Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типы нерелигиозности в социалистическом обществе Орлова Анна Сергеевна

Типы нерелигиозности в социалистическом обществе
<
Типы нерелигиозности в социалистическом обществе Типы нерелигиозности в социалистическом обществе Типы нерелигиозности в социалистическом обществе Типы нерелигиозности в социалистическом обществе Типы нерелигиозности в социалистическом обществе Типы нерелигиозности в социалистическом обществе Типы нерелигиозности в социалистическом обществе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Орлова Анна Сергеевна. Типы нерелигиозности в социалистическом обществе : ил РГБ ОД 61:85-9/422

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические проблемы исследования 16-60

1. О понятии тип и типология I6-34

2. Классификация индивидов по отношению к религии и атеизму 35-60:

Глава 2. Становление и современное состояние не религиозности 61-138

1. Переход от религиозности к не религиозности как аспект процесса секуляризации 61-84

2. Не религиозность отошедших от религии и никогда не веривших 85-103

3. Современные типы не религиозности 104-138

Заключение 139-145

Литература 146-156

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Реальным достижением развитого социалистического общества является освобождение большинства людей от влияния религии, усвоение ими атеистических принципов, идеалов, ценностей, представляющих собой важную составную часть социалистического сознания. Атеизм стал одной из неотъемлемых черт духовного облика советского человека, выражающих богатство его внутреннего мира, культуры, идейной зрелости. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У. Черненко особо подчеркнул теснейшую связь коммунистической убежденности и твердой атеистической позиции: "Коммунисты - последовательные атеисты"1.

Атеистическое просвещение, убеждение и пропаганда в первую очередь нацелены на преодоление религиозных предрассудков в сознании верующих людей, поскольку, как отметил Пленум ЦК КПСС, "... под влиянием религии находится часть людей и часть, прямо скажем, не такая уж малая" . Вместе с тем, научно-атеистическое воспитание не ограничивается только кругом людей, находящихся под влиянием религии. Важная цель атеистического воспитания - сформировать активную атеистическую позицию, четкие научно-атеистические убеждения, умение их отстаивать и аргументированно защищать и у неверующих. Для выполнения этих сложных задач необходимо исходить из реальных фактов, учитывать, что в сфере сознания человека идет борьба нового со старым, действуют не только созидательные, но и негативные тен-денции .

У определенной части нерелигиозных людей существует симпатия к некоторым религиозным обрядам, праздникам, нездоровый интерес 1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М., Политиздат, 1983, с. 60. 2 Там же, с. 60. 3 Там же, с. 33.

4. к иконам и церковной литературе, ношению крестиков, имеют место проявления суеверности и пр. Примиренческая позиция часто питается ложным мнением о том, что религия отомрет сама собой. С этим связана недооценка значения атеистической пропаганды, снижение степени готовности личности противостоять религиозному влиянию.

Не представляя какой-либо системы взглядов, скептические, нигилистские, другие мнения характерны для некоторой части молодых людей, что свидетельствует об отсутствии принципиальности их убеждений. Научно-материалистические атеистические знания, полученные на уровне обязательного среднего образования, через каналы средств массовой информации, не всегда превращаются для них в твердые убеждения.

Социалистическое общество сильно идейной зрелостью трудящихся. Вот почему особенно актуальны задачи совершенствования атеистической пропаганды по формированию последовательной атеистической позиции, преодолению индифферентизма, скептическо-нигили-стских оценок религии и атеизма, одобрительного отношения к религиозным обрядам, проявлению суеверности у нерелигиозных людей.

Решению поставленных задач во многом способствуют активные теоретические и конкретно-социологические исследования различных типов сознания и поведения нерелигиозных людей.

Актуальность таких исследований связана и с тем, что "... на международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем,двух полярно противоположных мировоззрений" . 1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г.-М., Политиздат, 1983, с. 68.

Наши идейные противники нередко прибегают к фальсификации достижений социализма, марксистско-ленинской идеологии, теории и практики научного атеизма.

