Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная англо-американская политология об "Исламском возрождении" Ибрагимов, Махир Джумшуд-оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ибрагимов, Махир Джумшуд-оглы. Современная англо-американская политология об "Исламском возрождении" : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Академия обществ. наук.- Москва, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/4117-x

Введение к работе

Актуальность исследования

Новое политическое мышление, ставшее реальностью совре-:енного мира, язилссь модным фактором коренной ломки существо-авшего до сих пор характера международных отношений, преодо-ения отживіЕИх стереотипов и догм глобального идеологического :ротивостояния и борьбы между ведущими еоциально-политически-и системами - социалистической и капиталистической и их ливрами - СССР и США. Провозглашенный М.С.Горбачевым на Гене-альной Ассамблее ООН в декабре 1988 г. принцип деидеологи-ации межгосударственных отношений, открыл мировому сообще-тву благоприятную возможность для создания совершенно иной тмосферы международного идеологического диалога. Естественно казенный принцип не означает конца идеологических различий, н приводит в действие оптимальное содержание плюрализма мне-ий и взглядов в отношении важнейших сторон общественной жи-ни, в том числе государственного устройства, культов, полити-еских и межнациональных проблем. Более того политическое и цеологическое противоборство в мире продолжается. Его прояв-ения и формы весьма многообразны. Это касается как линии апад - Восток, так и их взаимоотношений со странами третьего ира. Важное место в современной идеологической борьбе занима-т религия.

Общественный, научный и технологический прогресс, информа-ивная революция, которые переживает человечество во второй оловине XX столетия, несмотря на достигнутые грандиозные ус-ехи, не привели к затуханию значимости исторически существу-иих религиозных воззрений населения мира. Это касается бук-ально всех государственных и национальных образований, хотя

в разной степени охвата и воздействия на общество. Более эго, в последние два десятилетия,..причем наиболее интенсивно

80-е и начале 90-х гг., масштабы w сила влияния религий езко возросли.

-2.-

Ислам к настоящему времени занял господствующие позици* в просвещении, быту, политической сфере в подавляющем большинстве стран исламского мира и стал довольно значительным фактором международной политики.

Исламский фактор превратился в мусульманском ареале в важное определяющее средство регулирования межгосударственнь отношений, взаимодействия, а также в выработке групповой международной политики, стран Ближнего и Среднего Востока и других мусульманских регионов. В свое время В.И.Ленин высказал идею о необходимости поддержки национально-освободительного движения в зависимости от его характера. При этом он имел в виду учет массового, общедемократического содержания и степень ориентации на революционные элементы. То есть В.И. Ленин не ставил во главу угла религию как идеологическое пре пятствие при решении национально-освободительных задач. Вместе с тем он подчеркивал, что нужно осторожно подходить к проблемам национализма и абсолютизации специфичности процессов на Востоке. "Поэтому, - говорил он, - марксизм выдвигает на место всякого национализма - интернационализм .

Новые проявления ислама^ ходе нынешнего-^исламского во рождения" затронули интересы также и немусульманского мира. Наиболее активными в воздействии на ситуацию в мусульманском ареале являются страны Запада. В "исламском возрождении" они увидели сильного противника своим интересам в стратегически важных регионах мира. Этот "противник" ухудшал условия приоб ретения нефти и газа на международном рынке, циркуляции нефті долларов, политические отношения между Западом и государства! указанного ареала и т.д.

В США и других западных странах в глубинное изучение основных аспектов "исламского возрождения" были задействован! значительные контингенты специалистов в крупных университета: исследовательских центрах, спецслужбах и соответствующих ве-

I/ В.И.Ленин. ПСС, т.24, с.431.

домствах. При этом необходимо отметить, что постановка дела по изучению исламского фактора была чрезвычайно серьезной и требовала разработки диверсифицированных теоретических концепций, применительно и к исламскому миру в целом, и конкретно к каждой стране, долговременных и краткосрочных планов и рекомендаций для практической политической деятельности западных правительств в отношении указанных стран.

