Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Спиридонова Ольга Алексеевна

Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева
<
Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Спиридонова Ольга Алексеевна. Мировоззренческая концепция Д.И. Менделеева : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.08 / Спиридонова Ольга Алексеевна; [Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2003.- 171 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I: Д. И. Менделеев как ученый .

1. Менделеев — автор Периодического закона химических элементов

1.1. К истории открытия Периодического закона химических элементов. 14

1.2. Сущность теоретического синтеза, осуществленная Менделеевым .25

1.3. Влияние Периодического закона химических элементов на развитие естествознания в целом 33

2. Философия науки в теоретическом наследии Менделеева .

2.1. Принцип системности научного знания 50

2.2. Наука как социокультурное явление 60

Глава II: Философские обобщения Д. И. Менделеева .

1. Особенности мировоззренческой концепции Менделеева.

1.1. Проблема мировоззрения в творчестве Менделеева 86

1.2. Проблема единства мироздания 96

1.3. Проблема единства личности и общества в творчестве Менделеева 100

2. Единство теоретической и практической деятельности Менделеева

2.1. Проблема социальной ответственности ученого в творчестве Менделеева 114

2.2. Философский аспект образовательной концепции Менделеева 123

2.3. Менделеев как государственник и патриот России 135

Заключение 149

Примечания и цитируемая литература 154

Библиография 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня человечество оказалось в условиях обострения проблем невиданного ранее масштаба и содержания: экологической, технологической, информационной, экономической, образовательной и целого ряда других, получивших название глобальных проблем современности. В контексте этих проблем мировое сообщество стало реально осознавать острую потребность не только в геофизическом единстве нашей планеты, но и необходимость консолидации сил и действий в самых различных сферах жизнедеятельности на основе целостного и системного подхода. В поисках выхода из сложившейся ситуации особое значение приобретают вопросы науки и культуры.

Тематическая направленность работы выбрана исходя из актуальности проблемы связи философии и науки в целом. Диссертация посвящена Дмитрию Ивановичу Менделееву не случайно. Для него вопросы соприкосновения науки и культуры занимают одно из главных мест в творчестве. Менделеев интересен нам не только потому, что он сам по себе необыкновенный человек и гениальный ученый. Для нас он — прежде всего личность, имеющая вес в мировой и национальной культуре во многом благодаря его научной и философской, мировоззренческой концепции. Философская концепция Менделеева, выраженная в особом мировосприятии, стала основанием всего его мировоззрения. Для нас важно понять эту позицию, поскольку она имеет продолжение в научно- техническом прогрессе сегодняшнего дня. Разумность и целостность подходов, о которых говорит Менделеев, очень важны в последнее время, в условиях широкого распространения позитивистски ориентированных тенденций.

Философское самосознание Менделеева складывалось в уникальных исторических условиях, которые и создали особые предпосылки и возможности для его развития. Как представляется, судьбы развития культуры и науки грядущего столетия во многом будут зависеть от того, как будет осмыслено наше культурное наследие, работы Менделеева в котором занимают не последнее место. Менделеев уникален тем, что, развиваясь в русле прогрессивных тенденций мировой культуры, находил новые грани проблем науки и философии. Его взгляды и открытия органично вошли в национальную научно-философскую культуру. Нравственно-философская позиция ученого неотделима от его научных достижений, и лишь в своей совокупности они дают объективное представление о личности Менделеева.

Несмотря на большое количество работ, посвященных творческому наследию Менделеева, выпущенных до 1990 года, его мировоззрение не было достаточно понято, и поэтому освещено отчасти ограниченно и необъективно. В дореволюционной России многие начинания ученого воспринимались как "профессорские мечтания", а для чиновников и бюрократов он был лишь "возмутитель спокойствия"; в советское время многие слова ученого просто не обсуждались. Его идеи, высказанные о государстве, правительстве, земле и национальном вопросе, были расценены как крамольные, и их безжалостно вырезали из полного собрания сочинений ученого. К тому же надо добавить, что до сих пор современная общественность недостаточно внимательно относится к работам Менделеева. Сегодня мало известны работы ученого по реформам образования, по экономике и его личные рассуждения, связанные с изложением своих мировоззренческих позиций. По-прежнему в умах большинства людей Менделеев остается только ученым-химиком. Конечно, это односторонний подход к творчеству ученого такого уровня, как Менделеев. XX век показал, что личностные и нравственные аспекты в науке имеют немаловажное значение и будут иметь еще большее, потому что роль науки возрастает с каждым днем. Когда анализируешь мысли ученого, то невольно задумываешься, как бы продвинулась наша наука, наша экономика и образование, и вообще наша страна, если бы советы Менделеева, его практические предложения, а особенно мировоззренческое завещание были воплощены в жизнь. Поэтому, для восстановления подлинной сути личности Менделеева, для подведения итогов человеческого творчества на рубеже веков, для привлечения внимания к идее единства познавательных и нравственных начал человека в науке, была избрана эта тема исследования. Большое количество диссертаций, книг, статей, появившихся за последние годы, позволяет говорить об актуальности данного исследования.