С одной стороны, буржуазные идеологи пытаются доказать "насильственный" характер освобождения трудящихся от религии, объявляют "насильственными" мерами широкое распространение атеистической литературы, лекционно-массовую работу, атеистическую пропаганду средствами массовой информации, демонстрацию антирелиги- озных фильмов и др. . С другой стороны, предпринимаются попытки доказать, будто бы совершается процесс религиозного "ренессанса", растет в нашей стране индифферентизм в отношении к научному атеистическому мировоззрению.

Все это требует аргументированной критики различного рода фальсификации теории и практики атеизма в СССР, раскрытия эволюции отношения трудящихся к религии при социализме, анализа степени усвоения ими научно-атеистических взглядов, суждений, оценок, выявления типов нерелигиозного сознания и поведения, особенно среди молодого поколения.

Вопрос о механизме формирования и функционирования типов нерелигиозного сознания разработан в советской атеистической литературе недостаточно.

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ. Разработка методов типоло-гизации мировоззренческих ориентации (построение типов-портретов, типов-описаний и др.) началась еще в 20-30 гг. Типологизация касалась по преимуществу проблем религиозности и отхода трудящихся х Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР.-М., 1971, с. 24-41. от религии1, хотя предпрішимались и попытки теоретического анализа типов сознания людей, порвавших с религией2. Не смотря на недостатки методики, эти исследования дают большой эмпирический и теоретический материал, позволяющий проследить эволюцию сознания трудящихся на различных этапах социалистического строительства.

Исследование типов отношения людей к религии и атеизму получило свое дальнейшее развитие в начале 60-х гг. в связи с задачами нового этапа развития массового атеизма - формирования научно-атеистического мировоззрения у всех советских людей .

Отмечалась необходимость учета того факта, что "... в жизни нет резкого деления всех людей на убежденных атеистов и верующих. 1 "Антирелигиозник", 1926-1940 гг.; Дети и Октябрьская революция. М.,1929; Блинков Н. Религиозность и антирелигиозность на з-де "Серп и молот", "Клуб и революция", 1930, В 21-22; Воинствующий атеизм. М. ,1930, & I; Зильберберг Д. Религиозность и антирелигиозность московских рабочих - Правда, 1970, JS 355; Лука-чевский А. Изучение социальных корней религии в СССР. М.,1930; Ривес С. Религиозность и антирелигиозность в детской среде. М., 1930; Почему мы не верим в бога? Л., 1938; Почему мы стали безбожниками? М., 1935: Ярославский Ем. Борьба за преодоление религии. М., 1935, др.

Блинков Н. На путях к отмиранию религии. - Безбожник, 1931, № 4; булатов И. Трудящиеся массы против религии. М-Л., 1930; Гурев Г.А. Хрестоматия молодого безбожника. Тюмень, 1928; Маторин Н. К вопросу о корнях религиозности и безбожия в СССР. - Человек и природа. М., 1930, J6 8; На путях к новой школе. М., 1929, & II; Ножшщкий Г. Безрелигиозное май антирелигиозное воспитание ...М., 1929; Слещук Ш. Школа и воспитание активных атеистов. M-JL, 1928; Петелин Г. Дадим слово школьнику. М-Л, 1931, др. 3 Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков. М., 1966; Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М., 1961, др.

В действительности между верующими и атеистами находится боль- v шая прослойка людей, безразлично относящихся к религии и колеб-лвдихся между религией и атеизмом... внешне неверующих, но не ставших сознательными, убежденными атеистами"1. Широкое применение конкретных социологических исследований в конце 60-х начале 70-х годов дало материал для доказательства этих общих положений2. 1 Морозов М. Некоторые вопросы мировоззрения и религии. - Наука и религия, $ 10, 1965, с. II. р Алексеев Н.П. Методика и результаты изучения религиозности сельского населения. - В кн.: Вопросы научного атеизма. М., 1967, вып. 3; Аптекман Д.М. Атеистическое воспитание в трудовом коллективе, JL, 1971; К обществу, свободному от религии. Мосша, 1970? Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969; Тепляков М.К. Победа атеизма в различных социальных слоях советского общества. -В кн.: Вопросы научного атеизма. М.,1967, вып. 4;Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. М., 1965; Яблоков И.Н. Значение социологических исследований для теории и практики научного атеизма. М., 1967; Яблоков И.Н. Актуальные проблемы конкретно-социологических исследований. М., 1969, др.