Произошло возрастание значения научных учреждений в разработке политических курсов Запада. Они стали выступать научным академическим фундаментом, страхующим действия Запада в мусульманском ареале от дилетантства, волюнтаризма и ошибок.

Наиболее активными из иеламоведческих школ Запада являются научные организации США и Англии. Эти страны имеют давние традиции и опыт изучения мусульманских обществ. Особенно внушительной представляется американская исследовательская школа. Она преобладает породу параметров: по масштабам исследуемых проблем, количеству исследователей, публикаций, по уровню теоретических обобщений, по объему оперативных рекомендаций директивным органам.

Предметом настоящего исследования является анализ идейно-политической направленности и методологических основ западной научной политологии. В этих целях использовались публикаций конца 70-х годов по настоящее время, посвященные проблемам так взываемого "исламского возрождения".

Основными задачами диссертации являются:

критическое осмысление теоретических установок и практических задач англо-американской политологии в отношении современного ислама,

анализ западных концепций об общественных функциях ислама на современном этапе, методологических подходов американских \ английских востоксічаов к пробтгме "ислам и национализм",

показ наиболее популярных проблем исследований в исламо-зедении, принципов и методики изучения рассматриваемых тем на )снове обобщающего отбора конкретных трудов ведущих американских и других западных ученых,

определение степени политической обусловленности научных выводов и направленности тематики современного англо-американского исламоведения,

исследование политике-прикладного характера англо-американских концепций общественных функций ислама.

Научная новизна исследования

Настоящая диссертация является первой попыткой научного анализа взглядов американских и английских политологов в цело! на проблемы "исламского возрождения", на закономерности и путі возрастания политической и внутриобщественной функций ислама і современном мире.

При этом диссертация не ограничивается лишь оценкой трудов западных авторов о процессах, происходящих в исламе, а предварительно дает характеристику самого феномена "исламскогс возрождения", его роли в общественной жизни мусульманского ареала и подходы правящих кругов США и западно-европейских государств к нему в 70-80-е годы. Более того раскрываются методы применения западной пропагандой концепций американской и английской политологии в отк&шении "исламского^возрождения".

Таким образом, с нашей точки зрения, рассмотрение "исламского возрождения" в трех ракурсах является вполне оправданным и позволяет достичь определенной цельности исследование Специальных трудов на такую тему ни в западной, ни в советской литературе нет.

Практическая значимость работы

Материалы и результаты Я-'.ссертации, а также привлеченные первоисточники могут быть использованы для дальнейших научных исследований по исламу, социологии и.политике стран Востока, при подготовке учебных пособий, лекций и семинарских занятий по исламоведениго и восточной историографии США и государств Западной Европы; Диссертация может быть полезна для практических работников внешнеполитических ведомств, а также в. поли-,*

тииеской контрпропаганде, особенно в странах мусульманского ареала.

Географические и хронологические рамки исследования

Диссертация ограничивается рассмотрением взглядов западных ученых, прежде всего из СЯПА, на роль исламского фактора на современном этапе общественного развития (конец 70-х - начало 90-х гг.). Преимущественное внимание к исследованиям американской историографии обусловлено тем, что она завоевала не только наибольшее влияние по глубине и масштабам исследования ислама среди западных политологов, но и пользуется высоким авторитетом в мировом востоковедении.

Хронологическое ограничение рамок работы указанным выше периодом выбрано не случайно. Именно на это время приходится и мощный спурт "исламского возрождения", энергичный (этапный) переход исламского фактора из одного качественного состояния в другое - более высокое. Последнему присущи выход ислама на господствующие, либо очень влиятельные общественные позиции в социальных процессах, внутренней и внешней полигике стран мусульманского ареала.

Происшедшие перемены в роли исламского фактора на Ближнем и Среднем Востоке и других мусульманских регионах вызвали, в звою очередь, соответствующие расширение и "политизацию" ис-ламоведения, появление альтернативных течений и диверсификацию взглядов среди ученых США и западноевропейских стран.

