Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Брачные отношения как вид общественных отношений и их отражение в христианской теологии 15
1.1 Основные вехи осмысления брака и семьи в европейских учениях XIX XX вв.. 15
1.2 Сущность и содержание брака 28
1.3 Учение о браке в христианстве и особенности учения о браке в православии 48
Глава 2. Влияние православия на развитие брачных отношений на Руси и в России 72
2.1 Способы нормирования брака на Руси до принятия христианства 72
2.2 Брачные предписания в православном каноническом праве .94
2.3 Изменение статуса церковного брака в XX в 117
2.4 Сравнительный анализ государственного брачного права и православного канонического брачного права 142
Заключение 165
Список литературы
- Сущность и содержание брака
- Учение о браке в христианстве и особенности учения о браке в православии
- Брачные предписания в православном каноническом праве
- Сравнительный анализ государственного брачного права и православного канонического брачного права
Сущность и содержание брака
Дж. Ф. Мак-Леннан (1827-1881), этнолог, историк первобытного общества рассматривает брак по линии движения человечества к более развитым состояниям при всей неравномерности развития брачных отношений в «разных секциях человечества». В труде «Первобытный брак» он анализирует раннюю историю брака и семьи. Вслед за И. Я. Бахофеном обосновывал приоритет материнского счета родства (линидж с матрилинейным счетом родства) перед отцовским (линидж с патрилинейным счетом родства). Дж. Ф. Мак-Леннан ввел понятия: эндогамия (брак внутри рода) и экзогамия (запрет брачных отношений между членами родственного или локального коллектива). Экзогамию он определял как «закон, запрещающий брак между людьми одной крови или одного рода как кровосмесительный», а эндогамию как «закон, запрещающий все браки, кроме браков между людьми одной и той же крови или рода»
Л. (Льюис Генри) Морган (1818-1881) издал вначале книгу «Системы родства и свойства человеческой семьи», а затем развил свои идеи в работе «Древнее общество», изданной в 1877 г. Обосновав свои выводы проведенными полевыми исследованиями, он выделил следующие формы семьи, которым соответствует особый порядок брака20: – промискуитет (первобытное общество) – в этот период существовали беспорядочные половые связи (половое общение) первобытных мужчин и женщин. Любые родственники могли вступать в половые отношения между собою. В период промискуитета, по Л. Моргану, не существовало никакой формы семьи; – кровнородственная семья – (малайская система родства). Ей присущ групповой брак родных и коллатеральных братьев и сестер. Брачные группы здесь разделены по поколениям: все дедушки и бабушки в пределах одной семьи являются для друг друга мужьями и женами, так же как и их дети, и дети детей. Супружеские отношения исключаются лишь между предками и потомками. Такой тип кровнородственных отношений полностью исчез; – пуналуальная семья – (туранская и ганованская системы родства), организована по обычаю «пуналуа», с тенденцией ограничить брак между братьями и сестрами; основана на групповом браке нескольких сестер, родных и сродных (двоюродных и троюродных) с мужьями каждой из них, или групповом варварство к цивилизации. Ленинград: Издательство Института народов Севера ЦИК СССР, 1935. С.V. браке нескольких братьев с женами каждого из них. Причем их общие мужья или жены не обязательно являются родственниками по отношению друг к другу. На этой ступени произошло исключение половых брачных связей между братьями и сестрами в семье; – синдиасмическая семья – (парная семья), брак между отдельными лицами, однако без устранения внешних половых связей, происходит образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Как женщина, так и мужчина могут иметь несколько супругов. На этой ступени происходит запрещение половых связей между всеми кровными родственниками; – патриархальная семья – брак одного мужчины с несколькими женщинами; – моногамная семья – (аравийская, семитическая, уральская системы родства) брак между отдельными парами при исключительном сожительстве. Моногамную форму Л. Морган считал наиболее развитой формой семьи. Путь совершенствования этой семьи он видит в достижении равенства между полами, Л. Морган писал: «Семья представляет собою продукт социальной системы и отражает ее культуру. Поскольку моногамная семья совершила большой скачок с начала цивилизации, в особенности в новейшее время, то можно, во всяком случае, ожидать, что она способна совершенствоваться и дальше, пока не будет достигнуто равенство полов»21.
Существовали и критические замечания к теории Л. Моргана о происхождении семьи. В частности, Г. Тард в работе «Происхождение семьи и собственности» критически разбирает положения данной теории, ставя под сомнения некоторые ее утверждения, пытается найти общие психологические черты в развитии институтов брака и семьи.