Диссертационные работы:

Арнаут Е.К. Социологический анализ религиозности молодежи. М., v/ 1968; Берестовская Л.Е. Проблема сокращения воспроизводства религии в новых поколениях. М., 1969; Галицкая И.А. Особенности проявления и причины сохранения религиозных пережитков среди молодежи. М., 1968; І^ров Ю.С. Проблемы конкретно-социологических исследований молодежи. М., 1969; Квардаков А.И. Религиозные пережитки в сознании и быту сельского населения и пути их преодоления. Новосибирск, 1969; Кобецкий В.Д. Предмет и методика конкретно-социологических исследований преодоления религии в СССР. Л., 1968, др.

Первоначально различие верующих и неверущих производилось на основании негативного, отрицательного или положительного отношения к религиозным взглядам и поведению. Так, в исследованиях в Орловской области в 1964-1965 гг. її.П. Алексеевым на основе "отношения к понятию бога" определялась мировоззренческая принадлежность колхозников и предлагалось на этой основе трехчленное деление на "верующих", "колеблющихся" и "неверующих". Группы нерелигиозного населения определялись по степени сопротивления религии, а типология "верующих" основывалась на крите- рии степени приверженности к религии . Авторы, как правило, специально не разрабатывали критерии и характеристики типов верующих и неверующих, давали им самые общие интерпретации.

В связи с выделением принципа единства сознания и поведения при оценке религиозных групп людей, происходит уточнение критериев как религиозности, так и нерелигиозности. Стали изучаться как объективные, так и субъективные признаки религиозных и нерелигиозных групп и индивидов.

А.И. Квардаков определяет общее разделение групп по двум основным факторам: а) вера в существование бога или его отрицание; б) действия человека, совершаемые на почве религии и атеизма. Автор выделяет на этом основании следующие группы: неверующих (атеистов), колеблющихся, сомневающихся и твердо верующих.

М.К. Тепляковым предлагались и апробировались в исследованиях в Воронежской области следующие признаки деления групп по 1 Апосту А.Т. О преодолении религиозных пережитков в сознании тружеников села. М., 1966; Лысенко Ю.И. Причины существования и пути преодоления пережитков в сознании верующих рабочих. Киев, 1969; Мерзлова Г.К. Религия и быт. М., 1968; Шготкина Д.П. Некоторые проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения подрастающего поколения. М., 1966, др. отношению к атеизму и религии: а) степень атеистической и религиозной убежденности; б) активность в распространении своих взглядов; в) отношения, которые складываются между людьми на почве атеизма и религии; г) участие в производственной, общественной и культурной жизни. На основе этих исследований была предложена такая схема: "атеисты", "безрелигиозные", "колеблющиеся", "верующие убежденные", "фанатики".

Фактор "социальной активности" был апробирован в исследованиях в Пензенской области и предложены следующие основания (признаки-критерии) типологии:

I) содержание и уровень атеистического и религиозного сознания; 2) характер представлений о влиянии религии на нравственность; 3) степень и мотивы проявления религиозности в практическом поведении; 4) активность участия в общественной и культурной жизни; 5) степень атеистической и религиозной активности. Результатом такого практически-деятельного подхода к определению общего критерия-основания типологии было,в частности, выявление типа "нерелигиозных ритуалистов".

Критерий секуляризации лег в основу мировоззренческих типов городского населения, предложенных А.А. Лебедевым.

Помимо общего разделения групп "верующих" и "неверующих" по степени секуляризации было дано дифференцированное описание нерелигиозных - "пассивных атеистов", "индифферентных".

