Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. «Женские исследования» как феномен современной западной культуры 15
1. 1. Гендерные исследования как новый методологический подход в изучении истории религии 15
1.2. Религиоведческий аспект «женских исследований» (Women s Studies) 25
1.3. Женщина и религия в современных западных научных исследованиях 32
Глава 2. Религиозный феминизм в современной западной культуре 55
2.1. Происхождение феминизма и основные этапы его развития 55
2.2. Христианский феминизм: истоки и современность 63
2.3. Основные проблемы и современное состояние иудейского феминизма 72
2.4. Спорные вопросы современного исламского феминизма: диалог западной и восточной культур 83
Глава 3. Женщина и религия в современной массовой культуре 99
3.1. Женский акционизм и религия в современной западной культуре 101
3.2. Религиозные образы женщин в современном западном визуальном искусстве 108
3.3. Образы женщин Нового Завета и христианок в современном кинематографе 117
3.4. Иудейки в современном кинематографе 147
3.5. Мусульманки в современном кинематографе 152
Заключение 160
Список источников и использованной литературы
- Религиоведческий аспект «женских исследований» (Women s Studies)
- Женщина и религия в современных западных научных исследованиях
- Основные проблемы и современное состояние иудейского феминизма
- Образы женщин Нового Завета и христианок в современном кинематографе
Религиоведческий аспект «женских исследований» (Women s Studies)
Другая точка зрения принадлежит Джоан Келли, она в своей работе «Ранняя феминистская теория и спор о женщинах, 1400 - 1789»262 пишет: «Феминистская теория возникает в пятнадцатом веке в тесной связи с новой светской культурой современного европейского государства и как реакция на нее. Это был голос образованных женщин, которые ощутили себя и всех женщин оклеветанными и подавляемыми новой культурой, но в то же время эта культура вдохновила их высказаться в защиту женщин…. До того времени, когда женское движение присоединилось к феминистской теории и практике, ранние теоретики феминизма терпеливо и долго оказывали интеллектуальное сопротивление вне связи с действием».263 И так далее автор продолжает рассуждать о XIV, начале XV века, называя первой феминисткой – Кристину Пизанскую и е труд «Книга о граде женском».264 Джоан Келли считает «раннее» возникновение феминизма следствием того что «бесконечная повторяемость женоненавистнической традиции,…, вызвала реакцию проженской стороны. Призываемые дать отпор потоку доводов в пользу того, что женщины были исключены из понятия «человек» в Писании, что они не были по-настоящему людьми, что они были отданы в подчинение мужчине авторитетом религии и истории, феминисты обновили свои идеи, которые сами по себе были новыми, но не претерпели большого развития».265
Обращаясь к исследованиям других авторов, мы также видим критику негативного отношения к вопросам, касающихся женщин, в яркой форме отмечается дискриминация по половому признаку. Так Г. А. Брандт, в своей работе «Человек на обочине или «место» женщины в истории европейской философии»266 пишет: «Женщина и все женское всегда понималось как «особенность» (женские особенности организма, особенности женской психики, души и т.п.) по отношению к «норме» человека. Чаще эта «особенность» оценивалась отрицательно как «дефект» подлинной человечности…».267 Также Брандт, как и многие другие авторы в свом сочинении довольно много и подробно говорит о Руссо, считая, что он, ненавидя любую зависимость и неравенство, не распространяет это на женщин. Касается этой темы и Мэри Уоллстоункрафт в работе «В защиту прав женщины».268 Она также полемизирует с Руссо и Джоном Грегори, считая, что женщина имеет право на образование, и в то же время женщина может быть хорошей опорой своему мужу, а не «второстепенным персонажем».
