Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Библейские предпосылки возникновения концепций о сверхъестественных существах, несущих зло 19
1.1. «Сыны Бога» и традиция книги Бытие 6:1-4 19
1.2. Библейский образ 7ТХТУ из книги Левит 16 в контексте традиции ангела Асаэла книги 1 Еноха 24
1.3. Библейские предпосылки возникновения кумранской традиции ангела Велиала 27
1.4. Божественные каратели как прототипы возникновения традиции ангелов Истребления 32
Глава II. Падшие ангелы Книги стражей и семьдесят пастырей Книги видений 1 Еноха 35
2.1. Введение к главе II 35
2.2. Привнесенный грех падших ангелов Книги стражей 1 Еноха 39
2.3. Семьдесят пастырей Книги видений и падшие ангелы Апокалипсиса Животных 1 Еноха 70
Глава III. Ангелы как источник зла в кумранских документах Устав общины, Дамасский документ и Свиток (Устав) войны сынов Света против сынов Тьмы 80
3.1. Введение к главе 3 80
3.2. Учение о двух духах в свитке Устав общины 3:13-4:26 81
3.3. Дамасский документ 96
3.4. Свиток (Устав) войны сынов Света против Сынов Тьмы 106
3.5. К вопросу об установлении источников происхождения кумранских представлений о злых ангелах 112
Заключение 116
Список использованной литературы 128
Список сокращений 140
- Библейский образ 7ТХТУ из книги Левит 16 в контексте традиции ангела Асаэла книги 1 Еноха
- Привнесенный грех падших ангелов Книги стражей 1 Еноха
- Семьдесят пастырей Книги видений и падшие ангелы Апокалипсиса Животных 1 Еноха
- Дамасский документ
Введение к работе
Актуальность
Актуальность настоящего исследования обусловлена интересом к особенностям развития религиозной иудейской мысли в эпоху эллинизма и раннеримскии период, а также необходимостью исследования условий появления, основ и эволюции раннего христианства. Рукописи Мертвого моря, содержащие неизвестные ранее варианты еврейской Библии, наиболее ранние из дошедших тексты еврейских апокрифов и псевдэпиграфов, а также неизвестные до открытия библиотеки в Кумране многочисленные сочинения общины кумранитов, являются уникальным источником информации об одном из ключевых этапов формирования иудаизма и зарождения христианства.
Мистические представления авторов рукописей Мертвого моря об ангелах в рамках разрешения проблематики теодицеи являются важным элементом религиозной доктрины, определяющей основы иудейской апокрифической и кумранской космологии. Подобного рода сведения необходимы для восполнения имеющихся пробелов в кумранологии, а также для комплексной реконструкции религиозных и культурных процессов в Иудее в эпоху эллинизма и раннеримскии период, послуживших основой дальнейшего развития иудаизма и христианства.
Актуальных работ, посвященных комплексным исследованиям ангелологии в рукописях Мертвого моря, на данный момент не существует. Данное исследование, рассматривая развитие мистических и религиозных воззрений, отраженных в изучаемых источниках, представляет собой попытку анализа религиозных представлений авторов рукописей Мертвого моря в динамике.
Настоящая работа призвана восполнить существующие пробелы и предлагает исследование ангелологии в рукописях Мертвого моря в связи с проблематикой теодицеи и происхождения зла на материале обнаруженных в Кумране арамейских фрагментов Книги 1 Еноха и уставных документов
общины кумранитов: Устава общины, Дамасского документа и Свитка (Устава) войны.
Историография
Арамейские фрагменты Книги 1 Еноха, обнаруженные в Кумране, оказались наиболее ранним из дошедших вариантом известного иудейского апокрифа, до этого известного только на эфиопском и - фрагментарно — на греческом и латинском языках. Ангелология Книги 1 Еноха из Кумрана рассматривалась в работах П.Д. Хэнсона, Д.В. Сатэра и К. Моленберг, посвященных исследованию образов предводителей падших Стражей. Следует отметить монографию А.Т. Райта о возможных вариантах происхождения злого духа в Книге стражей и об упоминаниях падения ангелов в еврейской литературе эпохи эллинизма.
Для изучения ангелологии Книги стражей 1 Еноха важное значение имеют работы, посвященные пассажу из книги Бытия 6:1-4, послужившему основой традиции падших Стражей. Следует отметить работу Л. Стакенбрука, анализирующую восприятие пассажа из книги Бытия в эпоху эллинизма. В настоящем исследовании также использовалась работа Р.С. Генделя, рассматривающая взаимосвязь между падшими ангелами и Потопом.
После обнаружения рукописей Мертвого моря и публикации части библиотеки Е.Л. Сукеником подавляющее большинство исследователей 1 Еноха обращается в своих работах и к другим произведениям из собрания кумранитов, в том числе к созданным самими сектантами. Среди трудов по кумранской ангелологии следует отметить работы П. Вернберг-Мёллер, издавшую перевод кумранского сочинения Устав общины с комментарием и занимавшуюся анализом дуализма в Учении о двух духах в 1QS 3:13-4:26. Изучением ангелологии и дуалистических концепций Учения о двух духах также занимались Дж.Х. Чарльзворт, М. Тревс, Х.Г. Мэй, Дж. Лихт и Дж. Фрей. К эсхатологии и ангелологии Дамасского документа обращались исследователи Х.В. Хуппенбауэр и П.Р. Дэвис. Представления кумранитов об ангелах, в том
числе и стоящих на стороне Тьмы, в Свитке (Уставе) войны исследуются Я. Ядином в комментарии к изданию рукописи.
Среди исследователей, обращавшихся к вопросам кумранской демонологии, следует отметить П.С. Александра, в сочинении которого дана характеристика всем упоминаниям сверхъестественных существ с отрицательной коннотацией в рукописях Мертвого моря. К аналогичным вопросам также обращался П. фон дер Остен-Закен, сформулировавший характерные особенности кумранских представлений о взаимоотношении Бога с силами Тьмы. Одним из немногочисленных сравнительных исследований по кумранской ангелологии является работа М.Дж. Дэвидсона, на данный момент - один из наиболее полных трудов по ангелологии как в произведениях кумранитов, так и в текстах, созданных вне общины, но обнаруженных в ее собрании.
