Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края Кондакова, Наталья Сергеевна

Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края
<
Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондакова, Наталья Сергеевна. Протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Кондакова Наталья Сергеевна; [Место защиты: Чит. гос. ун-т].- Чита, 2010.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/112

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Философско-антропологическое осмысление протестантизма 13

1.1 Теоретико-методологический анализ основных аспектов протестантизма 13

1.2 Антропологические идеи в протестантской теологии 32

Глава II. Особенности развития и социокультурные функции протестантизма в России 55

2.1 Причины и факторы развития протестантского вероучения на территории России 55

2.2 Особенности протестантизма в конфессиональном пространстве Забайкальского края: диахронический аспект 83

Глава III. Социокультурная роль протестантизма в современном конфессиональном пространстве Забайкальского края 109

3.1 Особенности личностной идентичности и социокультурной практики протестантов Забайкальского края 109

3.2 Место протестантизма в общественном сознании населения Забайкальского края 138

Заключение 154

Библиографический список 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования. С началом демократических преобразований конца прошлого столетия российское общество на фоне политической и экономической нестабильности оказалось в ситуации идеологического и идейного вакуума, что способствовало широкому распространению на территории России различных религиозных верований. Многие религиозные организации, существующие сегодня на территории России, и тем более, вновь возникающие недостаточно изучены учеными-религиоведами, а имеющиеся исследования, как правило, несистемны, мозаичны и малоизвестны.

Одним из слабо изученных религиозных движений является протестантизм, особенно региональный аспект. Это обуславливает особый интерес к развитию протестантских движений на территории России в целом и Забайкальского края, в частности. Под протестантизмом в диссертационном исследовании понимается совокупность многочисленных и самостоятельных конфессий, связанных своим происхождением с Реформацией (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, баптизм, методизм, адвентизм, Свидетели Иеговы, пятидесятники и другие). Следует отметить, что протестанты представляют в России религиозное меньшинство, насчитывающее 0,6 - 1,5 % населения. Однако они достаточно заметны благодаря своей миссионерской деятельности и социальной работе.

Забайкальский край, как приграничный поликонфессиональный регион, обладает своей культурной спецификой, здесь проявляются как общероссийские тенденций, так и особенности местного характера, одной из которых является мирное сосуществование и взаимодействие культур и религий разных народов. В сознании населения Забайкальского края существует противоречивость в восприятии и оценки протестантских организаций.

Учитывая сказанное, актуальность работы обусловлена необходимостью исследования роли протестантских объединений в религиозной, социальной и культурной сферах как современной России в целом, так и Забайкальского края, в частности, что объясняется следующим:

дискуссионностью вопросов об определении смысла понятия протестантизма, месте и роли религиозных организаций, которые входят в его состав;

особенностями социально-политического, социально-мировоззренческого проявлений функционирования протестантских организаций на территории России и Забайкалья, в частности, и результатов их влияния на жизнь общества;

активностью миссионерской и прозелитической деятельности, которая проводится религиозными организациями протестантского направления на территории России и Забайкальского края и трактуется многими религиоведами как экспансия и угроза безопасности российского региона.

Степень научной разработанности проблемы. Научная и публицистическая литература, касающаяся изучения протестантских организаций на мировом и российском уровне, достаточно обширна. Среди зарубежных авторов можно назвать следующих: Д. Бонхеффер, Ж. Бросс, Я. Беме, М. Вебер, Г. Драммонд, С. Кьеркегор, А. Маграт, Г. Митер, Н. Тальберг, П. Тиллих, Д. Уэтсби, Ф.Д. Шлейермахер.

В советский период истории развития протестантизма и его отдельных направлений посвящены работы таких авторов, как Э.М. Бартошевич, А.В. Белов, В.Д. Бонч-Бруевич, Е.И. Борисоглебский, В.И. Гараджа, В.Д. Граждан, А.И. Клибанов, В.В. Коник, Г.С. Лялина, В.И. Мельник, Л.Н. Митрохин, А.Т. Москаленко, А.Н. Чанышев.

В современной России проблемами изучения протестантских организаций занимаются такие религиоведы, как В.В. Антропов, О.А. Васильева, Н.С. Гордиенко, А.Ю. Григоренко, С.И. Иваненко, О.В. Куропаткина, О.А. Лиценбергер, О. Курило, Э.А. Лопаткин, Т.К. Никольская, М.И. Одинцов, Н.В. Ревуненкова. Проблемы методологии религиоведческих исследований детально представлены в работах А.Н. Красникова. Отношение к протестантским организациям как угрозе экспансии западных держав на территорию России рассматривались в работах М.П. Свищева, Н.А. Трофимчука, Н.В. Кривельской.

Научные исследования регионального характера связаны с именами таких авторов, как Ч.О. Адыгбай, И.А. Арзуманов, А.А. Бадмаев, А.О. Баринов, В.А. Бурнаков, О.Н. Волкова, А.В. Дроботушенко, Г.А. Жеребцова, А.В. Жуков, Д.М. Маншеев, В.П. Секерин, М.Н. Фомина, А.Г. Янков. В.П. Секерин был первым исследователем протестантизма в Читинской области. Особенности истории и деятельности протестантских организаций в Забайкалье дают биографические описания последователей данных организаций, например, Б.Б. Дженсен и Г.Е. Доду.