Степень разработанности темы. На протяжении длительного времени специальных исследований по философско-мировоззренческой концепции Менделеева не было. При всей значимости работ Б.М.Кедрова [1-7], нужно отметить, что советские годы творчества автора наложили отпечаток на многие суждения о теоретических открытиях Менделеева, сужая мировоззрение ученого до уровня научно-материалистической концепции. Среди большого числа биографий и кратких биографических очерков прежде всего следует назвать те, которые написаны учениками Менделеева — P.I.Waiden [8], B.Bbrauner [9], Б.П.Вейнбергом [10], В.Я.Курбатовым [11], Л.А.Чугаевым [12], а так же М.Н.Младенцевым [13] и В.Е.Тищенко [14, 15]. К настоящему времени как в нашей стране, так и за рубежом опубликовано немало научно-популярных работ об ученом самого различного характера, среди них работы Б.Г.Кузнецова [16, 17], О.Писаржевского [18], Г.Смирнова [19, 20], Н.А.Фигуровского [21], А.А.Макарени [22-27], Т.В.Волковой [28, 29] и Т.С.Кудрявцевой [30, 31].

Издание полного собрания сочинений Менделеева [32] не лишено серьезных недостатков: в нем нет строго продуманной схемы публикаций трудов ученого, отсутствуют совершенно необходимые комментарии, им трудно пользоваться из-за отсутствия именного и предметного указателей.

Кроме того, во многих работах сделаны большие сокращения, вырезаны целые главы, что снижает полезность собрания сочинений как источника изучения творческого наследия Менделеева, хотя до сих пор оно является единственным наиболее полным собранием трудов ученого. Первыми были замечены работы ученого по экономике и педагогике, изданные Ю.И.Соловьевым [33], В.С.Немчиновым [34], Р.С.Горчаковым [35], А.А.Екимовым [36, 37], В.А.Кротиковым и И.Н.Филимоновой [38], С.В.Кафтановым и Д.А.Троицким [39], Р.Б.Добротиным в соавторстве [40] и рядом других авторов. Среди диссертаций, вышедших за последнее время, педагогическим разработкам Менделеева посвящены работы Э.В.Шваковой [41] и В.В.Николаевой [42]. И лишь сегодня с нарастающим интересом изучается мировоззрение ученого, проблемы единства нравственности и науки, значение нравственного начала в любой человеческой деятельности, нашедшие живой отклик в работах Менделеева [32, 43-49].

Философские взгляды Менделеева были предметом исследования ряда ученых, среди которых можно отметить прежде всего труды Э.Карповица [50, 51], Г.Забродского [52], Г.С.Васецкого [53, 54] и А.В.Гришаки [55]. Хотелось бы определить как положительные, так и отрицательные стороны деятельности советских философов. К числу положительных относятся: факты, связь философии и естествознания, систематизация материала, а к отрицательным: односторонность суждений с позиций единственной научной философии, втискивание мировоззренческих идей Менделеева в прокрустово ложе схем.

Изучению творчества Менделеева помогло решение общих, методологических проблем, касающихся логических соотношений между различными областями знаний и системных исследований, выполненных Р.Б.Добротиным [56, 57], А.Раппопорт [58], И.В.Блауберг, Э.Г.Юдиным, В.Н.Садовским, Э.М.Мирским [59-61]. Принцип такого целостного подхода к изучению творчества Менделеева позволил проследить логические и системные связи, существующие между разнообразными направлениями научной, практической и общественной деятельностью человека. Большую роль в методологии исследования сыграли общефилософские идеи современных авторов — В.И.Купцова [62], А.Л.Никифорова [63], В.Г.Горохова, М.А.Розова, В.С.Степина [64, 65], К.Х.Делокарова [66], М.Ю.Опенкова и Л.А.Микешиной [67-69] и др.

