Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности создания и формирования искусственных насаждений на территории крупных городов Вьетнама Чу Мань Хунг

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чу Мань Хунг. Особенности создания и формирования искусственных насаждений на территории крупных городов Вьетнама: диссертация ... кандидата Сельскохозяйственных наук: 06.03.01 / Чу Мань Хунг;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова»], 2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие вьетнамского парка и евроазиатские источники влияния на его становление (литературный обзор) 8

1.1. История развития садово-паркового искусства Вьетнама 8

1.1.1. Влияние китайской садовой традиции 10

1.1.2. Влияние французской садовой культуры 23

1.1.3. Влияние традиций паркостроения СССР 32

1.2. Современные сады и парки (XXI века) 35

Глава 2. Объекты и методы исследования 42

2.1. Объекты исследования 42

2.2. Методика исследования 43

2.3. Природно-климатическая характеристика региона исследования 45

2.3.1. Географическое положение 45

2.3.2. Рельеф, почва, водные ресурсы 47

2.3.3. Климат 52

2.3.4. Растительность Вьетнама 55

Глава 3. Особенности вьетнамских садов и парков 56

3.1. Исторические сады и парки 56

3.2. Современные городские сады и парки 75

3.3. Скверы на площадях крупных городов Вьетнама 96

3.4. Анализ флор исторических садов, современных парков и городских скверов 109

Глава 4. Особенности и проблемы уличных насаждений 113

Глава 5. Анализ состава древесных растений в искусственных насаждениях вьетнамских городов 121

5.1. Анализ видового состава городских насаждений 121

5.2. Анализ современного использования видов древесных растений в насаждениях городов Вьетнама 125

Глава 6. Анализ ассортимента питомников древесных растений 130

Выводы 137

Библиографический список 138

Приложение 157

Влияние китайской садовой традиции

Многовековой период китайского владычества над территорией Вьетнама оказали значительное влияние на культуру страны. Историки выделяют четыре периода китайских завоеваний Вьетнама: первое – 111 г.до н.э.-39 г.н.э., второе – 43- 544 гг., третье – 602-905 гг., четвертое – 1407-1427 гг. (и до конца 19 века – частичный вассалитет). Несмотря на то, что основными религиями во Вьетнаме являются буддизм, конфуцианство, даосизм и христианство, вьетнамский народ, в который входит 54 национальности, сохранял язык и обычаи, связанные с древнейшими анимистическими представлениями и культом предков. (История Вьетнама,1983, Локшин, 2013).

Формирование государственного строя вьетнамской империи происходило в периоды правления китайских династий Мин и Цин, но основы китайской культуры и религии, отраженные в литературе, садах и архитектуре за многие предыдущие столетия, глубоко проникли в традиции вьетнамского народа. Введенная еще в 40–м году н.э. китайская административная система безусловно способствовала утверждению политических, социальных и культурных практик, в своем большинстве – конфуцианства. В самом начале XIX века вьетнамские правители приняли титул императоров, приравняв себя к правителям Китая, а так же стали называть страну «Срединным государством» по аналогии с самоназванием Китайской империи. Новые города строились по китайскому образцу - квадратные в плане с перпендикулярной расшивкой улиц. Императорская часть города в Хюэ называлась «Пурпурный» или «Запретный» город по аналогии с пекинским Гугуном. Запретный (императорский) город в городе Хюэ построен на основе прямоугольной планировки, в его центральной части возвышается мощное оборонительное сооружение (именуемое цитаделью), императорские храмы располагались по обе стороны от него (История архитектуры, 1977; Phan Thuan An, 2010) . Все это, однако, не мешало вьетнамскому народу и правителям вести борьбу разного уровня успешности за независимость от Китая. В 1804 году первый император династии Нгуенов (1802—1945), контролировавший только южную половину страны, получил от Цинской империи инвестуру на управление. Этот факт практически уравнял императоров в правах и сделал вассалитет Вьетнама номинальным. Через 40 лет Нгуэны и вовсе перестали платить дать Китаю.

Китай-это страна с древней культурой, поэтому неудивительно, что китайская культура оказывала на протяжении многих веков влияние на соседние страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Вьетнам входит в группу стран, наиболее глубоко подверженных влиянию китайской культуры, поскольку еще имеет общую с Китаем границу на севере.

