152

Выводы 157

Научно-практические рекомендации 161

Литература 163

Введение к работе

Актуальность исследования. На основе сформированного десятилетиями технократического подхода современное физическое воспитание ориентирует педагога на изменение тела занимающегося. В соответствии с этим подходом, созданные фундаментальные знания в области физической культуры применяются преимущественно с утилитарной целью внешнего развивающего воздействия на человека, без акцента на ценностно-смысловую составляющую педагогического влияния, и сколько-нибудь активное участие в этом процессе самого обучаемого. В то же время, в соответствии с антропологическими идеями П.Ф. Лесгафта, главными функциями физического воспитания являются человекосозидающие и куль-турообразующие. Отечественная наука рядом своих направлений - аксиологии человеческого тела (И.М. Быховская), развивающей педагогики в сфере физической культуры (С.Д. Неверкович), формирования личности ценностями физической культуры (М.Я. Виленский, Л.П. Матвеев, Г.Г. Наталов, Н.И. Пономарёв), личностной физической культуры (К.Д. Чермит, Н.Х. Хакунов), образования человека в области физической культуры в онтогенезе (В.Н. Курысь), ценностного (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева), теоретических основ телесной пластики (Л.Н. Сляд-нева), сопряжённого психофизического развития (Л.С. Дворкин), креативного и экспрессивного (С.Н. Бегидова, Н.Н. Визитей, Н.А. Фомина) утверждает приоритетность развития духовности человека, самоидентичности, ценностного отношения к своему телу, его телесно-двигательного окультуривания.

Современная педагогика непрофильного ВУЗа, имеющая значительный потенциал развивающего воздействия на телесность человека, основывается на применении ценностей физической культуры преимущественно с целью преодоления следствий гиподинамии, поддержания здоровья и достижения кондиционной физической подготовленности. В то же время физическая культура социума, её системообразующая составляющая - телесно-двигательная культура человека, представляют собой уникальный нормативный социокультурный, по характеру линейный, непрерывный и относительно неизменный гуманистический по природе канал социализации современного студента. Однако, в содержании процессов профессионального становления студента, его социализации и опосредования культурой цивилизации его функций, остается вне зоны конструктивного внимания вузовской педагогики одна из фундаментальных - природосообразная жизнедеятельность самого студента, его телесное бытие. Одухотворенность телесности определяется такими ценностными составляющими как телесно-двигательная пластичность, эстетичность, грациозность. Высокий потенциал целенаправленного формирования этих составляющих заключён в содержании оздоровительных видов двигательной

активности, основанных на художественном искусстве движений, в частности, в ритмической гимнастике. В этой области познания акцент делается на обоснование развития физических функциональных возможностей человека. При этом, недостаточно внимания уделяется научному обеспечению процесса формирования компонентов телесно-двигательной культуры, составляющих основу одухотворенности телесности, не используются, с этой целью, возможности ритмической гимнастики.

Неотъемлемым компонентом ритмической гимнастики является сопровождающая её музыка. Возможности комплексной реализация ценностей гимнастики и музыки по целенаправленному формированию компонентов телесно-двигательной культуры студента, его телесной пластичности, эстетичности, и грациозности движений пока используются явно недостаточно. Музыка в современной ритмической гимнастике является, за редким исключением, своеобразным ритмическим придатком, двигательным раздражителем. При подборе музыки для занятий редко принимается во внимание её художественно-эстетическая воспитательная ценность. Практически не учитывается психофизиологическая природа музыкального и моторного ритма, а также ритмических процессов в организме человека, важность чего отмечалась в трудах известных ученых физиологов и психологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, В.В. Васильевой, Н.М. Амосова, Л.С. Выготского, Р.Е. Мотылянской, исследователей музыки М.С. Кагана, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова и др. Проблема научного обеспечения процесса формирования телесно-двигательной культуры студентки, развития её составляющих - пластичности движений, эстетичности, грациозности посредством применения ценностей ритмической гимнастики пока ещё остается без целенаправленного разрешения.

В процессе изучения состояния проблемы были выявлены следующие противоречия:

с одной стороны, наличие выделенных в теории основных компонентов физической культуры человека (физического, духовного, интеллектуального), приоритетности научного обоснования и формирования физической составляющей, а с другой - несоразмерно малое внимание познанию и формированию телесно-двигательных составляющих духовного компонента - пластичности движений, их эстетичности и грациозности, что не может положительно влиять на гармоничное развитие телесного и духовного в человеке;

с одной стороны, полифункциональная значимость музыки для человека, её нераздельность с движениями в ритмической гимнастике, а с другой нивелирование её ценностного потенциала, применение её в процессе занятий преимущественно как средства придания движениям ритмичного характера, без

учёта её психофизиологического воздействия на организм и невозможность её полноценного использования в связи с отсутствием знаний о способах и подходах к подбору музыки, как ведущего компонента методики применения средств ритмической гимнастики;

- с одной стороны, наличие в ритмической гимнастике потенциала для проявле
ния и формирования художественного искусства движений, а с другой недо
статочное использование этого потенциала в силу отсутствия знаний о содер
жательно-методических подходах к целенаправленному формированию в про
цессе занятий элементов пластичности движений, эстетичности, грациозности,
как составляющих телесно-двигательной культуры человека.

