Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Гребенщикова, Елена Георгиевна

Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике
<
Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гребенщикова, Елена Георгиевна. Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.08 / Гребенщикова Елена Георгиевна; [Место защиты: Институт философии РАН].- Москва, 2012.- 282 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-9/4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Генезис и проблемы определения трансдисциплинарного подхода

1.1 Причины появления и подходы к определению феномена трансдисциплинарности в современной философии науки 18

1.2 Онто-гносеологический подход Б. Николеску 27

1.3 Методология швейцарской школы трансдисциплинарности 40

1.4 Трансдисциплинарный синтез - «новый контракт» науки и общества 46

Глава II. Трансдисциплинарная парадигма: философско-методологические основания анализа и концептуализация

2.1 Философия постнеклассической науки 60

2.2 «Третья миссия» университета: от «второго типа» производства знания к «тройной спирали» инноваций 70

2.3 Этос постакадемической науки и трансформация нравственных императивов производства знания 78

2.4 «Образование длиною в жизнь» - вызовы общества знания 88

2.5 Трансдисциплинарные горизонты жизненного мира 108

2.6 Философия трансдисциплинарности 117

Глава III. Теоретико-методологические проблемы формирования биоэтики

3.1 Трансдисциплинарные основания современной биоэтики 129

3.2 Основные модели биоэтического дискурса 146

3.3 Биоэтика и антропология: нравственные дилеммы экзистенциальных проблем 172

3.4 «Перезагрузка» гуманизма и прогностические измерения биоэтики 181

Глава IV. Транс дисциплинарные стратегии разрешения биоэтических проблем

4.1 Конкретная универсальность морального суждения: топология биомедицинского исследования 202

4.2 Биоэтические комитеты: трансдисциплинарные стратегии и социальный статус 222

4.3 Социогуманитарное измерение устойчивого развития общества 231

4.4 Гуманитарная экспертиза: риск и новая парадигма ответственности 239

Заключение 263

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Биоэтика, эксплицируя в многообразии форм дисциплинарной и трансдисциплинарной рефлексии взаимосвязь внутринаучных ценностей и целей биомедицины с вненаучными, выражает тем самым одну из ключевых тенденций в развитии современного, постнеклассического, по B.C. Степину, рационализма. Причем, если дисциплинарные рефлексивные практики, представленные этикой науки и исследованиями научного этоса, достаточно хорошо проработаны, то трансдисциплинарные практики биоэтической ценностной рефлексии, выходящие во вненаучную социальную сферу, не получили должного истолкования в философии. Тем самым, остается слабо разработанной фундаментальная теоретическая проблема философского обоснования трансдисциплинарных практик биоэтики, решение которой будет, кроме всего прочего, иметь важное практическое значение для развития биоэтического образования и различных вариантов гуманитарной экспертизы. Данное обстоятельство определяет как общетеоретическую, так и практическую актуальность философско-методологического обоснования трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике.

Следует так же отметить, что актуальность нашего исследования

выходит за рамки чисто биоэтических проблем. В определенном смысле, мы

рассматриваем биоэтику как парадигмальный пример для философского

осмысления феноменов трансдисциплинарности в целом. Данное понимание

не случайно, поскольку продиктовано новейшими тенденциями в развитии

науки и философии, отразившими процесс трансформации традиционных

структур производства знания и формирования трансдисциплинарных

стратегий решения сложных проблем в образовании, энергетике, экологии,

здравоохранении и т.п. Социологи, ученые, философы предлагают различные

концептуальные модели описания этих тенденций: «второй тип»

производства знания (М. Гиббоне. X. Новотны и др.), постакадемический

науки (Дж. Займан), постнормальной науки (Дж. Равец, С. Фунтович), «тройной спирали: университет-промышленность-государство» (Л. Лейдесдорф, Г. Ицковиц), постнеклассической науки (B.C. Степин) и др. В результате, развитие современных форм производства знаний раскрывается как сложный многомерный процесс переформатирования отношений науки с обществом, системой образования, экономикой и политикой. Проблема развития инновационных, трансдисциплинарных по своему существу интеллектуальных стратегий, как своеобразный «центр» или «аттрактор», стягивает взаимодополнительные описания разворачивающихся процессов, создает основание для формирования коммуникативных практик взаимодействия вовлеченных социальных агентов, представляющих различные социальные интересы и ценности.

Однако, следует отметить, что при наличии большого числа
адекватных теоретических разработок отмеченных трансформаций в сфере
производства знаний, в философской литературе пока не представлены
попытки сформулировать их общие основания необходимые для обеспечения
инновационных процессов. С нашей точки зрения, таким общим основанием
может стать трансдисциплинаная парадигма. Причем, выражаясь языком И.
Канта, основанием не только коституитивным (отвечающим на вопрос
«что?»), но и регулятивным (отвечающим на вопрос «как?»). Иными
словами, трансдисциплинарная парадигма может выступить адекватной
проектной рамкой и коммуникативным каналом, обеспечивающим
оптимальное сочетание технологических и социогуманитарных инноваций в
науке, технике, экономике и институционализации инновационной
деятельности в сложных контекстах «общества знаний» в форме мобильных
трансдисциплинарно организованных предпринимательских и

исследовательских групп (лабораторий, фирм, компаний, и т.д.) в

трансинституциональной среде. Проблемы координации такого рода деятельности социальных субъектов обуславливают необходимость учета

социально распределенного характера производства знаний, разработки различных методов оценки и экспертного анализа технонауки, предпосылками которого выступают новый интерфейс наука - общество, предполагающий трансдисциплинарный формат исследовательских групп и «постакадемическую» конфигураци этоса постакадемической науки.