Философская проблематика общих вопросов эволюции религии и религиозного сознания в отечественной науке о религии рассматривалась в трудах Е.Г. Соколова и П.Ю. Нешитова. Среди специальных исследований по ветхозаветной ангелологии на русском языке следует упомянуть работы А.А. Глаголева, давшего в одном из своих трудов обзор по истории ангелологии и демонологии и проанализировавшего все наименования ангелов в Библии. Также следует отметить сочинение Н.М. Никольского, посвященное исследованию упоминаний об определенном виде ангелов в Библии. Отдельных вопросов ангелологии в рамках изучения Библии касались исследователи И.Ш. Шифман и И.Р. Тантлевский.
Исследования текста 1 Еноха в отечественной историографии крайне немногочисленны. Наиболее полный анализ эфиопской версии текста на русском языке содержится в работе А.В. Смирнова, предложившего единственный на данный момент полный перевод на русский язык эфиопской версии книги 1 Еноха, осуществленный с немецкого перевода эфиопского текста. В 2002 году появилась работа, посвященная арамейским фрагментам 1 Еноха из Кумрана, изданным на русском языке с обширными комментариями И.Р. Тантлевским. При этом большинство работ, посвященных исследованиям
6 енохического цикла в отечественной историографии, являются исследованиями по так называемому 2 Славянскому Еноху. Это работы М.И. Соколова, Н.А. Мещерского.
Среди работ отечественных авторов, занимавшихся изучением еврейской литературы эпохи эллинизма и раннеримского периода, отдельного внимания заслуживают труды И.Д. Амусина - автора одного из первых исследований о кумранских документах на русском языке и автора первых переводов сочинений кумранитов на русский язык. Советские востоковеды A.M. Газов-Гинзберг и К.Б. Старкова впервые опубликовали на русском языке кумранские документы, рассматриваемые в настоящей работе. К.Б. Старкова является также автором нескольких работ, посвященных кумранским текстам, в том числе и тексту Устава общины. Исследования рукописей Мертвого моря в советской науке проводили, помимо упомянутых ученых, Г.М. Лифшиц и Н.А. Мещерский. Среди отечественных исследований рукописей Мертвого моря последних лет необходимо отметить работы И.Р. Тантлевского, посвященные как комплексному анализу сочинений кумранской общины, так и отдельным вопросам, связанным с мистическими воззрениями сектантов.
Следует отметить, что в значительной части трудов упомянутых авторов рассмотрение образов ангелов является только частью обзора или исследования того или иного произведения, либо они изучаются в рамках проблематик, связанных с иными аспектами иудейской мысли. В связи с этим работы, посвященные непосредственно образам ангелов в енохических текстах и сочинениях кумранской общины, в отечественной историографии отсутствуют.
Объектом диссертационного исследования являются элементы мистицизма в контексте разрешения проблематики теодицеи в рукописях Мертвого моря.
Предметом исследования являются представления об ангелах как об источниках зла в рукописях Мертвого моря, отраженные в текстах Книги стражей (1 Ен. 1-36) и Книги видений (7 Ен. 83-90) 1 Еноха и кумранских произведениях Устав общины, Дамасский документ и Свиток (Устав) войны.
Цель работы
Целью настоящего исследования является анализ представлений об ангелах как об источниках происхождения зла и греха в рамках проблематики теодицеи в рукописях Мертвого моря.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Установить предпосылки возникновения и развития представлений об
ангелах, являющихся источниками зла и греха в исследуемых рукописях
Мертвого моря: енохических и собственно кумранских текстах;
-
Проанализировать упоминания об ангелах в отобранных для исследования рукописях Мертвого моря;
-
Определить варианты происхождения образов ангелов, охарактеризовать приписываемые ангелам функции, свойства и особенности;
4. Провести сравнительный анализ представлений об ангелах, несущих
зло, содержащихся в отобранных источниках;
5. Проследить взаимосвязь между развитием ангелологии,
эсхатологическими представлениями, идеями теодицеи и концепциями
происхождения зла в рукописях Мертвого моря;
6. Рассмотреть особенности эволюции иудейской ангелологии в эпоху
эллинизма и раннеримский период.
Источники
Научное исследование и разработка темы основаны на изучении еврейских источников, в первую очередь на сочинениях, обнаруженных среди рукописей Мертвого моря и составляющих два корпуса текстов. Первый корпус текстов состоит из обнаруженных в Кумране фрагментов еврейского апокрифа -Книги 1 Еноха на арамейском языке, без имеющейся в эфиопском варианте Книги притч, но с реконструируемой и неизвестной ранее Книгой исполинов. Книга 1 Еноха содержит многочисленные упоминания об ангелах, связанных с происхождением и присутствием зла на земле. Арамейские фрагменты исследуются по изданию Ж.Т. Милика 1976 года. Эфиопская версия текста, как
наиболее полная из дошедших, используется по переводу М. Книбба, сделанному с учетом греческих фрагментов текста в 1978 году.
Второй корпус текстов представляет собой сочинения членов общины Кумрана, написанные на еврейском языке: Устав общины, Дамасский документ и Свиток (Устав) войны. Данные тексты содержат многочисленные сведения по собственно кумранской ангелологии и теодицее. Тексты кумранских рукописей исследуются по изданию «Находки в Иудейской пустыне» (1955— 2009).
Исследование еврейской литературы эпохи эллинизма и раннеримского периода предусматривает обращение к тексту Библии. В работе используется масоретский текст по изданию Biblia Hebraica Stuttgartensia. Фрагменты библейского текста, обнаруженные в Кумране, отличные от масоретской версии текста, исследуются по изданию «Находки в Иудейской пустыне» 1995 года.
Материалы, использованные при исследовании, включают в себя также работы по философии религии, в том числе труды П. Гарнета и Е.Х. Меррилла, посвященные вопросам спасения и предестинации в рукописях Мертвого моря, работы религиоведов Дж. Иеремиаса, обращавшегося к проблематике мессианизма в рукописях Мертвого моря, и Р.Н. Фрая, занимавшегося исследованиями кумранского дуализма.
Методология исследования
Для решения поставленных целей и задач необходимо использование междисциплинарного подхода.
Исследование осуществлено на основе общефилософских и общенаучных методов диалектики, индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения, экстраполяции, аналогии и гипотезы.
Подробный анализ источников потребовал применения сравнительно-исторического, сравнительно-лингвистического и герменевтического методов исследования, проведения топографического, хронологического и текстологического анализа, что позволило точнее определить происхождение и
наиболее вероятные варианты трактовки ангельских образов через изучение ангельских имен.
Применение философско-аналитического подхода в работе позволило осуществить анализ представлений авторов (кумранитов и автора(ов) книги 1 Еноха) исследуемых источников о проблемах теодицеи и происхождения зла.