Обращает на себя внимание статья Светланы Айвазовой «К истории феминизма».269 По мнению автора, именно способность женщины продолжать род и стала причиной неравнозначных отношений между мужским и женским полом. Разделение труда между мужчиной и женщиной Айвазовой представляется «загадочным фактом истории».270 Рассуждая о причине распределения ролей и о иерархической зависимости, автор упоминает «миф о природном назначении». Мужчина – это нечто положительное и активное, тогда, как женщина оказывается «производным и пассивным» и «существом подозрительным». Далее Светлана Айвазова говорит и о власти женщин, о разоблачении мифа «женщина – второй сорт», так в XVII – XVIII веках «…вспыхивает целое созвездие королев, цариц, правительниц. Само их существование ставит под сомнение миф о «природном назначении» женщины, пусть даже речь идет как бы об «исключении из правил»».271 В статье говориться и о времени возникновения феминизма, приводятся классические, общеизвестные цитаты, которые впоследствии стали лозунгами, так, например Айвазова цитирует О.де Гуж «Декларация прав женщины» – «Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право взойти и на трибуну».272 И таким образом, автор прослеживает изменение положения женщины от древнейших времен до конца двадцатого столетия.
Еще один важный для становления феминизма аспект – женщина и власть. Эту немаловажную тему, также поднимает Джоанн Келли. Она подчеркивает, что все последователи феминизма так или иначе обращались к власти, в поисках сильных и властных женщин, которые могли постоять за себя. Именно это помогло бы, по мнению Келли, доказать самостоятельность женщин, способность к управлению, и к образованию. Джоан Келли вспоминает таких женщин как Жанна Д Арк, «..Боадицею, королеву бретонцев, учившую римлян, "что женщина может покорить их - тех, которые покорили почти весь мир..».273
Интересны работы, предметом которых стало разрушение стереотипов восприятия феминистских идей. Один из таких распространенных стереотипов -представление о том, что феминизм исключительно женское «занятие». Разрушая эти стереотипы, Шарлота Банч в своей работе «Феминизм в 80 - е годы» пишет так: «Феминизм также не является политикой только для женщин. Это рожденный женщинами подход, который может и должен использовать любой мужчина, заинтересованный в принципиальном изменении, также, как я, белая женщина, могу искать…. Феминизм определяется борьбой за изменение в институтах и ценностях, а не переходом власти от одного индивида к другому».274
Таким образом, феминизм в своей истории претерпевал изменения, в зависимости от времени, идеологии и ситуации в мире.
Существует традиционное разделение: феминизм первой волны, второй волны, а также возникает такое понятие как «постфеминизм» или третья волна. Дадим краткую характеристику этим трм направлениям.
Женщина и религия в современных западных научных исследованиях
Есть точка зрения, что феминизм – это исключительно западное явление, и оно не может быть перенесено на мусульманский мир. В XX веке запад начинает оказывать вс более активное на мусульманские страны –среди высших слов населения мусульманки начинают осознавать недостатки своей традиционной роли, предписанной религией, все больше подстраиваясь под образ жизни западных феминисток. Свои характерные особенности исламский феминизм приобретает позже – с точки зрения мусульманина, вопрос о равенстве мужчины и женщины не имеет смысла, каждый человек обладает своей собственной индивидуальностью, мужчина и женщина одинаковы т.е. как женщина не равна мужчине, так и мужчина не равен женщине. Ислам предусматривает их роли не как конкурирующие: у каждого свои обязанности и свои функции.
В связи с распространением ислама в мире утверждаются и позиции исламского феминизма. Например, все больше афро-американских женщин принимают эту религию, но приняв ислам они обнаруживают, что в этой религии абсолютно иное мировоззрение,384что приводит некоторых к идеям феминизма. «Из-за радикальных различий в положении женщин в рабовладельческих, колониальных обществах и экономиках, как и в силу транснационального характера их религиозных и политических связей, мусульманские феминистки оказались способны выйти за границы множественного сознания в сторону множественной критики».385
Таким образом, если изначально исламский феминизм существовал по образу и подобию западного феминизма, то постепенно начинает приобретать собственные формы, отдаляясь от западных.3 Тема положения женщины в исламском обществе в современном мире, интересует все большее число исследователей, вс чаще в научных статьях затрагиваются вопросы о том, существует ли мусульманский феминизм, и может ли он быть вообще, а если и есть, то в чем же заключается его главная идея. Для нашего исследования исламский феминизм представляет особый интерес, поскольку мусульманская культура с каждым годом все больше распространяется и ассимилируется в странах Запада, что приводит к активному взаимовлиянию этих двух культур, каждая из которых принимает те или иные особенности другой.