Социологические опросы, посвященные религиозности населения в целом и изучению протестантизма, в частности, представлены в работах С.Б. Филатова, Р.Н. Лункина, М.П. Мчедлова, А.А. Нуруллиева, Э.Г. Филимонова, Е.С. Элбакян, С.В. Медведко, К. Каарнайнен, Д.Е. Фурмана.

Материалы, освещающие развитие протестантизма, содержат разнообразные СМИ, среди них региональный журнал «Забайкалье: наука, культура, жизнь», электронные публикации, официальный сайт протестантов Забайкальского края. При всем многообразии публикаций, следует отметить, что исследование форм деятельности протестантизма их значимости представляется недостаточным и несистемным, региональные исследования протестантизма, в частности, исследования в Забайкальском крае не позволяют получить целостную картину распространения и развития этого религиозного направления в России, что актуализирует поставленную в диссертации проблему.

Объектом диссертационного исследования является протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края.

Предметом исследования выступает динамика развития и социокультурного функционирования протестантизма в конфессиональном пространстве Забайкальского края.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что возникновение протестантизма, его развитие, проникновение на территорию России и Забайкалья, в частности является частью закономерных процессов развития этого религиозного направления в целом. В то же время на территории Забайкальского края фиксируются специфические региональные элементы, которые, способствуя развитию и укреплению региональных объединений протестантизма, не влияют на содержание его догматики и культа.

Цель исследования заключается в анализе социальной значимости протестантизма на конфессиональном поле Забайкальского края.

Предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

уточнить содержание понятия «протестантизм» через анализ исторических причин и предпосылок его возникновения и особенностей конфессионального восприятия;

выявить место антропологических идей в протестантской теологии;

проанализировать исторические и социокультурные факторы развития протестантизма на территории России в период с XVI в. по настоящее время;

проследить динамику социокультурного функционирования протестантизма в Забайкалье в период с XVII в. по настоящее время;

раскрыть мировоззренческие и социальные установки протестантов Забайкальского края через анализ данных анкетирования, интервьюирования и наблюдения;

исследовать восприятие и оценки протестантизма в общественном сознании населения Забайкальского края методами прикладной социологии.

Теоретико-методологическую основу исследования представляют научные концепции, позиции зарубежных и отечественных философов, религиоведов, социологов, историков, этнографов, в которых раскрываются основные подходы к изучению протестантизма. Формирование методологической основы диссертационного исследования обусловлено интегративностью религиоведческого знания и междисциплинарностью исследования.

Для решения обозначенных в исследовании задач использовались методы религиоведения, философской антропологии, историко-сравнительный метод. Однако целостное исследование проблемы требует применения комплексного подхода, способного интегрировать новые знания на различных уровнях. Именно с этих позиций исследован протестантизм как неотъемлемый элемент конфессионального пространства России и Забайкальского края.

В работе применены историко-сравнительный, историко-генетический, аксиологический методы. Историко-сравнительный и историко-генетический методы позволили выявить ситуацию, при которой возникают и развиваются различные формы протестантизма; обозначить закономерности его появления и развития на территории России и Забайкальского края. При помощи аксиологического метода были рассмотрены мировоззренческие ценности протестантизма.

В процессе получения эмпирических данных исследования использовались методы социологии религии - анкетирование, интервьюирование и наблюдение.

Источниковая база исследования.

Сложность и многоплановость избранной темы потребовали привлечения источников философского, исторического, культурологического, религиозного содержания. В качестве источников информации использовались монографии, научные статьи, материалы СМИ и Интернет-сайтов, посвященные данной проблематике; социологические данные по религиозной ситуации в России и Забайкальском крае, в частности.

Эмпирическую базу исследования составили материалы прикладных социологических исследований, проведенных в период 2006-2010 гг.:

  1. социологический опрос населения Забайкальского края, охвативший все муниципальные районы по проблеме восприятия протестантизма в общественном сознании населения. Выборка составила 890 человек;

  2. интервьюирование и включенное наблюдение в протестантских организациях края;

  3. анкетирование последователей протестантских организаций Забайкальского края, с целью изучения личностной самоидентификации протестантов Забайкальского края и их социальных практик. Целевая выборка составила 150 человек.

Научная новизна заключается в комплексном исследовании протестантизма на конфессиональном пространстве Забайкальского края, в результате которого:

установлено, что содержание протестантизма раскрывается через анализ исторических причин его возникновения (недовольство католической церковью, личное прочтение Библии), особенностей исторической трансформации этого религиозного направления (постоянное дробление и возникновение новых протестантских течений) и особенностей его конфессионального восприятия;

выявлены антропологические идеи в протестантской теологии (спасение личной верой, идея призвания, ценность труда), определена их ведущая роль в генезисе и современном состоянии протестантизма;

определены причины и социокультурные факторы возникновения и развития протестантизма на территории России, включающие в себя, во-первых, идейное многообразие культурного поля, поиск истины в отличных от православия религиозных формах, наличие самобытных направлений, сходных с протестантскими; а во-вторых, потребность в специалистах и мастерах различных областей знания;

показана динамика проникновения и социальная значимость протестантских объединений на конфессиональном поле Забайкальского края;

установлено, что самоидентификация протестантов Забайкальского края, как людей верующих и исповедующих определенные ценности, подтверждается их социокультурными практиками, включающими специфичные для региона особенности;

выявлены особенности восприятия и оценки протестантских организаций в общественном сознании населения Забайкальского края через анализ данных анкетирования.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в приращении теоретического знания в области философско-религиоведческого и социологического исследования протестантизма, а именно: в осмыслении истории и современного состояния протестантизма в контексте диалектичности его развития; рассмотрении динамики и особенностей его региональных форм (на примере Забайкальского края), в анализе и интерпретации новых эмпирических данных по изучаемой проблеме. Основные выводы и обобщения автора могут служить для дальнейших научных исследований в рамках проблемного поля.