Результаты
-
Изучены библейские упоминания об ангелах, являющихся источником зла и греха;
-
Выявлены предпосылки и источники развития идей об ангелах, воспринимаемых как источники зла, в последующих апокрифической и кумранской традициях;
-
Проанализированы упоминания об ангелах в отобранных для исследования рукописях Мертвого моря;
-
Определены возможные варианты происхождения образов ангелов, упоминающихся в отобранных для исследования рукописях Мертвого моря, изучены приписываемые ангелам функции, свойства и особенности;
-
Проведен сравнительный анализ представлений об ангелах, несущих зло, выявивший наличие серьезных расхождений между енохическои и кумранской традициями;
-
Прослежена взаимосвязь между развитием ангелологии и развитием идей теодицеи в рукописях Мертвого моря;
-
Определены основные принципы иудейской ангелологии в рамках проблематики теодицеи в эпоху эллинизма и раннеримский период.
Основные положения, выносимые на защиту
1. В рукописях Мертвого моря доказано наличие двух различных комплексных учений об ангелах, в соответствии с первым учением ответственность за происхождение зла возлагается на ангелов и снимается с Бога, а в соответствии со вторым - возлагается на Бога.
2. Установлено, что первое учение включает ангелологию книг
енохического цикла, разрешающих проблему появления в мире зла и греха,
снимая с Бога ответственность и возлагая ее на сверхъестественных существ.
3. В соответствии с представлениями автора(ов) 1 Еноха зло появляется и
остается в мире из-за поступков ангелов, обладающих свободой воли: падшие
ангелы Стражи (ртї) самовольно нарушают законы мироздания (традиция
ангела Шемихаза (ЛТГГП) и брака с дочерьми человеческими) и божественные
запреты (традиция ангела Асаэла С?КОТ) и несанкционированного учения),
вызывая тем самым появление в мире зла и греха; духи убитых исполинов
(a'-Ql) продолжают быть источником зла и греха после наказания Стражей;
семьдесят ангелов, иносказательно именуемых «пастырями», самовольно
уничтожают больше израильтян, чем было приказано Богом, что снимает с Бога
ответственность за зло, совершенное в народе Израиля.
-
Второе учение включает отраженную в уставных сочинениях ангелологию кумранитов, которая, в рамках проблематики происхождения зла, не предусматривает наличие свободы воли у ангелов, приносящих зло: ангелы жребия Веяиала (руЪъ) и ангел Тьмы (*|В?1П "IN1?») изначально созданы злыми и воспринимаются как творения Бога.
-
Установленные различия в вопросах теодицеи в ангелологии кумранитов и ангелологии литературы енохического цикла свидетельствуют о динамическом развитии религиозных представлений в рукописях Мертвого моря.
Научная новизна исследования
В настоящей работе исследуются представления об ангелах в рамках проблематики теодицеи и концепций происхождения зла и греха в енохической и собственно кумранской ангелологии, определяются библейские предпосылки их возникновения, делается попытка установить место подобных воззрений в еврейской ангелологии. Мистические представления, изучаемые в исследуемых рукописях Мертвого моря, анализируются в динамике.
11 Данная работа, посвященная иудейской ангелологии в енохических и кумранских текстах, включает в себя как непосредственно анализ упоминаний об ангелах, их образов, функций и свойств, так и исследование по установлению взаимосвязи рассматриваемых текстов с другими апокрифическими произведениями эпохи эллинизма и раннеримского периода, а также с библейскими текстами.
Научно-практическая значимость
Результаты диссертационной работы позволяют проследить генезис религиозных, культурных и сакральных систем в один из важнейших периодов формирования иудаизма и зарождения христианства. Представленные в диссертации материалы по иудейской ангелологии эпохи эллинизма и раннеримского периода, выводы относительно природы учений об ангелах и их происхождении, а также использование подобных идей в разработке проблем теодицеи и происхождения зла расширяют научные представления о характере и степени развития религиозных концепций и течений в иудаизме.
Материалы настоящего исследования могут применяться при изучении иудейской ангелологии различных периодов, а также при изучении христианской ангелологии, христианской мистической традиции, иудео-христианских традиций и раннего христианства в целом. Широкое использование междисциплинарного подхода в рамках настоящей работы делает возможным использование её результатов в рамках как философии религии, религиоведения и истории религии, так и различных областей науки, специально занимающихся иудаикой.
Материалы и выводы диссертации, отражающие особенности периода генезиса двух фундаментальных религий и сформированных на их основе культур, могут использоваться при подготовке программ, направленных на улучшение межконфессионального, межнационального и межкультурного взаимодействия, распространение религиозного и культурного просвещения, развитие толерантности.
Апробация исследования
Основные положения диссертации были представлены на конференции «V Торчиновские чтения» (Санкт-Петербург, 2009), XV Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях «Музей как пространство для межкультурного и межконфессионального диалога» (Санкт-Петербург, 2010), конференции «VI Торчиновские чтения» (Санкт-Петербург, 2010), конференции «Иудаизм эпохи Второго Храма, раннее христианство и античность: взаимодействие в истории, литературе и культуре и отражение этого периода в культурной памяти Средних веков и Нового времени» (Санкт-Петербург, 2012). Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в научных публикациях, включая публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры еврейской культуры СПбГУ 10 сентября 2012 г.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, включающего 176 наименований, и списка сокращений.
Библейский образ 7ТХТУ из книги Левит 16 в контексте традиции ангела Асаэла книги 1 Еноха
Один из предводителей падших ангелов, ответственный за греховный брак с дочерьми человеческими и открытие людям небесных тайн (1 Ен. 8-10, 13, 54 и др.), образ которого рассматривается во второй и третьей главе настоящего исследования, именуется в арамейских фрагментах 1 Еноха из Кумрана К0У (4Q Ena аг III 9) или toy (4Q Erf аг II 26) - Асаэл. Однако в кумранском тексте 4Q 180 I 7-10 (Комментарий на (Книгу) периодов) упоминается глава ангелов,2 называемый ХТТУ.3 При этом 7КПУ также встречается в главе, посвященной ритуалу козла отпущения в кумранском Храмовом свитке (11QT3 XXVI 3, 13), что ставит вопрос о возможном отождествлении двух образов в кумранских текстах.
Наименование падшего ангела в рукописях Мертвого моря словом, схожим4 с термином, упоминающимся в книге Левит в контексте ритуала с отправлением козла отпущения, обуславливает необходимость рассмотрения данного библейского образа в настоящем исследовании.