Обратим внимание на то, что, несмотря на общие точки соприкосновения, все же принципы и ценности феминизма и ислама противоречат друг другу. В частности, по мнению феминисток – патриархат значит притеснение женщин, тогда как ислам не поддерживает такую точку зрения. В современном мире многие исламские феминистки выступают за то, что бы ислам не стоит выделять как традицию насилия и патрархата, больше чем другие религии. Они стремятся бороться за свои права в рамках существующей традиции, отмечая роль женщины внутри своей религиозной общины,387 при этом объединяя «…религиозные, гендерные, политические, личностные элементы идентичности, чтобы иметь возможность устанавливать коалиции, порой противоречащие одна другой в своем противостоянии глобализации, местному национализму, исламизму и патриархальной системе».388 При сравнении отношения феминизма и ислама к системе брака, подчеркивается следующее: «В то время как феминизм отрицает любого рода взаимное дополнение полов, ислам делает на этом упор через акценты на различной социальной роли мужчин и женщин. Феминизм критично относится к институту брака, поскольку он приводит к субординации женщин, в то время как ислам строго рекомендует вступление в брак, как мужчинам, так и женщинам, и институт брака в исламе является таким, что мужья и жены четко разделяют в нем свою ответственность и обязанности. Руководящая роль мужчины принимается в исламе как нечто само собой разумеющееся, в то время как феминистки считают ее тиранией».389 Основываясь на доступной полигамии в исламе, феминистки считают это притеснением женских прав, и призывают бороться с подобного рода дискриминацией.
При этом нередко подчеркивается современными исследователями, что в исламском мире, роль женщины на самом деле не столько занижена. Конечно, считается, что главное для не семья и дети, но, как уже было замечено, не возбраняется быть богатой и успешной. Обратим внимание на то, что женщины были и остаются активными деятелями, пусть даже и не публичными. В качестве примера приведем цитату о событиях 1911 года в Тегеране: «В темные дни, когда поползли сомнительные слухи о том, сможет ли Меджлис надежно противостоять русской угрозе, персидские женщины, с их жаждой свободы и чувством патриотизма по отношению к своей стране... помогли дать ответ. Из огражденных стенами дворов и гаремов вышли на демонстрацию три сотни представительниц слабого пола, щеки их полыхали не блекнущим румянцем решимости. Они были закутаны в черные балахоны с белыми покрывалами, ниспадающими на лица. Многие в юбках или складках рукавов имели при себе пистолеты. Они направились прямо к Меджлису, и, собравшись там, потребовали от Председателя принять их. История не сохранила упоминания о том, что при этом подумали собравшиеся понурые депутаты земли Льва и Солнца. Председатель согласился принять делегацию из их числа. Они встретились с ним в зале для приемов.
Основные проблемы и современное состояние иудейского феминизма
Хильдегарда сочиняла музыку, и в конечном итоге многие е произведения были собраны в сборник (70 одноголосных песнопений), который делился на литургические темы. Здесь стоит подчеркнуть, что особое внимание автор было уделено Деве Марии и св.Урсуле. Помимо музыки, Хильдегарда написала несколько книг, среди них «Книга о внутренней сущности различных растений», которая представляет собой своего рода медицинский справочник. Важно отметить и написанные ею биографии св.Дизибода и св.Рупертаа, а также е активную переписку с папой Евгением III, папой Анастасием IV, папой Адрианом IV, германским императором Фридрихом I Барбаросса, которого Хильдегарда очень критиковала. С детства Хильдегарду посещали видения, о которых она пыталась рассказывать окружающим, но столкнувшись с непониманием, предпочла оставить их при себе, позже она делилась ими только со своей опекуншей Юттой. В сорок лет Хильдегарда получила благословление поведать миру все то, что она видела и слышала. Она была обеспокоена реакцией людей, хотя сама полностью была убеждена в божественном характере своих видений. Е труды были представлены епископу и духовенству Майнц, которые признали их исходящими от Бога. В течение десяти лет она записывала свои видения, которые вышли в свет под названием «Scivias» («Scivias Domini» – «Познай пути Господа»), где Хильдегарда рассказывает о первоначальном состоянии человека, о его падении и искуплении, о человеческой душе и е борьбе, о спасении и о конце света.517 Е откровения признали достоверными три Папы и Церковный собор. Хильдегарда является одной из четырех женщин, обладающих «званием»