Эффективно сочетая философско-методологическую рефлексию
результатов предшествующего опыта, трансдисциплинарную матрицу
поведения агентов инновационной деятельности и проектную деятельность
транспрофессионального сообщества, биоэтика оказывается полем

формирования новой проблемной области исследований, направленной на
оценку и прогнозирование процессов современного инновационного
развития, и, в частности, развития биомедицинских технологий.
Рискогенный потенциал последних рассматривается многими теоретиками
как один из ключевых векторов современного метатехнологического сдвига,
и в то же время многомерной трансформации антропологических
координат бытия и, в конечном итоге, эволюционного развития. С учетом
необходимости установления масштабов неопределенности

биотехнологического развития не только с позиций экономической эффективности, но с точки зрения гуманитарной экспертизы (Вал. А. Луков, Б. Г. Юдин) формируются меж- и транс дисциплинарные формы исследований, направленные на оценку этико-социальных, социо-политических и социоэкологических рисков, открываемых интенсивным развитием биомедицины и биотехнологий1.

Степень научной разработанности проблемы связана с различными направлениями развития и этапами как отечественной, так и зарубежной философии и социологии науки, а также биоэтики. В контексте темы исследования большое значение имели работы таких отечественных авторов,

Напр.: Центр Биоэтики Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, Центр биоэтики и оценки риска (Копенгаген, Дания); Центр междисциплинарных исследований Йельского университета (США) и т.п.

как В.И. Аршинов, И.Ю. Алексеева, О.Н. Астафьева Н.С. Автономова, И.А. Акчурин, B.C. Библер, В.Г. Буданов, В.И. Войцехович, Ю.А.Данилов, И.А. Добронравова, Г.Б. Жданов, И.Т. Касавин, Е.Н. Князева, Л.П. Киященко, В.А. Лекторской, И.К. Лисеев, Е.А. Мамчур, Г.Г. Малинецкий, М.К. Мамардашвили, Л.А. Микешина, В.И. Моисеев, В.В. Налимов, А.Л. Никифоров, А.П. Огурцов, А.А. Печенкин, В.Н. Порус, Б.И. Пружинин, В.Л. Рабинович, В.М. Розин, М.А. Розов, Ю.В. Сачков, В.С.Степин, В.В. Тарасенко, П.Д. Тищенко, В.П. Филатов, С.С. Хоружий, B.C. Швырев, Б.Г. Юдин, рассматривающих проблематику современной науки, как все более становиться очевидным, в оптике постнеклассического подхода2. Сам термин «постнеклассическая наука» введен B.C. Степиным для обозначения совокупности исследований, отличительной чертой которых является «человекоразмерность», поскольку в эти системы включен человек и его деятельность . Кроме отмеченной выше особенности, также необходимо указать на особое внимание «нелинейного мира постнеклассической науки» (СП. Курдюмов, А.А. Самарский) к сложности, самоорганизации, становлению, самовозникновению. Речь идет о таких направлениях исследования, как синергетика (Г. Хакен), теория диссипативных структур (И. Пригожий), теория автопоэзиса (Ф. Варела и У. Матурана), наука о сложности и взаимопереходах типа «порядок-хаос» (Р. Том, И. Арнольд, Я. Синай, Ю.Л. Климонтович), а также математические разработки, связанные с построением фрактальных геометрий (Б. Мандельброт).

Исследования зарубежных исследователей представлены рядом концепций, в которых философский дискурс пересекается с социологическими исследованиями. В частности, это концепция «второго типа» производства знания, одной из ключевых черт которого является трансдисциплинарность, разработанная М. Гиббонсом, К. Лимож, X.

Постнеклассика: философия, наука, культура. - Спб.: «Мірь», 2009. Стёпин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии.- 1989.-№10. - С.16.

Новотны, С. Шварцманом, П. Скоттом и М. Троу, а также концепция «социально надежного знания», которая явилась логическим продолжением идеи «второго типа» в работах X. Новотны, М. Гиббонса и М. Троу. Еще один теоретический подход, фиксирующий трансдисциплинарные параметры нового постнормального этапа современной науки, представлен в работах его основных теоретиков Дж. Равеца, С. Фунтовича. Кроме того, с трансформацией этоса современной науки, связывается Дж. Займаном переход от классических императивов деятельности ученых Р. Мертона к нормам постакадемической модели. Базовой идеей подхода «Тройной спирали», разработанного Д. Лейдесдорфом и Г. Ицковицем, является метафора спирали ДНК, заимствованная из биологии, в переплетении трех частей которой - высшего образования, промышленного сектора и государственного управления - формируется новый тип производства знания и соответствующие способы конвертации знаний в практику принятия решений. Существенно, что системообразующую роль в тройной спирали играет высшее образование, которому атрибутируется «третья миссия», связанная с развитием современных инноваций.

Первая и наиболее полная попытка теоретической концептуализации трансдисциплинарных подходов была предпринята американской исследовательницей Дж. Клейн. В современном транс дисциплинарном дискурсе можно выделить два доминирующих направления, первое из которых связано с онто - гносеологической проблематикой в работах Б. Николеску, Ж. Папст и др., а вторая представлена в рамках методологической разработки социальных проектов трансдисциплинарных исследований в работах К. Пола и Г. Хадорн, а также М. Кистра, М. Россини, К. Флинтерман, Я. Шмидта, Р. Шольца и др.

