Введение к работе
Актуальность исследования. Анализ современного («гра, ггроисхо-дягснх в нём фундаментальных изменений, требует глубокого осмысления перспектив общественного развития, его двинутих сил, нового подхода к решению назревших проблем. Демократизация общеотвешго-полити--ческой жизни советского общества, расширение гласности, переосмысление накаго исторического прошлого произвели взркв в обкествениом сознании, породили различные, часто взяш.оисклгачаюте точки зрения по актуальнейшим проблемам современности.
Но плюрализм шений не означает плмраляэм истин. Необходимость сотрудничества в деле сохранения мирз или строительство "общеевропейского дома" слюдыга различных политических и религиозных убеждений не означает "конвергенцию идей", тал как кзжду двумя взаямоииштаюшига сужениями лежит на истина, а проблею. Истина может бчть лишь результатом объективного и бзепркограстпого анализа проблем.
ОдноИ из таких проблем яшгяется роль религии л церкви в хиэ-ни общества. Происходящие в мире процессы не ко гут не отражаться в религиозном сознании: центральными проблеками геологии становятся проблема человека и его социальной активности, его места в ми-ре, проблеет свободи, революции, выбора путей общественного развития и средств обновления жизни. Поворот церкви к земним проблемам, антропологизащш и политизация теологии, попытки йогослоеов обосновать ведущую роль церкви в жизни общества и непреходящи ценность религии оказывают самое непосредственное атаяние не только на повседневную яизнь лгщей, но я на их будущее. Определить характер и практические последствия этого влияния, виявить совдальчнй смысл новых теологических концепций - актуальнейшая задача
. религиоведения. При этом мн ставим под сомнение не иск-
ршгаость того или иного теолога, а истинность его концепции. Как писал К.Марко, "етикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров ме.чду прочим тем, что оіга обманывает не только покупателя, но часто и процента".
Теїгой данного исследования является концепция профессора систематической теологии из ST Іфгена Мольтдана, известная под названием "теология надезды". В основу своей теологической концепции Мольтман положил принцип христианской надевды, которая, в отличие от традиционной христианской надежды ориентирована не на ' индивидуальное спасение, а на коллективное достижение божьего царства путём борьбы за улучшение земного царства, путём устранения голода, нпщети, насилия, эксплуатации, бесправия и отчувдения. Он стремится соединить религиозную надзвду на бога с безрелигиознн-ми надеждами на улучшение земной гкизни, придан тем самим христианской надевде активный характер, а социальной активности Л'-пцей религиозный смысл.
Устойчивый интерес к работам Мольтмана в Германии и за ее пределами, его успешные выступления на Ькуменкческих встречах и сакнырах свидетельствуют о том, что Мольттн ставит проблемы далеко не абстрактные и предлагает пути их решения, которые воспринимаются верующим как вполне приемлемые, Задачей теологии он провозгласил революционное изменение міра, но какой смысл вкладывает он б понятие революции, какими средствами предлагает достичь всеобщего счастья, каков характер воздействия "теологии надежды" на социапышй прогресс - эти вопросы требуют специального анализа. Критический анализ теологической концепции Ю.Мольтмана представляет собой актуальную задачу не только б теоретическом, но и в практическом плане. Необходимость совместной борьбы верукгамх и неверу-
I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Ч.'/А. - С.405.
юних в деле огіповлені".'т жизни требует определённой програм,?»» действий и вабора средств, от которых зависит успех дела.
Методологичаская основа и источники исследования. Методологической основой, на которое осуществляется і'сследовзк-'е "теологии
насады", являйся работы в области теоретического религиоведения советских и зарубежных авторов. "Теология надедщы" рассматривается в её развитии, выявляются её внутренние противоречия, её связь с традиционной теологией и современными- философскими системами. Плодотворными оказались приёмы феноменологического1 и герменевтического исследования, а также структурно-функциональный анализ объекта.