Методологические основания и полученные результаты исследований могут быть использованы для подготовки рекомендаций по взаимодействию государства и протестантов с точки зрения сохранения межконфессионального мира. Основные выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы для разработки учебных курсов по специальностям «Религиоведение», «Социальная антропология», «История», «Культурология», а также по дисциплинам «История религии», «Основы религиоведения», «Религии Забайкалья».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Содержанием протестантизма является совокупность таких дополняющих друг друга характеристик, как генетическая преемственность и протестность. Генетическая преемственность протестантской традиции выражена в аспекте диахронии и прослеживается от «ранних», к «поздним» протестантским и пост-протестантским объединениям. Протестность по отношению ко всем предшествующим и современным религиозным направлениям выступает важным признаком протестантизма в аспекте синхронии. Осознание диалектичности развития протестантизма как результата борьбы и взаимодействия различных, но дополняющих друг друга сторон развития исторической традиции религиозного протеста, основанного на стремлении к личностному восприятию и толкованию Евангелия, позволяет по-новому осмыслить закономерности формирования современного протестантизма.

2. Антропологизация протестантской теологии сделала ее понятной и востребованной в жизни человека и способствовала ее широкому распространению в мире и использованию при решении проблем повседневности. Привлекательность протестантского вероучения в современных условиях Забайкалья заключается в его жизненности и доступности.

3. Закономерность и объективность проникновения протестантизма в Россию заключается в наличии предпосылок, представляющих собой существование, помимо официального православия, различных протестных групп, идеология и вероучение которых были очень сходны с протестантскими, а также лояльного и благожелательного отношения к иностранцам, несущим, кроме идеологии протестантизма, различные прикладные знания и умения.

4. Динамика развития протестантских движений в Забайкалье прослеживается с XVII в. и включает несколько периодов. Исторически протестантизм не получил широкого распространения среди населения Забайкалья, однако и не был им отвергнут, так как смог приспособиться к региональному культурному полю. В постсоветское время протестантизм не только восполнил духовный вакуум части населения Забайкальского края, но и сумел закрепиться на забайкальской земле, однако говорить о собственно забайкальских протестантах как культурной идентификации еще рано, поскольку она находится лишь в стадии своего формирования.

5. С точки зрения современной религиозной ситуации, на основе анализа эмпирического исследования в Забайкальском крае протестанты характеризуются общими мировоззренческими установками, существующими в протестантизме (ценность труда, идея призвания, священство всех верующих, отсутствие предметов культа, надэтничность) и реализуют их не только в собственной жизни, но и в активной миссионерской и социальной работе, учитывающей региональную специфику (историческое развитие региона, синкретизм, этнические группы).

6. Несмотря на более чем трехсотлетнюю историю протестантизма в Забайкалье культурно он не укоренен, поскольку в общественном сознании протестантизм воспринимается, как нетрадиционное религиозное учение. Однако потенциальные возможности развития протестантских организаций в регионе имеются, поскольку в общественном сознании существуют близкие к протестантизму мировоззренческие установки (не обязательность посредника между Богом и человеком, личная вера).

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в докладах на конференциях: международных (Ялта, 2007, Чита, 2008, Барселона, 2010); общероссийских (Чита, 2007, 2008, 2009, 2010; Нижний Новгород, 2007, 2009; Москва, 2008; Иркутск, 2008; Пенза, 2008); региональных (Чита 2006, 2007, 2010).

Материалы исследования представлены в журналах: научно-исследовательских (Санкт-Петербург, 2007; Иркутск, 2007; Чита, 2008), научно-популярных (Чита, 2006). Основные положения диссертационной работы изложены в 18 публикациях.

Результаты исследований обсуждались на методологических семинарах кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии Читинского государственного университета (Чита, 2008, 2009, 2010), были заслушаны на заседаниях Консультационного Совета при Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (Чита, 2010).

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами и включает Введение, три главы, состоящие из 6 параграфов, Заключение, библиографический список.

Теоретико-методологический анализ основных аспектов протестантизма

Теоретико-методологическое осмысление содержания протестантизма не возможно без рассмотрения его истоков и сущностных черт. Анализ основных аспектов протестантизма включает в себя следующее: характеристику Реформации как толчка для развития протестантских учений; анализ причин, приведших к возникновению протестантизма в Европе; исследование и сопоставление методологических подходов и конфессионального восприятия протестантизма; типологизацию протестантских организаций с точки зрения исторических причин и сущности.

Анализ существующих подходов к проблеме протестантизма, как в отечественном, так и в зарубежном религиоведении, а также определение позиции диссертанта относительно методологии позволяет отметить, что исследование протестантизма как явления на конфессиональном поле Забайкалья диктует необходимость его осмысления, как одного из направлений в мировой религиоведческой практике. Это позволяет определить целесообразность анализа самого понятия, так как в российской и в зарубежной науке нет единообразного подхода к его трактовке, тем более что существует еще и особое понимание, и объяснение этого явления и понятия в религиозных кругах.