Влияние китайской культуры распространилось на многие сферы, включая искусство вьетнамского королевского сада. Подобно китайским феодальным династиям, феодальные правительства Вьетнама, сосредотачивали всю материальные богатства в своих руках и использовали их по своему усмотрению не всегда во благо народа. Строительство собственных королевских садов происходило под сильным влиянием Южно-китайского садового стиля (из-за географической близости и сходства в природных условиях). Эти сады имеют многие из тех же характеристик, что и королевские сады Китая. Самые ранние королевские сады во Вьетнаме описаны в книгах по истории, начиная со второй половине десятого века. Это был период ранних феодальных династий Вьетнама: династии Динь (968-980), ранней династии Ле (980-1009). В то время столица Вьетнама находилась в Хоа-Лу, провинция Ниньбинь. Это территории красивых природных ландшафтов, таких как изображаются на традиционных живописных свитках, демонстрирующих южные пейзажи Китая с величественными горами и реками, известное как искусство Шань Шуй (Голосова, 2015). Красота естественных пейзажей лежит в основе это главная модель, применяемая во вьетнамском садовом искусстве. Искуственные горы, поросшие бамбуком в середине озера, создавали важный акцент особенно при осмотре пейзажей с воды, поскольку одним из королевских развлечений было как раз катание на лодках в саду. Планировочную основу водных пейзажей королевских садов изначально сотавляли три острова по аналогии с китайскими островами бессмертных. Во вьетнаме этот стиль получил название "Страна Чудес - три острова" (3 горы в середине озера) (Phan Thanh Hi, 2008).

Все китайские философские теории относительно садов вместе с учениями Конфуция и Лао Цзы были приняты и укрепились в теоретической основе садов Вьетнама. Буддизм тоже сыграл заметную роль в формировании мировоззрения вьетнамцев. Во времена династии Ли (1009-1225), когда была укреплена национальная независимость, Вьетнам начал вступать в период процветания и развития. Некоторые эксперты считают, что это был самый мощный период развития национальной архитектуры, который можно назвать "золотым веком вьетнамской архитектуры". Этому свидетельствует строительство цитадели Тханг Лонг, которая имела большие размеры и была обнесена двумя стенами длиной до 25 км, внутри которых располагался 4-этажный императорский дворец (ng Thi Hong, 2010) (рис.1).

По свидетельству иностранных путешественников, цитадель Тханг Лонг включала в себя дворец и множество больших зданий, а так же огромные сады, окружённые стенами протяжённостью 2-3 мили (ок. -5 км). Чтобы попасть во внутренний дворец, необходимо пройти через множество больших дворов, казарм, клеткок для слонов, конюшни ... " (Trn Quc Vng, V Tun Sn, 2009)

В исторических книгах зафиксированы свидетельства строительства крупных садов: В 1031 году, в сентябре, открыт сад Бао Хоа, в 1048 году, осенью, открыты три сада: Куинь Лам, Тханг Кань, Суан Куанг, в 1051 году, копать Тхюи Тхань озеро и Ынг Минь пруд в Тханг Кань сад, в 1065 году, в августе, открыт Тхыонг Лам сад (i Vit s k ton th, 1993)

Буддизм проник во Вьетнам очень рано, примерно в третьем веке нашей эры, а во времена династии Ли буддизм вступил в период расцвета и стал "государственной религией». Китайский буддизм повлиял на развитие вьетнамского искусства. Во вьетнамскую художественную традицию были внесены заимствованные из Китая флористические и анималистические образы (лотос, хризантема, сосна, бамбук, слоны, драконы и т.д.), а также скульптурные и живописные изображения чиновников, ученых, воинов. (Nguyn Ngc Tng, Nguyn Th Minh Xun, 2016) Такой тип архитектуры, как многоэтажные башни (садовые башни и пагоды), популярные в светских и храмовых садах периода империи Ли, также был заимствован из китайской архитектуры. (Trn Lm Bin, 2017) Это ясно видно на примере строительства пагоды Зиен Хыу, также известной как пагода с одним столбом. Храм, построенный в 1049 году королем Ли Тай Тонг, описан очень подробно. "Посреди квадратного озера, взмывает вверх каменный столб (около 5м). На каменной колонне как лотос расцвели тысячи лепестков. В пагоде - золотая статуя Бодхисатвы Гуаньинь инкрустирована золотом. Вокруг квадратного озера - резной коридор. Есть мост, ведущий прямо к храму. Перед пагодой есть две башни с фарфоровой плиткой.” (Trn Quc Vng, V Tun Sn, 2009)