Таким образом, вполне определенно можно сказать, что работы Менделеева давно привлекают внимание западных и отечественных ученых. Вместе с тем, в таком ракурсе, в каком выбрана тема диссертации, до сегодняшнего дня нет ни одного исследования. Проделанный анализ характера и степени разработанности проблемы позволяет сделать вывод о назревшей необходимости целостной обобщающей работы по малоизученным или необъективно освещенным трудам Менделеева.

Цель исследования. Целью исследования в данной работе является анализ в первую очередь связи философии и науки на примере теоретической и практической деятельности великого ученого, а также раскрытие органического единства теоретико-познавательских и нравственных принципов. В работе проводится исследование в историко- философском плане вопросов взаимосвязи нравственного и естественнонаучного знания, проводится анализ особенностей постановки и решения этих проблем в творчестве Менделеева и в отечественной философии и науке. Современный уровень знаний, как философских, так и естественнонаучных, публикации теоретического наследия Менделеева, создают предпосылки для написания этой работы.

Задачи исследования. Для реализации указанной цели необходимо было решить следующие задачи: выявить взаимосвязь философской и научной деятельности Менделеева; рассмотреть деятельность Менделеева как ученого, создателя Периодического закона элементов; осмыслить сущность теоретического синтеза, осуществленного ученым; исследовать влияние Периодического закона элементов на развитие естествознания в целом; определить роль и значение открытия Менделеева для современных процессов развития научного познания; раскрыть роль философии науки в теоретическом наследии Менделеева и выяснить значение Периодического закона элементов в развитии научного знания вообще; рассмотреть принцип системности научного знания в совокупности с законом периодичности и системой химических элементов Менделеева; изучить проблематику, в которой выявляются основные черты взаимодействия науки и мировоззрения Менделеева; подробно исследовать философские обобщения Менделеева, проанализировав особенности его мировоззренческой концепции; проследить механизм познания, как его понимает Менделеев; проанализировать проблему мировоззрения в творчестве Менделеева и вытекающие из нее вопросы о единстве мироздания и связи личности и общества; установить единство теоретической и практической деятельности у Менделеева, то есть раскрыть проблемы социальной ответственности человека науки и философский аспект образовательной концепции Менделеева; исследовать направленность идей Менделеева как патриота и государственного деятеля, проанализировав его реформаторские программы.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологической основой исследования являются единство общенаучных принципов объективности, историзма, целостности и конкретности, сочетание историко-философского и культурно- сравнительного анализов творчества Менделеева.

Поставленные цели исследования требовали использования исторических данных жизни и деятельности Менделеева, его трудов и их критики. Анализ и обоснование основных идей диссертации проводились с учетом внутренней логики развития самого исследования.

При анализе проблем, исследуемых в диссертации, привлекались труды виднейших философов, ученых и специалистов в области онтологии и теории познания. Были использованы монографические работы, материалы научных и научно-практических конференций.

Источниковой базой диссертационного исследования явились опубликованные труды Менделеева, архивные документы, относящиеся к его жизни и деятельности, переписка ученого с отечественными и зарубежными учеными, воспоминания современников, жены и детей ученого. Использовались работы отечественных авторов, посвященные анализу научно-философского наследия Менделеева.

Научная новизна исследования. Основные результаты и научная новизна работы заключается в том, что: — на фоне обоснования проблем взаимодействия науки и мировоззрения, раскрыты особенности мировоззренческой концепции Менделеева; сформулированы основные направления, по которым развивалось мировоззрение Менделеева; предпринят философский анализ трудов Менделеева, когда творчество ученого рассматривается в рамках принципов философии науки, то есть описывается не только с чисто научной, но и с философской точки зрения, с учетом его мировоззрения; проанализированы основные черты научного метода познания действительности у Менделеева, в том числе принцип системности и нравственной направленности научного познания; в научно-мировоззренческом наследии Менделеева установлены основные философские обобщения, сделанные ученым: проблема единства мироздания, единства личности и общества, социальной ответственности ученого, роль нравственного начала в любой человеческой деятельности; раскрыт философский аспект образовательной концепции Менделеева и ее связь с проблемами патриотического воспитания молодежи.

Научно-практическая значимость исследования.