С позиции материалистического понимания истории анализировал проблемы семьи Ф. Энгельс (1820 – 1825). В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» показана история развития семьи, проанализировано возникновение частной собственности, государства, рассмотрены возникновение и историческая эволюция семьи. Ф. Энгельс считает Там же, с. 288. семью историческим явлением; он раскрывает связь ее форм – древнего группового брака, переходных форм, сложившейся с возникновением частной собственности моногамной семьи – с историческими фазами развития общества, со сменами способов производства. Основываясь на данных, полученных историками и антропологами, Ф. Энгельс писал: «Женщина у всех дикарей и у всех племен, стоявших на низшей, средней и отчасти высшей ступени варварства пользовалась не только свободой, но и занимала весьма почетное положение»22. Имущественные отношения и право наследования возникли лишь в моногамной патриархальной семье. Ф. Энгельс развивает мысль о равенстве мужчин и женщин, связывает наступление такого равенства с выполнением условия, при котором произойдет возвращение женщины к общественному труду; это станет возможным, если индивидуальная семья перестанет быть хозяйствующей единицей общества.
В 1949 г. на английском языке опубликована книга классика культурной антропологии Дж. П. Мердока (1897-1985) «Социальная структура»23; он анализирует семейную организацию, родство, родственные и территориальные группы, брак, сексуальное поведение. Особое внимание Дж. П. Мердок уделяет процессу обучения и социализации «человеческого детёныша»; по его мнению, «бремя образования и социализации» ложится прежде всего на нуклеарную семью. Ученый считает, что нуклеарная семья обычно состоит из находящихся в брачных отношениях мужчины и женщины, а также их детей, хотя в отдельных случаях могут проживать и еще 1-2 человека24. Дж. П. Мердок пишет: «В нуклеарной семье и конституирующих ее отношениях… мы видим объединенными в единое целое четыре функции, фундаментальные для всей общественной жизни человека: сексуальную, экономическую, репродуктивную и образовательную.
Учение о браке в христианстве и особенности учения о браке в православии
Социальная общность саморегулируема, важным фактором этой саморегуляции выступает формирование длительных половых отношений (в результате которых возникает возможность длительной заботы о потомстве), которые скрепляются браком, он создается в пределах социально допустимых границ. Крепкий брак и создаваемая им семья дают гарантию стабильного и гармоничного воспитания будущего поколения.
Правомерно, на наш взгляд, выделять стадии брака. В настоящее время не существует четкого теоретического представления о стадиях единого целостного процесса брака как союза мужчины и женщины. Термин «стадия» использует А. А. Вишневский при характеристике брака в католицизме; он пишет: «Канонистика традиционно выделяет два значения понятия брака: брак в стадии становления и брак в стадии существования в качестве состоявшегося»83.
Мы предлагаем рассматривать процесс брака как единый процесс, включающий следующие одна за другой стадии84. Первая стадия брака – это стадия заключения брака; вторая стадия – это сами брачные отношения, уже заключивших брачный союз мужчины и женщины, в русском языке эта стадия брака имеет историческое название – супружество; третья стадия – расторжение брака, которая не предполагается в момент заключения брака, но в некоторых случаях наступающая. Необходимость выделение в едином процесса брака отдельных стадий обусловлено тем, что на каждой стадии реализуются различные цели. Целью первой стадии – заключения брака – является возникновение брачных отношений и предание им легитимности в социуме и государстве. Целью Мы используем термин «стадия» для обозначения стадий брака (стадия (греч. ) мера длины для обозначения периода в развитии чего-либо, который имеет свои качественные особенности. второй стадии – супружества (брачных отношений) становится предполагаемое и(или) ожидаемое рождение детей, созидание и поддержание близких добрых супружеских отношений. Целью третьей стадии будет прекращение ранее существовавших брачных отношений – расторжение брака. Если характер брачных отношений во второй стадии меняется с желанных до неприязненных (нетерпимых), то неизбежно приближение брачных отношений к третьей стадии. Прекращение брака по иным причинам, помимо расторжения (например, в результате смерти супруга или безвестного отсутствия) отдельной стадией брака не будет являться, т. к. совершается помимо воли одного или обоих супругов. Обязательным условием вступления в первую стадию или перехода из первой во вторую стадию будет открытое волеизъявление (для третьей – либо оба будут иметь волеизъявление на ее совершение, либо их волеизъявление будет противоположным, но при этом их воля будет проявляться открыто, она будет известна другой стороне); без волеизъявления на сохранение отношений брак может прекратить свое существование в период любой из стадий85. Намеревающиеся вступить в брак или состоящие в нем являются субъектами, наделенными волей и сознанием, т. е. дееспособностью, что позволяет им совершать действия, связанные с их брачным состоянием. Отсутствие этих компонентов лишает их возможности совершать указанные действия. Если все три стадии брака рассматривать как моменты единого процесса отношений, то наступление следующей стадии зависит от состояния предыдущей.