Отмеченные противоречия составили основу научной проблемы, в рамках которой выполнялось данное исследование. Она сводится к поиску ответов на следующие вопросы: каковы теоретические основания и методические особенности формирования телесно-двигательной культуры студенток, её компонентов средствами ритмической гимнастики, каковы особенности методики?

В ходе диссертационного исследования решалась важная научная задача, сущность которой заключалась в теоретическом и экспериментальном обосновании методики формирования духовных составляющих телесно-двигательной культуры студентки средствами ритмической гимнастики. При этом под методикой, вслед за В.П. Беспалько (1989), понимается совокупность методов и методических приемов, обеспечивающих решение определённой задачи и включающих в себя такие элементы, как сформулированная проблема, сформулированные условия реализации цели и педагогических задач, порядок, последовательность и иерархия применения методов, приёмов и средств.

Объект исследования: процесс формирования телесно-двигательной культуры студенток в ходе их физического воспитания.

Предмет исследования: методика формирования телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения средствами ритмической гимнастики.

Цель исследования заключалась в теоретической аргументации, разработке и экспериментально-педагогическом апробировании методики формирования телесно-двигательной культуры студенток средствами ритмической гимнастики.

В основу рабочей гипотезы было положено предположение о том, что формирование телесно-двигательной культуры студентки в процессе занятий ритмической гимнастикой будет эффективным, если его методическое обеспечение будет основываться на знаниях о:

- телесно-двигательной культуре как о явлении и компонентной составляющей
физической культуры личности;

духовных составляющих телесно-двигательной культуры, подлежащих формированию в процессе занятий ритмической гимнастикой;

музыке, как равноценной с двигательным компонентом составляющей ритмической гимнастики, её эстетических ценностях, вариантах стиля для формирования и проявления музыкально-двигательной выразительности, развития духовно-ориентированных музыкально-двигательных способностей студенток;

ритмической гимнастике, телесной пластике и музыке, их интеграции в процессе подготовки и проведения занятий как условии формирования мотивированного и целенаправленного отношения занимающегося к формированию личностной телесно-двигательной культуры;

психофизиологических особенностях воздействия музыки на человека, взаимообусловленности музыкального и телесно-двигательного ритма при подборе музыки для занятий ритмической гимнастикой.

Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Определить содержательные особенности и взаимообусловленность двигательной пластичности, эстетичности и грациозности как составляющих телесно-двигательной культуры человека и показать потенциальные возможности ритмической гимнастики для их формирования.

  2. Обосновать направления использования ритмической гимнастики, выделить основные действующие факторы ритмической гимнастики как средства физического воспитания и на основе их применения разработать методику формирования телесно-двигательной культуры студенток непрофильного высшего учебного заведения в процессе физического воспитания.

  3. Определить критерии оценки и экспериментально обосновать эффективность методики формирования телесно-двигательной культуры студенток в процессе занятий ритмической гимнастикой.

Общенаучной методологической основой исследования явились: гуманитарные и естественнонаучные способы познания феноменов физической культуры и физической культуры личности, её духовного компонента; принципы детерминизма как причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира; единство биологического, духовного и социального в телесности человека.

Конкретно-научной методологической основой исследования стали: обзорно-теоретический поиск и обзорно-критический анализ; гуманистический, ценностный и деятельный подходы к изучению процессов формирования духовного компонента физической культуры личности; принцип единства духовного и физи-

ческого развития личности; принципы оздоровительной направленности и интеллектуализации физического воспитания.

Теоретической основой исследования стали взгляды, позиции, идеи в теории физической культуры (А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин, Ю.И. Николаев, Н.Н. Наталов, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, И.М. Быховская, Н.Х. Ха-кунов, К.Д. Чермит и др.); о физической культуре личности (М.Я. Виленский, В.К. Бальсевич, С.Н. Бегидова, Л.И. Лубышева, И.М. Быховская, В.И. Столяров и др.); о формировании ценностного отношения человека к собственной телесности как функции физического воспитания (В.К. Бальсевич, СВ. Дмитриев, СП. Евсеев, В.В Приходько, Л.Н. Сляднева, В.И. Столяров и др.); о генезисе двигательной свободы (Л.С Выгодский, А.В. Запорожец, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Сляднева, Н.А. Фомина и др.); об органическом единстве физического, духовного, интеллектуального в развитии и совершенствовании человека (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, Л.Н. Сляднева, К.Д. Чермит и др.); о теории телесной пластики (М. Фельденкрайз, Д.Д. Донской, Л.Н. Сляднева и др.); о ритмической гимнастике как оздоровительном и развивающем виде двигательной активности человека (К. Купер, Т.Е. Лисицкая, И.В. Веденеева, Е.Г. Попова, М.Ю. Ростовцева, Е.А. Астраханцев, В.Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая, М.В. Захарова, Lara-Sen-Pol, J. Fonda, О. Kusminska, и др.); о теории, психофизиологическом и эстетическом воздействии музыки на человека (В.И. Петрушин, Р.И. Груббер, Н. Гродзенская, В.П. Анисимов, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Д. Кемпбел и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная в нём совокупность теоретических положений и выводов содержит обоснование методики решения важной научной проблемы - формирования телесно-двигательной культуры студенток в процессе занятий ритмической гимнастикой. Существенными элементами научной новизны являются:

обоснованная идея о целесообразности формирования телесно-двигательной культуры студенток посредством развития пластичности, эстетичности и грациозности движений;

установленные знания об особенностях взаимосвязи и взаимовлияния элементов телесно-двигательной культуры человека - пластичности движений, их эстетичности, грациозности и возможности их формирования в процессе занятий ритмической гимнастикой;

обоснование сущностной характеристики ритмической гимнастики как вида двигательной активности с общепринятой возможностью оздоровительного, общеразвивающего и релаксационного воздействия на занимающегося;

обоснование основных действующих факторов ритмической гимнастики как средства физического воспитания, таких как: ритм в музыке, ритм в телесных движениях, их взаимодействие в едином комплексе педагогического воздействия;

определение компонента формирования представлений об эстетических ценностях музыки как условия применения ритмической гимнастики в качестве средства формирования телесно-двигательной культуры студенток на занятиях по физической культуре;

объяснение сущностных характеристик музыки как средства психофизиологического воздействия на человека в процессе занятий ритмической гимнастикой и на этой основе определение методических приёмов выбора стилей музыки для построения композиций ритмической гимнастики;

установленные признаки сформированности телесно-двигательной культуры студенток и предложенные способы её оценки;

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

расширен диапазон знаний теории физической культуры путём введения новых знаний о взаимосвязи и взаимовлиянии семантической сущности категории «культура», её производных: «физическая культура», «физическая культура личности», «телесная и двигательная виды культуры» и расширения представлений о явлении «телесно-двигательная культура» и её дефиниции;

расширен диапазон знаний теории физического воспитания в части обоснования состава эффективных средств организации внешнесредового воздействия путём определения потенциальных возможностей ритмической гимнастики и основных направлений её использования;

теория и методика формирования личностной физической культуры дополнена идеей включения в её состав телесно-двигательной культуры человека, уточнениями её компонентного состава и объяснениями их иерархического взаимодействия;

теория образования в области физической культуры расширена представлениями о безусловной целесообразности формирования системы знаний у студенток об избранном виде целенаправленной двигательной активности как базового условия появления мотивов и осознанных потребностей в постижении ценностей физической культуры; выполненное исследование свой теоретической основой создает предпосылки для перехода от гипотетичности формирования духовного компонента телесно-двигательной культуры студентки посредством определенного вида двигательной активности к реальному получению результата сформированности его элементов;

- методика физического воспитания студентов непрофильных вузов дополнена новыми задачами, методическими подходами к формирования физически культурной и здоровой личности, а так же приемами оценки её уровней, обеспечивающихся учетом тендерных особенностей женского контингента студенчества.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют: конкретизировать процесс формирования телесно-двигательной культуры студентки посредством становления и развития пластичности её движений в процессе занятий ритмической гимнастикой; реально осуществлять процесс формирования телесно-двигательной культуры человека, её духовных компонентов - двигательной пластичности, эстетичности и грациозности, тем самым наполнить реальным содержанием реализацию принципа единства телесного и духовного как основы гуманизации процесса физического воспитания; придать процессу физического воспитания реально образовательный характер посредством целенаправленного формирования знаний о ритмической гимнастике, основах музыки, интеграции этих знаний, как условия появления мотивированного и осознанного отношения девушек к занятиям по формированию личностной телесно-двигательной культуры; реально и положительно влиять на появление и проявление телесно-двигательной пластичности студентки. Результаты исследований по научно-экспериментальному обоснованию и формированию телесно-двигательной культуры студенток докладывались на семинарах, научно-практических конференциях вузов Ставропольского края, публиковались в изданиях регионального, федерального и международного уровней, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК. Авторская методика формирования телесно-двигательной культуры внедрена в процесс физического воспитания ряда вузов, что подтверждают акты внедрения.

Основные положения, выносимые на защиту 1. Телесно-двигательная культура, как составляющая физической культуры человека, представляется как взаимообусловленная совокупность черт и свойств личности, характеризующаяся сформированными специальными знаниями, развитыми мотивационно-ценностными ориентациями, интегрированными в систематическую целенаправленную деятельность по двигательному и телесному самосовершенствованию, нормой здоровья, развитыми телесными и двигательными способностями на основе нравственно-ориентированных представлений об их функциональности, смыслообеспеченными и гармоничными двигательными действиями, соответствующими задачам направленной двигательной активности, приобретёнными эстетическими ценностями в сфере телесных движений.