Слово 7ШУ { azazel) упоминается в Библии четыре раза, в Лев. 16:8, 10 (дважды), 26. Общепринятая этимология слова отсутствует. Согласно одному из предположений,1 слово образовано от ТТУ, «быть сильным»,2 и слова 7N, «бог».3
Относительно значения слова в контексте книги Левит также существует несколько мнений. Так, 7ШУ может быть обозначением или именем демона.4 Согласно другой точки зрения, слово используется для описания определенной местности и может означать «обрыв» или «труднопроходимое место».5 В соответствии с третьей концепцией слово происходит от ТУ ( ez), «козел», и 7TN (z/), «уходить, исчезать», и означает «козел, который уходит».6
В пользу теории, согласно которой слово обозначает имя существа, обитающего в пустыне и принимающего жертву, может свидетельствовать аналогия в грамматической конструкции в Лев. 16:8 - в повествовании о том, что один козел был для Яхве (mm1?), а второй для Азазэла (7ШУ7), используется одинаковая конструкция с предлогом -7. Однако, как отмечает Б. Яновски, такая же конструкция могла использоваться и для указания направления к месту.7
Единое мнение о происхождении ритуала отправления козла 7ШУ7 отсутсвует. Существуют три основные концепции - «египетская», «кочевая» и «южно-анатолийская северо-сирийская».
Согласно египетской модели, ритуал изгнания был обогащен добавлением образа «получателя» в виде демона, подносящего угощения египетскому богу хаоса Сету.8 По мнению М. Гёрга, древнеегипетские dr («изгонять»), dr («перемещать», «убирать») и dz («несправедливый», «злодей») использовались в образовании слова dzdr («изгнанный преступник»), аналочного еврейскому ШУ И выполняющему функцию пояснения: «Виновный принадлежит тому месту, откуда поисходит его вина».1 То есть пустыне.
В соответствии с кочевой моделью, козел не только выбирается для Азазэла, но и отправляется к нему, в пустыню. Ритуал дополняется образом демона по имени Азазэл, который обитает в пустыне.2 Использование слова ТУЮ в Лев. 16 для обозначения козла и П ТУЮ в Ис. 13:21; 34:14, означающего в данном контексте «косматые», «демоны»3 также можно привести в качестве подтверждения демонического характера повествования. Еще одним доказательством в пользу достоверности данной теории послужило изображение персонификации мора, обнаруженное при раскопках в Мегиддо и ассоциируемое с демоном Азазэл.4
Южно-анатолийская северо-сирийская модель воспринимает ритуал описанный в Лев. 16, в качестве ритуала изгнания, заключающегося в пространственном перемещении физически воплощенного осквернения через живого заместителя-агента и происходящего из региона Южной Анатолии и Северной Сирии, откуда он распространился в Палестино-Израильский и греческий регионы.5
Исследователь Б. Яновски полагает, что образ «демона из пустыни» в израильском обществе сложился вместе с добавлением в распространенную на Древнем Ближнем Востоке традицию ритуала изгнания мотива пустыни как пункта назначения приносимого в жертву животного.6
К началу эпохи эллинизма ШУ в Лев. 16, по всей видимости, воспринимался в виде персонифицированной демонической силы, обитающей в пустыне, но не вступающей в прямое противостояние с Яхве.1 Образ ТКТУ претерпел сильные изменения в произведениях 1 Еноха, кумранских текстах и некоторых других апокрифах2 и стал ассоциироваться с падшим ангелом или иным персонифицированным источником зла или греха.3
Привнесенный грех падших ангелов Книги стражей 1 Еноха
Книга стражей и обозначения падших ангелов.
Еще с начала XX века исследователи определяли Книгу стражей 1 Еноха (7 Ен. 1-36) как часть повествования, состоящего в свою очередь из многих частей, происходящих из разных источников.1 Однако в том виде, в котором енохические тексты были известны в Кумране, пассажи, соответствующие главам 1-36 эфиопской и греческой версий, представляют собой один документ. Фрагмент 4QEna содержит главы 1-12, 4QEnb - главы 5-14, a 4QEnc охватывает главы с 1 по 36.
Текст, содержащийся в отрывке с 1 по 5 главу, вызвал у исследователя К. Роуланда затруднения в понимании того, как он согласуется с последующим повествованием.2 Однако в первых пяти главах встречаются очевидные параллели с остальной частью Книги стражей.
Первая глава посвящена грядущему и беспощадному правосудию Божьему. Грешники, и люди и ангелы, будут трепетать перед Богом (7 Ен. 1:3, 5), тогда как праведники будут благословлены (7 Ен. 1:8). Затем в главах со второй по пятую описывается, как труды Господа сохранят присущий им порядок. Это относится к небесным телам, временам года, деревьям, морям и рекам. Люди злые ослушались приказов Бога, поэтому их ждет наказание (7 Ен. 5:4), тогда как праведники насладятся прощением грехов, благословением, милостью, покоем и наследием земли (7 Ен. 5:5-9).
Таким образом, первые главы являются подходящим вступлением ко всей книге 7 Еноха. В них уже упоминаются основные темы произведения. Это идеи о происхождении и присутствии в мире зла и греха, выражающегося в нарушении установленного божественного порядка и его последующего восстановления, которому сопутствует суд над преступниками и подтверждение наличия контроля Бога над всем мирозданием. Это идеи божественного правосудия и благословления, присущие так называемому теофаническому дискурсу 1 Еноха.