Однако следует иметь в виду, что, несмотря на все приобретенные достоинства, изучение "исламского возрождения" на-ічитавает около десгди-пятнадцати лет. В силу этого историография проблемы располагает тем ограниченным кругом работ, кото-зые были опубликованы за указанный непродолжительный период. )то наложило отпечаток на возможности всестороннего анализа іанной темы.

- б -

Методологической основой диссертации послужили ведущие труды мировой политологии и прежде всего классиков, среди которых важное место занимают произведения ведущих представителей марксистско-ленинской школы, документы КПСС по социальные и идеологическим проблемам, теоретические подходы советского обществоведения. В то же самое время учитывались взгляды зару бежной политологии и религиоведения.; Рассматривая вышеназванные группы трудов на сравнительной основе, основное внимание обращалось на их методологию в определении социальной и политической сущности религии как идеологического общественного фактора, ее исторические и гносеологические корни, закономерности развития, особенно в условиях современности.

Источники и литература

Политологическая и социологическая литература, посвященная исламу, - это весьма специфическая область. Рассматривая современный этап действия исламского фактора, она концентрирует в себе широкий спектр направлений и ракурсов исследования - это обществоведение, религия, история, социология, психология, политология, идеология и экономика, а также международные отношения. Данное обстоятельство обусловливает тематическое богатство ислам-овздческой историографии и разнообразие точек зрения и выводов по проблемам "исламского возрождения", наблюдаемого в настоящее время.

В работе над диссертацией была предпринята попытка анали за наиболее важных научных трудов западных политологов, которые либо представляют определенное направление или совокупность взглядов, либо отражают своеобразное, но объективное и аргументированное историческими и современными фактами и аналогиями, мнение на религиозные и социально-политические процессы в мусульманских странах БСВ и других регионов мира.

Использование автором литература и другие источники подразделены на ряд специализированных групп: советская, западная - произведения ученых США и стран Западной Европы; запад-

ного происхождения, однако вышедших из-под пера ученых - выходцев из стран Востока; специализированные периодические издания.

Наиболее насыщенной представляется первая из названных групп, которая, в свою очередь, включает в себя несколько категорий источников:

I) теоретические научные исследования, посвященные анализу буржуазного обществоведения в целом, его социальных, политических, религиозных и теоретико-методологических основ. Сюда следует отнести и "отраслевые" теоретические работы по религиоведению, политологии и историографии. В этих аспектах были использованы труды Н.Й.Бахитова, А.В.Дмитриева, С.А.Егорова, И.С.Кона, Д.С.Лихачева, М.В.Нечкиной, Н.В.Новикова, А.П. Пронштейна, А.М.Сахарова, Д.М.Угриновича1'.

Названный круг авторов вскрывает и положительные,и отрицательные стороны буржуазного обществоведения, такие, как количественное обилие фактологии, увлечение "объективизмом", "бихевиоризмом", а также зачастую выделение в качестве главного фактора "правящих индивидуумов" - "местных правителей или элиты".

2. Востоковедные коллективные и индивидуальные труды, освещающие теоретические проблемы современного Востока и в том числе в сфере религиозного фактора - коллективные: "Зарубежный Восток и современность", "Современный национализм и об-аественное развитие Зарубежного Востока", "Эволюция восточных эбществ: синтез традиционного и современного", "Ислам в полигике развивающихся стран Востока", индивидуальные: К.Н.Брутен-да, А.Х.Вафы, Б.С.Ерасова, А.И.Ионовой, Г.Ф.Кима. В.П.Лукина, Т.Р.Полонской, Е.М.Примакова, Н.А.Симонии и др. .

I/ Н.Ш.Бахитов. Американская функциональная теория обще-:тва, М., 1962: А.М.Сахаров. Методология истории и историография, М.,1982; Д.М.Уі'утювич,Введение в религиоведение,М.,1985.