  1. Ритмическая гимнастика, как средство физического воспитания, использующая в качестве основных действующих факторов ритм в музыке, ритм в телесных движениях, их комплексное взаимодействие, обладает высокими потенциальными возможностями для формирования телесно-двигательной культуры студенток непрофильных вузов, при этом основными направлениями использования ритмической гимнастики являются реализация её возможностей для оздоровительного, общеразвивающего и релаксационного воздействия на занимающегося, как средства и метода целенаправленного формирования духовных компонентов телесно-двигательной культуры, направленного развития двигательной пластичности, совокупное и интегрированное применение музыки и двигательных действий для формирования пластичности движений, их эстетичности, грациозности.

  2. Методика формирования телесно-двигательной культуры студенток, основанная на системном применении средств ритмической гимнастики, интеграции двигательных ценностей ритмической гимнастики, телесной пластики, музыки и знаний о них является эффективной, так как обеспечивает позитивные изменения таких критериальных показателей, как: мотивация занятий; уровни развития физических качеств (по показателям силы, быстроты, устойчивости равновесия, подвижности в суставах); а так же когерентности, завершённости и выразительности движений.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью актуальности темы, исходных теоретических и методологических позиций, системным подходом к разработке темы в рамках сформулированной научной проблемы, результатами педагогического экспериментирования, единством общенаучных и конкретных методов научного познания, соответствующих объекту, предмету, цели, задачам исследования, его логике, репрезентативностью выборки испытуемых, качественным и количественным анализом экспериментальных материалов, статистической достоверностью результатов, согласованностью методологических характеристик работы, научных положений, основных выводов и результатов эксперимента; отсутствием противоречий между полученными результатами и имеющимися научно-теоретическими представлениями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на шестнадцати научно-практических конференциях регионального, федерального и международного уровней. Материалы исследования опубликованы в четырёх публикациях в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Авторская методика формирования телесно-двигательной пластичности студенток внедрена в процесс физического воспитания вузов, что подтверждено актами внедрения.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, выводов, научно-практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 195 страницах машинописного текста (в том числе приложения 18 страниц), иллюстрирован 10 рисунками, 14 таблицами. В список литературы включены 180 источников, из них 6 на иностранном языке.

Ритмическая гимнастика как средство и метод формирования телесно-двигательной культуры девушек и особенности её применения в студенческом возрасте

Физическая культура является одним из фундаментальных видов культуры социума. Словарное толкование категории «физическая культура» сводится к её пониманию как органической части культуры общества и личности, рациональному использованию человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовленности к жизненной практике (Троценко Н.Н., 2008). Оптимально ёмким и содержательным понятием «физическая культура», опирающимся на дефиницию категории «культура» является то, при котором физическая культура есть органическая часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей (Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман, 2002). В этой трактовке отражен важнейший признак феноменальности физической культуры - единство и взаимообусловленность биологического и социального начал в человеке как высокоорганизованном биологическом виде, в единстве телесно-двигательного и интеллектуального компонентов. Другой признак феноменальности физической культуры в приведенном выше определении заключен в ее материальных и духовных основаниях. При этом к материальным относятся, прежде всего, процесс и результат воздействия её разнообразными средствами на биологическую сущность человека (развитие двигательных способностей), формирования смысла и целеполагания двигательной активности, способов благотворного воздействия на свою природу и окружающих людей. Духов ными же основаниями являются социально значимые компоненты мировоззрения, нравственности, эстетики, здорового образа жизни.

Любое понятие, категория, определенные словарным содержанием, есть форма мышления (Словарь синонимов русского языка под ред. Л.А. Чешко, 1975), отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Существующее множество вариантов дефиниции категории физической культуры объясняется многофункциональностью этого явления, обилием разновидных ценностей, видов и форм деятельности человека в этой сфере. И действительно, ряд известных ученых (А.Д. Новиков, 1949; В.И. Столяров, 1984; Л.П. Матвеев, 1991; Н.Х. Хакунов, 1994, 1995; Ю.М. Николаев, 1998; В.К. Бальсевич, 2000; И.М. Быховская, 2000; Г.Г. На-талов, 2005; К.Д. Чермит, 2005 и др.), ёмко и многогранно раскрывают сущность категории «физическая культура». При этом, к основным и обобщенным признакам имеющихся в теории вариантов дефиниции «физическая культура» относят: часть, элемент, уровень, область (сфера), система, вид, средство, процесс, результат, деятельность, феномен, материальные и духовные ценности (Г.М. Соловьев, 1999).