В связи с анализом "изначальной нерелигиозности", характерной для большинства советских людей, в атеистической литературе середины 70-х годов предпринимаются поиски критериев нерели- гиозности , атеистической убежденности, строится типология ате- 1 Балтанов Р. Г. Социологические проблемы научно-атеистического воспитания (проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР), Казань, 1973; Данилов Д.Г. Общественное мнение и научно-атеистическая пропаганда. Л., 1976; І^ров Ю.С.Мировоззрение молодежи и атеизм; опыт конкретно-социологических исследований, изучение отношения молодежи к религии и атеизму и формирование у нее научно-материалистического мировоззрения. Чебоксары, 1976; Калашников М.Ф. Критерии религиозности и типология верующей молодежи, их практическое использование в социологических исследованиях - Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии. Пермь, 1971, J& I; Лебедев А.А. Конкретные исследования в атеистической работе. М., 1976; Некоторые проблемы научного атеизма, Челябинск, 1973, вып.1; Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976; Пивоваров В.Г. На этапах социологического исследования (теория и практика социологического исследования проблем атеизма и религии) . Грозный, 1974; Солод Н.А. Опыт типологического анализа атеистической зрелости и религиозности рабочей молодежи. - Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии. Пермь, 1971, И I; Рамм Б.Я., Аптекман Д.М. Методологические проблемы социологического изучения эффективности атеистического воспитания. -Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии. Пермь, 1971, № I; Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение.М., 1973; Филист Г.Н. Некоторые особенности атеистического воспитания городского населения. Минск, 1977; Шехтерман Е.И. Человек, религия и атеизм. А-А, 1975; Чекулаев B.C. Атеистическая убежденность, ее критерий и типология атеиста, Ульяновск, 1975; Черняк В.А Планы социального развития коллективов и атеизм. М., 1974; Черняк В.А. Научный прогресс и религия. А-А, 1976; Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972, др.

Диссертационные работы: Ляшева Ж.Н. Разрыв с религией и становление атеистического сознания личности как социологическая проблема. М., 1975; Лунгу Ю.П. Научно-техническая революция и формирование атеистической убежденности трудящихся. Л., 1974; Соболев С.С. Актуальные проблемы формирования атеистического сознания. М., 1974; Чекулаев B.C. Критерий атеистической убежденности и типологии современного атеиста. Казань, 1975, др. истов, изучаются закономерности развития атеизма в социалистической обществе.

Решению этих вопросов посвящены работы Д.М. Аптекмана, В.К. Арсенкина, М.Ф. Калашникова, М.Г. Писманика, Б.Я. Рамма, Н.А. Солода, В.А. Черняк, И.Н. Яблокова и др. Указывалось, что общими показателями атеистического сознания выступают взгляды, сформировавшиеся на основе идеи о материальном единстве мира, о естественном развитии природы и общества. Характерно также отсутствие каких бы то ни было элементов религиозности в интеллектуальной и эмоциональной сферах.

Разрабатывалось понятие атеистической убежденности как основного структурного элемента атеистического сознания, а также категория "атеистическая зрелость". Выделены важные эмпирические показатели - степень и уровень последовательности атеистических взглядов, степень их осознанности и интенсивности проявления и др., которые были положены в основу методики КСИ. Это помогло описать различные мировоззренческие типы нерелигиозных людей.

В исследованиях М.Ф. Калашникова прослеживается взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных моментов с поведением, что способствовало регистрации группы "суеверных". Н.А. Солод предложил учитывать степень интериоризации взглядов в качестве субъективного критерия атеистической убежденности.

Б.Я. Рамм и Д.М. Аптекман, рассматривая атеизм как систему, включающую три основных компонента - атеистическое миропонимание, мироощущение и действенность - предложили определить на их основе уровень атеистической зрелости.

Наряду с исследованием распространенности и интенсивности нерелигиозности, существенное внимание уделяется изучению проблем обоснованности типологии, поиску надежных признаков-характеристик типов нерелигиозных1.