2/ К.Н.Брутенц. Освободившиеся страны в 70-е гг.,М.,1979, і.И.Ионова. Ислам в Юго-Восточной Азии.Проблемы современной ідейной эволюции,М.,1981; Л.Р.Полонская.Ислам и политика на со-іременном Востоке.-Наука и религия,1Э83,.М:Е.М.Примаков,История дного сговора(Ближневосточная политика США в 70-е-нач.оО-хгг.» [,1985.

В этих трудах рассматриваются закономерности развития

обществ на Востоке, отмечается специфичность функционирования "третьего мира" в целом и каждого государства, показывается, что традиционные структуры и религии сохранили свое сильное влияние на психологичеокое формирование восточных обществ. Более того, религии, модернизируясь, диверсифицируют и укрепляют свои позиции в идеологии и политике стран Востока.

3) Работы советских востоковедов, анализирующие зарубеж
ные исследования, посвященные характеру социальных, религиоз
ных и политических процессов в развивающихся странах и прежде
всего на мусульманском Востоке (М.А.Батунский, А.Г.Вельский,
Г.М.Керимов, В.М.Коллонтай, Д.В.Малышева, О.А.Осипова, В.А.
Тен, М.А.Чешков, В.Е.Чиркин, Э.А.Шауро и др.)1'.

Названные авторы критически исследуют буржуазную историографию, связанную с изучением развивающихся стран, различные буржуазные теории о перспективных путях развития "третьего мира", вскрывают политическую-неоколониалистскую подоплеку этих теорий, игнорирование ими исторического фактора и социальных устремлений народов Востока.

4) Исламовецческие исследования советских ученых, раскры
вающие проблемы и особенности функционирования и развития ис
лама в государствах Востока и в международных отношениях (С.Л.
Агаева по Ирану, Л.В.Вальковой по Саудовской Аравии, А.М.Ва
сильева по Саудовской Аравии, Египту, Н.Л.Ворончаниной по Ту
нису, Л.Н.Котлова по ряду арабских стран, А.В.ГЛалашенко по
Алжиру и Ливии, 3.И.Левина по исламу и зрабскому Востоку, Б.Г.
Сейраняна по Египту, А.В.Сагадеева по исламу, Т.П.Тихононой
по арабскому национализму, М.И.Филипповой по американской ис
ториографии, Р.М.Шариповой но международному исламскому дви-

I/ М.А.Батунский. О некоторых тенденциях в современном западном исламоведении. -Религия и общественная мысль народов Востока, М.,1971;'Д.Б.Малышева. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран 70-80-е гг, М., 1986; О.А.Осипова. Американская социология о традициях в странах Востока, М., 1983.

жению ' . В них произведен многосторонний анализ концепций и взглядов западных политологов в.отношении современного ислама, дана оценка состояния западного исламоведения, показана его роль в обосновании правительственных курсов США и стран Западной Европы. С другой стороны, обстоятельно рассмотрены проблемы исламских движений на Арабском Востоке и в других мусульманских странах, а также деятельность международных мусульманских организаций, прежде всего ОИК и Лиги исламского мира.

Труды зарубежных ученых 70-80-х гг. состоят из трех категорий. Первая - историографические, исследующие Проблемы и методологию современного религиоведения Запада, особенно исламоведения - это коллективная монография "Современные пути изучения религии" (имеется в виду в западных государствах), индивидуальные монографии и статьи Д.Е.Смита, У.С.Смита, Р.К. Рамазани (США), Ч.Эдамса (Англия), У.Зартмана, М.Родинсона

I/ С.Л.Агаев. Иранская революция, США и международная безопасность. М., 1984, А.М.Васильев. Культурно-религиозные

традиции стран Востока, М., 1976, Н.И.Ворончанина. Ислам в об-дественно-политической жизни Туниса, М., 1986, А.В.Малашенко, Официальная идеология современного Алжира, М., 1983, Место и роль ислама в политическом устройстве современной Ливии - Ислам и проблемы национализма в странах БСВ, М., 1986, А.В.Са-г'адеев. Проблемы исламоведения. Реферативный сборник (ответственный редактор), М., 1982, М.И.Филиппова. Общественные функции ислама в современном американском исламоведении, М., [989, Р.М.Шарипова. Панисламизм сегодш, (теория и практика Іиги исламского мира), М., 1986.