Границы стадий брака определяются правовыми нормами. В государственном (гражданском) браке довольно легко на основании норм права определить границы процесса брака и границы между стадиями брака. Но существующие правовые положения, фактически определяющие границы, не всегда соответствуют наилучшему соблюдению интересов мужчины и женщины.
Оформление брака по действующему закону, изложенному в Семейном кодексе Российской Федерации, начинается с момента подачи заявления в органы загса, которое, как правило, происходит за месяц до непосредственного
Например, стадия заключения брака может быть прервана в любой момент, как и стадия расторжения брака. заключения брака. Фактически первая стадия начинается не с процедуры оформления брака в загсе, а с того действия (события), без которого по закону невозможно совершение заключения брака, т. е. с подачи заявления о вступлении в брак. А стадия завершения брака, т. е. его расторжение – оканчивается со дня государственной регистрации в книге регистрации актов гражданского состояния расторжения брака, если брак расторгался в органах загса (что происходит при отсутствии детей) или со дня вступления в законную силу решения суда, если брак расторгался через суд – до этого времени супруги будут, с позиции закона, считаться состоящими в браке. Брак может быть прекращен на любой из стадий по причине смерти или безвестного отсутствия мужа или(и) жены.
Регистрация брака в органах загса происходит с целью предания брачным отношениям правового статуса. Поэтому границей между первой и второй стадий будет момент окончания государственной регистрации брака, сразу после которого возникают права и обязанности супругов. Первая стадия с правовой точки зрения обуславливает возникновение брака; прерваться первая стадия – заключение брака – может по причине смерти одного или обоих заявителей, подавших заявление о вступлении в брак. До момента окончания регистрации брака юридически мужем и женой они считаться не могут. Формально эта стадия может прекратиться из-за неявки заявителей в органы загса для регистрации брака, она также может прерваться по причине того, что одна из сторон, подавших заявление о регистрации брака, может изменить свое намерение вступить в брак и забрать свое заявление о регистрации брака. На этом основании происходит наибольшее количество разрывов процесса брака на первой стадии.
Определение момента, разделяющего первую и вторую стадии брака, особенно важно при ситуации возможного расторжения брака до вступления во вторую стадию, только с началом второй стадии – стадии супружества или длящихся брачных отношений, брак можно считать свершившимся. Определение границы между первой и второй стадией и последующая фиксация юридического момента возникновения прав и обязанностей важно как с позиции материального права, для определения прав на имущество (подаренное или совместно приобретенное), так и с морально-этической стороны, которая в современном обществе в подавляющем числе случаев, прежде всего, касается женщины. Фактически свершившимся браком, можно считать тот брак, где произошла или происходит совместная супружеская жизнь (половая жизнь супругов); половые отношения супругов являются неотъемлемым условием супружества (речь идет о подавляющем количестве браков, совершаемых в репродуктивный период жизни брачующихся, который является периодом их высокой половой активности).
Моментом возникновения прав и обязанностей супругов, как для впервые вступающих в брак, так и для повторных браков, может быть момент первого полового брачного контакта супругов. Это событие – первая половая связь супругов – разделительная граница между первой и второй стадией брака. Но фиксация такой связи ввиду интимности подобных отношений представляется затруднительной. Поэтому границей, разделяющий первую и вторую стадии брака, правомерно считать первую совместно проведенную ночь в одном помещении или – истечение суток (24 часов) после формального заключения брака. Вопрос о девственности невесты (с учетом национально-культурных, религиозных, территориально-культурных традиций) при вступлении в брак в разных территориях государства может решаться по-разному. При любом отношении к девственности невесты при заключении брака этот вопрос будет существовать в сознании супругов как объективный фактор и может влиять на психологическую атмосферу последующих брачных отношений. Вопрос о моменте наступлении прав и обязанностей супругов – т. е. о границе между первой и второй стадией, весьма существенен.