Методологические и теоретические положения, сформулированные в диссертации, как представляется, могут быть использованы для расширения, лучшего понимания и углубления принципов теории познания. Анализ трудов Менделеева позволит обогатить уже имеющиеся философские знания и наметить новые перспективы разработки в области теории познания. Результаты исследования могут быть интересны для ученых и философов, занимающихся непосредственно или касающихся косвенно проблем философии науки, онтологии и гносеологии, а также для студентов, аспирантов-химиков и других естественнонаучных специальностей.

Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 4 параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Сущность теоретического синтеза, осуществленная Менделеевым

Анализ научной деятельности Менделеева, его вклада в развитие неорганической, физической и теоретической химии, особенность научного метода ученого на разных этапах жизни органически связан с анализом влияния открытий и мировоззренческих идей ученого на историю и методологию науки, на общее науковедение. Встает вопрос о преемственности знаний и идей в отечественной науке и культуре. Как представляется, важно понять, как воплотилось преодоление кратковременности индивидуальной творческой жизни ученого в общем процессе познания и постижения истины, как трансформировались творческие идеи Менделеева в современном научном и культурном сообществе. Эти вопросы являются не просто исторической справкой, их анализ необходим, чтобы показать всю мощь и масштабность Менделеева как ученого, подчеркнуть роль его философской позиции, реализованной таким образом в практических достижениях.

Как уже говорилось, открытие Менделеевым Периодического закона, по словам Б.М.Кедрова, явилось узловым пунктом, из которого вышло множество новых направлений химических и физических исследований, проводимых во многих странах: в России, Польше, Финляндии, Германии, Чехословакии, Италии, Швейцарии, Англии, Дании, Австрии, Югославии, США и Швеции — многие связаны с историей этого открытия.

С одной стороны, Периодический закон химических элементов — это результат деятельности Менделеева как химика-теоретика. Понятно, что закон стал стимулом к развитию понятий, которые определяют методологию прежде всего химии — это развитие таких категорий, как частица, масса, атомный вес, элемент.

С другой стороны, Периодический закон принадлежит к открытиям такого масштаба, которые выходят далеко за пределы одной науки. Он дал толчок к развитию таких предположений, которые открывают новые пути и методы в познании природы. Благодаря закону периодичности химия дала массу идей о мире, так или иначе влияющих на все другие науки. На закон о периодичности химических элементов опираются целые направления в естественных науках, включая атомистику, физику, биологию, геологию и медицину.

Сведения о веществе, которые дал Периодический закон, не только повлекли за собой открытия множества новых законов и понятий о природе, но и явились мощным естественнонаучным аргументом в пользу признания существования общих гармоничных закономерностей в мире. В основе периодичности как таковой лежат вековые закономерности — смена времен года, смена дня и ночи, в математике есть периодические функции, в физике — колебательные движения. Таким образом, периодичность опирается на многовековые наблюдения, возможно поэтому эта идея стала развиваться дальше.

Понятие периодичности одновременно включает в себя и неустойчивость, и прочность. Как и в природе — в изменяемости и движении есть некая стабильность и постоянство. Так и в химии — химические элементы, подвижные по своей сути, одновременно являются и основой вещества, и точкой отсчета любых научных положений. Менделеев пишет о таком подвижном равновесии элементов и систем элементов в статье "Вещество", напечатанной в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона: "Принимая же подвижное равновесие частиц и систем элементов, мы получаем достойное примечания единство плана мироздания, потому что в каждой частице по механической сущности дела должно признать подобие с системой солнца и в малейшем повторение того же, что существует в громаднейшем". [43, с. 484]

В период после открытия Периодического закона "новейшая революция в естествознании" получила самое широкое распространение: старое представление об атомах и химических элементах были уже основательно поколеблены в результате физических и химических открытий, совершенных в XIX веке — это рентгеновские лучи, радиоактивность и электрон. В развитии учения о веществе образовались две совершенно независимые линии, считает Б.М.Кедров: одна — идет от открытия Периодического закона в 1869г.; вторая — новая (1895-1897 гг.) идет от названных выше трех открытий физики. К началу XX века никаких точек соприкосновения между обеими линиями еще не было обнаружено, как считает Кедров. Казалось, что знания о радиоактивных элементах и Периодический закон ничего не объединяет, поскольку "число элементов, полученных в процессе радиоактивного распада урана, тория и актиния, во много раз превышает число свободных мест в Периодической системе элементов от свинца до урана. Поэтому исходное положение Менделеева о том, что каждому элементу должно соответствовать определенное место в Периодической системе (на каждое место может встать лишь один элемент), казалось бы, пришло в противоречие с данными радиоактивности". [3, с. 795]