Исторические сады и парки

Вьетнамское садово-парковое искусство имеет собственные характерные только для данной страны черты и характеристики, которые можно видеть особенно в исторических парках. Однако, время и длительные войны не пощадили многие исторические сады и парки, которые оказались разрушены. В настоящее время во Вьетнаме единственным местом, где до сих пор сохранились в целости образцы исторических садов, является город Хюэ. В данном исследовании было проведено обследование и научное описание садов и парков города Хюэ в соответствии с таблицей 5.

Императорская цитадель

В городе Хюэ до настоящего времени сохранилась Императорская цитадель, строительство которой было начато в 1804 году (период короля За Лонга) и завершилось в 1832 году (период короля Минь Манга).

Императорская цитадель расположена на северном берегу реки Хыонга, площадь ее – 5,2 квадратных километров. Это сооружение сочетает в себе традиции восточной архитектуры и применение западных технологий военно-оборонительного строительства. Цитадель была создана в соответствии с бастионной системой Вобана - французского военного инженера конца XVII века, специализировавшегося на возведении крепостей (Глава 1). В то же время при строительстве цитадели применялись философские принципы «Инь – Ян» и фэн-шуй, традиционные для Востока. Внутри цитадели размещается множество больших и малых построек. При строительных работах в пределах императорского города, возведенного в восточной архитектурной традиции, преобладало использование местных материалов. Цитадель состоит из 3 защитных колец - стен: наружное кольцо имеет периметр 9950 м, стены высотой 6,6 м, толщиной 21,5 м и общей площадью 5,2 км2. Второе кольцо имеет периметр 2450 м, стены высотой 4,16 м, толщиной 1,04 м. Общая площадь второго кольца - 37,5 га. Основные дворцы (Тхай Хоа, Кан Чань, Кан Тхань, Кхон Тхай и Киен Чунг) расположены по прямой линии и ориентированы с Севера на Юг. Остальные здания построены по обе стороны от центральной осевой линии. (рис. 34). Запретный город - это третье кольцо с периметром 1225 м, стенами высотой 3,72 м и толщиной 0,72 м. В Запретном городе, полностью изолированном от внешнего мира, располагается резиденция королевской семьи.

Нам Ньят Тхонг Чи" 1909 года. Необходимо отметить, что на планирование императорской цитадели в

Хюэ явно повлияла постройка Запретного города в Пекине (Китай). Формы архитектурных сооружений цитадели так же, как и иные подобные здания в странах Восточной Азии, демонстрируют мощное влияние китайской культуры. Наиболее узнаваемыми чертами этого типа архитектуры являются деревянные несущие элементы, особая кровельная плитка и многоярусность сооружений (рис. 35, 36, 37).

По бокам от них обычно располагаются симметрично высаженные растения. Количество деревьев среди них невелико, основная часть насаждений представлена формированными кустарниками и деревьями бонсай в кадках (рис. 36, 37). Использование этих форм придает пейзажу особую торжественность. Следует отметить, что во дворце Тхай Хоа имеются 2 высоких старовозрастных дерева Firmiana simplex (рис. 36). Эти деревья вывезены из провинции Гуандун (Китай). Они были посажены королем Минь Мангом (1820-1841) (Nguyn Th Hnh, 2017). Этот факт доказывает, что имело место использования интродуцированных растений с других территорий.

Во втором кольце цитадели также было 8 императорских садов. В частности, это сады Зоанх Чау и Тинь Там, разбитые в 1821 году Тхиеу Фыонг, разбитый в 1828 году (рис. 3, 4; Глава 1). Однако из-за значительного влияния западной культуры на эстетику эпохи поздних королей династии Нгуен (1884-1945) эти сады были заброшены. Впоследствии в связи с разрушительным воздействием многочисленных войн и стихийных бедствий, эти сады почти полностью исчезли. В последние годы несколько садов было восстановлено по оригинальной модели. Изучив эти сады, можно судить об особенностях вьетнамского императорского сада.