Бог появляется не в одиночестве, «Он идет с десятью тысячами Своих святых, чтобы произвести суд над всеми» (7 Ен. 1:9). Этот стих сохранился на арамейском, греческом и эфиопском языках. В рукописи 4QEnc 1.1.15 отчетливо видно слово Wlp, которое Милик реконструирует до Wlp Ті.1 Термин W)l\? (букв. евр. «святой»)2 часто встречается в Еврейской Библии и используется для обозначения как Бога,3 так и ангелов.4 "рипр в 7 Ен. 1:9, а также в 7 Ен. 12:2, 14:23, 81:5, 103:2 и 7 Ен. 106:19 употребляется в отношении ангелов. Выражение «святые ангелы» используется в пассажах 7 Ен. 20:1-7, 21:5, 9, 22:3, 24:6, 27:2, 32:6, 93:2, а «святые небес» в 7 Ен. 9:3. Таким образом, в соответствии с 7 Ен. 9:3, Бог - судья, собирающийся карать грешников и вознаграждать праведников, появляется в сияющем окружении, обычно стоящем у Его трона.5
Мотив небесного войска, помогающего Богу в наказании нечестивцев, также встречается в Библии. В книге Даниила 7:1, описывающей эсхатологический суд, Богу служат «тысячи тысяч» ("pD N rf7N) и «множества множеств» (рт 121). В 14 главе книги Захарии также описываются эсхатологические времена, по наступлению которых Бог будет сражаться против народов: «Яхве придет, и все святые с ним» (ср. 7 Ен. 14:5). Сопровождение Яхве небожителями в военных кампаниях позволяет сделать вывод о том, что последние имели скорее военные, нежели связанные с осуществлением правосудия функции. Это соответствует их роли в 7 Ен. 1:9, где, так же же, как и в Зах. 14:5, Бог является воином, сопровождаемым ангелами во время своих визитов.1
В главе 1, по мнению некоторых исследователей, также впервые упоминается важное понятие "рТУ ( iriri) - «бодрствующие», «стражи» (4QEna аг 12), обозначающее ангелов высшего ранга.2
М. Блэк переводит второй стих следующим образом: «из слов [стражей и] святых я услышал все».3 По всей видимости, он следует реконструкции Милика 4QEna 1 і 5.4 Ни в греческой, ни в эфиопской версиях этого термина в данном стихе нет. Согрешившие Стражи и мотив Суда прямо упоминаются в 1 Ен. 1:5. При этом тема падения развивается с шестой по тридцать шестую главу. Если термин действительно был в 1 Ен. 1:2, то, по всей видимости, в качестве обозначения добрых5 ангелов, как в Дан. 4:10, 14, 20 или 1 Ен. 20.
Прежде чем перейти к истории Стражей, автор в 1 Ен. 2-5 сравнивает повиновение природы Творцу и неповиновение в мире непокорных людей. Израиль преступил закон и стал нечестив (1 Ен. 5:4). В противоположность этому «все Его творения существуют таким образом, из года в год вовеки» (1 Ен. 5:2).
Р. Чарльз утверждает, что тема божественного порядка была популярная среди еврейских авторов античности и приводит в качестве примера пассажи из некоторых апокрифических произведений {Премудрости Иисуса сына Сирахова 16:26-28; 3. Неф. 2:9; 3:2-3; 2 Барух 48:9-10; Псалмы Соломона 18:12-14).1
По всей видимости, компиляторы текста 1 Еноха использовали часть астрономического описания времен года в 4QEnastrd 1 і 1-2.2 Однако, в соответствии с текстом 4QEnc, 1 Ен. 2:1 прямо продолжает 1 Ен. 1:9,3 поэтому в литературном замысле компилятора или группы компиляторов проповедь о природе предшествует истории Стражей. Она идентифицируется с праведностью, а не с греховностью, источником которой выступают Стражи, спустившиеся на землю.4
Эти существа, описываемые в 6-11 главах, именуются «Стражами, сынами небесными» (N uW чз КП У, 4QEnbar 1 ii 1-29 (7 Ен. 6:2)).
В Книге стражей термин, используемый для обозначения согрешивших ангелов, встречается двенадцать раз (7 Ен. 1:5; 10:7, 9, 15; 12:4; 13:10; 14:1, 3; 15:2, 9; 16:1, 2) и один раз в Послании Еноха (7 Ен. 91.15).5 При этом, как разъясняет 1 Ен. 12:2, 3 не все Стражи согрешили. В других местах слово используется для обозначения сторожащих ангелов.6 В греческом переводе 1 Еноха термин используется в отношении ангелов7 Михаэла (в СП - Михаил), Рафаэла (в СП - Рафаил), Суриэла {Уриэла) и Рагуэла (7 Ен. 20:1—8).8 Арамейский текст 4QEne 1 xxii 5 (7 Ен. 22:6) упоминает nW7j?l NTS?. В эфиопском {mal ak) и греческом (xov ayysA,ov) вариантах термин «ангел» используется в переводе КТУ.9
Этих ангелов называют также «стражами неба»,1 «вечными стражами»2 и «сынами неба».3 Добрые стражи именуются «святыми» (7 Ен. 12:2), «стражами великого Святого» (7 Ен. 12:3). Эпитеты указывают на высокое положение в ангельской иерархии, которое занимали согрешившие Стражи до падения.
Главы 6-11, повествующие о падших Стражах, воспринимались исследователями как «описательные»,4 «повествовательные по форме, объясняющие по технике и мифические по сути».5 Сюжет 1 Ен. 6-11 развивает идею, содержащуюся в 6 главе книги Бытия. Это предусматривает первенство книги Бытия, что соответствует обычно принимаемой исследователями позиции.6 Однако данный вопрос является предметом отдельных исследований и споров.7 В связи с этим следует упомянуть несколько важных моментов. Так, в Быт. 6:2 говорится о сынах Бога (атгжл "ЧП), которые увидели дочерей человеческих.8 Греческий и эфиопский переводы 1 Еноха используют для обозначения сынов Бога выражение «ангелы, сыны небесные».9 Факт замены упоминания Бога из Быт. 6:2 на «небеса», по всей видимости, отражает тенденцию в иудаизме поздней античности, в соответствии с которой, прямого обращения к Богу или упоминания о Нем старались избегать.10
Если это предположение верное, тогда оно свидетельствует о зависимости автора 1 Еноха от Бытия 6. Об этом также свидетельствует непосредственное упоминание ангелов в различных переводах 1 Ен. 6. Редактор, живший в более поздние времена, скорее всего, постарался сделать текст более понятным, а не наоборот. Таким образом, фраза «ангелы, сыны неба» может быть уточнением выражения «сыны Бога».1 Версия книги Бытия значительно короче, чем история падших ангелов 1 Еноха. Это также свидетельствует в пользу первенства библейского варианта, так как мидраши на библейские истории зачастую более объемны.
Ангел Шемихаза и традиция брака с дочерьми человеческими Теперь обратимся непосредственно к анализу образов падших ангелов, предстающих как источники происхождения на земле греха и зла. В тексте сказано, что Стражи воспылали любовью к земным женщинам и вступили в сговор со своим начальником Шемихаза (птггйЮ, semihazah), с тем чтобы жениться на них и завести детей. Двести Стражей, разбитых на двадцать десятин, спустились на гору Хермон (7 Ен. 6:8). Потомство, появившееся в результате этих браков - исполины ("Р"Ш), пожирало человеческую пищу, нападало как на людей, так и на животных (7 Ен. 7:1-5), так что земля «покрылась обвинением против беззаконных» (7 Ен. 7:6).
