Введение к работе
Актуальность проблемы обусловлена и тем обстоятельством, что во многих странах в последние десятилетия оживился христианский фундаментализм и одновременно распространились нетрадиционные культы при общем повышенном интересе к проблеме человека. По-прежнему претендуя" на приоритет в определении еущности человека, смысла его жизни, теологи пытаются дать антропологическую апологию религии, утверждая, что только в ее рамках уделяется должное внимание внутреннему миру личности и что лишь вера с ее прогнозом бессмертия обеспечивает полноценную человеческую жизнь. Типичны заявления богословов о распаде личности вне бога, потере ею этических ориентиров, распространены также утверждения о дегуманизирующей функции атеизма.'
. В связи с этим большое значение приобретает осмысление религиозной морали в работах зарубежных свободомыслящих, идейно-философское обоснование ими светских устоев нравственности.
Следует заметить, что всестороннего, позитивного рассмотре-
ния существа, форм, функций зарубежного свободомыслия в нашей исследовательской литературе до сих пор не было. К тому нее ис-сле .ования в этой области грешили некоторой тенденциозностью, что, в частности, выразилось в недооценке значимости как этичес кой программы светских буржуазных гуманистов для совершенствова ния духовной культуры, так и социально-политической деятельност британских свободомыслящих по развитию демократических инстигу-тов современного общества.
В связи с обоснованием темы встает вопрос, насколько представительно, влиятельно движение свободомыслящих в .Англии и за рубежом вообще. Хотя свободомыслие нельзя назвать самым популяр ным идейным течением на Западе, однако оно является заметной тенденцией в развитии духовной жизни, без рассмотрения которой будет неполным представление об идейной атмосфере не только в Англии, но и в мире. Свободомыслие возде. зтвует на процесс секуляризации сознания, проникает в массовое сознание посредством популяризации идей современных и проилых критиков религии и церкви в различного рода изданиях.
За рубежом существует немало организаций, репрезентирующих движение.свободомыслящих. Они дифференцируются по социальным и мировоззренческим ориентациям, имея при этом общие черты и тенденции, которые и позволяют выделить данное идейное течение как таковое. .Английское свободомыслие, придерживаясь основных принципов, изложенных в Декларации Всемирного Союза Свободомыслящих (ВСС), имеет некоторые специфические черты теоретической, издательской и организационной деятельности.
В организационном плане движение свободомыслящих в Англии представлено Национальным Секуляристским Обществом, Британской
Ассоциацией Рационалистической прессы и прочими обществами. Подобного рода организации не возникают случайно, они является откликом на определенную общественную потребності , конденсш'Чей настроений некоторых слоев населения, оформлением тех процессов, которые происхор, т на уровне обыденного сознания, т.е. представляют собой закономерное явление, воздействующее, в свою очередь, на массовое сознание.
Все это обусловливает актуальность и значимость изуч-лия данного идейного течения.
Цель данной диссертации заключается в том, чтобы дать анализ и научную оценку современной теоретической и практической деятельности английских свободомыслящих в послевоенный период, направленной на конструирование мировоззрения, альтернативного религиозному, на распространение идей просвещения, активного, действенного гуманизма, на борьбу за социальный прогресс.
Исходя из этого, диссертант ставит следующие задачи:
идентификация свободомыслия как духовного феномена;
выделение основных направлений и форм движения свободомыслящих Англии;
интерпретация современного английского свободомыслия в контексте философской традиции;
определение социально-политических предпосылок движения свободомыслящих и характеристика его социальных ориентации;
анализ и оценка критики религиозной морали в современном английском свободомыслии;
рассмотрение проблемы гуманизма в интерпретации британских свободомыслящих;
выявление особенностей гуманистической этики английских свободомыслящих;
' - анализ тенденций свободомыслия в иррелигиозной интерпретации морали, классификация выделяемых оснований последней;
рассмотрение проблемы соотношения науки и религии в работах английских свободомыслящих;
репрезентация основных моментов борьбы свободомыслящих за светскую культуру, демократизацию духовной жизни и социальный прогресс.
Методологической основой диссертации является марксистский подход к явлениям социальной и духовной жизни общества, к разработке религиоведческих проблем.
В своем исследовании диссертант опирался на работы, посвященные анализу движения свободомыслящих в некоторых зарубежных странах. Зго, в частности, диссертационные исследования И.В.Де-виной о проблемах гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США, И.М.Кичановой и З.П.Трофимовой об английском и американском движении свободомыслящих на современном отапе, а также работы Рубцовой Т.Н., исследующей скептицизм Д.Юма в контексте современного буржуазного свободомыслия, и Миэай Е.Д., рассматривающей основные направления английского свободомыслия и атеизма XIX века.
См.: Девина И.В. Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США. - Москва, 1984; Кичанова И.М. Атеизм и свободомыслие в современном буржуазном обществе. - Москва, 1977; Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма. - Москва, 1976; Мизай Е.Д. Основные направления английского'свободомыслия и атеизма XIX века. - Ленинград, 1971; Рубцова Т.Н. Скептицизм Д.Юма и современное буржуазное свободомыслие. - Москва, 1979; Трофимова З.П. Современная атеистическая мысль США и Великобретании. - Москва, 1984.
#
В работе над диссертацией автор использовал в качестве методологических оснований теоретические результаты и научные выводы, содержащиеся в трудах советских исследователей, прежде всего, А.С.Богомолова, Яниса Вейша, В.И.Гараджи, А.С.Колесникова, М.П.Мчедлоеа, И.С.Нарского, К.И.Никонова, М.П.Новикова, В.В.Соколова, З.А.'Гажуризиной, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова и других.