Но уже в самом начале XX века, считает Б.М.Кедров, появились первые намеки на возможность преодоления указанного выше разрыва между двумя новыми линиями развития в физике и химии. В 1904 году возникла первая электронная модель атома (Дж. Томсон, Англия), в основу которой был положен принцип "слоистого распределения электронов" в атоме. В 1906 г. Болтвуд (Англия) нашел "полное химическое тождество" у двух радиоактивных элементов — тория и иония. Кроме этого было обнаружено химическое тождество "трех эманаций", получаемых из радия, тория и актиния. Эти открытия стали первыми предпосылками к открытию явления изотопии. "В такой научной обстановке Менделеев высказал нечто вроде научной программы для тех ученых, которые будут после него работать над Периодическим законом. Это были своего рода заветы ученого будущим поколениям научных деятелей, задачи, решить которые он им завещал". [3, с. 796]

Философия науки в теоретическом наследии Менделеева

"Новое определение элемента, основанное на раскрытии строения атома, подтвердило предвидение, высказанное Менделеевым еще в 1871 г. о том, что в будущем, когда выяснится причина периодичности изменения свойств простых веществ, можно ожидать и теоретического определения самих элементов. Аналогичным образом открытие закона сдвига подтвердило и другое предвидение Менделеева, высказанное им в 1898 г. о том, что сущность Периодического закона должна будет раскрыться, если удастся установить факт взаимопревращаемости элементов". [3, с. 801]

Открытия 1913 года, таким образом, обнаружили взаимосвязь между Периодическим законом и новой физикой, возникшей на рубеже XIX и XX веков в результате "новейшей революции" в естествознании, считает Б.М.Кедров. Благодаря этому была раскрыта взаимосвязь между менделеевским законом и тремя открытиями в физике — рентгеновских лучей, радиоактивности и электрона. В итоге этих научных прозрений ученые "сумели проникнуть и в область атомной оболочки, и в область атомного ядра, то есть в те внутренние сферы, из которых образован атом, прежде считавшийся первичным, простым и неделимым кусочком материи" [3, с. 801]. Кедров пишет, что с каждым новым шагом ученым приходилось "оглядываться" назад и видеть в своих открытиях всеобъемлющее начало Периодического закона Менделеева. Таких этапов, по Кедрову, можно выделить четыре: а) Первый этап — разработка электронной модели атома. Это разработки Бора, Зоммерфельда, Льюиса, а позднее Лэнгмюра и Косселя. В этой области физики учеными велась разработка планетарной модели атома, которая была основана на движении электронов вокруг атомного ядра. "Тем самым подтверждалось еще одно предвидение Менделеева о том, что объяснение Периодического закона следует искать в области динамических, но не статических представлений". [3, с. 802] б) Вторым этапом, считает Кедров, была дальнейшая разработка модели атома Рождественским, Бором и другими физиками на базе анализа оптических спектров и Периодической системы химических элементов. К 1921 году модель атома была разработана и исследована уже настолько, что на ее основе Бор смог объяснить особенности и порядок размещения редкоземельных элементов (лантаноидов) в Периодической системе, пишет Кедров. В результате нахождения "места" для лантаноидов в Периодической системе было реализовано еще одно завещание Менделеева.

Кедров пишет, что в 1921 г. на основании Периодической системы элементов Бор утверждал, что неизвестный элемент под номером 72 должен быть аналогом циркония, как на это указывал еще в 1869 г. Менделеев. И в 1923 г., следуя этой теории, Хэвеши (Венгрия) и Костер (Голландия) обнаружили в норвежской циркониевой руде новый элемент 72, названный в последствии гафнием. Таким образом, на практике было выполнено квантово-электронное истолкование Периодической системы элементов, считает Кедров. в) Третий этап — это установление двух новых квантовых чисел и принципа Паули. В 1925 г. стали использовать магнитное число (Ланде, Германия) и спин, представление о котором развили Уленбек и Гоудсмит (Голландия), исходя из идеи о вращающемся электроне; в том же году Паули (Швейцария) формулирует принцип о невозможности существования двух электронов с одинаковыми значениями всех четырех квантовых чисел, и как показал Вавилов (Россия), этот принцип имел в качестве своего основного источника именно Периодический закон, пишет Кедров. Признание, что в атоме каждое предсказанное теорией состояние "может быть занято только одним электроном, дало возможность физически объяснить установленный еще Менделеевым факт, что на каждое место в системе может стать только один элемент". [3, с. 803-804] Такая однозначность связи между элементами и их местом в системе, пишет Кедров, получила толкование в принципе Паули, где "каждое "положение" электрона в оболочке может быть занято только одним электроном и каждый электрон может находиться в данный момент лишь в одном определенном квантовом состоянии, то есть занимать лишь одно "положение" в оболочке. Следовательно, согласно принципу Паули, набор четырех квантовых чисел однозначно определяет "положение" электрона в оболочке". [3, с. 804]