Среди определений, приводимых в зарубежной литературе, необходимо остановиться на следующих: в Энциклопедии Британика протестантизм определяется как «движение, начавшееся в северной Европе в начале XVI века как реакция на Средневековые Римско-католические доктрины и практики. Наряду с Римским католицизмом и Восточной ортодоксией, Протестантизм выступает одним из трех основных движений в Христианстве. После серии религиозных войн на территории Европы в XVI-XVII веках, и особенно после XIX века, он распространился по всему миру»1.

Обращаясь к теологам протестантизма, отметим такие определения, как: «протестантизм должен быть понят главным образом из своей противоположности католицизму; с этой точки зрения его значение двояко: он был, во-первых, реформацией и, во-вторых, революцией. Реформацией он был по своему значению для учения о спасении, революцией же он явился по отношению к церкви, ее авторитету и ее внешним аксессуарам»1 2. Немецкий философ и теолог Ф.Д. Шлейермахер определяет протестантизм не только как религиозное течение, но трактует его в качестве особой исторической эпохи, что задает интерпретацию протестантизма как специфического направления развития культуры1.

В российской науке определения протестантизма похожи, хотя каждый автор старается подчеркнуть какую-либо особенность. В философском словаре под протестантизмом понимается «одна из разновидностей христианства наряду с католицизмом и православием; общее наименование совокупности сект и движений, возникших в Европе в процессе Реформации»1 2. Можно встретить определение протестантизма как «совокупности протестантских церквей, сект и деноминаций, так и совокупность доктрин и учений, которым они следуют, в том числе и соответствующее направление религиознофилософской мысли»3. В.А. Бачинин приводит следующую трактовку данного понятия: «Это одно из ведущих (наряду с православием и католицизмом) направлений христианства, возникшее в XVI веке в результате движения Реформации и оказавшее существенное влияние на развитие европейской социально-политической и естественно-правовой мысли Нового времени»4. Словарь философских терминов дает расширенное толкование понятия «протестантизм»: это «одно из главных, наряду с католицизмом и православием направлений в христианстве, возникшее в период Реформации - массового антикатолического движения в Европе в XVI веке. К нему относят последователей Лютера (лютеране), Цвингли и Кальвина (реформаты), англикане; английские и шотландские последователи Кальвина (пуритане, пресвитериане), анабаптистов в Швейцарии и Германии, меннонитов в Нидерландах и Польше, унитариев и социан в Германии и Польше. Поздний протестантизм входит из названных направлений, к нему относят баптистов, методистов, квакеров, адвентистов, пятидесятников, Свидетелей Иеговы, мормонов»5. Российский религиовед А.П. Забияко придерживается такого определения: «В широком значении это группа христианских, преимущественно (но не исключительно) западных конфессий и традиций, восходящих к Реформации XVI века. В собственном смысле слова протестантскими конфессиями (классическими протестантами) являются лютеранство, англиканство, кальвинизм. Однако обычно к протестантизму относят и конфессии, возникшие в период следующей, так называемой, «второй волны» Реформации - ремонстрактов, баптистов, меннонитов и методистов, а иногда и церкви так называемой «третьей волны» (XX век) — пятидесятнические и адвентистские. А также современные азиатские и африканские церкви, которые корректнее назвать не- опротестантскими»1. По определению Н.Е. Шлайфера, протестантизм - весьма гибкое религиозное учение. Оно быстро реагирует на социальные изменения и приспосабливается к ним. Эта его особенность обусловила то, что он сумел стать одним из самых влиятельных направлений в современном христианстве1 2. В.В. Солодовников определяет протестантизм как «одно из наиболее влиятельных направлений в современном христианстве наряду с православием и католицизмом. Он родился на взлете Средневековья как протест против тенденции к дехристианизации, проявлявшейся в западной церкви в течение всех Средних веков, как попытка вернуться к изначальному евангельскому христианству, к той модели церкви, которую предложил своим последователям Иисус Христос»3.

В исследовании О.Н. Волковой прослеживается толкование этого термина не только с точки зрения светской науки, но и с конфессиональной «как совокупности различных течений, ведущих свое начало от Реформации, со свойственными им всеми основными признаками, унаследованными от реформаторов XVI века. Это абсолютный примат Слова Божьего, как оно сохранено в Библии, прямое общение верующего с Богом через Писание и молитву, причем оправдание дается только при вере»1.

Таким образом, в приведенных определениях можно выделить некоторые общие черты, которые позволяют отнести то или иное направление к протестантизму:

1) общее название совокупности церквей;

2) это попытка возвращения к истинному первоначальному христианству;

3) религиозная организация, отнесенная к протестантизму прямо или косвенно имеющая связь с Реформацией XVI века.

На наш взгляд, при определении природы протестантизма необходимо остановиться на истоках протестантского учения, а именно обратиться к Реформации и причинам ее возникновения. Но целью нашего исследования не является глубокий и последовательный анализ Реформации, поэтому мы освещаем лишь на общие характеристики данного явления, представленных в трудах западных и отечественных авторов.

Реформация - это мощное антикатолическое движение Западной и Центральной Европы XVI века. Как отмечает либеральный теолог А.Гарнак, «кто проследит историю Европы от II столетия до нашего времени, тот вынужден будет признать, что во всей этой истории реформация XVI столетия была величайшим и благотворнейшим движением; в сравнении с ней отступает на второй план даже великий переворот, происшедший на пороге XIX столетия. Что значат все наши открытия и изобретения; все наши успехи во внешней культуре в сравнении с тем фактом, что тридцать миллионов немцев и еще большее количество христиан вне Германии обладают религией свободной от священников, от жертв, от раздачи даров благодати и обрядов, - религией духа!»1 2.