.-10-

(Франция), Ю.Кинга, С.А.О.Невенсхойзе (Нидерланды) и другие ' Вторая (основная) - труды историков, исламоведов, социологов и политологов по мусульманским странам: историков (Дж. Волла, Н.Р.Кедди, Б.Леви, Ф.Хитти, Дж.Л. Эспозито и др.), исламоведов:(Ч.Адамса, Р.Дж.Берточчи, Х.А.Р.Гибба, Г.Грюне-баума, Э.Мортимера, Д.Пайпса, У.Л.Рихтера, М.М.Дж.Фисчера, Р.С.Хемфри, М.С.Худсона и др.), социологов-политологов (Дж.А. Билла, Л.Биндера, П.Дж.Ватикиотиса, М.Крамера, Дж.Р.Пискатори и др.)2'.

Третья - произведения ученых - выходцев из стран БСВ, Юж ной и Юго-Восточной Азии, работающих либо публикующихся в научных центрах и издательствах Запада (Ф.Аджами, Е.Ахмеда, М. Аюба, А.Дессуки,СЕ.Ибрагима, Т.Ю.Исмаила, С.Х.Насра, 3.Сардара,А.Хуссайна и др.) . В этих исследованиях наблюдается хорошее знание местной (страноведческой, исламской) фактологи: и специфики. Однако, в целом по характеру анализа и выводов оі не противоречат тенденциям, господствующим в западной политолі гии, так как они представляют собой "отсортированный контингент", соответствующий политическим концепциям Запада.

1/ Smith W.C. Methodology and the Study of Religion: Somi Misgivings. - Methodological Issues in Religious Studies.Iowa 1974} Ramazani R.K. Khumayni's Islam in Iran's Foreign Policy, Cambridge, 1983? Adams J. The financing of Terror. - International Affairs, N 2, 1987; Zartman W. Explaining the Nearly Inexplicable: The Absence of Islam in Maroccan Foreign Policy, Islam in Foreign Policy. Cambridge, 1983.

2/ Voll. J.O. Islam: Continuity and Change in the Modern World. Boulder, 1982; Keddie N.R. Roota of revolution: an interpretive history of Modern Iran? N-Haven, 1981.

3/ При этом часть из них работают в университетах стран Востока (такие как Асаф Хуссайн), но тесно сотрудничают с западными коллегами-исламоведами и научными центрами. Ajami Р. In the Faraon's Shadow: Religion and Authority in Egypt.-Isla in the Political Process. Cambridge,1983;Dessouki A.E.H. The Islamic Resurgence: Sources,Dynamics and Implications.-Islami Resurgence in the Arab world. N.-Y., 1982.

- II -

Несколько своеобразно выглядит массовая периодическая печать, которая выполняет двойную функцию: информатора и идеологического рупора правящих кругов стран Запада, с одной стороны, и пропагандиста концепций и взглядов американских и английских исследователей (в нашем случае исламоведов) - с другой. В данной связи в нашей работе использовались публикации из специализированных изданий (Мидл Ист Джорнэл, Мидл Ист, Мидл Ист Ин-тернэйшнл, Мидл Ист Экономик Дайджест, Экономист, Тайм, Файнэншл Тайме и др.), которые располагают серьезной и аргументированной основой и представляют интерес с научной точки -зрения.

Структура работы

В основу изложения темы диссертации положен проблемный принцип в отношении как "исламского возрождения", так и англоамериканской научной исламоведческой политологии и пропаганды. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний (перечень библиографических сносок и пояснений), списка источников и литературы.

Похожие диссертации на Современная англо-американская политология об "Исламском возрождении"