г) Четвертый этап, пишет Кедров, — это истолкование модели атома и самой периодической зависимости свойств элементов на основе квантовой механики: де-Бройль (Франция), Шрёдингер и Гейзенберг (Германия), Дирак (Англия) и другие ученые. Квантовая механика позволила раскрыть внутреннюю закономерность "движения электронов, образующих атомную оболочку, и тем самым объяснить значительно полнее и точнее Периодический закон". [3, с. 804] Таким образом выполнялось завещание Менделеева об объяснении причины периодичности элементов, которую следует искать в основных началах внутренней механики атомов и частиц, считает Кедров.

Таким образом выполнялись заветы Менделеева. В то же самое время был открыт новый элемент под номером 75 — рений (Ноддак, Таке, Гейровский и Долейжек при участии Друса и Лоринга), который предсказал Менделеев, пишет Кедров.

Все эти научные факты свидетельствует о том, пишет Кедров, насколько точно и прозорливо было завещание Менделеева, призывающего ученых углубляться в изучение явления радиоактивности и радиоактивных элементов. Со временем оправдались догадки ученого о том, что химическое притяжение отчасти обусловлено и зависит от массы. Изучение превращаемости элементов доказывало, что "отныне все элементы оказались связаны взаимными переходами, соответственно их расположению по Периодической системе, и выступают как своеобразные ступени развития вещества в неорганической природе". [3, с. 807]

Кроме этого, с открытием Курчатовым и его сотрудниками ядерной изомерии у искусственно радиоактивных элементов, пишет Кедров, на деле реализовалось завещание Менделеева, призывавшее ученых изучать уран, как элемент, обладающий рядом замечательных особенностей, исследование которых потенциально может привести к новым открытиям.

Проблема единства мироздания

В "Заветных мыслях" Менделеев пишет о "новом человеке", занимающегося постижением истины с позиции нравственного рационализма и надеющегося по частям открывать тайны мироздания. "Новый человек" — реалист, он скромен и "довольствуется постижением доли истины", что относится преимущественно к миру внешнему, материальному. Но ему интереснее познание не внешнего, а внутреннего. Менделеев пишет, что у "нового человека" "уже существует не напрасное стремление приложить тот же путь, исходя из действительности, измеренной с возможною полнотою, к изучению духовных явлений.

жизнедеятельность вообще. [96, с 49]

Социальный мир, или дела, относящиеся к людям и их отношениям, занимают здесь в некотором смысле середину, и с нее естественно было людям начать ."[49, с. 34]

Во всех трудах Менделеева четко просматривается мысль, ставшая основной идеей мировоззрения ученого, — это идея причастности человека к "единому", то есть к духовным основам мироздания. Человек постигает единство мира путем приобщения к "чистому источнику знания". Для Менделеева и духовность мира, и связанная с ней духовность простого человека, а тем более человека науки, едины по своей природе. Поиск духовных оснований жизни в понимании ученого соединяется с поиском чистого источника правды, то есть истины, блага, добра, красоты, что и может, по мнению ученого, привести к внутренней гармонии и самоудовлетворению.

Менделеев ставит вопрос о месте и роли духовности в мире науки в русском обществе и вообще в человеческой жизни. Именно утрата духовных идеалов, по мнению ученого, лишает человека самостоятельности, делает его послушным любому ложному направлению в науке. Поэтому Менделеев становится противником любого принуждения в науке, заявляя, что "наука есть дело вольное и совершенно свободное". [43, с. 237-238]

Менделеев считал, что именно свободная наука — наука, сопряженная с нравственными основами общества — никаким образом не отрицает ни христианских нравов, ни научно-искренней правды, ни подлинности научного творчества, ни художественной красоты. И как не велика доля разума во всех прогрессивных начинаниях, все равно личные качества человека играют важную роль во всех областях человеческой деятельности, писал он.