Образ ангела Шемихаза, предстающего в виде предводителя падших ангелов, является одним из первых примеров в иудейской мистической традиции, дающих подробную информацию об ангельской иерархии. Книга Иова (1:6; 2:1), упоминающая сынов Бога, т.е. ангелов, свидетельствует, что среди них был и luwn.2 Однако представляется, что достаточные основания для проведения параллелей между Шемихаза и Сатаном отсутствуют.
Семьдесят пастырей Книги видений и падшие ангелы Апокалипсиса Животных 1 Еноха
Книга видений состоит из описаний двух видений, первое из которых, явленное во сне, описывает Потоп (7 Ен. 83-84), а второе - ход человеческой истории от Адама и до наступления эсхатологической эпохи {1 Ен. 85-90).
Первое видение состоит из предсказания о Потопе, после которого Енох молится Богу и просит у Него суда над грешниками и потомства праведникам. В 83 главе упоминания о Потопе, возможно, носят эсхатологический характер, хотя на первый взгляд данное повествование просто повторяет традицию библейского Потопа.1 В кумранской библиотеке не было найдено ни одного отрывка, соотнесенного с 83 и 84 главами, хотя некоторые фрагменты второго видения были обнаружены в IV пещере 4QEnc f.2 Маленький размер первого видения и фактор случайности могут объяснять его отсутствие среди обнаруженных манускриптов. Данный пассаж упоминает о пошедших по неправильному пути ангелах в 1 Ен. 84:4, повторяя традицию Книги стражей.
Второе видение представляет собой исторический апокалипсис, без последующего небесного путешествия.3 В этом видении три ангела поднимают Еноха к величественному месту, чтобы он смог увидеть все те вещи, которые ему показывали (7 Ен. 87:2-4), а затем доставляют на Суд к праведникам (7 Ен. 90:31).
Этот апокалипсис включает в себя исторический обзор событий, начиная с Адама и до времени автора, которое, по всей видимости, относится к Маккавейской эпохе, но до смерти Иегуды Маккавея в 161 году до н.э.1 Более того, так как пассаж 1 Ен. 90:28-29 говорит о новом Храме, старый Храм еще, видимо, не освящен заново Иегудой Маккавеем, что случилось в 164 году до н.э.
Эту часть называют «животная ферма»2 или «Апокалипсис животных», так как в ней, для описания человеческой драмы начиная с Адама и по современную автору эпоху, используются образы животных. Зооморфная история мира является, по сути, историей Израиля. Ангелы представлены или звездами, как в случае с падшими Стражами (7 Ен. 86:1-3), или людьми, когда речь идет о семи ангелах (7 Ен. 87:2-3).
Семьдесят ангелов изображаются как пастыри, поставленные над Израилем. Адам изображается в виде белого быка, Ева в виде нетеля. Библейское повествование продолжается в 85 главе, а в 86 Енох видит звезду, которая упала с неба и стала быком среди быков-«людей». Многие другие звезды последовали за ней и вступили в связь с земными, то есть «человеческими», коровами. Таким образом, Книга видений перелагает историю Книги стражей, по-видимому, объединяя традиции Шемихаза и Асаэла. От падших звезд происходит потомство - слоны, верблюды и ослы (7 Ен. 86:4; 88:2; 89:6; 4QEne 4 і 21). Они начинают нападать на быков, в которых превратились звезды, и проливают кровь друг друга (86:6; 87:1).
Затем Енох видит четырех существ, подобных белым людям, и с ними еще трех других. В данном отрывке речь идет о семи ангелах, ранее упоминавшихся в Книге стражей.1 Три ангела сопровождают его на величественное, то есть высокое, место, так что Енох может видеть, что случится со слонами, верблюдами, ослами, звездами и «всеми быками», представляющими греховное человечество допотопной эпохи (7 Ен. 87:1-3). В 88 главе описывается заключение падших звезд. Далее один из белых людей дает указания одному из белых быков - Ною - о предстоящем Потопе, который, как видит Енох, уничтожит всех животных, включая потомков падших звезд. Ной и три его сына спасаются (7 Ен. 89:1-9). Авраам и Ицхак описываются как белые быки, Яков как белый овен, а народ Израиля в продолжении повествования как овцы. Враги Израиля изображаются в виде ослов, волков, собак, диких свиней (7 Ен. 83:13, 43-49).
Библейская история описывается начиная от Авраама и до разрушения Иерусалима, когда Господь овец покидает их, отдавая в руки врагов (7 Ен. 89:56). Он остается равнодушным к страданиям овец и к заступничествам Еноха (7 Ен. 89:57-58). Затем овцы передаются на попечение семидесяти пастырям, находящимся под божественным контролем. Они получают четкие указания, сколько овец они получат и скольких из них надо умертвить. История Израиля рассматривается в четырех разделах - под руководством двенадцати, двадцати трех, двадцати трех и двенадцати пастырей.2 Эти семьдесят пастырей поддерживают ангелов, отвечающих за народ, среди которых рассеяны овцы. Пастыри неоднократно уничтожают овец, исполняя указания Бога (7 Ен. 89:65, 69, 76).
Автор, таким образом, показывает, что Израиль страдал среди других народов больше, чем он заслуживал. В четвертый период двенадцати пастырей автор доходит до современной ему эпохи и переходит от видений прошлого к пророчеству о будущем (7 Ен. 90:1 б).3 Подтверждением этому служат как описания Маккавейской войны, так и то, что автор резко переходит от сведений о военной кампании (7 Ен. 90:19) к эсхатологическим мотивам Суда, Нового Иерусалима и Нового Эдена (в СП - Эдема; 7 Ен. 90:20-38).
Последняя часть второго откровения начинается с осуждения звезд, вступивших в связь с быками, семидесяти пастырей и слепой овцы, олицетворяющей отступнический Израиль (7 Ен. 90:20-27). Далее говорится о новом доме, заменяющем старый, с Господом овец в середине (7 Ен. 90:28-29). В 30 стихе приводится разговор между язычниками, которые изображаются как «все звери на земле и все птицы небесные», упавшие в почтении к тем овцам, которые не были слепы и были помилованы. Господь радуется возвращению в дом убитой и воскрешенной овцы. Это реминисценция Дан. 12:2, где говорится о воскресении мертвых Израиля.1 В итоге Енох видит белого быка с большими рогами, которого боятся и которому поклоняются все звери и птицы (7 Ен. 90:37). Исследователь Чарльз полагал, что белый бык - это Мессия,2 однако Милик убедительно доказывает, что бык подобен упоминаемому первым белому быку - Адаму, но обладающему большей «Славой».3
Основная идея, по всей видимости, заключается в возврате к условиям Эдена, которыми уже однажды наслаждался Адам. Проснувшись, Енох вспоминает свои видения и говорит: «...Ибо все придет и исполнится и все дела человеческие в своем порядке были показаны мне» (7 Ен. 90:40-41).