Голы'гуго помопь в работе над диссертацией оказади труды советских религиоведов Горункова ?).Ф., Новикова М.П., Угпшоттеа Д.М., Яблокога И.П., раскрывайте сущность, структуру и социальные функ-ции религии, её роль в жизни сиіцества. В процессе исследования автор использовал работы советских философов, характеризующих современное состояние философской и теологической мысли в ЯГ. Это работа Богомолова А.С, Гараджи В.И,, Давыдова W.H., Нарского И.С,, Ойэермана Т.Н., Скийитского М.М., Карийского A.M., Кравченко И.И., а также работы, в которых дан критический аналіз христианской эсхатологии /Гопченко П.П./, религиозней антропология /Никонов К.И./, христианской футурологии /Попов А.С, Радугин А.А./. В работе ио-пользованм книги и статьи немецких философов и гіогословоп, матори-
- ;ч -
риалы Экуменических семинаров.
Объектом научного исследования в данной диссертации являются рьзоты Мольткшш, опубликованные с 1964 по 1984 год: это "Теология надежды" /1964 г./, "Человек. Христианская антропология в конфликтах современности" /1571 г./, "Распятий Ног" /1972 г./, "Иисус и церковь". /ЮТ-i г./, "експеримент надежда" /1974 г./, "Кто есть человек?" /Ї./75 г./, "Политическая теология:- политическая этика" /1984 г./, а также статьи Молы-иана, опубликованные в теологических куриалах и сборниках.
Степень научной разработанности rmoiuiefau Ь современной 'немецкой философской и христианской литературе "теологии надежды" уделяется достаточно большое внимание. Уже в I9G7 году в Мюнхене виша книга под ..названием "Дискуссия о "Теологии надежды" Кргена Ыольтмана", в которой опубликованы статьи авторитетних философов и богословов. Г-ідесь содержатся интересные оценки и выводи относительно концепции Ілольтшна, по они даны сдщеадистических позиций к сами нуждаются в критическом отношении.
Ь советской философском и религиоведческой литературе интерес к "теологии надевды" м.Ыолъ'илша начал проявляться с середины 70-х годов, отдельные её положения рассмотрены в работах Гараджн ., Кравченко И.И., Ьеыляного С.Н., ічіюшна К.К., опубликован-
них в виде статей и орошыр. Начиная с 80-х годов интерес к "тео-
« логин надевды" нарастает и критический анализ его идей можно встретить в монографіях Добренькою В.И., Гонченко II.Л., Крянева я >. В., Никонова К.ІІ., Попова А.О., Уадугша А.А. !іо здесь идеи Мольтш-на рассмотрены лишь в отдельных аспектах, в связи с предметом исследования кавдого автора, ссестороннему анализу в советской литературе "теология над езды" і..і.І,'ольтмана подвергнута не била.
Явно недостаточно внимания в нашей .^идосоаскоп н религиоведческой литеуатуре уделяотся самому понятию "надежда", хотя тема
_ 4 -
надежды всё чане звучит не только в публикациях западных философов и геологов, но і» н речах политиксв, в средствах массовой информации .
Цэди и зэдя'И нсс.чс.ч,оюш-щ. Дыжш работа представляет собой nonuTKjr целостного осмысления теологической' концепции Ю.Мольтмана на основе критического анализа его работ, вменения особенностей "теологии наде.чщи", её места я протестантской теологии и ?ё оошь алыюго емчела. Для достижения этой цели Heo6vw.»ro решить следующие задачи:
- рассмотреть сопиалы. -ркономичеокую ситуация кя Западе,"
роль матерлаяь'їнх Факторов, оказивапі'йх влияние на христианс
кую теологию и на духовную атмосферу общества з целом;
исследовать современную христианскую теологию в ФГ, дать характеристику ее основним направлениям и проблема;*;
показать кдейше истоки теологической кошгзппял Юр гена Мольтмаиа, её связь с традиционном христианством и соврскошшіш философскими системам!;
раскрыть содержание и oyiwocra "теологии надеэдр", показать её внутренние противоречия;
. - с материалистических позиций определять содержание понятия "надежда", выявить соотношение понятой "религиозная надезда" и "безрелигиозная надевда";
- дать оценку социальной -роли "теологии надеящи" через её от
ношение к современным демократическим движениям и к обцественному
прогрессу.