Причины и факторы развития протестантского вероучения на территории России

Учитывая историческую, социальную, политическую специфику развития российского государства, мы отмечаем доминирующие позиции, которые необходимо раскрыть в данном разделе. Это: природа дискуссий об истоках русского протестантизма; основные источники проникновения, социокультурные факторы и причины появления протестантизма в России; характеристика истории появления протестантских движений в России.

Начиная с перестройки, Россия переживает сложные изменения во всех сферах жизни общества, включаясь в глобализационные процессы, она вынуждена приспосабливаться, изменять свою политическую, экономическую, социальную программы, наряду с этим меняется и духовная составляющая россиян.

Традиционную культурную особенность России по-прежнему определяют как бескрайность ее геополитического пространства. В то же время само это обширное пространство в данный момент находится в процессе интенсивного преобразования. Поиски идентичности являются симптомами «разорванности» культурного пространства, составляющей национальное достояние каждой страны, его стратегический запас.1 С. Хантингтон в своей книге об американской идентичности подчеркивает особую роль нематериальных, неосязаемых символов идеи преуспевания нации и государства.1 2

Можно отметить, что в последние десятилетия проверяется жизнеспособность русской культуры в мире. Одной из составляющих жизнеспособности культуры выступает вера. «Однако жизнеспособность зависит не просто от веры, а от глубины религиозности, в ней должны быть глубина и устремленность к высшему. Если нет «верховного начала», культура превращается в баловство, игру ума, преобладание формы над содержанием. Когда нет внутреннего содержания, это означает, что культуру покидают жизненный силы, она, не имея питания, засыхает»1. В этот период произошло переосмысление роли и места религии и веры в жизни человека, общества и государства. Современная религиозная ситуация характеризуется многообразием, которое обуславливает активность религиозных организаций в культурной жизни страны, особенно активную миссионерскую и социальную деятельность ведут протестантские организации. В связи с этим важным представляется изучение истории развития протестантизма на территории России и его современное состояние.

Российский протестантизм сегодня - одна из наиболее проблемных и неоднозначных тем современного религиоведения. Одним из актуальных направлений на сегодняшний день является дискуссия о природе и сущностном характере российского протестантизма. Согласно одной из точек зрения, протестантизм на Руси имеет два источника происхождения - собственно русское протестантство и протестантизм, пришедший в Россию из Западной Европы. С.Н.Савинский в работе «Российское протестантство» понимает протестантизм не только как антикатолическое движение на Западе, но и как выступления против православия на Руси: «Протестантские выступления и движения на Руси не обошли Русскую православную церковь. Особенность российского протестантства состоит в том, что протестантские идеи исходили от лиц, не имеющих академических богословских познаний: в большинстве своём это были самые заурядные прихожане официальной церкви, реже, служители поместных приходов, либо иеромонахи.... Самобытные искания пути спасения и правды Божией по Евангелию обнаружились на Руси с того времени, когда Священное Писание стало доступным значительному кругу лиц православного духовенства, то есть со времени князя Ярослава Мудрого.... Первыми протестантами на Руси, выразившими открыто своё несогласие с установлениями православной церкви и отделившимися от неё, были “стригольники”...это движение, будучи первым евангельским на Руси, опередило более чем на столетие евангелическое (реформатское) движение Лютера - Цвингли - Кальвина в континентальной Европе. В конце XV столетия возникло протестантское движение “нестяжателей”. В конце XVII столетия впервые обнаружилось влияние на религиозное сознание российского народа западноевропейского протестантства. Так появилась “секта вольнодумца Тверитинова”. В конце XVIII столетия в России появились более последовательные и стойкие в своих верованиях протестанты - молокане»1. ,

О.А. Васильева, анализируя возникновение и становление русского протестантизма, подчеркивает следующее: «Как правило, все протестантские авторы, которые пишут о национальных корнях русского евангельского христианства, мыслят в системе бинарных оппозиций. При этом, естественно, положительный полюс русской духовности представляют в их концепциях предтечи русского протестантизма. Обрядоверию и коллективной религиозности православия противопоставляется сознательная, индивидуальная вера идейных предшественников русского протестантизма. Законничество и ветхозаветность, по мнению протестантских авторов, — отличительные признаки учения, сознания и практики Русской Православной Церкви. Действенная вера, нравственная сила, опора на Слово Божие и в первую очередь на Новый Завет — характеристики русских реформационных движений. Православие оценивается как заимствованное извне (от греков) учение, во многом близкое язычеству, не выражающее сути истинного христианства. Евангельское же христианство представляется протестантам подлинным христианством, возвращением к первохристианству. Те реформационные движения, которые воплотили идеи евангельского христианства, отличались антииерархическим, зачастую иконоборческим характером, рационализмом, гуманистической и просветительской направленностью»1.

На наш взгляд, исходя из самого определения термина протестантизм, мы можем ясно проследить взаимосвязь данного явления с Реформацией в Западной Европе. Протестантизм нами определяется как религиозное течение, появившееся именно как протест против определенных положений католической церкви. Именно поэтому причисление к протестантским течениям идей, возникавших в России, кажется необоснованным. Однако необходимо отметить, что в России к моменту появления здесь протестантизма существовало достаточно многообразное конфессиональное поле. Наряду с главенствующей православной церковью, существовал ряд отколовшихся от православия идейных течений, ересей и сект. Определенная идейная борьба шла и внутри официальной ортодоксии. Значительная часть общества была подготовлена к принятию новых идей.