В главе 1 рассматривался вопрос существенного влияния китайской садово-садовой традиции области Цзяннань (дельта реки Янцзы), а также стиля императорских садов на устройство вьетнамских королевских садов. Основное используемое в водоемах растение - это лотос. Лотос, считающийся национальным символом Вьетнама, в целом широко применяется в садово-парковой архитектуре. В водоемах имеются декоративные искусственные горы («нон бо»), заимствованные из китайской традиции и натурализовавшиеся во вьетнамской культуре.

Дворец Чыонг Нинь (ныне дворец Чыонг Шань) был построен на северо западе императорской цитадели в 1821 году. Во внутреннем пространстве этого дворца располагался императорский сад, который был традиционным местом отдыха королевской семьи. В период правления Тхиеу Чи (1841-1857) Чыонг Шань занимала седьмое место в списке 20 самых известных достопримечательностей города Хюэ. Однако первозданная красота императорского сада была нарушена войной (в 1945 году, когда Вьетнам провозгласил свою независимость, избежал колониального господства со стороны Франции и Японии). Лишь в период 2006-2010 годов этот императорский сад был восстановлен. Восстановленный ручей Дaо Нгуен является типичным (рис. 39).

Искусственному ручью придана максимально естественная форма с извилистыми берегами. Они сформированы с помощью множества камней различного размера и очертаний, создающих эффект близости к природным формам. Вдоль воды располагаются посадки ивы, которая является традиционным для Вьетнама и других стран юго-восточной Азии видом. Через ручей перекинуты каменные мосты.

Императорский сад Ко Ха, построенный в 1839 году, располагается на северо-востоке Императорского цитадели. Некогда здесь проходило обучение принцев. Согласно историческому описанию сад Ко Ха состоял из комплекса искусственных ручьев, озер, гор, пещер, беседок, павильонов, дворцов. В целом, Ко Ха представлял пример гармоничного сочетания архитектурных произведений и природных ландшафтов. Однако, как и дворец Чыонг Шань, первоначальная красота императорского сада Ко Ха была утрачена. После долгого периода запустения, в 2012 году, сад Ко Ха был восстановлен (рис. 41).

Сад Ко Ха расположен рядом с большим озером. На озере находится искусственные остров, засаженный множеством деревьев. Таким образом, в саду Ко Ха нашел воплощение стиль "Страна Чудес - три острова" (“3 горы в середине озера”), на становление которого существенное влияние оказал китайский даосизм (рис. 42).

Искусственные насаждения в императорской цитадели Хюэ чрезвычайно богаты и разнообразны. Особое место занимают фигурно сформированные и подстриженные кусты. Они могут иметь форму животных и создавать живые стены, которые ограничивают обзор (рис. 44), однако, это современное дополнение, включенное в ландшафт исторического парка после реконструкции.

Скверы на площадях крупных городов Вьетнама

Влияние французской культуры наложило свой след на планирование городов и строительство отдельных зданий во Вьетнаме. Впервые во Вьетнаме были разбиты общественные сады в европейском стиле в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Их расположение в центре города внутренняя планировка остаются до сих пор в первоначальном виде, хотя форма была обновлена, но изменилась совсем незначительно. Городские насаждения исследуемых категорий часто обладают значительным разнообразием, сочетая в себе различные виды растений с различными декоративными характеристиками - это цветущие деревья и кустарники, древесные и травянистые декоративно-лиственные растений, стриженые, формированные и кадочные растения. На открытых пространствах часто устраиваются цветочные клумбы различной формы и размера с целью создания яркого цветового акцента.

Планировка центральной части города не претерпела серьезных изменений за последние несколько десятилетий. Исследуемые скверы на площадях Ханоя являются типичными для центра города. В своей работе автор исследовал 3 сквера, представленных в таблице 12.