Учитель Церкви.518 Для средних веков такое признание для женщины было большой редкостью, что позволяет нам говорить о том, что происхождение откровений Хильдегарды получило признание в обществе еще при жизни, собственно как и сама Хильдегарда.519 В настоящее время фигура и труды Хильдегарды фон Бинген не потеряли своей значимости. В 2010 году Папа Бенедикт XVI говорил о ней во время двух своих аудиенций, отмечая смирение, с которым она получила Божьи дары, и послушание, которое она дала церкви. Папа высоко оценил е мистические видения как «богатые теологическим содержанием».520 Заметим, что фигура Хильдегарды фон Бинген не потеряла своей актуальности и по сей день. Е музыка по прежнему пользуется большой популярностью, вплоть до создания отдельного канала на youtube для большей доступности современному массовому пользователю.521 История жизни Хильдегарды фон Бинген не осталась в стороне и от современного кинематографа. В 2009 году Маргарете фон Трота представила публике сво новое творение «Видения – из жизни Хильдегарды фон Бинген». Фильм посвящен жизненному пути немецкой монахини, великой мыслительницы, обладавшей крепким внутренним стержнем и готовностью бороться за свои права и свои взгляды. Фильм повествует о том, что Хильдегарда была наделена массой талантов: ею были написаны книги по естествознанию и медицине, и это помимо того, что она известна как композитор. Один из самых ярких эпизодов ленты рассказывает о том, как Хильдегарда героически отстаивала честь своей воспитанницы, которую обвиняли в порочности (ведь женщина априори нечиста). Позже несчастная девушка, не выдержав такого позора, покончила с собой. Повествуя о жизненном пути Хильдегарды фон Бинген, режиссер подчеркивает силу воли героини, которая, несмотря на многочисленные препятствия, смогла добиться позволения основать новый монастырь. В целом, основываясь на материалах, представленных в фильме мы можем сказать, что Хильдегарда для своего времени высказывала весьма феминистические идеи, отстаивая права женщин на проповедь, на свои решения и дозволения, а главное на свою точку зрения. При этом Хильдегарда фон Бинген представлена режиссером Маргарете фон Тротта как своего рода нонсенс и феномен того времени. Помимо всего прочего Хильдегарда фон Бинген была известна своими видениями, с которыми в большинстве случаев патриархальный мир изначально был не согласен, высказывая точку зрения, что у женщины не может быть божественных видений, и все что видит монахиня это от дьявола. «Видения» раскрывают перед зрителем портрет личности, живущей в век безусловной веры, но чьи таланты и независимые взгляды, делают е похожими на такие фигуры как Леонардо да Винчи и Симона де Бовуар.522
Хильдегарда – женщина с железной волей, она отстаивает своих сестер и свои убеждения. В непростое для женщин время, она была готова принять «вызов» бога, и отстаивать себя перед столь религиозным обществом.523 Именно этот образ популяризируется в современной массовой культуре, и является не только образцом для подражания, но и источником вдохновения для многих современных мыслителей и активных религиозных и социальных деятелей. Популярность личности Хильдегарды фон Бинген прослеживается сквозь все века, и, несмотря на то, что это образ средневековой монахини, он не теряет своей значимости и в западной культуре XXI века.
Образы женщин Нового Завета и христианок в современном кинематографе
Безусловно, развитие темы гендерного вопроса в религии, было бы невозможно без первых феминисток, без вуманисток и без mujerista – и это именно те новейшие направления, подчеркивающие актуальность нашей работы. Мы смогли представить такое явление как религия Богинь (Goddess Religion) как феномен современной западной культуры, при этом отметив мультикультурный характер данного направления. Нами был проведен анализ феминистской теологии, сформировавшейся во время второй волны феминизма, и изучающей категорию «женского» в религии, и в какой-то мере критикующей культуру, отрицательно настроенную по отношению к женщинам.