Брачные предписания в православном каноническом праве
Возникновение такого явления, как умыкание невест, объясняется запретом на браки между членами одного рода – экзогамией. По мнению Я. М. Щапова: «Большая семья была экзогамна, даже с троюродными братьями и сестрами браки были запрещены»186. Существует множество версий возникновения данного явления, доминирующая из них говорит о постоянном осознании вреда кровосмесительных браков (Морган, Мэн, Гросс и ряд др. авторов). Примеры брака через кражу девицы описываются и в более поздний исторический период у множества народов Российской империи187, но эти описания в большей части рассказывают о мнимых кражах, совершаемых по договоренности. Так реальная кража невесты постепенно трансформируется в обряд «умыкания невесты».
Проводить аналогию умыкания в Древней Руси с браками, исследованными в поздний период в племенных отношениях народов других частей мира, а такие исследования активно велись во второй половине XIX в. (см.: работы например, Л. Моргана, М. М. Ковалевского, М. В. Довнар-Запольского), представляется возможным (при недостатке фактического материала) только в пределах высказывания научных гипотез. Об умыкании девиц, происходящее в поздний языческий период, мы судим главным образом по летописи Нестора: «А Древляне живяху зверинским образом… и брак у них не бываше, но умыкание у воды девица». Из этого повествования мы можем заключить, что повседневная жизнедеятельность была неразрывно связана с религиозным культом воды. Насущная хозяйственная необходимость обязывала девиц бывать у «открытой ровной речной глади посреди лесной чащи» (в тот исторический период преобладала лесистая местность, люди расселялись у рек, – воды которых были источником жизни), где они и могли становиться легкой добычей пленителя. Позже традиция кражи трансформировалось в мнимую кражу, умыкание приобретает символичное значение. Этот языческий обычай продолжил существовать и в период христианства. В XII в. митрополит Иоанн писал, что простые люди «поимают жены своя с плесканием и гуденьем и плесканием»188. Брачный обряд радимичей, вятичей и северы летописец отличает от обряда древлян и говорит: «…игрища межу селы, схожашуся на игрища на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыкаты жены собе, с нею же кто съвещашеся». Такое умыкание, по мнению многих историков, имело характер религиозного обряда189. Здесь прямо говорится о предварительном сговоре на умыкание, т. е. о добровольности брака, – но остается открытым вопрос, насколько это была воля самой девицы или ее родительской семьи. Скорее это была воля девицы (воля именно на подобную форму брака), – в этом случае можно говорить, что брак совершался не сразу – не в момент похищения, а с момента примирения обеих сторон (семей новобрачных), соглашения воль, признания факта
Другим способом заключения брака, существовавшим на Руси, была покупка невесты. В летописном описании древнерусского языческого периода мы не встречаем упоминания о такой форме брака. Но большинство исследователей, хотя и не все191, делают вывод о том, что подобная форма брака, – покупка невесты – существовала. Продажа могла совершаться отцом, матерью или главой родового союза, что сохранилось и при переходе родового союза в государственный строй. Плата (выходная куница) взималась князем или местным правителем. Другим вариантом могла быть плата жениха при умыкании невесты ее роду в качестве примирительного вознаграждения, которая позже трансформировалась в покупку невесты. Арабский писатель Казвини говорит о руссах: «У кого родится ребенок, мужского или женского пола, тот получает от царя содержание; когда же ребенок достиг юношеского возраста, государь женит его, буде он мальчик, и берет от отца его приданное, которое отдает отцу невесты; ибо у них приданное платится вперед. У кого родились две или три дочери, тот обогащается; между тем как тот, у кого два или три сына – беднеет. Брак заключался по воле царя, а не по выбору… (Charmoy, 345)»192. Если же невест не хватало, как писал Казвини, то глава рода мог покупать невест в другом селении или помогать женихам из родовой казны в покупке. Конечно, этот взгляд не отражает всего жизненного спектра древнерусского общества, рассматривает дочь лишь как товар в руках родителей, но в то же время он фиксирует существование отдельных фактов. В. Н. Татищев приводит летописный пример внесения подобной платы в 954 г. князю Олегу: «…отрокоша Олег княже и уложиша брать отъ жениха по чорн кун какъ князю, такъ боярину отъ его подданнаго». По мнению В. Н. Татищева: «Покупка жен есть весьма древнее употребление и не иначе как от многоженства причину возымело»193. Это утверждение верно лишь в той части, что и при многоженстве есть элемент выкупа, но не всегда. Тем более, что многоженство, свершаемое с умыканием по предварительному сговору, по утверждению М. Ф. Владимирского-Буданова, проводящего аналогию с римским правом, предполагало примирение укравшего мужа с родственниками жены (для наступления юридического факта брака).