Поскольку элементарной единицей физической культуры общества должна являться личностная физическая культура каждого гражданина, то актуальнейшей проблемой формирования отмеченной «единицы» является решение задачи образования человека в этой области. Именно это является основой и процесса становления, и проявления сформированной физической культуры человека (В.Н. Курысь, Р.В. Гзирьян, 2013). В большинстве существующих определений «физической культуры» авторы вполне обосновано задействовали понятие «физическая культура личности» как базовую составляющую физической культуры общества. К раскрытию сущности этого понятия обращались исследователи XX и XXI веков. Отметим, что первые попытки трактовок этого понятия обязательно соотносились с осознанным отношением человека к своему физическому состоянию и развитию своего организма. Ведущие ученые современности в сфере физической культуры А.Д. Новиков и Л.П. Матвеев в своем определении сущности физической культуры личности существенно наполнили суть отмеченной выше осознанности воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей сферы физической культуры, подразумевая приобретенные человеком знания в этой области, умения, навыки, физическую развитость, сформированные посредством физического воспитания (В.В. Матов, Л.А. Ланцберг, О.А. Иванова, 1985; Ю.Н. Николаев, 1996). Существует безусловная зависимость физической культуры личности от уровня развитости физической культуры общества и ее основного ценностного содержания (Л.Н. Коваль, 2004).

Физическая культура личности есть сформированная ею потребность в максимальной самореализации в социуме посредством применения средств окружающей среды на основе преобразованных физических возможностей в соответствии с целями их совершенствования, принципами культуросооб-разности, и в соответствии с нормой их функционирования (Л.Н. Коваль, 2004). М.Я. Виленским физическая культура личности определяется как сложное системное образование с рядом отличительных признаков: состоянием здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью; осознанием и овладением способами достижения отмеченного выше, с проявлением в полной мере отличительных признаков процесса познания сферы физической культуры, овладением знаниями и умениями педагогической инструкторской деятельности. Автор подчеркивает непременную взаимосвязь культуры общей и физической, обусловленной сформированными у человека мотивами, ценностными ориентациями, убеждениями. По мнению Л.Н. Слядневой, физическая культура личности в самом общем виде может рассматриваться как устойчивая, социально обусловленная составляющая структуры личности, репрезентирующая телесность в сознании человека (Л.Н. Сляднева, 2005). Под телесностью, при этом, понимается человеческое тело, его характерное состояние в статике и динамике (Л.Н. Сляднева, 2005). Физическая культура личности, ее сформированность определяется деятельностью человека, направленной на его телесно-двигательное совершенствование посредством занятий физическими упражнениями в совокупности с применением здоровьеформирующих сил и факторов природы. В соответствии с культурологическим подходом физическая культура личности представляет собой универсальную характеристику деятельности человека по своему физическому совершенствованию (Философский энциклопедический словарь, 1983). Процесс же формирования физической культуры личности представляется как активное интервоздействие и самовоздействие индивида на свои двигательные способности, но, прежде всего, полагаем, на формирование знаний об этой сфере, в целом интеллекта. Отмеченное лежит в основе формирования социально-психологических проявлений, устойчивых ценностных ориентации, потребностей в самосовершенствовании, личной двигательной активности, а в целом - в здоровом стиле жизни. Именно в этом случае студент становится субъектом собственной физической культуры (М.И. Евстигнеева, 2013). Такая позиция основывается на том, что физическая культура личности есть и потребность и способность человека в максимальной телесно-двигательной, а вместе с этим и интеллектуальной самореализации в качестве социального и индивидуального значимого субъекта посредством физического воспитания.

Музыкальное сопровождение как условие обеспечения эффективности средств ритмической гимнастики и методические особенности её применения в процессе формирования телесно-двигательной культуры студенток

Ученые, исследуя роль и значение танца в жизни человека, отмечают, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, высвечивает структуру и особенности взаимоотношений в коллективе, является средством развития личностных ценностей человека (Э.А. Королёва, 1977; Р. Дж. Кол-лингвуд, 1980; В.Л. Круткин, 1993).

Считая танец как таковой основой ритмической гимнастики, видимо, было бы опрометчивым их отождествлять. В имеющейся научно-методической литературе по ритмической гимнастике раскрываются специфические особенности, дающие основания считать ее уникальным видом телесно-двигательного и духовного совершенствования.

Определяя ритмическую гимнастику с позиций физиологической сущности, К. Купер (1976) называет ее аэробикой и «серьезной тренировкой». При этом он, как один из основателей ритмической гимнастики, определил одну из главных отличительных ее сторон и очень важную в аспекте нашего исследования: «музыка берется только та, которая доставляет удовольствие», т.е. в совокупности с телесными движениями явится чувство радости от приятных ощущений, переживаний, что, несомненно, связано с духовностью человека и ее компонентами, пластичностью, эстетичностью, грациозностью. Ритмическая гимнастика справедливо определяется как разновидность гимнастики, которая дает человеку мышечную радость, тонус нервной системе, бодрость (О.А. Иванова, 1990; Е.В. Конева, 2006; О. Kuzminska, 1985).