Различные аспекты развития трансдисциплинарных измерений в современной науке рассматриваются в работах Г. Бехманна, В. Ван ден Дэле,

А. Грунвальда, P. Лоуренс, Э. Морена, Ж. Пиаже, М. Хоффмана, Э. Янча и

др.

Исследование феномена трансдисциплинарности в отечественной философии науки представлено в работах В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, В.Г. Горохова, Д.В. Ефременко, И.Т. Касавина, Л.П. Киященко, Е.Н. Князевой, В.А. Лекторского, В.И. Моисеева, B.C. Степина, П.Д. Тищенко и

др.

Релевантность трансдисциплинарных подходов для исследования этической проблематики в биомедицине представлена в отечественных исследованиях Л.П. Киященко, В.И. Моисеева, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдина и работах зарубежных авторов - Ж. Броерсе и Дж. Бундерс, Дж. Карон-Флинтерман.

Дополнительным аргументом в пользу фокусирования внимания в трансдисциплинарных исследованиях на биотехнологической составляющей является тот факт, что она рассматриваются как элемент целостного инновационного процесса. В этом аспекте указанная проблематика разрабатывается в работах В.И. Аршинова, Б. Гор джина, С. Дэвис, М. Кернса, В.И. Моисеева, Ф. Регала, А. Рипа, П.Д. Тищенко, Дж. Хашфа, С. Холма, Р. Чардвига, К. Шелли-Эгана, Р. фон Шомберга, Б.Г. Юдина и др.

Теоретическое освоение западной биоэтической традиции было
предпринято в 1980-е годы совместными усилиями философов, медиков,
юристов, богословов, экологов. К настоящему времени корпус
отечественных работ, посвященных различным аспектам биоэтической
проблематики, значительно расширилась за счет вклада таких

отечественных таких исследователей, как Р.Г. Апресян, Е.П. Бартко, А.А. Гусейнов, А.Я. Иванюшкин, Л.П. Киященко, Л.В. Коновалова, Ю.М. Лопухин, В.И. Моисеев, А.П. Огурцов, Н.Н. Седова, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдин, Ю.М. Хрусталев, М.Я. Яровинский и др. Социокультурные, коммуникативные аспекты биоэтики освещаются в работах А.П. Огурцова,

И.В. Силуяновой, В.И. Петрова, Н.Н. Седовой, Б.Г. Юдина и др.

При всем разнообразии публикаций по различным проблемам
биоэтики практически отсутствуют философские работы, специально
посвященные исследованию ее философских и методологических оснований.
Несмотря на ряд публикаций Л.П. Киященко, В.И. Моисеева, А.П. Огурцова,
И.В. Силуяновой, В.И. Петрова, Н.Н. Седовой, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдина,
затрагивающих проблемы зарождения, формирования и

институционализации биоэтики на Западе и в России систематического исследования этой проблематики предпринято не было.

Таким образом, предпринятый анализ степени разработанности проблемы определяет необходимость концептуализации в едином исследовательском поле философских и методологических оснований биоэтики как транс дисциплинарного феномена постнеклассичекой науки.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования - экспликация философско -методологических оснований трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике.

Для достижения поставленной цели диссертантом сформулированы следующие исследовательские задачи:

- проследить возникновение и развитие проблемной области
трансдисциплинарности во взаимосвязи с теоретико-методологическими
подходами, определившими её концептуализацию в философии и
социологии науки;

выделить и обосновать систему основных философско-методологических принципов изучения трансдисциплинарного знания как феномена постнеклассической науки;

выявить основания парадигмальных изменений в науке и становления нового типа производства знания, показать его специфику и механизмы;

- раскрыть формирование трансдисциплинарного подхода как закономерного
итога интерференции социальных, политических и научных дискурсов в
проблемном поле «сложностных» социально значимых задач;

осуществить анализ онто-гносеологических, социокультурных и этико-аксиологических аспектов формирования биоэтики, показать синтетический характер взаимодействия объективных и субъективных факторов, определивших трансдисциплинарный характер этой области знания;

продемонстрировать, что исходной предпосылкой трансдисциплинарного рассмотрения проблем в биоэтике является совмещение различных дискурсов сопряженных в познавательном пространстве «общности по настроению»;

обосновать адекватность трансдисциплинарных подходов задачам социо-гуманитарной оценки, контроля и развития инноваций в биомедицине;

- раскрыть трансдисциплинарный характер биоэтики в практике
гуманитарной экспертизы и деятельности биоэтических комитетов.

Объект исследования - трансдисциплинарность как феномен современной философии науки и социальной практики.

Предмет исследования - трансдисциплинарные основания биоэтики.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования представлены совокупностью общих принципов и установок философско-методологического анализа, адаптированных для достижения поставленной цели.

Теоретическую базу исследования составили тексты ведущих отечественных и зарубежных исследователей проблем развития науки, а также теоретико-методологические концепции таких современных отечественных философов, как В.И. Аршинов, П.П. Гайденко, В.Г. Горохов, А.А. Гусейнов, И.Т. Касавин, В.А. Лекторской, А.Ф. Лосев, А.Л. Никифоров,

В.М. Розин, B.C. Степин, Б.Г. Юдин и др. и зарубежных исследователей Дж.

Клейн, Б. Николеску, К. Пола, Г. Хадорн, Дж. Карон - Флинтерман, Р. Шольц.