Т.К. Никольская в своей работе под русским протестантизмом понимает «христианские конфессии, движения и религиозные группы, возникшие на Западе в результате развития протестантской ветви христианства, но получившее свое продолжение в России среди людей не обязательно русских по национальности, по принадлежности к русской культуре и православной традиции. Сюда относятся: Евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня. Именно эти протестантские конфессии наиболее распространились в России (среди традиционного православного населения) и приобрели характерные российские черты и особенности»1 2. В нашем исследовании протестантизма в России мы будем исходить из данного определения, хотя считаем наиболее подходящим термин «российский протестантизм», поскольку на сегодняшний день он распространен не только среди русского населения России.

Немаловажным представляется анализ источников проникновения протестантизма в Россию, так как уже в них мы можем проследить те социокультурные проблемы и факторы, которые способствовали его дальнейшему развитию и укоренению на российской земле.

На территорию России в разное время проникали различные группы протестантизма как «раннего», так и «позднего». В зависимости от социально-политических настроений в обществе протестантские организации получали различную оценку у властей, ученых и среди населения.

Отмечается четыре источника проникновения протестантского учения на территорию России: 1) иностранные купцы; 2) специалисты в различных отраслях знания и ремесла, военные, работавшие по найму на русское правительство, но со временем осевшие в стране; 3) военнопленные, которых часто расселяли по внутренним областям или поселяли в русских семьях, так что, в конце концов, Россия становилась для них второй Родиной; 4) население территорий, присоединенных к стране в различные исторические эпохи1.

К.В. Кислюк и О.Н. Кучер“ в своем исследовании выделяют три волны массового проникновения протестантизма из Западной Европы в Россию. Первая «волна» — XVI — первая половина XVII вв. - связана с укреплением централизованного государства, нуждавшегося в иностранных мастерах, установлением обширных экономических связей со странами Западной Европы, где господствовал протестантизм (Англия, Голландия, Швеция), войнами за Прибалтику и выход к Балтийскому морю.

Особенности протестантизма в конфессиональном пространстве Забайкальского края: диахронический аспект

Постановка озвученной проблемы диктует необходимость анализа особенностей подхода к исследованию протестантизма на территории Забайкалья, что может быть достигнуто посредством анализа материалов СМИ, монографий и брошюр, опубликованных в данном регионе; определения и описания основных периодов возникновения протестантских организаций на территории края; выделения специфических черт именно забайкальского протестантизма.

Изучение данного феномена мы начинаем с анализа публикаций в СМИ, поскольку проблемы протестантизма в Забайкалье не отражены в монографических исследованиях. Среди рассмотренных газет присутствуют статьи советского и постсоветского периодов. До 1991 года они носят более критический характер и направлены на развенчивание религиозной веры как в целом к различным конфессиям, так и протестантским направлениям. Среди публикаций советского периода можно привести следующие: Э. Демин «Белый обелиск памяти», А. Бородин «Свобода совести и законность»,

В.Овчинников «Никаких компромиссов», О. Ульзутуева «Миссия Иисус Христос», Б. Давыдов «Мчится поезд во имя Христа», Н.Алтынников «Миссионеры из Германии», Т. Антонова «С миссией любви», Т. Антонова «Спасение души», В. Двин «Спаси Бог», М.Н Андропович. «Иисус Христос в Дульдурге», Д. Болотов «В филиале миссии Иисус Христос», Д. Амоголонов «Дом для молитв», В. Михайлов «Без крыши, но с верой», В. Михайлов «Дом молитвы», Р.С. Волошин «Остановись на полдороги», В. Андреев «Акция милосердия», В. Михайлов «Слово о добре и вере», А. Бородин «Свобода вероисповедания», В. Алексеев «Кто такие Свидетели Иеговы», А. Барбарош «Почему я порвал с сектой Свидетели Иеговы», Г. Пузыренко «Верните улыбку», Макаров В. «Мы черви?», Н. Рогозин, Н. Халай «Мы не можем молчать», А. Раздолин «Рвется черная паутина», В. Кузнецов «Рвется чер ная паутина», В. Колоневари « Ловцы” человеческих душ», 3. Здаковская «Пустеет армагедонград», С. Виноградов «Волчье логово», А. Барбарош «За ширмой религии», М.И. Рижский «Что такое баптизм», В.А. Комаров «Правда о дарасунских пятидесятниках»1. Из приведенных статей видно, что тема религии не оставалась в стороне. Однако названия статей носят резко негативный характер и направлены на «разоблачение» деятельности организаций и пропаганду атеистического воспитания. Наряду с публикациями в СМИ, выходили и книги-брошюры, посвященные критике религиозных организаций и пропаганде атеистического мировосприятия. Эту категорию составляют работы ученых и воспоминания самих членов религиозных организаций, порвавших с ними, например, Г.Е. Доду «Я ушел от сектантов», С.Н. Виноградов «Кто такие сектанты»1 2. Таким образом, как на территории России, так и в Забайкалье в силу идеологического давления невозможно было объективное изучение протестантских организаций.

Исследования по протестантским организациям, проводимые на территории Забайкалья постсоветского периода, отражены в СМИ и в научных трудах ученых Читинской области и Республики Бурятия. Необходимо отметить, что статьи, выходящие в последние годы, направлены тории, анализ деятельности и вероучений организаций. Единого мнения по отношению к протестантским организациям и их деятельности нет. Организации «раннего» протестантизма, как правило, вызывают большую симпатию, чем течения «позднего», последние часто относят к сектам и говорят об их негативном влиянии на жизнь общества.