Имеются и достаточно упрощенные определения ритмической гимнастики, к примеру, как та же утренняя гимнастика, дополненная танцевальными элементами, с большой дозой бега и прыжков, выполняемых под музыку в быстром темпе (М.П. Ивлев, 1987). Некоторые авторы считают, что основой ритмической гимнастики являются экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, сочетающихся с элементами игры, праздничным характером обстановки, нарядной одеждой, музыкальным сопровождением (О.А. Иванова, 1990).

Т.С. Лисицкая (1985) определяет базовую аэробику как ритмическую гимнастику, как синтез общеразвивающих упражнений, бега, подскоков, скачков, окрашенных танцевальным стилем, выполняемых без пауз отдыха, поточным способом под музыкальное сопровождение. Точка зрения автора, считающей танцевальность окраской других упражнений, на наш взгляд, недооценивает историческую роль танца как основу ритмической гимнастики. В этой связи очень важны взгляды основоположников современной ритмической гимнастики, их идеи, исходящие из XIX и начала XX веков.

Ф. Дельсарт, основоположник единства гимнастики и ритмического танца, в 1983 году создал в Париже курсы сценической выразительности, в основе которых лежали элементы гимнастики и музыкального ритма с акцентами воздействия на телесность человека и его психику, безусловно, в положительном аспекте. Следует подчеркнуть суть сценической выразительности занятий ритмической гимнастикой, как мы полагаем, напрямую связанную с формированием пластичности движений. В свою очередь Ж. Демени определяет сущность ритмической гимнастики как физические упражнения динамического характера, основанные на движениях свободной пластики.

В конце XIX начале XX веков происходят знаковые события для ритмической гимнастики. Ж. Далькроз, композитор и музыкант в 1980-х годах создал курсы ритмической гимнастики при Женевской консерватории (Д.А. Крадман, 1989).

Идеи реализации так называемой свободной пластики в ритмической гимнастике, основанной на возрождении античного танца, внесла известная американская танцовщица А. Дункан, под влиянием танцевального искусства которой оказались хореография и ритмические танцы в России 20-х годов.

В период 30-60-х годов XX века тенденция развития ритмической гимнастики не отличалось активностью. Всплеск активности ее развития относится к началу 80-х годов. Это время характерно появлением новых популярных среди молодежи танцев, что и определило формирование в последние годы более 50 направлений ее функционирования (В.В. Кандинский, 2008). Наибольшей популярностью в 80-е годы пользовались танцевальные виды ритмической гимнастики, как в нашей стране, так и за рубежом, где особую известность имели программы ритмической гимнастики Дж. Фонды (США), Л. Сен-Пол (Италия), С. Ром и М. Шарель (ФРГ) и др.

В современной ритмической гимнастике развиваются несколько базовых направлений. Это, прежде всего, танцевальное, в содержательной основе которого - танцевальные движения. Атлетическое направление характерно применением известной в основной гимнастике группы общеразвивающих упражнений. Третье направление - смешанное, как совокупность танцевальных движений и атлетических двигательных действий. Каждое базовое направление предполагает решение следующих задач: оздоровительной, эстетической, общеразвивающей, реабилитационной, психорегулирующей (В.В. Приходько, Е.П. Каргаполов, 1990).

Наибольшее внимание, как в практике, так и в исследованиях уделяется решению оздоровительной и общеразвивающей задач (П.Ф. Лесгафт, 1987; Т.С. Лисицкая, 1987; М.Ю. Растовцева, 1987; Л.П. Матвеев, 1991; Н.Н. Вен-герова, 1993; В. Райх, 1999; Е.Н. Чернобыльская, 1999; Е.В. Конева, 2006). Вторым по вниманию исследователей можно считать реабилитационное направление, где очень малое количество работ было посвящено исследованию влияния занятий ритмической гимнастикой на состояние нервной системы и, как следствие, - снятие нервно-психической напряженности, снижение тревожности, повышение эмоционального тонуса, в целом психической удовлетворенности (Н.Е. Водопьянова, 1986).

Специалисты предлагают воздействовать упражнениями ритмической гимнастики на улучшение состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем (Л.П. Матвеев, 1991). В аспекте данного исследования для нас представляет особый интерес мнение ряда ученых, носящее или гипотетический, или рекомендательный характер, но, тем не менее, воспринимаемое нами как основание для решения основных задач нашего исследования. Так, К. Купер, известный американский специалист в области оздоровительной физической культуры относит аэробные танцы к средствам наиболее эффективного воздействия на занимающихся. Ритмическая гимнастика является важным средством эстетического воспитания (Б.Н. Кряж, Э.В. Витошкин, Н.А. Боровская, 1987; Е.Г. Сайкина, 1997; В. Райх, 1999; Н.Н. Грудницкая, 2002; Е.В. Конева, 2006; О. Kuzminska, 1985). Бесспорным обстоятельством является выполнение упражнений ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением или, как отмечается во многих публикациях, «под музыку».