Исследование культурфилософских, социокультурных и

аксиологических аспектов биоэтики во взаимосвязи с развитием науки опирается на работы П.П. Гайденко, Л.П. Киященко, Р.С. Карпинской, В.А. Лекторского, И.К. Лисеева, Б.В. Маркова, В.И. Моисеева, В.Л. Обухова, А.П. Огурцова, П.Д. Тищенко, В.В. Степина, В.И. Стрельченко, B.C. Швырева, И.Т. Фролова, Б.Г. Юдина, а также теоретиков и методологов западного биоэтического дискурса Г. Вайдерсхофена, У. Дженсена, Х.-М. Сасса, X. тен Хаве, М. Хаурю и др.

Базовой методологической установкой диссертационного

исследования является использование интегрального подхода, как наиболее
релевантного специфике исследуемого предмета. Его реализация в позволила
выявить ключевые факторы формирования феномена

трансдисциплинарности в контексте взаимосвязанных процессов,

определивших изменение роли науки и философии науки в обществе.

Методологическими ориентирами построения диссертационного исследования выступают принципы историзма, объективности и системности в рассмотрении проблемы. Принцип историзма позволяет учесть качественные изменения рассматриваемых феноменов во времени. Принцип объективности утверждает необходимость принимать во внимание все факторы для целостного теоретического анализа. Принцип системности используется для выявления связей между отдельными свойствами исследуемого феномена.

С учетом специфики биоэтической проблематики использован нормативный подход, раскрывающий роль культурных и социальных норм и институтов в формировании этико-аксиологических представлений.

Диссертационное исследование имеет меж- и трансдисциплинарный

характер, поскольку для достижения поставленной цели использованы

результаты, полученные в социологии науки, истории науки, антропологии, биомедицине и медицинском праве, которые в интегративном сопряжении дисциплинарной методологии в решении реальных проблем жизненного мира дают целостностное трансдисциплинарное представление, выходящее на уровень философских обобщений.

Новизна и основные научные результаты диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в предпринятом впервые в отечественной и зарубежной философии науки и техники теоретическом анализе и философско-методологическом обосновании биоэтики в рамках новой парадигмы философствования -парадигмы трансдисциплинарности. В работе впервые в отечественной литературе систематически проанализированы наиболее влиятельные теоретические подходы к феномену трансдисциплинарности и методологические разработки трансдисциплинарных исследований в решении сложных социально значимых проблем. В диссертации впервые обоснована релевантность рефлексивных механизмов трансдисциплинарных стратегий задачам разрешения и проектирования инновационных исследований в биомедицине, а также прогнозирования, диагностики, оценки ожидаемых и латентных рисков биомедицинских инноваций.

В ходе исследования получены и выносятся на защиту следующие результаты:

- выявлены и систематически проанализированы основные факторы становления и развития трансдисциплинарности как нового типа интеграции знания, детерминированного углубляющейся специализацией и дифференциацией науки, обращением к общесоциальными нормами и гуманистическими ценностями, а также возможностям взаимодействия различных познавательных моделей и стратегий в решении сложных социально значимых проблем в здравоохранении, экологии, энергетике,

образовании и т.д. Работая в пограничном, коммуникативном режиме взаимодействия многообразных научных и вненаучных когнитивных практик, трансдисциплинарный подход расширяет установки классической и неклассической науки до постнеклассической рациональности, ориентированной на включение ценностно-целевых параметров в производство знаний и умений, а также учет «сложностной» проблематики современной науки;

- обоснован эпистемологический статус трансдисциплинарности,
ориентированной в отличие от иных форм дисциплинарной интеграции
знания, как то меж- (интер)дисциплинарность, поли- (плюро)
дисциплинарность, на контекстуализацию, рефлексию, параметры
социальной приемлемости и формирование «гибридных» форм
исследовательских коллективов, трансформирующих принципы
внутринаучной экспертизы;

- с точки зрения трансдисциплинарной парадигмы выделены и критически
проанализированы доминирующие направления трансдисциплинарных
исследований и методологических разработок, представленные онто-
гносеологической концепцией Международного центра
трансдисциплинарных исследований (CIRET, Париж, Франция) и
методологией социального поиска Центра трансдисциплинарных
исследований Швейцарской Академии Наук и Искусств. В основе
теоретических построений Б. Николеску находятся три методологических
постулата: существование уровней реальности, логика включенного
третьего и сложность. Второй подход - методологический - представлен в
разработках и практике проведения «общественных форумов» по социально
значимым проблемам Центра трансдисциплинарных исследований
Швейцарской Академии Наук и Искусств. Теоретическая рамка,
предложенная Швейцарской школой трансдисциплинарности, включает
следующие принципы: уменьшение сложности, достижение эффективности

через контекстуализацию, достижение интеграции в процессе открытых дискуссий, развитие рефлексивности через рекурсивность. Результаты анализа использованы в диссертационном исследовании для экспликации теоретических и методологических установок, связанных с инновационными тенденциями развития современной науки и биоэтики;

- доказана релевантность основных подходов философии
трансдисциплинарности для отечественного и зарубежного биоэтического
дискурса и практики, обоснованной в диссертации в качестве
парадигмального примера философско-методологической работы, дающего
эвристические средства для решения ключевых современных проблем в
различных сферах инновационной деятельности;

установлено, что эффективное рассмотрение и решение биоэтических проблем предполагает ориентацию на множественность распределенных когнитивных ресурсов, сетевое взаимодействие научных, социальных и политических акторов в трех областях: области научных исследований, академической дисциплине и практике соответствующих организационных этических структур. При рассмотрении и разрешении «сложностных» проблем в биоэтике знание расширенно воспроизводится с учетом практического применения, носит интегративный и гетерогенный характер, включает рефлексию на способы производства и на их ценностные основания, ориентируется на транспарентную экспертизу;