Интересными и информативными для исследования протестантизма в Забайкалье выступают работы В.П. Секерина1, где прослеживается лояльное отношение к протестантским организациям. Автор описывает некоторые вероучения, стараясь определить их особенности и близость того или иного религиозного течения к другим религиям, например, он подчеркивает, что баптизм ближе всего к православию: «Сразу замечу, что евангельские хри- стиаие-баптисты всегда высоко чтили труд православных богословов, переведших Библию, они всегда пользовались и пользуются, распространяли и распространяют те издания Библии, которые перепечатаны с Синодального издания. Убежден, что из всех протестантских церквей Читинской области баптисты по своему пониманию христианства по многим важным практическим вопросам ближе других стоят к Православию, хотя во многом и отличаются от него и не всегда находят с православными общий язык»1 2. Несмотря па анализ отдельных позиций, автор нс ставит задачи типологизировать протестантские течения ни по хронологическому критерию, пи по отношению к другим религиозным организациям, ни внутри самого протестантизма.

Осмыслением современной религиозной ситуации в области занимаются такие А.В.Дроботушенко3. Наряду с публикацией собственных исследований эта группа ученых выпустила работу, посвященную современной религиозной ситуации, в ней они попытались систематизировать историю появления и развития различных религиозных организаций па территории Забайкалья и оцепить их вклад. Кроме того, в работе приведены результаты социологического исследования различных групп населения с целью выявления их религиозности и отношения к различным религиозным организациям региона, данное исследование является одним из первых в регионе в области социологии религии.

Одной из последних работ, посвященных анализу конфессионального поля Забайкалья, является моншрафия И.А. Арзуманова «Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (ХХ-ХХІ вв.): комплексно-методологические аспекты исследования» 1. В своей работе автор,, разделяет протестантские организации па собственно протестантизм и постпротестантизм, причем постпротсстаптские организации рассматриваются как секты, представляющие угрозу экспансии: «Мы приходим к выводу, что деятельность миссий исторически носила социополитический характер и может рассматриваться как процесс внедрения мировоззренческих ценностей, транслируемых посредством функционирования религиозно- обусловленных инноваций в социокультурном пространстве субъектов международного права. Что касается Западных миссий, то политический характер этих процессов подчеркивается и тем, что проходят они не только в нехристианских странах, но и в границах конфессионального поля России и других традиционно православных стран (Грузии, Болгарии, Украины)»1.

Проанализировав работы исследователей Забайкалья по изучению религиозной ситуации в целом и освещении истории и проблем протестантских организаций, в частности, мы можем сделать вывод, что единого мнения относительно их деятельности в регионе не сложилось, однако можно выделить несколько наиболее общих позиций, высказываемых в исследованиях:

1) Всю полученную информацию можно разделить па две части: осуждение и негативная оценка организаций в советское время и признание наличия этих организаций в постсоветское время;

2) Отсутствует научное осмысление протестантизма в Забайкалье, можно отметить лишь идеологические и конфессиональные подходы к данному феномену;

3) Авторами публикаций отмечаются некоторые угрозы со стороны нетрадиционных религиозных организаций для приграничного региона, к примеру, склонность к религиозному экстремизму (среди мусульман) и духовного порабощения и экспансии (со стороны протестантов) по отношению к коренному населению Забайкалья и населению близлежащих государств (Китай, Монголия).

На наш взгляд, существует необходимость в более детальном изучении, анализе и характеристике протестантских организаций на территории Забайкалья. Часть организаций, особенно «позднего» протестантизма, ведут достаточно активную миссионерскую деятельность в регионе, и это приводит к негативному отношению со стороны населения и общественных институтов к данным организациям. Кроме этого, сохраняется возможность столкновений на религиозной почве с традиционными в данном регионе верованиями.

Для изучения конфессионального поля и протестантских организаций в Забайкалье нами используется диахронический метод, который позволяет раскрыть данные проблемы в конкретной полноте их возникновения и развития.

Особенности личностной идентичности и социокультурной практики протестантов Забайкальского края

В данном параграфе предполагается рассмотрение протестантских организаций, существующих на территории края. Оно включает в себя анализ деятельности данных организаций, выявление особенностей их функционирования, а также изучение религиозности членов протестантских организации. Кроме этого, мы определяем, что такое забайкальский протестантизм, выявляем его особенности, предпосылки и факторы его возникновения, отличие от протестантизма в целом и российского в частности, а также выясняем, что значит Забайкалье и забайкальцы для представителей протестантских организаций.

Для реализации сказанного представляется логичным дать краткий обзор современного состояния протестантских организаций на территории края через анализ документов (информация СМИ и Министерства юстиции). Осветить деятельность организаций посредством анализа анкет, включенного наблюдения и неформализованных интервью с членами протестантских организаций; представить результаты исследования религиозности членов организаций при помощи метода анкетирования и включенного наблюдения. В нашем исследовании представляет интерес и выяснение личностного отношения, и причин принятия данного вероучения среди членов религиозных организаций протестантского толка, а также оценка отношения адептов к другим конфессиям, культурному наследию Забайкалья, власти, социальным проблемам.