Критерии и показатели успешности педагогического формирования

Измерение результатов формирования осуществлялось на основе методов тестирования, экспертной и скрининговои оценки значимых для решения проблемы исследования двигательных качеств занимающихся. Тестом являлась конкретная двигательная задача. Оценкой - результат выполнения этой задачи.

Экспертный метод (Б.А. Ашмарин, Н.Н. Васильев, В.А. Абросимов, 1975; Б.А. Ашмарин, 1978; М.В. Крулехт, 2002; М.Р. Кудаев, 2003; И.Н. Кузнецов, 2004), в контексте нашего исследования - это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия решения об уровне сформированное у занимающихся ритмической гимнастикой тех или иных физических (двигательных) качеств. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок (М.В. Крулехт, 2002).

Как известно, метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные педагогические процессы, явления или ситуации, которые характеризуются, в основном, качественными, не формализуемыми признаками (что затрудняет их анализ и оценку) (Б.А. Ашмарин, 1978). Метод экспертных оценок применялся в исследовании для оцифровки уровня и ранжирования наиболее существенных факторов по приводимым ниже критериям, влияющих на развитие телесно-двигательной пластичности занимающихся (Б А. Ашмарин, Н.Н. Васильев, В.А. Абросимов, 1975).

Метод экспертных оценок в нашем исследовании имел логически взаимосвязанные этапы, которые стали основными «шагами» педагогической экспертизы. Первоначальный этап (организация экспертизы) включал: - постановка цели и задач гуманитарной экспертизы (постановка проблемы); - распределение меры ответственности, полномочий и прав группы экспертов; - определение сроков экспертизы; - подбор специалистов (экспертов), выявление уровня их компетентности.

Предварительный этап экспертизы включал сбор данных, проведение исследовательской работы, связанной с актуализацией экспертной оценки, анализом имеющегося экспериментального материала. Основной этап экспертизы - групповой опрос экспертов (устный), оформление протокола экспертной оценки.

В качестве экспертов выступили опытные преподаватели физической культуры, не задействованные в реализации экспериментальной методики формирования телесно-двигательной культуры.

Эксперты оценивали необходимые показатели в соответствии с пятибалльной порядковой (ранговой) шкалой. Такая шкала реализует распределение испытуемых по степени выраженности у них исследуемого признака. Каждый занимающийся в результате оценивания занимал свое место (ранг) среди других. И хотя общий результат оценивания ограничивается определением отношения «больше - меньше», он вполне достаточен для решения задач нашего исследования.

Пятибалльная шкала привычна для педагога. Однако ее недостаток состоит в том, что интервалы между «делениями» этой шкалы не равны друг другу. К примеру, если один испытуемый получает оценку два, а другой - 4, то это не значит, что оцениваемый признак выражен у второго испытуемого в два раза больше, чем у первого. Поэтому некорректно складывать, вычитать, умножать, делить порядковые места (ранги) или с их помощью вычислять среднее арифметическое. При статистической обработке данных в пределах этой шкалы мы ограничивались установлением только моды. Иными словами, если два эксперта выставили оценку «4», а один - «3», то результирующей оценкой была оценка «4». Такая обработка результатов оценивания дала нам возможность дифференцировать занимающихся по группам, в которых наблюдается различная выраженность того или иного признака. Учитывая это обстоятельство, особое внимание экспертов мы обращали на обоснованность выставляемой оценки в соответствии с заранее установленными признаками.

Сущность метода скрининговой оценки состоит в визуальном, не явном наблюдении эксперта за особенностями двигательного стереотипа занимающихся в процессе групповых занятий ритмической гимнастикой и мысленном сопоставлении этого стереотипа с известными из его практики телесно-двигательными прототипами. Термин «скрининговая оценка» предложен В.Н. Никитиным (1999). Отмеченный метод всегда был популярен в двигательных областях человеческой деятельности (Г.Г. Наталов, 2005). Так, например, опытный педагог, наблюдая за проявлением двигательных навыков обучаемого на занятиях физическими упражнениями, интуитивно «схватывает» и непосредственно осознает характер проявлений его личности.

Методы анализа экспериментальных данных в работе представлены первичной статистической обработкой результатов эксперимента (расчет выборочного среднего и дисперсии) и вторичной их статистической обработкой (поиск различий в соответствии с t-критерием Стьюдента, F-критерием Фишера и корреляционный анализ).

Содержание и методика процесса формирования телесно-двигательной культуры девушек-студенток средствами ритмической гимнастики

Вместе с тем специалистами часто выпускается из зоны особого педагогического внимания то важнейшее обстоятельство, что музыка есть величайшее в мире искусство, призванное формировать духовность личности, эстетичность во всем многообразии её проявления, в том числе в пластичности движений под влиянием занятий ритмической гимнастикой. Полагаем, что эта важнейшая функция музыки далеко не в полной мере реализуется в занятиях ритмической гимнастикой, при том обстоятельстве, что гипотетически, и прежде всего на уровне формальной логики, потенциал духовного влияния музыки на занимающихся ритмической гимнастикой чрезвычайно высок. Отмеченное дает основание для определения особого место музыке, хотя бы общей музыкальной грамотности студенток в авторском экспериментальном подходе. Полагаем, что знания о музыке оказывают влияние на формирование представлений о ее ценностях, на появление высококультурного музыкального вкуса занимающегося, на духовность личности.