на основе систематизации и критического обобщения эксплицированы конкретные онто-гносеологические, социокультурные и этико-аксиологические предпосылки формирования биоэтики, которые не только задают способы ценностной трансдисциплинарной рефлексии в контексте медицинского опыта, но и создают философско-методологический ресурс осмысления и деятельности в других областях инновационной практики;

- обоснована эффективность использования трансдисциплинарных стратегий
в работе биоэтических комитетов и практике гуманитарной экспертизы,

позволяющих достичь согласия между конкурирующими установками на истину (наука), пользу (бизнес) и благо (этика);

- обосновано, что гуманитарная экспертиза соответствует интенциям
трансдисциплинарности на интеграцию разнородных ресурсов развития
науки в целостной «стратегии предострожности», выступающей базовой
предпосылкой практик решения биоэтических проблем. Именно в ракурсе
гуманитарной экспертизы представлен в диссертации инновационный
потенциал трансдисциплинарности;

- предложены принципы, которые могут стать фундаментом
трансдисциплинарной парадигмы образования, релевантной требованиям
«общества знания» и «опережающим моделям образования» (образование
длиною в жизнь, е-образование); с философской, научно-методологической
и образовательной точек зрения намечена теоретическая перспектива
реализации «компетентностных подходов» в преподавании основ биоэтики
в системе высшего профессионального образования.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется
тем, что она выполнена на материале, который активно разрабатывается
несколько десятилетий в западных меж- трансдисциплинарных

направлениях научного познания и биоэтике, но за редким исключением, остается мало разработанным в отечественной интеллектуальной традиции.

Результаты исследования имеют теоретическое значение, связанное с
проработкой проблематики постнеклассической науки, расширением
эпистемологического горизонта современной философии, ориентирующейся
на интегративные модели, меж- и трансдисциплинарные стратегии познания,
транспарентное коммуникативное пространство, «человекомерные»
параметры производства знания. Эвристические возможности

трансдисциплинарности раскрыты на примере одной из синтетических форм знания - биоэтики, которая может стать и уже в некоторой степени является источником формирования нового биоцентричного сознания и новых

подходов к решению этических и экологических проблем. Практический потенциал трансдисциплинарности продемонстрирован на примере конкретных способов разрешения острых антропологических и экзистенциальных проблем в деятельности биоэтических комитетов и практике гуманитарной экспертизы.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования опубликованы в монографии, а также в 42 статьях, вышедших в различных журналах и сборниках, включая 11 публикаций в журналах, входящих в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ для докторских диссертаций.

Материалы диссертационного исследования используются автором при чтении лекций по курсу биоэтика на всех факультетах Курского государственного медицинского университета, в том числе и на факультете иностранных учащихся. Отдельные части диссертации были представлены автором в ходе цикла лекций, прочитанных в Падуанском университете (Италия) при поддержке гранта Европейского Научного фонда «Мир Эразма» («Erasmus Mundus»), а также на инаугурационном семинаре центров междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований в г. Утрехт (Нидерланды) при поддержке гранта Швейцарской Академии наук и Искусств.

При подготовке диссертации также использованы результаты ряда исследовательских проектов, выполнявшихся автором в период 2007-2011 гг. при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Совета по грантам Президента Российской Федерации. Основные положения и выводы диссертации, докладывались и обсуждались на отечественных и международных научных конференциях, в частности:

- Конференции Международного общества клинической биоэтики

«Передовые технологии и биоэтика» (Москва, сентябрь, 2011); 7ой

Международной конференции «Клиническая этика и Консультирование»

(Амстердам, Нидерланды, май 2011); Международной конференции
«Модернизация России: наука, образование, высокие технологии» (Москва,
ноябрь, 2010); Международной конференции «Этика для стареющего мира»
(Геринге дорф, Германия, сентябрь, 2010); VI Международном

междисциплинарном семинаре «Постнеклассические практики и социокультурные трансформации» (Москва, май, 2009); Ежегодной международной конференции Европейских центров медицинской этики (ЕАСМЕ) «Мультикультурализм, религия и биоэтика » (Венеция, Италия, сентябрь, 2009); I Российском конгрессе по биоэтике «Биоэтика и права человека» (Казань, сентябрь, 2008); Ежегодной конференции «Философские проблемы биологии и медицины» (Москва, октябрь, 2008); Гуманитарном семинаре Курского государственного университета «Человек в третьем тысячелетии» (Курск, 2007); Ежегодной международной конференции Европейских центров медицинской этики (ЕАСМЕ) «Биоэтика в реальном мире» (Цюрих, Швейцария, сентябрь, 2007).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН.

Структура диссертации включает введение, 4 главы, заключение и библиографический список.

Онто-гносеологический подход Б. Николеску

Международный центр трансдисциплинарных исследований (CIRET) -некоммерческая организация, нацеленная на «развитие исследований нового научного и культурного подхода - трансдисциплинарного, целью которого является раскрытие природы и специфики информации, циркулирующей между различными отраслями знаний»26. Центр был организован в 1987 году в Париже по инициативе известного румынского физика Б. Николеску и к настоящему времени стал одним из наиболее известных и активно работающих в сфере развития и продвижения идей трансдисциплинарности.

Теоретическая рамка развиваемого в деятельности Центра направления трансдисциплинарных исследований основана на концепции Б. Николеску. Ее основу составляют три методологические аксиомы:

1. Онтологическая аксиома: существуют различные уровни реальности объекта и соответственно различные уровни реальности субъекта.

2. Логическая аксиома: переход от одного уровня реальности к другому обеспечивается логикой включенного третьего.