Изначально хотелось бы охарактеризовать методологию исследования было опрошено 150 последователей протестантских организаций: пятидесятники, баптисты и члены Новоапостольской церкви. В Забайкальском крае представлено б направлений протестантизма, однако в силу некоторых особенностей организаций, не везде было возможно применение метода анкетирования. Адвентисты Седьмого Дня и Лютеране представлены эпизодически, малочисленны и территориально разобщены. Кроме того, па момент проведения исследования приходится упадок данных движений, и представители их найдены не были. Свидетели Иеговы в силу собственных убеждений и политики организации отказываются от заполнения анкет, считая их порождением «злого мира». Поэтому данные направления изучались методами включенного наблюдения и через анализ литературы.

В исследовании применялась целевая выборка, что объясняется задачами исследования. Как отмечает В.А. Ядов, «если мы хотим изучить в статистических показателях особенности условий и образа жизни каких-то определенных групп населения, репрезентативная выборка должна быть заменена целевой, в которой численность каждой интересующей нас группы будет достаточна для более основательного анализа. Такая выборка, будучи качественно представительной в отношении целей исследования, не является статистически репрезентативной в отношении генеральной совокупности»1. Для формирования списка респондентов использовался метод «снежного кома», который является разновидностью целенаправленного выбора и применяется для отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов, так называемых «редких элементов». Особенность метода состоит в том, что за исключением первого шага выбор очередного респондента совершается по указанию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей, и выборка с каждым шагом разрастается подобно «снежному кому». Полученная таким образом выборка репрезентирует не генеральную совокупность, а изучаемую проблему1. На наш взгляд, данная выборка среди протестантов обусловлена следующим: нет достоверных данных о численности протестантов в Забайкальском крае. Численность протестантов - 10-15 тысяч человек1 2 - приводится по данным руководства церквей, однако в самих организациях отсутствует фиксированное членство и статистика посещения богослужений и участия в церковной жизни. Таким образом, именно целевая выборка, позволяет наиболее полно изучить необходимую группу населения и ее качественные характеристики. Критерием отбора респондентов выступала самоидентификация человека с протестантской организацией.

При составлении анкеты использовались вопросы, разработанные и апробированные в результате исследований среди населения в г. Чите (2003 г., 2005 г.)3 4 и протестантов в г. Улан-Удэ (2004 г.) 1.

Все вопросы, задаваемые в анкете, разбиты па следующие тематические блоки: социальная активность протестантов; религиозность членов протестантских организаций; причины принятия вероучения; межэтническое и межкультурное взаимодействие на территории Забайкальского края.

Анализ данных, полученных в результате исследования, начинаем с социальной активности протестантских организаций. Практически каждое протестантское направление участвует в решении социальных проблем края. Иногда именно этот вид деятельности объединяет протестантские организации между собой, к примеру, совместные акции проводят пятидесятники и баптисты. Однако некоторые организации занимают изоляционистскую позицию и совместных акций не проводят, к примеру, Свидетели Иеговы. Изначально остановимся на пятидесятниках и баптистах, наиболее крупных протестантских организациях Забайкальского края. Как отмечается в исследованиях, проводимых среди членов данных организаций, наиболее значимыми аспектами деятельности пятидесятников на территории края являются:

1) работа с беспризорными дстьми/детьми из малообеспеченных, неблагополучных семей. - 87 %;

2) работа реабилитационного центра для алкоголиков и паркозависимых - 93,5 %;

3) работа по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения - 75 %;

4) служение в тюрьмах - 91 %;

5) служение в доме инвалидов и престарелых - 64,1 %;

6) работа христианской медицинской клиники - 3,3 %;

7) оказание помощи отдельным людям, нуждающимся в пей - 89,1 %.

У баптистов отмечено:

1) работа с беспризорными детьми/детьми из малообеспеченных, неблагополучных семей - 64,1 %;

2) работа реабилитационного центра для алкоголиков и паркозависимых - 100 %;

3) работа по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения - 59 %;

4) служение в тюрьмах - 100 %;

5) служение в доме инвалидов и престарелых - 38,5 %;

6) работа христианской медицинской клиники - 7,7 %;

7) оказание помощи отдельным людям, нуждающимся в ней - 89,7 %. Таким образом, мы можем типологизировать всю социальную деятельность по нескольким направлениям.

1. Социальная работа - «тюремное служение помощь бездомным», «кормим население», «освобождает от зависимостей», «борьба с пьянством», «помощь наркоманам», «работа кризисных центров», «помощь детдомам и малоимущим семьям», « христианские кризисные центры для наркоманов и алкоголиков», «помогает детям-сиротам», « работа с зависимыми, наркоманами, алкоголиками адаптирование1 бывших осужденных, наркоманов, алкоголиков, бомжей», «обслуживание населения».

2. Молодежная политика — «работа с детьми», «работа с молодежью».

3. Распространение своего вероучения среди населения - «евангслизация», «распространение слова Божьего», «миссионерская деятельность», «проповедь Евангелия и миссионерство».

4. Некая духовная миссия и личностное становление — «духовное обогащение, возрождение», «спасение людей через Христа спасение людей», «приведение людей к Иисусу Христу», «спасти, укрепи ть, научить, послать», «меняет мнение», «милосердие», «повышение духовных ценностей людей», «Бог поднимает людей из грязи», «культура на работе, дома», «порядок во внутренней и внешней жизни человека», «духовное посвящение)), донесение до людей Божьей любви», «меняет жизнь людей и каждого человека», «открывает истину». :

5. Институциональная деятельность - «благотворительность пожертвования», «молитва», «молитвы за Забайкалье», «о і крыше церквей», «марш Иисуса», «конференции», «культурные мероприятия».