Понимая важность нравственных побуждений личности, Менделеев одним из первых стал поднимать вопрос об этике ученого, его нравственности, поскольку эта проблема посвящена даже не отдельной личности, а целому научному сообществу. Он пишет об общей связи "множества насущнейших интересов, казавшихся сперва лишь частными", но при более глубоком рассмотрении обернувшихся интересами "общечеловеческими"[49, с. 11].

Ясно, что достижения науки не всегда могут вести к добру. В связи с этим Менделеев пытается разобраться в самих понятиях "добра" и "зла". Он пишет: "Иными словами: зла невозможно счесть. Многим кажется даже, что зло родится, ничем не возмещаясь. По этому поводу мне припоминается, что Лаодзы, известный китайский мудрец, живший лет за 600 до Р.Х., уже проповедовал великую пользу возмещать добром за зло. Лет на сто позднее его жил другой знаменитый китайский мудрец Кунфундзы или, попроще, Конфуций. Его и спросил один из учеников при собеседовании: "А ты нам что на это скажешь?" Конфуций ответил сперва вопросом же: "А чем же станем мы тогда платить за добро?" Однако прибавил, говорят: "Мне кажется, что за зло довольно платить справедливостью". Если бы я был в числе слушателей, то на утверждение Конфуция попросил бы его определить справедливость, уверенный в том, что ответ мудреца или не выдержал бы критики веков, или состоял бы из одних уверток. Что же касаегся вопроса, сделанного Конфуцием, то на него, мне кажется, можно было бы ответить, рекомендуя платить за добро уважением и почитанием, а — главное — заквитыванием зла добром, так как во всяком случае добро составляет противоположение злу и как плюс может погашать минус, производимый злом. Общий плюс трудящихся, т.о., гасит минусы, определяемые как "физическими", так и всякими иными "недостатками", которая юридическая "справедливость" измерять отнюдь не может, хотя и должна к этому стремиться." [32, т. 21, с. 412]

Проблема связи нравственности и познания возникла давно и решалась многими философами. Среди тех, кто утверждал, что без нравственности познание может быть обращено во вред человеку, был, например, французский философ Монтень, который отмечал, что тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред [98]. Его мысли очень тесно перекликаются со словами самого Менделеева, утверждавшего, что "между истинной наукой и моралью, как между истинной наукой и жизнью, есть связь живая и крепчайшая." [49, с.384]

Сегодня стало очевидным, что применение научных знаний не является этически нейтральным ни в политических, ни в социальных, ни в экономических, ни в моральных отношениях. Ответственность за применение достижений научного знания в первую очередь несут сами творцы науки — ученые. Прогресс науки не должен быть самоцелью для научного сообщества, считал Менделеев, он призван способствовать развитию человека в нравственно-осмысленном направлении, даже если это касается улучшения материальных условий жизни общества.

Менделеев лисал, что наука не отменяет первостепенную значимость таких ценностей человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье, а, наоборот, добавляет долг человека перед обществом, ответственность перед потомками, этические нормы в научном творчестве. Научное знание должно способствовать развитию творческих начал в личности, считает Менделеев, но будет ли наука действительно способствовать прогрессу общества и человека, или наоборот, она будет служить силам реакции, игнорируя всякие этические нормы существования? Это уже зависит от людей данного общества.

Сознавая всю важность достигнутого в науке для человечества, он пишет: "Цели... прогресса нуждаются в положительных мероприятиях, направленных к достижению того, что внушается не только временными потребностями личного и общего удовлетворения, но и вечными интересами потомства и человечества. Первые познаются, могут довольствоваться учением и знанием, а вторые требуют науки и веры. Восходя по ступеням первой лестницы подъема человечества, люди себя прямо и косвенно боготворят, неизбежно становятся софистами или рационглистами [...] Но первым маршем лестница прогресса не кончается, — она бесконечна, и, только повернув на второй марш, становится видна эта бесконечность, реально в потомстве выражаемая." [32, т.21, с. 587] Нравственность для Менделеева — первая и главнейшая черта, характеризующая отношения индивида и общества.