3. Эпистемологическая аксиома: структура совокупности уровней реальности проявляется в нашем знании природы, общества и индивидуального существования как комплексная структура: каждый уровень есть то, чем он является, т.к. все уровни существуют в одно и то же время.

Выдвигая базовую для концепции трансдисциплинарности идею существования множества уровней реальности, Николеску опирается на онтологические построения двух крупных мыслителей второй половины XX века -философа Н. Гартмана и физика В. Гейзенберга.

Н. Гартман не случайно называет свое учение «критическая онтология», тем самым противопоставляя разрабатываемую «новую онтологию» традиционным философским концепциям и современным ему исследованиям, фокусирующимся на теории познания. Предпосылкой онтологического «поворота» Н. Гартмана является положение о том, что решение проблемы познания невозможно без предварительного онтологического анализа: необходимо знать, что познается. Он, по сути, он продолжает линию Парменида, указывавшего, что мышление может быть направлено только на то, что существует, поскольку мыслить «ничто» невозможно. В результате внимание центрируется на проблеме бытия, а поскольку субъект и объект обладают бытием, постольку отношение познания между ними вторично для исследователя по сравнению с изучением конституэнтов этого отношения. Более того, попытка противостоять односторонности неокантианского гносеологизма оборачивается для философа крайностью онтологической проблематики. Интересно, что один из существенных аспектов теоретического исследования указанной проблематики Гартман видит в той ее роли, которая особенно актуализировалась в конце прошлого века. А именно: в возможностях философского знания, отличить науку от псевдонауки, истину от спекуляции.

Понятие бытия - самое общее и абстрактное в концепции Гартмана -включает четыре сферы: две первичные («в себе бытие»), которые не зависят от сознания человека, и две вторичные («для нас бытие»), имеющие производный характер. Чтобы охарактеризовать указанные сферы, он вводит по-нятие «способа бытия» (Seinsweise) , представленного реальным и идеальным бытием.

В попытке прояснения оснований трансдисциплинарности наиболее существенным является понимание Гартманом реального мира, репрезентированного «единством гетерогенного»: духовных и психических феноменов, живых организмов и вещественных явлений неживого мира. Все реальное, по его мнению, составляют четыре слоя мира: материя, жизнь, психические и духовные явления, протекающие во времени. Отмечая эвристичность предложенной Гартманом структуры бытия, Б. Николеску также обращается к ее законам, описывающим взаимодействие этих слоев . Закон возвращения постулирует строгую и однозначную связь между слоями бытия: категории низших слоев содержатся в категориях высших слоев, и это отношение необратимо. Трактуя эту связь, Гартман указывает на возможность импликации, но только односторонней: высшие категории могут предполагать низшие.

Второй закон — закон изменения, выражая «обратную сторону» возвращения, постулирует: элементы категорий изменяются при их возвращении в высшие слои; от слоя к слою они испытывают новое преобразование. «Сохраняется лишь сам элемент

«Третья миссия» университета: от «второго типа» производства знания к «тройной спирали» инноваций

Переоценка науки и ее роли в развитии современного общества нашла отражение в дискуссии, связанной с концепцией «второго типа» производства знания. А её критическое переосмысление выразилось в теоретической модели «Тройной спирали (Triple Helix): университет - промышленность -государство» Г. Ицковица и Л. Лейдесдорфа, раскрывающей процессы деин-ституционализации традиционных академических структур. В их трактовке переформатирование отношений науки, государства и промышленного сектора обнаруживается, помимо прочего, в «третьей миссии» университетов, нацеленной на воспроизводство и внедрение инновационных идей и технологий. Контуры теоретического пространства «тройной спирали», инспириро 5 Киященко Л.П. Постнеклассические практики: фундаментальное как прикладное // По-стнеклассические практики: определение предметных областей С. 16 96 Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. М: ИФРАН, 2009. С. 124. ванной в ходе работы семинара «Эволюционная экономика и теория хаоса: Новые направления в исследованиях технологий» , первоначально обозначились в двух ракурсах: институциональном анализе инфраструктуры знаний в ее исторической ретроспективе , и эволюционном подходе к экономике, основанной на знании". Основанием концептуальной рамки указанного подхода стали синтез ряда социологических теорий и аналогия из биологических наук: пересечение двух двойных спиралей: «университеты-предприятия» и «государство - университеты» синтезируется в инновационной «тройной спирали» - «университеты - государство - предприятия», фундирующей «знаниевую экономику».

Причем если «второй тип» производства знания возник на пересечении изменений как в самой науке, так и подвижек в восприятии ее обществом: фундаментальное все более трансформировалось в прикладное - «полезное обществу», то теоретическая модель «тройной спирали» задала другую меру постижения рассматриваемых взаимоотношений: их конфигурация приобретает динамически самонастраивающийся характер, а выбор траекторий инновационной деятельности существенным образом зависит от субъекта действия. В качестве последнего - промежуточного звена между двумя парными контрагентами может выступать каждая из трех выделенных частей спирали, задавая доминанту разрешения актуальных проблем в каждой конкретной инновационной ситуации100.

Вместе с тем базирующаяся на анализе эмпирических случаев рассматриваемая модель может быть понята как своего рода метафора, поскольку, Leydesdorff L., Van den Besselaar P. (Eds.) Evolutionary Economics and Chaos Theory: New Directions in Technology Studies. London and New York, 1994. 98 Ibid. P. 139-151.