В Книге видений есть несколько возможных указаний на эпоху ее создания. Содержание строки 7 Ен. 90:9 обычно идентифицируется с Иудой Маккавеем. Беды не отступивших от веры иудеев, страдающих от селевкидов, изображаются аллегорично в виде хищных птиц и овец в 7 Ен. 90:11, но Иуда выживает и просит о божественной помощи, когда на него нападает сириец Лисий (7 Ен. 90:13). Это соотносится с отрывком из 7 Маккавеев 4:30-33. Иуда и его сподвижники молятся Богу, и тот отвечает им, посылая доброго ангела в помощь {2 Маккавеев 11:8, 10), так что битва при Бейт-Цур заканчивается полной победой Маккавеев (2 Маккавеев 11:13). В 7 Ен. 90:14 говорится о человеке, который был послан овцам Богом, для того чтобы записать деяния семидесяти пастырей. Затем, разумеется, приходит сам Господь, обрушивающийся на зверей и птиц, при этом овцы получают большой меч для борьбы с врагом (7 Ен. 90:18-19).
Легенда о Стражах во Втором видении (7 Ен. 86:1-89:9) несколько отличается от версии 1-36 глав. В версии Книги стражей есть два ангельских лидера, принесших зло, - Шемихаза и Асаэл, первый через сексуальную связь с земными женщинами, второй через обучение людей запретному знанию.
В Книге видений история Стражей представляет собой или объединение двух традиций Книги стражей, либо альтернативную, третью традицию. В ней скорее изображается Асаэл, а не Шемихаза. В 7 Ен. 86:1 говорится об одной звезде, которая упала с неба, превратилась в быка и стала пастись и вкушать среди «сих быков». В пользу ассоциации с Асаэлем говорит аналогичное наказание, которому подверглась звезда, - «связал ее по рукам и ногам и бросил в бездну» (7 Ен. 88:1, ср. 10:4-6).
Книга стражей не изображает Асаэла идущим впереди тех, кто дал сокрытое знание, но лишь как одного из них (гл. 8). В другой традиции Шемихаза - лидер двух сотен падших Стражей, а Книга видений прямо говорит, что одна звезда упала первой (7 Ен. 86:1), а следом за ней многие другие (7 Ен. 86:3). Параллель с Шемихаза также очевидна в сообщении о том, что звезды, став быками, вступили в связь с коровами земными (7 Ен. 86:4). В традиции Шемихаза от этого спаривания появились исполины (7 Ен. 1:2-4), в версии Книги видений - слоны, верблюды и ослы (7 Ен. 86:1). Причем дальнейшее поведение обоих видов отпрысков также схоже - исполины принесли разорение на землю и стали нападать друг на друга (7 Ен. 7:3-5; 10:9; 86:5-6; 87:1). Потоп в обоих случаях также происходит из-за греха ангелов (7 Ен. 10:2; 82:2-6).
Необходимо отметить, что, несмотря на повторение истории падших ангелов, Книги видений не останавливается так подробно как Книга стражей на вине ангелов, а об идее привнесения греха в мир не упоминает вовсе.
Последствия, вызванные падением, и конец падших звезд аналогичен концу падших ангелов (7 Ен. 10:13; 14:15; 90:21, 24). Семь ангелов ставят их перед Создателем, а затем сбрасывают в огненную бездну (7 Ен. 90:21-24).
Дамасский документ
Когда в 1951 году был опубликован текст, обнаруженный среди кумранских рукописей и получивший название Устав общины, стало понятно, что другой манускрипт, найденный в 1896 году в генизе синагоги города Фустат (Каирская гениза) и опубликованный Соломоном Шехтером,1 тесно связан с общиной, обитавшей на рубеже эр на побережье Мертвого моря. Вывод был сделан после обнаружения множества схожих моментов в терминологии и в идеях, представленных в двух манускриптах, а также фрагментах из 4, 5 и 6 пещерах Кумрана, принадлежащих к так называемому Дамасскому Завету.
Самый древний фрагмент, 4QDa, датируется Ж.Т. Миликом первой третью I века до н.э.2 Он пишет, что кумранские фрагменты представляют собой по существу текст из Каирской генизы, но в иной редакции, с заслуживающими внимания изменениями. Один из фрагментов предшествует рукописи из генизы, два других являются отсутствующим продолжением.3
Произведение состоит из двух частей, первая из которых представляет собой проповедь, посвященную секте, завету и «деяниям» Бога в истории (фрагмент из 4 пещеры и отрывок CD 1:1-8:21, 19:1-20:34). Проповедь содержит так называемые размышления об истории (1:1-2:1; 2:14—4:12а), разделенные на две части пассажем о предопределении праведности и неправедности (2:2-13). CD 4:12b-7:9a, 7:9b-8:21 и 19:35-20:34 повествуют об общине Нового Завета, сынах Израиля и судьбах правоверных и отступников. По мнению многих исследователей, проповедь является теоретическим введением во вторую, галахическую, часть книги (CD 15:1-16:20; 9:1—14:22).4 Отрывок CD 15:1-16:20 состоит в основном из правил, регулирующих вхождение в Новый Завет и применение клятвы. Колонки 9:1-10:10а повествуют о различных правилах, касающихся жизни в общине. Ритуалы, проводимые в общине (включая правила, празднования субботы и законы чистоты), упоминаются в CD 10:10b—12:18. Указания по устройству общины (CD 12:19-14:19) содержат инструкции, касающиеся местных общин, обязательства руководителя лагеря и т.п. Короткий пассаж, касающийся уголовного преступления (14:20-22), завершает отрывок, обнаруженный в генизе.
По мнению многих исследователей, форма, в которой документ дошел до нас, не сильно отличается от той формы, в которой он использовался и копировался в общине. Кроме того, принимая во внимание, что палеография датирует самые древние отрывки Дамасского документа 100-75 гг. до н.э., а большинство фрагментов относят к иродианской эпохе (по стилю написания), что Дамасский документ был важен для общины на протяжении минимум столетия начиная сів. н.э.1 Поэтому произведение, без сомнения, отражает наиболее характерные идеи и представления об ангелах, бытовавшие среди кумранитов.