Сравнительный анализ государственного брачного права и православного канонического брачного права
Мы неоднократно высказывали мнение о необходимости легализации государством религиозной формы заключения брака, при условии обязательной его государственной регистрации409. После такой регистрации и наступал бы юридический факт свершения брака. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые представители Русской православной церкви, в частности А. Ведяев пишет: «В Италии и Испании после совершения брака в религиозной форме он признается государством действительным и порождающим все юридические последствия, однако его необходимо зарегистрировать и в государственных органах. Подобная схема вполне могла бы подойти для России»410. Но наше предложение отличается от позиции А. Ведяева: юридическую силу брак приобретет только после его государственной регистрации, – это соответствует действующему закону государства. Наше предложение не нарушает основополагающий принцип светскости государства (ст. 14 Конституции Российской Федерации411). Предлагаемый проект предусматривает обязательную государственную регистрацию религиозного брака, только после этого государство гарантирует охрану наступивших личных и имущественных прав, возникающих из брачных отношений.
Существует ли в обществе готовность и желание к принятию новеллы? На наш взгляд – да. Посещение культовых заведений верующими и людьми, склоняющимися к религиозному мировоззрению, неуклонно растет412. Люди, вовлекаясь в религиозную жизнь, осмысленно считают обязательным для себя и своих детей совершить религиозный обряд брака.
В настоящее время Семейный кодекс Российской Федерации приравнивает религиозный брак к регистрируемому государством браку, но только по отношению к тем религиозным бракам граждан Российской Федерации, которые были совершены в годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях до восстановления на этой территории органов загса (п. 7 ст. 169 Семейного кодекса Российской Федерации). Тем самым государство частично санкционировало религиозную брачную традицию народа. Советское государство рассматривало религиозный брак как личное дело каждого, признавая только свою, светскую форму заключения брака, только она порождала права и обязанности супругов. Государство, являясь главенствующим институтом общества, с одной стороны, инициирует новое, с другой – обязывает общество следовать своей воле. При этом по мнению О. Ю. Ильиной: «общество может быть признано нормально существующим при наличии баланса интересов публичных (государства и самого общества) и частных (отдельных членов общества). Иначе говоря, интересы мужчины и женщины будут подлежать правовой защите со стороны государства только при выполнении встречного условия государственной регистрации заключения брака»413. С другой стороны, в демократическом обществе законодатель должен производить юридически значимые преобразования, учитывая мнение общества – общественных и религиозных организаций и их представителей.
Мы исходим из позиции, что норма закона должна быть однозначной, ясной, краткой. На наш взгляд, Семейный кодекс Российской Федерации мог бы быть изменен следующим образом: п. 1 ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации дополняется фразой – «Брак, совершенный по религиозному обряду, регистрируется органами записи актов гражданского состояния на основании религиозного брачного свидетельства, если регистрация не противоречит нормам настоящего кодекса». Такая формулировка представляется правомерной: она отражает суть предлагаемой новеллы. В п. 2 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации слово «заключенный» необходимо было бы заменить на слово «зарегистрированный». Дополнить ст. 12, 13, 14, 27, 28, 29 и 30 Семейного кодекса Российской Федерации словами «заключение и регистрация брака», чтобы разграничить две процедуры: «заключение» и «регистрацию» брака. Важнейшим условием данной новеллы является требование сохранения неизменным п. 2 ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации, фиксирующей, что права и обязанности супругов наступают после регистрации факта заключения брака в органах загса. То есть государство зарегистрирует только брак, не противоречащий правовым нормам в части условий заключения (возраст брачующихся, их дееспособность, моногамия и т. д.). Религиозный брак лица, уже состоящего в гражданском (государственном) браке, который не расторгнут, – не может быть зарегистрирован, т. к. нарушит установленный государством принцип моногамии. Законодатель в действующем Семейном кодексе Российской Федерации фактически объединил два понятия: «заключение» и «регистрацию» брака. Предлагаемая новелла способна разграничить на деле две процедуры как разные юридические события (факты), которые в настоящее время объединены. Положения, аналогичные нашему предложению содержаться в законодательстве Испании и Италии, где для полного юридического признания государством религиозного брака требуется его государственная регистрация