David P. A., Foray D. Dynamics of competitive technology diffusion through local network structures: the case of EDI document standards // Leydesdorff L., Van den Besselaar P. Evolutionary economics and chaos theory: New directions in technology studies. London and New York, 1994. Pp. 63-78.

Киященко Л.П. Современные формы производства знаний. Тройная спираль трансдис-циплинарности: университет-правительство-бизнес. [Электронный ресурс]. URL: http://courier-edu.ru/courl067/7100.htm (дата обращения 20.11.2010) согласно утверждениям ее разработчиков, нельзя говорить о существовании некой универсальной системы, а надо иметь в виду три возможные конфигурации «тройной спирали» (ТС)101.

В первом варианте (ТС I) доминирующим элементом выступает государство, которое фактически определяет характер связей, распределение функций и механизмы взаимодействия с остальными конституэнтами. Обнаруживаемый авторами в бывшем СССР и странах Восточной Европы такой тип зависимости науки и технологической деятельности от государства предполагает «административно-командный» порядок распределения финансовых активов и плановый тип хозяйственной деятельности, наиболее эффективно работающий, как показывает опыт, при решении задач, связанных с военными проектами.

Вторая конфигурация «тройной спирали» (ТС II) - представляет собой модель, в которой отношения между отдельными институциональными сферами имеют распределенный характер с соответствующими функциями в пределах полномочий каждой из них, что наиболее адекватно представлено в Швеции. Фактически как первая, так и вторая конфигурации «спирали», воспроизводя в экономических параметрах стратегемы экономического развития, вместе с тем фиксируют определенную историческую и социокультурную ситуацию с соответствующими политическими практиками и механикой реализации декларируемых принципов. И если в жестких рамках административного порядка возникающий дефицит оперативного простора, огранивает развитие инновационных схем и прогрессирующей динамики перспективных экономических стратегем, то противоположная конфигурация, по сути, воспроизводит принцип laissez-faire (фр. позвольте - делать) классической политэкономической школы относительно роли государства - «ночного сто Etzkowitz Н., Leydesdorff L. The Dynamics of innovation: from national systems and «Mode 2» to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Research policy. 2000. Vol. 29.

Третий вариант (ТС III) взаимодействия государства, науки и индустрии - своего рода реакция на неадекватность активного государственного регулирования и политики невмешательства формирующейся системе нелинейных уравнений экономики, политики, науки и образования. Эффективность такой модели детерминирована особой функциональной координацией акторов инновационного процесса - каждый из них берет на себя принципиально новые функции, создавая гибридные организационные формы. Современное историческое развитие многих развитых стран презентирует именно такую конфигурацию институциональных форм, нацеленных на «реализацию инновационной среды, состоящую из отпочковавшихся от университетов фирм, трехсторонних инициатив для экономического развития и стратегических альянсов между компаниями, государственными лабораториями и академическими исследовательскими группами»102, с доминирующей функцией институтов, ответственных за производство знания.

Основные модели биоэтического дискурса

В анализе причин большинство исследователей сходится на технологическом развитии медицины, укреплявшим веру в её возможности и почти фантастические перспективы. Усилению технократических установок, несомненно, способствовала хорошая динамика статистической продолжительности жизни, положительные последствия вакцинации и уменьшение показателей по различным видам смертности, в частности, младенческой, материнской. В таком контексте вполне обоснованной представляется вторая причина упомянутых изменений- рост престижа профессии в обществе. В высокоспециализированной и технологичной системе медицины инвективы Мольера по отношению к докторам кажутся нелепыми, а фигура врача, обладающего знанием и соответствующим инструментарием, заменяет собой образ спасителя. При этом «образ бога в белом халате» отнюдь не подпадает под описанную Платоном модель взаимоотношений «врач - пациент», характерную для классической культуры. Идея спасения - центральная для христианской религии - действительно оказывается тесно связанной с властью медицинского сообщества. В трансформации традиционной теологической доктрины некоторые европейские мыслители также видят один из искомых факторов изменения роли медицины в культуре. Веер религиозных организаций и сект самого разного толка вытеснил традиционную религию в самые дальние горизонты духовной жизни new age. Результатом стало смещение антропологических и культурных констант от человека как «образа и подобия Бога» к идеологии трансгуманизма и киберлибертарианства. Культуролог Марк Дери в «Скорости убегания» из изучения мировоззрения программистов и игроманов делает почти шокирующий вывод: «тело — это всего лишь отмирающий, уже ненужный придаток Homo sapiens XX века — назовем его Homo cyber»244. С другой стороны, развитие медицины существенно ограничивает традиционные функции религии в культуре, как например в эпоху анальгетиков полностью исчезает смысл страдания, который в религиозной традиции рассматри вался как высокий духовный акт в борьбе со злом. Кроме того, изменения ценностных и мировоззренческих оснований медицины, несомненно, были отражением общих сдвигов культуры постмодерна. Одним из центральных феноменов этой трансформации стало формирование биоэтики, сфокусировавшейся среди прочего на «powershift» медицинского сообщества. Роль последнего, с точки зрения ряда авторов, является значительной в «медицинской колонизации» отдельных состояний. Показательна переоценка алкоголизма как заболевания, которое требует соответствующей клинической заботы. Сходное влияние медикализации ряда состояний, как например, гиперактивности оказали благодаря продуманной и активной маркетинговой политике фармацевтические компании.