Однако в социологии религии и атеизма не проводилось специального исследования типов нерелигиозного сознания. Данная работа 1 Аптекман Д.М. Атеизм как социальное явление. Л., 1978; Аптек-ман Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе. Л., 1979; Грика Е.В. Атеистическое воспитание сельской молодежи. Кишинев, 1982; Гуров Ю.С. От безразличия - к убежденности. Чебоксары, 1980; Зоц В.А. Духовная культура и атеистическое воспитание. М., 1978; Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л., 1978; Ко-сенко Г.Ф. Трудовой коллектив и научно-атеистическое воспитание. М., 1978; Колодный А.Н. Атеистическая убежденность личности. Киев, 1983; Колесникова А.Н. Суеверие и суеверность. - Научный атеизм. Вопросы теории и практики. Пермь, 1977, вып. 7; Муквич Г.А. Утверждение атеизма. Киев, 1979; Никитин В.Н. Атеизм как социальное явление. Л., 1977; Пастух М.С. Убежденность атеиста. Киев,1981; Характер религиозности и проблемы атеистического воспитания. Грозный, 1979; Писманик М.Г. Типология религиозности и атеизма. -Научный атеизм. Вопросы теории и практики. Пермь, 1976, вып. 5; Соловьев B.C. Атеизм и формирование нового человека. Йошкар-Ола, 1979; Черний A.M. Атеистическое воспитание молодежи: опыт и проблемы. Киев, 1981; Степанов А.Я. Атеистичность. Как ее пониматъ?-Петрозаводск, 1978; Тажуризина З.А. Актуальные проблемы истории атеизма. М., 1979; Тажуризина З.А. Закономерности развития атеизма. М., 1978; Тажуризина З.А. Творческая сущность атеизма. М., 1981; Угринович Д.М. Общий кризис капитализма и религия. М. ,1979; Угринович Д.М. Роль искусства в формировании атеистического мировоззрения. М., 1983; Угринович Д.М. Принципы анализа религиозности и атеистичности в социалистическом обществе. - Советская социология. М., 1982, т. I; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1978; Яблоков И.Н. Религия: Сущность и явления. М., 1980; Яблоков И.Н. Особенности становления атеистического сознания студенческой молодежи. - В сб.: Атеистическое воспитание студенческой молодежи. М., 1977, др. способствует созданию более глубокой и теоретически обоснованной картины современного состояния нерелигиозности.

ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИИ заключается в исследовании механизма формирования, эволюции и функционирования типов нерелигиозного сознания.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи: определить исходные методологические принципы типологического анализа нерелигиозного населения; построить рабочую модель нерелигиозного сознания и поведения; проследить этапы эволюции отношения к религии у нерелигиозных людей в социалистическом обществе; на материалах конкретно-социологических исследований среди молодежи уточнить характеристику типов нерелигиозного сознания и поведения.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ данной работы явились произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, документы КПСС и советского государства.

При написании диссертации использовались как современная атеистическая литература, так и работы 20-30-х гг., результаты обследований религиозности рабочих, школьников, сельских жителей в те годы. В диссертации обобщены результаты интервальных исследований атеистической убежденности студенческой молодежи МГУ", проведенных кафедрой истории и теории атеизма в 1976 и 1981 гг., а также данные опроса, организованного РК ВЛКСМ Ленинского района г. Москвы среди рабочей и служащей молодежи.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в том, что данное исследование является одним из немногих в атеистической литературе, где дается специальный анализ нерелигиозного сознания и поведения ин-

14. дивидов и групп.

В диссертации проанализированы методологические принципы типологического анализа и конкретизированы применительно к изучению религиозности и нерелигиозности, уточнены понятия типа и типологии, правила выделения типов и структурирования объектов, особенности этапов типологизации, признаки однородности, выявлено соотношение признаков-оснований с признаками-характеристиками и признаками-причинами.