Направление развития ритмической гимнастики, при котором акцентируется внимание на формирование телесно-двигательной пластичности и грациозности, эстетичности как их концентрированному проявлению, требует пристального внимания к программному обеспечению процесса занятий, органического соответствия двигательного содержания и музыки. Эффективному формированию отмеченных сторон духовности может способствовать применение в ходе занятий не формально составленных комплексов упражнений, выполняемых также под формально подобранную музыку, а создание и использование в занятиях комплексов-композиций ритмической гимнастики как произведений, основанных на тщательном и творческом отборе музыки и двигательного содержания, придании им взаимообусловленности, композиционного единства. Отмеченное - есть одно из важнейших условий возможного эстетического воздействия музыки на занимающихся. Это определяет важность и целесообразность грамотности и педагога и обучаемых в области двигательного содержания и в сфере музыкального оснащения комплексов-композиций ритмической гимнастики.

Выше сказанное позволяет считать весьма целесообразным предварительное познание обучаемым школы движений ритмической гимнастики, то есть до начала выполнения целостных композиций. Причем освоение упражнений различных групп должно осуществляться в сочетании с фрагментами предварительно подобранной музыки или составленной музыкальной композиции. Такой подход предоставляет возможность развития ритмовой способности занимающегося, накопление психофизиологического, телесно-пластического двигательного опыта, двигательной реакции.

Постепенное движение от овладения сущностью двигательно-музыкальных фрагментов к целостному выполнению композиций ритмической гимнастики является одним из условий формирования музыкально-ритмического чувства, развития способности человека активно отражать в движениях свои переживания содержания музыки, чувствовать эмоциональную выразительность развития во времени музыкально-ритмического движения.

Телесно-двигательная пластика человека является устойчивым генетически и социально обусловленным его достоянием. При этом двигательная пластика поддается формированию и коррекции. Изменение телесного стереотипа влечет за собой изменения и эмоционально-чувственной составляющей физической культуры личности. Инструментарием воздействия на эту составляющую является целенаправленная двигательно-пластическая подготовка, с таким же целенаправленным подбором средств воздействия, которыми, безусловно, могут быть и упражнения ритмической гимнастики, и двигательной пластики. Понятно, что целенаправленность применения отмеченного обусловлена созданием и применением учебной программы и адекватными способами её реализации.

Ритмичные двигательные действия, выполняемые на фоне и в тесной ритмической связи с музыкой, должны являться не просто результатом, а условием ритмического и эмоционального переживания музыкального ритма как носителя эмоционально-содержательного компонента музыки. Акцент общения на постепенность формирования органичного восприятия и отражения ритма телесных движений и ритма музыки, реализацию их психофизиологического взаимодействия определяет гармоничность, взаимопроникновение движений и музыки как условия появления пластичности в движениях занимающейся.

Особое внимание формированию чувства музыкального ритма, имеющего моторную и эмоциональную природу и основанного на восприятии человеком выразительности музыки, определяется генетической способностью человека активно переживать, отражать телесными движениями содержание музыки и чувствовать ее эмоциональность, выразительность.

Исходя из психофизиологической сущности воздействия музыки на занимающуюся, важности ритмового соотношения движений и музыки, последнюю следует считать, равноценным компонентом композиции ритмической гимнастики, с, безусловно, таким же подходом к ее созданию.

При подборе музыки, целесообразно руководствоваться рядом принципов. Основополагающим из них является принцип гармоничной интеграции телесно-двигательных ценностей ритмической гимнастики и музыки с условием её эстетической выдержанности и в соответствии с ритмовым и содержательным характером упражнений.

При подборе музыки важно следовать правилам: обязательное предварительное прослушивание музыки, избранной для занятий, обсуждение ее характерных особенностей с выявлением ритмо-художественных ценностей, с принятием коллегиального решения (педагог, студентки) по ее применению, что предполагает предварительную и текущую общую музыкальную подготовку девушек-студенток; подбор педагогом музыки для безусловного ее применения, но с обязательным разъяснением занимающимся ритмо-художественных, эстетических ценностей на основе достаточного владения преподавателем знаниями в этой сфере; подбор музыки с учетом ее терапевтического, релаксационного воздействия на организм; подбор музыки одного стиля для всей композиции в соответствии с решением задач формирования эстетической и телесно-двигательной пластичности; создание музыкального комплекса, содержащего фрагменты мелодий одного или различных стилей, включая классическую музыку, ее оранжировки, музыку балетов, их эстрадные интерпретации, танцевальные мелодии джаза, блюза, румбы, меранги, маккарены, народных танцев, психофизиологической и педагогической неприемлемости подбора музыки агрессивных стилей.