Ученый для Менделеева является прежде всего личностью, к которой он ищет особых подходов. Самосовершенствующийся человек — это человек с чуткой душой, отзывчивой и развивающейся. Такой человек для Менделеева — не просто часть "системы" или Вселенной, он — особая часть, так как является носителем разума и может сам преобразовывать мир.

Философский аспект образовательной концепции Менделеева

В "Заветных мыслях" в разделе о русско-японской войне Менделеев раскрыл понятие патриотизма, возвращая ему подлинный, с его точки зрения, смысл в восприятии соотечественников и отклоняя неверные и извращенные толкования последнего: "Любовь к отечеству, или патриотизм, как, вероятно, небезызвестно читателем, некоторые из современных учений крайних индивидуалистов уже стараются представить в худом виде, говоря, что ее пора заменить совокупностью всеобщей любви ко всему человечеству с участием в делах узкого кружка лиц, образующих общину (коммуну), город или вообще физически обособленную группу. Такое, очевидно, недомысленное учение приписывает патриотизму многие худые явления общественности и похваляется тем, что к этому клонится уже всеобщее сознание, а в будущем перейдет будто бы все человечество. Лживость такого учения становится, на мой взгляд, ясною не столько со стороны одних важных исторических услуг скопления народов в крупные государственные единицы, вызывающие самое происхождение патриотизма, сколько со стороны того, что ни в каком будущем нельзя представить слияние материков и стран, уничтожения различий по расам, языку, верованиям, правлениям и убеждениям, а различия всякого рода составляют главнейшую причину соревнования и прогресса, не упоминая уже о том, что внутреннее чувство ясно говорит, что любовь к отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, дикого и полуживотного состояния. Для народов, подобных русскому, сложившихся и окрепших еще сравнительно недавно и еще занятых своим устройством, т.е. еще молодых, дикость учения о вреде патриотизма до того очевидна, что не следовало бы о нем даже упоминать, и если я делаю это, то имею в виду лишь тех, еще не переводящихся соотечественников, про которых написано: "Что книжка последняя скажет, то сверху и ляжет", прибавляю, однако, что лечь-то ляжет, но улежится недолго". [49, с. 194]

Позже об этом же Ильин писал так: "Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства". [76, т. 1, с. 201]

Связывая воедино национальное воспитание и процветание отечественной культуры, философ говорил: "Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны — как больного национализма, так и всеразлагаюшегося интернационализма". [76, т. 1, с. 208]

Патриотизм для Менделеева является естественным, не навязанным чувством. Его яркий отпечаток лежит на всем творчестве ученого. В своих работах, рассуждая о судьбах страны, он писал: "Расширяя понемногу пяди научной почвы, которые уже успели завоевать русские химики, выступающее поколение поможет успехам Родины больше и вернее, чем многими иными способами, уже перепробованными в классической древности, а от предстоящих завоеваний — выиграют свое и общечеловеческое, проиграют же только мрак и суеверие". [43, с.432-433]

Мысли Менделеева, обращенные к своей нации, всегда оптимистичны и пронизаны верой в большое будущее русского народа. Им очень подробно исследованы формы преобразования современной действительности и национального воспитания молодого поколения, необходимые "для будущего торжества русской нации". Менделеев всегда с гордостью подчеркивал основное национальное качество русских — миролюбивость, считая его нашей "покладисто лородой". [49, с. 195] Но национальную гордость нужно отличать от "кичливого самообожания", так как первое — добродетель, а второе — зло, которое задерживает развитие нации на одном уровне, считал он. Национальная гордость для Менделеева — это не просто лозунг или громкие слова, а идея, ставшая точкой отсчета во всех его начинаниях и умозаключениях, являющаяся основой его мировоззрения.

Расцвет национальных сил, по Менделееву, должен заключаться прежде всего в развитии промышленности в стране, так как это несет благосостояние и экономическую независимость народу. Менделеев называет промышленность "корнем всего современного мирового просвещенного развития", желая того, чтобы этот "корень" принялся и разросся на "свежей" и плодородной русской почве. Он пишет об этом в "Толковом тарифе": "...весь мир считает нас, русских, народом еще молодым, свежим. Мы молоды и еще свежи — именно в промышленном смысле. Знание России в ее естественных условиях и знание русского народа в его способностях ко всяким видам человеческой деятельности — убеждают не меня одного в том, что предстоящие России промышленные завоевания должны составить истинный венец творений Петра, небывалый расцвет русских сил". [43, с. 174]