Этот сквер находится недалеко от озера Хоан Кием, название которого переводится на русский язык как «Озеро Освобождённого меча», расположенного в самом центре Ханоя. Фактически, Чи Линь - это один из скверов с самой известной историей во Вьетнаме (рис. 93).

В 1883 году в самом центре Ханоя был разбит сквер, которому позже присвоили имя французского губернатора, осуществлявшего управление городом Ханоем с 1886 года. В сквере имеется два небольших объекта, первоначально это был памятник французскому губернатору Полю Берту и восьмиугольный павильон. В 1945 году памятник Полю Берту как представителю колониального режима был снят, а сквер переименован в сквер Чи Линь. В 2004 году здесь была установлена статуя императора Ли Тхай То. Ли Тхай То – император Вьетнама, основал династию Поздняя Ли. Как только он пришел к власти, первым делом стал искать новое место для столицы. Так, в 1010 году началось строительство города Тханглонг, известного сейчас как Ханой. Автором монумента стал Ви Тхи Хоа, он выполнен из чистой меди без единого шва и весит 34 тонны. Статуя Ли Тхай То установлена на восьмиугольном монументе, в руках у императора сверток указа о переносе столицы. Памятник имеет несколько символичных параметров: восемь углов монумента символизируют стороны света, три его ступени символизируют связь времен (прошлое, настоящее и будущее). Высота статуи вместе с постаментом равняется 1010 сантиметрам, что соответствует году основания столицы Вьетнама (рис. 94). Этот сквер также известен как сквер Ли Тхай То.

Главной особенностью сквера являются деревца бонсай. Растения выращивают в горшках и регулярно формируются для придания им специальной формы. Горшки с деревцами бонсай расположены с двух сторон симметрично относительно монумента. Это наиболее традиционная форма композиций для оформления торжественных мест во Вьетнаме.

Сквер имеет относительно большую площадь для городского сквера -1,3га. Поэтому растения, произрастающие в сквере Чи Линь отличаются большим разнообразием и посажены очень плотно (табл. 13). видоа деревьев и кустарников составляют 6 выраженных древесных ярусов, создавая полностью затененные участки. Эти технологии были разработаны специально для создания у посетителей этого сквера ощущения нахождения в тропическом лесу, словно случайно затерявшегося в самом центре города (рис. 97).

Два вида Ficus benjamina и Ficus glaberrima возрастом более 100 лет, высотой более 25 м создают 1-й ярус. Это ограниченные виды, высаженные на улицах Вьетнама, потому что их корни часто являются причиной повреждения тротуаров. Поэтому их чаще всего используют в скверах, где больше места, они обеспечивают хороший теневой эффект. Они пригодны для посадки в храмах, парках, исторических и культурных местах.

В сквере также используются многие виды кустарников, высаженных в свободной форме разными по величине куртинами, некоторые из них формируют, некоторым оставляют естественную форму.

Сквер Зиен Хонг

С момента прибытия французов в Ханой, они начали делать перепланировку города, придавая ему современный европейский облик. С целью облагородить местность вокруг озера Возвращенного меча и превратить её в французский район они построили резиденции и административные учреждения в центре города, расширили дорогу вокруг озера, сформировали новые городские площади, разбили скверы и парки создавая озелененные ппостранства для горожан. Сквер Зьен Хонг, расположен недалеко от озера Возвращенного меча, около Гостевого дома правительства, Государственного банка Вьетнама и отеля Метрополь, также появился во времена французского господства. Композиционным центром сквера является фонтан с круглым основанием. Это самый старый фонтан в Ханое. Во времена французского господства сквер назывался площадью Шавасье - по имени действующего с генерал-губернатора Индокитая Леона Жан Лоран Шевасьё (1848 – 1895гг). 29 сентября 1899 года Ханойский городской совет обсудил местонахождение фонтана на территории мемориала, надеясь, что здесь будут проходить фестивали и культурно-развлекательные мероприятия. По решению совета фонтан расположен напротив резиденции главы Северного Вьетнама, у перекрестка улиц Нгокуиен, Литхайто и Летхать .