Мы отметили, что именно вторая волна феминизма послужила отправной точкой для развития гендерных исследований. Историографический обзор литературы по теме «феминизм и религия» показал, что толчком для появления феминистских настроений в обществе могли послужить положения, изложенные в Талмуде, Коране и Библии, определяющие подчиненное положение женщины, по отношению к мужчине. В ходе нашего исследования мы смогли выявить особенности религиозных отношений, которые способствовали и продолжают способствовать дальнейшему развитию феминистской теории и теологии. Этапы становления феминизма и особенности их взаимовлияния с господствующими в обществе религиозными взглядами могут существенно различаться, что находит свое отражение в литературе, освещающей эти проблемы. Наиболее многочисленны материалы, касающиеся христианского феминизма.
Исследователи из разных стран подробно анализируют разнообразные проявления феминистского движения в условиях католицизма, протестантизма и православия. Анализируя высказывания феминисток, мы пришли к выводу, что в их основе лежат требования женщин равных прав с мужчинами в области образования, политики и религии. Для женщин-христианок важно не только активное участие в общественной жизни, но и присутствие в руководящих органах, в том числе и церковных. Что касается актуальности иудейского феминизма, то одной из его основных задач является получение прав, как в общественной жизни, так и в религиозной. В вопросах изменения статуса женщины в общине важную роль играет принадлежность к ортодоксальному, консервативному или реформаторскому иудаизму. Вопросы исламского феминизма столь же сложны, сколь актуальны, в особенности в рамках современного меняющегося мира. Исследователей все больше интересует тема исламского феминизма и положения женщины в исламском обществе, а также взаимовлияние исламского и западного феминизмов. Проанализировав три направления религиозного феминизма, мы заключили, что можно говорить об активном влиянии данного явления на современную западную культуру.
Вопросы, касающиеся женщины и религии, не остались не охваченными и современной массовой культурой. Современная культура не перестат использовать образы героинь прошлых лет и веков, тем самым создавая новый взгляд на классических персонажей, умело вписывая их в современную реальность. Так образ монахини, как героини фильмов не теряет своей актуальности и в XXI веке, точно так же как и популярные библейские персонажи вновь появляются на экранах в образах сильных женщин, разбивающих привычные стереотипы. В данном случае, мы не можем не отметить влияние феминистской мысли на подобное явление. Изучение фильмов в основном носит сравнительный или кросс-культурный характер, в то время как благодаря «женским исследованиям» в анализе фильмов на гендерную тематику присутствует транснациональный аспект.580 Проследив взаимоотношения женщины и религии в контексте современной массовой культуры на примере кинематографических работ XX-XXI веков, мы смогли отметить возросший интерес к женщинам-мистикам прошлых веков, чьи работы получили новую жизнь (как их книги, так и музыка), и чему свидетельствует активное размещение их работ в сети Интернет и приобретенная ими популярность. Этим реальным женщинам посвящаются фильмы, раскрывая их образы и адаптируя для актуальных проблем современного мира и современной западной культуры. Актуальная на сегодняшний день во всем мире тема абьюза (угнетения) в рамках той или иной конфессии также была представлена в нашей работе на примере анализа двух фильмов («Монахиня», «Приюты Магдалины»). Значимыми для современного западного общества являются и работы посвященные проблемам женщины в иудаизме, точно так же, как и вопросы выбора для женщины в исламе рассмотренные нами на примере современного кинематографа. Все эти работы были представлены на западе, таким образом, мы можем говорить об интегрированности данных тем и об их влиянии на современную западную культуру в целом, и массовую культуру в частности. Мы представили краткий обзор такого направления в современном искусстве, как женский акционизм ставшего не просто искусством, а значительным общественным явлением и его взаимосвязь с проблемами взаимоотношений женщины и религии в современной западной культуре. Многие социальные вопросы, ранее затрагиваемые лишь светским обществом, теперь обсуждают и в рамках той или иной конфессии. Помимо художественных работ, работ в стиле поп-феминизма, проводятся научные конференции посвященные теме женщин и религии, как правило, проблемы, возникающие внутри этого широкого дискурса, рассматриваются и с феминистской точки зрения.
Таким образом, мы проследили изменение взглядов на вопросы, касающиеся женщины и религии в современной западной культуре. Мы убедились, что исследовательский интерес к данной теме возрастает с каждым годом, и, что немаловажно, становится вс более актуальным в рамках современного меняющегося мира.