Автором проанализированы основные работы современных английских свободомыслящих на английском и русском языках, и в первую очередь, - Дэвида Трайба, Джона Льюиса, Арчибальда Ро-бертсона, Рональда1 Флетчера, Ричарда Робинсона, Барбары Смокер, Германа Бонди, Джима Херрика, Гарри Стоупс-Роэ и других.
Большое внимание уделено рассмотрению в контексте свободомыслия монографий английских этиков, не входящих в какую-либо из организаций свободомыслящих, ко также разрабатывающих светские системы морали, - Маргарет Найт, Уайт Амбер Б., А.Манбифа, Осборна Рубена, Джона Барнслея и других.
В процессе исследования диссертант широко привлекал новейшие материалы периодических изданий английских свободомыслящих " The Freethinker" и " Hew Humanist".
Необходимо отметить, что в диссертации рассматриваются как фундаментальные теоретические работы английских свободомыслящих, опирающихся на серьезные исторические, этнографические и лингвистические исследования, так и популяризаторская литература, .издаваемая представителями данного течения. Использованная " литература дает возможность составить более или менее адекватное, на наш взгляд, представление о сущности английского свободомыслия послевоенного периода и о его месте в духовной жизни
?
Англии.
Научная новизна настоящей работы определяется как выбором не получившей еще всестороннего рассмотрения в советской исследовательской литературе темы, так и новым подходом к ее анализу, свободным от жестких идеологических установок.
Данная работа в определенной степени продолжает исследования советских ученых, которые дали общую оценку движению свободомыслящих в буржуазных странах как прогрессивному в целом идейному течению, характеризующемуся по мировоззренческим принципам, социально-классовым основам и политическим ориента-циям.
Однако исследование новейших публикаций периодического издания английских свободомыслящих " The Freethinker ", а тише " 'new Humaniot ", монографий свободомыслящих и близко стоящих к этому движению по сбоим идейном принципам мыслителей дает возможность конкретизировать вычленяемые формы современного зарубежного свободомыслия и позволяет дать им оценку, несколько отличающуюся от общепринятой в советской литературе.
В работе отмечается односторонний характер доминирующей в нашей литературе оценки творчества английских свободомыслящих, соответственно которой акцент делается на идейно-теоретическую и классовую ограниченность, аморфность и противоречивость взглядов представителей свободомыслия. Несомненно, эти моменты присутствуют, и они достаточно очевидны. Но объективный подход требует рассмотрения позитивной теоретической и практической деятельности английских мыслителей, стремящихся на альтернативной по отношению к религии идейной основе осмыслить и решить наиболее актуальные социально-политические и духовные проблемы,
с которыми сталкивается современный человек. В работе представ-
лено теоретическое и фактологическое обоснование высокой оценки современного английского свободомыслия, даваемой диссертантом. Установка на возникший ныне в результате по: '/тических сдвигов в совремешюм мире приоритет общечеловеческих ценностей позволяет до изустной степени преодолеть былую предвзятость и односторонность по отношению к западным мыслителям светского гуманистического направления.
Элемент новизны содержится также в обнаружении и ана.изе тенденций свободомыслия в работах ряда философов, не примыкающих непосредственно к организационно оформленному движении свободомыслящих, но разделяющих в целом его идейные принципы. При всем плюрализме философских установок данных авторов в их работах наличествует единая канва: секуляристский, гуманистический взгляд на человека и общество.
На защиту выносятся следующие разработанные в диссертации положения:
проводимая демократическим крылом свободомыслящих борьба за свободу совести, за светскую школу, за секулярную культуру не ограничена рамками просветительства, а сопрягается в ситуации развития широких демократических движений с борьбой за социальный прогресс, за гражданские права и свободы;
английские свободомыслящие стоят на позициях принципиального антиавторитаризма и антидогматизма. Обоснование ими светской системы нравственности, опирающееся на антитеоцент-ристское понимание .человека и общества, носит достаточно плюралистический в философском плане характер;
отсутствие жесткого классового подхода к проблемам человека, общества, культуры у буржуазных свободомыслящих сочетается
вместе с тем с социальной ориантировшшостью их взглядов. Выражая-прежде всего интегральные, общечеловеческие интересы, свободомыслящие отстаивают позиции'демократических слоев общества;
. - свободомыслие идентифицируется большинством его представителей с секулярным гуманизмом и с гуманистическим рационализмом;
- гуманистический вектор отики, конструируемой свободомыслящими, сочетает в себе и эмоциональный, и рациональный элементы. В социально-ориентированном принципе обоснования морали, являющимся наиболее плодотворной тенденцией этики свободомыслия, диалектически снимаются односторонняя абсолютизация как интеллектуалистической, так и сенсуалистической этики.
Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в углублении и расширении представлений научной общественности о состоянии свободой. ._;лия и религиозности в Англии, о месте и роли английских свободомыслящих в борьбе за рациональное миропонимание, светское обоснованна морали, за секулярную культуру, за" социальный прогресс.
Материалы диссертации могут служить для ориентации в сложных мировоззренческих процессах, происходящих в духовной жизни Англии. Введение в научный оборот новых материалов из английской философской и периодической литературы обогатит исследования советских ученых по проблемам, связанным с социально-политической и духовной жизнью данной страны.
Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки лекционных курсов по истории и теории религии и свободомыслия в вузах, в практике проведения семинарских занятий, в разработке спецкурсов, в лекционно-пропагандистской работе.
Результаты исследования получили апробацию в статьях, депонированных в ИНЮН АН СССР, а также в докладе на методологическом семинаре в Центральном Доме знаний о рели'-чи и атеизме.
Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории религии и атеизма ф: ософского факультета Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.