Прослеживаются динамические изменения в отношении к религии трудящихся в переходный период от капитализма к социализму и в период построения развитого социалистического общества, что уточняет общую картину процесса преодоления религиозности. Изучено современное состояние сознания и поведения различных групп нерелигиозных людей.

В диссертации обосновывается положение о том, что кроме единых типологических схем возможны и иные подходы к типологизации - выделение групп внутри только религиозного или нерелигиозного населения. Для этого необходимо отыскивать специальные основания деления. Предложены критерии нерелигиозности, выделены типы нерелигиозного сознания и поведения.

Введен в научный оборот конкретный материал, характеризующий отношение молодежи к религии и атеизму.

АВТОР ВЫНОСИТ НА ЗАЩИТУ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПСЖОЖЕНИЯ.

I. Типологический анализ в социологии религии и атеизма, связывая теоретический и эмпирический уровни исследования, дает возможность определить существенные признаки нерелигиозности групп и индивидов, а именно: в области сознания - отсутствие религиозной веры (в бога, в "трансцендентные" объекты, т.п.), нерелигиозная самооценка, последовательное или непоследовательное усвоение атеис-

15. тических принципов,идеалов,ценностей и пр.; в области поведения -отсутствие религиозно мотивированных культовых действий, отсутствие культового поведения, участие в пропаганде и распространении атеистических взглядов и др.

Дополнительные теоретические и конкретно-социологические исследования подтверждают правильность в целом разработанной в советской литературе единой типологии людей по их отношению к религии и атеизму:верующие последовательные,верующие непоследовательные, колеблющиеся, индифферентные, атеисты непоследовательные, атеисты последовательные.

Кроме рассмотрения сознания и поведения атеистов и индифферентных, образующих группы нерелигиозных людей в единой типологии, возможно выделение по специальным основаниям и других типов нерелигиозности. К ним были отнесены:тип скептически ориентированных по отношению к вопросам религии и атеизма,нигилистически ориентированных по отношению к религии и атеизму, неверно оценивающих роль религии, нерелигиозных суеверных, нерелигиозных ритуалистов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в следующем.

Результаты исследования использованы при разработке практических рекомендаций по совершенствованию атеистической работы среди населения.

Выявление источников формирования типов нерелигиозного сознания и поведения способствует уточнению, а следовательно, и повышению эффективности атеистической пропаганды.

Теоретические обобщения и практические выводы могут найти применение в сети партийной и комсомольской учебы, в семинарах организаторов и пропагандистов атеизма.

Раскрытие позитивного влияния атеизма на духовное развитие трудящихся помогает разоблачению буржуазных фальсификаций теории и практики научного атеизма.

О понятии тип и типология

Во многих отраслях научного знания необходимость типологиза-пии возникает тогда, когда имеются множества неупорядоченных, разнородных явлений, фактов, объектов. Вместе с тем, практическое применение типологического анализа опережает его теоретическое осмысление. Как показывает анализ современной советской литературы по методологии социального познания, "типология" как объект самостоятельного изучения только начат, и пока больше поставлено вопро т сов, чем дано на них ответов .

Термин "типология" употребляется в разных смыслах. Во-первых, под типологией понимается метод научного познания, включающий процедуры расчленения и группировки по какиунлибо признакам. Во-вторых, типологией называют общую картину упорядочения изученных явлений, результат их типологического рассмотрения. Типологизапия включает поиск оснований выделения групп объектов, нахождение их существенных признаков, построение шкал порядка, шкал отношений и т.д. между группами. В результате типологизации получаются статически устойчивые группы признаков, объектов, явлений, которые будем считать типами.

Широкое применение типологии при обобщении материалов социологических исследований в области религии и атеизма обусловлено ее важными эвристическими функциями. Она позволяет упорядочить знание об объекте, обобщить в типе значительный эмпирический материал.

Типология предполагает не только количественную обработку данных, но и качественный анализ объекта.

Типологический анализ применяется в самых различных областях знания. Однако каждая наука конструирует и применяет типологию в связи с особенностями своих целей и задач.