Научная новизна диссертационного исследования заключается я том, что в нём впервые:
- предпринята попытка наиболее полного и всестороннего изло
жения и анализа теологической концепции Ю.Мзлътмзна;
с материалистических позиций рассматривается соотношение понятий "религиозная надеада" и "безрелигкозкая надежда";
предпринята попытка показать социальное значение трех принципов христианской етики - веры, надеади, любви;
на примере "теологии надежды" показана тенденция к сближению и. взаичоюслолнешш современной буржуазной философии и христианской теологии;
ыехшшш, Еознтновеш'Я нових геологических концепций а смена тенденций в современной христианской теологии объясняется на основе теории "длішішх волн" в экономика-Н.Д.Кондратьева и "психологии переживания" В.Ф.Басилюка.
Положения, вннооигае на защиту.
-
Предпринятый в диссертации критический анализ современной христианской теологам в ФРГ в целок и критический анализ "теологии надеади" Ю.Мольтмана в частности позволяет сделать вывод о том, что теология находится в глубоком кризисе, что выражается в десупранатурализации осноеной идеи религии - идеи йога как трансцендентной сущности, сто ведёт к постепенной утрате специфического признака религии - веры в сверхъестественное и постепенном раствореши ее в других формах общественного сознания.
-
Преодолеть кризис религии христианские оогословн лытадася путём превращения теология в идеологию прогрессивных демократических движении через соединение современных еоциалъно-гюлигичес- ' ких теории с идеями первоначального христианства.
3. "ііршат надезды" е современной теслом,; обусловлен тем, что степень осуществления земшх ндцеад человека при расширении рамок' его свободи увеличилась, а степень вероятности выживания человечества при обострении глобальних проблем современности, визначних стихийностью общественного развития, уь;еньпнлась.
4. Исследование идеіяшх истоков "теолопш нзде:*;.',!'" 'О.Колічт--гана позволяет сделать вывод о том, что і.'.ольткзл свою концепцию разрабатывал на основе "фадософии надевди" Ь. Плоха, "критической теории" представителей Франк($"рт;Ской шкоды и хрисінанокои эсхатологии.
5. "Теология надевдн" Ю.Мольтмаиа представляет собой разновидность религиозной утопки и несмотря па па.мчсел её создзтелч не может стать средством радикального обновлення игра.
Теоретическая и практическая_значктіость диссертации. Критический анализ "теологии нэдзж.^" Ю.І.іольтг.аиа, как надеется автор диссертации, расомркт каши представления об особенностях современного религиозного миро do з зрения, о роли рзлиппт и церкви в современном мір е. материалы диссертации могут <3ыть «оиользаватш в преподавании курса религиоведения, з спецкурсах и спецсеминарах, в лекционной и пропагандистской работе. Положения и выводи диосер-тации могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях по пмлосос[скоя и религиоведческой проблематике.
Апробация работы. Основные глеи диссертации обсуздалчеь на ежегодних научных конференциях преподавателей Ивановского текстильного института им. М.З.Фрунзе /1УЯІ - IPFB г.г./, на Всесоюзной пколе молодих ученых и специалистов "Проблемы атеистического воспитания молод ё;«т" /Звенигород, їу.'-З/, по теме диссертации о публикован и две статьи, матеріали диссертации используются автором в учебной работе при подготовке спецкурсов. Диссертация обсуждалась на кафед-рз теории и истории религии и свободомыслия '{-iuiocoffcKoro факультета [московского государственного университета кіл. мЛ.Ломоносова и рекомендована к завите.
Структура диссертации обусловлена целями и зэдачаь і исследования: диссертация состоит из введения, двух глав /каздая из них вклшает по три параграфа/, заключения и описка литет>ятурн.