Как уже упоминалось выше, в Дамасском документе встречается множество параллелей с текстом Устава общины. Однако Устав общины повествует о жизни секты в Кумране. Дамасский документ, напротив, предназначался для некоего количества отдельных общин, называемых лагеря (станы), -тзпп (7:6; 12:23; 13:4, 5, 7, 13, 16, 20), где их члены могут заключать браки (7:6-7) и живут группами от десяти человек и более, а каждая группа возглавляется жрецом (12:23-13:3, ср. 13:13). Торговые связи с посторонними, или «сынами преисподней», тщательно регулируются (13:14-1).
Большое значение имеет фраза «земля Дамаска» (6:5, 19; 8:21; 19:34; 20:12). Преобразованный Израиль, Израиль Нового Завета (6:19; 8:21; 19:34; 20:12), состоит из тех, кто покинул Иудею и пребывает «в Дамаске». Некоторые исследователи полагают, что существовала еврейская экзегетическая традиция, которая считала Дамаск «местом эсхатологического святилища, местом собрания изгнанных и местом пришествия Мессии». Поэтому «местом жительства в изгнании» Кумранской общины называлась «земля Дамаска».1 Есть мнение, что «Дамаск» - это символическое обозначение самого Кумрана.2
Тем не менее миграция в землю Дамаска, по всей видимости, имела место, по крайней мере, для верхушки общины около середины II в до н.э. Поэтому большинство исследователей полагают, что наиболее подходящей трактовкой «земли Дамаска» является символическое обозначение для изгнания, пережитого сектой, а не обозначение некоего географического объекта.3
Ангелы Стражи Дамасского документа
Во Втором размышлении об уроках из истории (CD 2:14-4:12а) упоминаются падшие ангелы Стражи - «Следуя строптивости своего сердца, пали Стражи небесные» (рът ТУ; CD 2:18).
Многие исследователи выделяют лишь два упоминания непосредственно о падших ангелах в собственных сочинениях кумранитов. Это CD 2:17-21 и 4Q180 1 1-Ю.4 Разумеется, история о падших ангелах была хорошо известна кумранитам из текстов, находившихся у них в библиотеке, главным образом из рассмотренных выше произведений енохического цикла, а также из упоминаний в книге Юбилеев.5
Автор использует историю падения Стражей и привнесения в мир греха в качестве примера выбора ложного пути и отрицания господства Бога. Помимо падших Стражей, список автора включает их потомков исполинов (CD 2:19), сыновей Ноя и их семьи (CD 3:1), Израиль со времен сыновей Иакова и в последующие поколения (CD 3:14-12), включая бывших в пустыне на Синае, царей и «первых, вошедших в Завет» (CD 3:10).
В рассказе о судьбах отсупивших от веры внимание автора(ов) сосредоточено на серьезных последствиях греха (CD 7:9b—8:21). Упрямство, зло и греховные наклонности объявляются причиной падения Стражей и умерщвления их гигантских отпрысков (CD 2:18-19). Здесь автор(ы) воспринимает(ют) Стражей и их поступок не как источник греха, а как пример греховной природы, который должен стать иллюстрацией ненормативного поведения для членов общины.
Ангелы, которые пали (2:17-18), называются Стражи небесные (D wn 1"і1У). Использование П Я П (небеса), возможно, призвано подчеркнуть высоту, с которой они пали.1 Более того, великое падение повлекло за собой великие последствия. Однако в исследуемом отрывке автор не соотносит падение Стражей и появление греха в мире, как это было в 1 Ен. 6-11, хотя эта традиция, по-видимому, была известна ему и его читателям.
В действительности, автор, вероятно, намеренно избегает такого сравнения, так как уже предложил иную концепцию происхождения зла. Нечестивые - те, кого Бог не избрал (CD 2:7-8). Их злые деяния были известны Ему заранее, уже до того, как они сами появились на свет.2
Таким образом, история падших ангелов используется автором Дамасского документа совсем в другом ключе. Падение Стражей - один из примеров восстания против воли Бога и последствий, которое оно влечет. Подобное различие между смысловой нагрузкой истории о падших ангелах в Книге стражей и той трактовки, которую история получает в Дамасском документе, объясняется различными представлениями и целями авторов.
«Сети Велиала» - эпоха ангела зла.
Дамасский документ сохраняет традицию злого ангельского лидера Велиала. В соответствии с CD 4:12b—18, есть три сети Велиала: «Во все эти годы Велиал будет пущен по Израилю, как Бог сказал через пророка Исайю, сына Амоса, так: „Трепет и ров, и петля на тебя, житель земли!". Толкование этому (ruz?D) - три сети Велиала, о которых говорил Левий, сын Иакова, которыми он (Велиал) ловит Израиль, а выдает их перед ними (Израилем) за три вида праведности. Первая (сеть) - это блуд, вторая - богатство, третья -осквернение Храма (святыни)».1 Цитирование Ис. 24:17 является частью видения, которое начинается с Ис. 24:1, и касается наступления времени гнева Божьего. CD 4:18-19 также намекает на отрывок Ис. 24:18, в котором говорится об отсутствии спасения.
Текст пророчества вырывается из контекста, и ему придается значение, связанное с исторической ситуацией во времена существования секты. Автор употребляет его в отношении трех зол его времени - зол, которые он воспринимает как сети, удачно поставленные Велиалом, чтобы поймать в ловушку иудеев, не принадлежащих к секте. Ужас, яма и петля воспринимаются как аллегории блуда, богатства и осквернения, причиной появления которых является Велиал (CD 4:12). Также идею сетей Велиала, видимо, следует понимать в свете эсхатологических представлений, встречающихся в Дамасском документе.2
Автор считает эпоху, в которой живет, эпохой зла (У ЛП рр; CD 6:10, 14; 12:23; 15:7, 10), временем, когда Велиал выпущен на свободу (CD 4:12-13).
Эпоха зла - это ограниченный период. Гнев Божий будет в Израиле около сорока лет после смерти Учителя (CD 10:13-17). В этом замечании появляется одно из прямых указаний на первичный источник зла - Бога, разгневавшегося на народ.
Не вызывает сомнения тот факт, что по крайней мере в одной части CD 4:12-6:2 Велиал представляет собой злого ангела. Для демонстрации характера взаимоотношений между Велиалом и Израилем автор(ы) обращается(ются) к сюжету о противостоянии Моисея и египетских колдунов. Здесь Велиал противопоставляется князю Света, ангелу, упоминающемуся в Учении о двух духах (1QS 3:20). Там князь Света противопоставлен ангелу Тьмы, что свидетельствует об идентичности образов ангела Тьмы и Велиала.