Так, в литературоведении типологизапия предполагает выявление не только индивидуального своеобразия литературных явлений, не просто их сходных черт и связей, а раскрытие тех принципов, которые позволяют говорить о литературно-эстетической общности, о принадлежности данного явления к определенному типу1.

Особенность типологического анализа в этой области знания связывают с развитием литературного процесса, задачами сопоставления литературных явлений, вычленения их родственных элементов. Типологическая общность, объединяя единообразные явления, не исключает их индивидуальности, особенности. "Литературная типология, - пишет акад. М.Б. Храпченко, - предполагает ... раскрытие общих или сходных тенденций развития как в литературах народов, близких по языку и своим историческим судьбам, так и в литературах народов, которым не присущи эти черты. Но в самых различных типологических обобщениях родственное, общее и сходное характеризуется не в простом отвлечении от индивидуального, частного и не в прямо р линейном противопоставлении им, а в их внутренних связях .

Классификация индивидов по отношению к религии и атеизму

Типологический анализ в социологии религии и атеизма ставит задачи обобщения и уточнения знаний о множествах явлений (религиозных верованиях, религиозных организациях, мнениях, суждениях о религии и атеизме, носителях религиозного или нерелигиозного сознания, др.); осуществляет поиск их признаков-характеристик, способов соотнесения объектов между собой. Хотя использование типологического анализа для группировки результатов конкретных исследований началось в 20-30 гг. (создавались типы-портреты, типы-описания, типы-характеристики, т.п.), широкая разработка методологических проблем начала осуществляться в конце 60-х годов. Социологи столкнулись с трудностью сопоставления получаемых данных об объектах исследования, проверки их качества, что в первую очередь было связано с неразработанностью концептуально-понятийного аппарата, с помощью которого можно было бы выделить звенья в цепи "религиозность-атеис-тичность".

Самым общим делением людей по отношению к религии и атеизму является различение религиозных и нерелигиозных индивидов. Традиционно сложилось так, что изучение системы признаков, характеристик, свойств, закономерностей было начато с феномена религиозности. Значительный объем исследований 60-70 гг. посвящен вопросам религиоз 1 Конкретные исследования современных религиозных верований. М., 1967; Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969; К обществу, свободному от религии. Москва, 1970; Алексеев Н.П. Характер религиозности в среде колхозного крестьянства. Автореф. дисс. на соиск. степени кандид. филос.наук. М., 1966; Арнаут Б.К. Социологический анализ религиозности молодежи. Автореф. дисс. на соиск. степени кандид. филос.наук. М., 1968; Черняк В.А. Формирование научно-материалистического атеистического личности1, причин религиозности индивидов и грушг, и пр. Активно обсуждались вопросы о критериях религиозного сознания и поведения, предпринимались попытки операциональной интерпретации понятия "религиозность". Все это позволило добиться значительных успехов в изучении религиозности населения, особенностей религиозного сознания, религиозности.

В советской литературе под религиозным сознанием понимают "верования, представления, образы, идеи, настроения, чувства" , в качестве структурных элементов этого сознания выделяют знание религиозных "истин", религиозную веру, религиозные нормы, символы, ориентации, санкции, предрассудки, предубеждения . Религиозное сознание имеет два уровня - религиозную идеологию и религиозную психологию. На уровне идеологии оно представляет собой систему взглядов, представлений о боге, о природе, обществе, о мире в целом, развиваемую богословами и служителями культа. На уровне общественной психологии-выступает в виде религиозных образов, иллюзий, настроений, чувств, чаяний, привычек и т.д. В числе критериев группы верующих выделяют показатели сознания - вера в бога, боговоплощение, бессмертие души и т.д.; и поведения - участие в обрядах и праздниках, распространение религиозных взглядов и пр.

Отсутствие последовательных религиозных представлений, взглядов, религиозной веры характеризует сознание колеблющихся. Признаком этого сознания является неуверенность в существовании бога, отсутствие четких религиозных представлений. Религиозное поведение колеблющихся ограничивается культовым поведением, мотивация которого может быть как религиозной, так и нерелигиозной.