С точки зрения П. Конрада, вторжение рынка в здравоохранение в 80-х гг. прошлого века означало конец «золотого века врачевания»245. Став мощной ветвью современного бизнеса, медицина потеряла особую социальную позицию: быть вне конфессиональных, культурных, этнических и других различий. Медицинский косьюмеризм определил новый формат отношений, более релевантный системе высокотехнологичных и узкоспециализированных практик индустрии здоровья. По мнению исследователей, эта тенденция будет усиливаться дальше, таким образом, что в условиях активной маркетинговой политики крупных фармацевтических компаний перед врачом будет стоять вопрос выбора не лекарственного средства, а бренда.

Вместе с тем многоплановый характер взаимосвязи системы медицинской помощи и социокультурных параметров определяет направление процесса, нередко выпадающего из фокуса внимания в различных дискуссиях. Речь идет о демедикализации, которая предполагает, что проблема больше не трактуется исключительно в границах медицинского тезауруса, и, соответственно, не требует лечения в качестве наиболее целесообразного ме роприятия её решения . Например, активная деятельность движения инвалидов во многих странах Западной Европы способствовала переходу соци г 247 альнои политики от узкого медикализма к вопросам реабилитации . Кроме того, подобно тому, как процесс медикализации был теоретически переосмыслен с приставкой «де-», другой вариант реконцептуализации связан с интенсивным развитием науки и биомедицинских технологий. В русле упомянутой логики раскрывается А. Кларке с соавторами «биомедикализа-ция», под которой понимаются комплексные процессы медикализации, реконструируемые в настоящее время благодаря возникшим социальным формам и практикам быстроразвивающейся высокотехнологичной биомедицины248. Эвристический потенциал подобного расширения концептуального поля, играет существенную роль не только для понимания ключевых аспектов происходящих трансформаций, но и для переосмысления метафизического разлома западной цивилизации, в котором зарождаются культурные аттракторы современности

Биоэтические комитеты: трансдисциплинарные стратегии и социальный статус

Возможности трансдисциплинарных стратегий в решении социально значимых проблем в области здравоохранения наиболее явно представлены в деятельности биоэтических комитетов. «Комитет по биоэтике - это комитет, который систематически и постоянно занимается этическими аспектами (а) медицинских наук, (Ь) наук о жизни и (с) инновационной политики в области здравоохранения. Типичный комитет по биоэтике состоит из ряда экспертов и обычно носит многодисциплинарный характер, члены которого используют различные подходы к работе, направленной на решение биоэтических проблем, прежде всего моральных или биоэтических дилемм. Кроме того, члены таких комитетов не только становятся более внимательными к решению этических дилемм, но и со временем приобретают знания и умения, необходимые для более эффективного их разрешения, и при этом часто находят пути решения проблем, которые, на первый взгляд, казались неразрешимыми дилеммами»403.

Возникновение биоэтических комитетов в США в 50-х гг. прошлого века было связано с необходимостью проведения официальной экспертизы исследований, которые финансировались федеральным бюджетом. К настоящему времени такого рода структуры приобрели государственный статус, а круг этической экспертизы охватывает не только сферу биомедицинских и фармацевтических исследований, но и область антропологических и психологических исследований. Европейский опыт функционирования комитетов базируется на общественно-профессиональной основе. Именно в таком формате эти структуры начали создаваться в конце 60-х гг. при клиниках и исследовательских учреждениях Великобритании, Германии, Франции. В настоящее время можно говорить о сети биоэтических комитетов, действующих на разных уровнях системы оказания медико-социальной помощи. Согласно Руководству №1 ЮНЕСКО, комитеты по биоэтике могут создаваться на национальном, региональном и локальном уровнях. Национальный комитет создается «правительственным органом страны, в большинстве случаев либо парламентом, либо соответствующим министерством (здравоохранения, науки или юстиции)... Обычно такие комитеты обладают полнотой власти, поскольку они порождены в результате политического решения о создании национального комитета в данной стране»404. Действуя на том или ином уровне комитет может реализовывать разные функции, как это часто и бывает на практике, однако в некоторых случаях более целесообразно выделять следующие четыре вида комитетов: 1. Комитеты по биоэтике разработки политики и/или рекомендаций (КБП); 2. Комитеты по биоэтике ассоциаций профессиональных медиков (КБМ); 3. Комитеты по биоэтике медицинских учреждений/больниц (КББ); 4. Комитеты по биоэтике исследований (КБИ). Несмотря на разграничение полномочий и функций их общая цель заключается в экспертной оценке возможных угроз и рисков, затрагивающих интересы и права индивида в сфере биомедицины.

Институционализация биоэтических комитетов в странах Запада стала результатом не только тех трансформаций общественного сознания, которые уже были отмечены в связи с развитием биоэтики, но и политических процессов, в которых отразилась трансформация представлений о демократии участия и утверждение принципа позитивной общественной акцептации. В последнем ракурсе становление биоэтических комитетов может быть представлено как возможная проекция переформатирования отношений общественности с наукой и сферой принятия политических решений, что, собственно, нашло отражение в ряде нормативных документов. При этом, речь идет не только о консультативных формах взаимодействия социальных акторов с медицинскими работниками и организаторами здравоохранения, но о различных видах интеракции, обеспечивающих принятие социально приемлемого решения. Необходимость общественного дискурса в обсуждении моральных проблем биомедицины подчеркнута, в частности, во «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека». Согласно статье 19 независимые комитеты по этике, призваны внести существенный вклад в реализацию принципов декларации посредством: 1) оценки соответствующих этических, правовых, научных и социальных проблем, касающихся исследовательских проектов, объектом которых является человек; 2) консультирования по этическим проблемам в клинической медицине; 3) оценки научно-технического прогресса, выработки рекомендаций, содействия подготовке руководящих принципов по вопросам, относящимся к сфере применения настоящей