В 1901 году в центре сквера был установлен круглый фонтан. Большая каменная колонна квадратной формы, высотой 3,5 м, помещенная в середине фонтана в окружении медных жаб, из рта которых льётся вода. Поэтому сквер также называют «Сквер Жабы». После 1945 года сквер был переименован в Зиен Хонг. Сквер Зиен Хонг площадью 0,5 га, имеет треугольную форму с фонтаном в центре.

Анализ ассортимента питомников древесных растений

Автор проводит исследование ассортимента питомников древесных растений на 12 питомниках в 9 городах Северного, Центрального и Южного Вьетнама. Ассортимент питомников древесных растений включает в себя 159 вида деревьев, кустарников и древесных лиан. В настоящее время практически более половины видов растений в ассортименте питомников являются интродуцентами (56,0%), к местная флоре относится всего 44,0%.

Данные таблицы 27 свидетельствуют о том, что в настоящее время на улицах вьетнамских городов в составе искусственных насаждений преобладают интродуцированные древесные растения. Их доля составляет 56%. Это очень значительный показатель по сравнению с другими странами юго-восточной Азии. Так например в Китае доля интродуцентов в городских насаждениях составляет 20 %, в Японии – около 30%.

Растения в питомниках выращиваются для разных типов использования: для городского озеленения (древесные и цветочно-декоративные), для лесовосстановительных целей и для создания фруктовых садов.

Только один из исследованных нами питомников выращивает полный спектр растений лесные, декоративные древесные и цветочные и лесные – это центр семеноводства центрального региона в г. Да Нанг. Также только один питомник имеет узкую специализацию и выращивает только лесные растения Лесная компания Тиен Фонг в г. Хюэ. Остальные питомники специализируются на 2-3 позициях: пять питомников выращивают только декоративные древесные и травянистые растения, и еще пять выращивают либо декоративные и лесные, либо декоративные и фруктовые растения.

Ассортимент древесных растений, используемых для лесовосстановления невелик, всего 47 видов, но сама цель восстановительного процесса очень важна для страны. Кроме естественной убыли тропических лесов, Вьетнам еще до сих пор не оправился от последствий американо вьетнамской войны, окончившейся 50 лет назад, когда были уничтожены большие площади лесов из-за применения гербецидов и дифолиантов. По данным профессора Н.Антонова (1983), в результате химической войны в Южном Вьетнаме уничтожено более 1700 тыс. га равнинных и горных лесов, почти все мангровые леса - (151 тыс. га), погибли все плантации гевейи. После обработки гербицидами погибали прежде всего деревья верхнего яруса. С них опадали листья, стволы засыхали. Это приводило к изменению температуры, влажности и освещенности в нижних ярусах. Деревья нижних ярусов лишались нормальных условий роста и также засыхали. В период дождей с территорий уничтоженных лесов вода смывала плодородный слой. Естественного восстановления этих лесов даже спустя несколько десятилетий после окончания химической войны не наблюдалось. Поэтому восстановление лесных участков – одна из важнейших экологических и хозяйственных задач страны.

Некоторые питомники такие как Тиен Фонг и питомник Южное лесосеменное предприятие выращивают для лесовосстановительных работ преимущественно растения местной флоры, процент вьетнамских растений от общего числа видов выращиваемых в этих питомников составляет 81,3% и 66,7% соответственно. Однако, среднее количество (в %) древесных видов местной флоры в ассортименте исследуемых 12 питомников составляет около 44 %, что свидетельствует о стойкой тенденции постепенного замещения вьетнамских видов растений на интродуценты.

Наибольшее внимание в нашем исследовании уделяется древесным видам, так как они составляют основу искусственных насаждений в городах.

Количество видов деревьев и кустарников используемых для городского озеленения составляет 83 вида, что составляет 52,2% от всех древесных растений в ассортименте питомников.

Не смотря на то, что есть ограничения по используемому в городах видовому составу древесных растений, в ассортименте питомников растения ограниченного использования и запрещенные к посадке в городах все-таки имеются. Так Sterculia foetida - лиственное дерево, высотой до 40 метров растет в тропических лесах в том числе и во Вьетнаме и часто культивируется как декоративное во многих тропических странах, хотя его цветы плохо пахнут. Его запрещено выращивать на улицах, однако, этот вид может использоваться для лесовосстановления.