Место понятий "нерелигиозного сознания", "нерелигиозности" в системе категорий научного атеизма пока еще не определено. Высказанные в литературе взгляды (например, М.Ф.Калашникова, А.А.Лебедева, М.К.Тешшкова, В.А.Черняк и др.) не вносят ясности в вопрос о месте и роли нерелигиозного сознания, нерелигиозности в ряду других общественных явлений.

Переход от религиозности к не религиозности как аспект процесса секуляризации

Нерелигиозное сознание как объект анализа следует рассмотреть не только статически, но и в динамике, чтобы учитывать особенности тех связей, которые характерны для определенных этапов его становления, развития и функционирования.

Можно выделить две группы нерелигиозных людей:

1) тех, нерелигиозность которых складывалась в результате отхода от религии;

2) тех, которым присуща "изначальная" нерелигиозность, которые никогда не были верующими.

В первые годы после Великого Октября в сознании большинства людей происходили изменения, связанные с утратой религиозного комплекса и заменой его другими видами жизненных ориентации (например, стихийным неверием, индифферентизмом к религии и др.). На современном этапе большинство трудящихся никогда не было верующими, и их нерелигиозное сознаьше обусловлено безрелигиозной социальной средой и процессом атеизации - целенаправленным утверждением в сознании масс, групп, индивидов атеистических принципов, установок, ценностеи .

Отход от религии - это один из моментов процесса секуляризации, который является стороной духовной эмансипации людей. Секуляриза-ционные процессы охватывают общество в целом, отдельные сферы его жизнедеятельности и социальные институты, социальные группы и отдельных индішидов, и прежде всего проявляются в переходе трудящихся от религии к массовому неверию.

Освобождение сознания трудящихся от религии в социалистическом обществе в столь короткий исторический срок в качестве важнейших условий имело коренные изменения в экономике, в социальной жизни, в области культуры, развитие науки и техники. В становлении нерелигиозного сознания масс важную роль сыграли факторы субъективного порядка: антирелигиозная пропаганда и агитация, атеистическое воспитание, осуществляемое Коммунистической партией, общественными организациями . Анализу объективных и субъективных факторов освобождения трудящихся от религии посвящен ряд работ советских исследователей.

В качестве детерминант эволюции нерелигиозности на разных этапах развития социалистического общества выступают социальные факторы, которые, с одной стороны, способствуют отходу верующих от религии, с другой - являются барьерами проникновения религии в массовое сознание. Результаты действия социальных факторов "удерживаются" в мировоззренческих типах людей, выделенных по их отношению к религии и атеизму.

Попытка создания таких типов (типов-описаний, типов-портретов, мировоззренческих групп по отношению к религии) предпринимались в конце 20-х начале 30-х годов. Был накоплен определенный материал по результатам исследований, возникла необходимость типологического анализа этого материала, вычленение определенных типов (групп) с присущими им признаками-характеристиками. Наследие этого периода дает представление о нерелигиозности в соответствии с уров Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (І9І7-І937гг.).Л.,І973; Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие. Л., 1983; Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. М., 1974; По этапам развития атеизма в СССР. Л.,1967; Зоц В.А. Духовная культура и атеистическое воспитание.М.,1978,др. нем типологических построений, полученных в результате исследований того времени.

В целом для большинства населения нерелигиозное сознание было результатом отхода от религии. По данным опроса, проведенного в 1929 г. кафедрой марксизма-ленинизма Белорусской АН, выявилось, что из 884 опрошенных 552 человека отнесли себя к безбожникам, причем лишь 25$ были неверующими с детства, 75% стали нерелигиозными в результате разрыва с религией1. В атеистической литературе и пропаганде уделялось первостепенное внимание разработке вопроса о путях преодоления религиозности.

О степени интенсивности разрыва трудящихся с религией в первые годы после революции, в период построения социализма свидетельствуют исследования в Воронежской, Пензенской обл., в Карельской АССР, Марийской АССР.