Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологические и психопрактические модели в дальневосточной Махаяне и тибетской Ваджраяне Дмитриев, Сергей Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дмитриев, Сергей Владимирович. Онтологические и психопрактические модели в дальневосточной Махаяне и тибетской Ваджраяне : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Дмитриев Сергей Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2012.- 251 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/328

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Рост общественного интереса к учению и практике буддизма - одной из традиционных религий России - способствует интенсификации исследований в этой области. Наблюдается увеличение числа практикующих, строительство храмов, ступ, (комплекс в Чите, субурган в Бурятии, храм в Москве, возрождение Баргузинского и Шулутского дацана, и др.) и ретритных центров (например, Кунпэнлинг в Павловском Посаде). Буддийские наставники принимают участие в общественной жизни страны. Россию посещают буддийские иерархи (так, в 2010 г. состоялся визит Сакья Тридзина Нгаванга Кюнги, главы школы Сакья). Проходят фестивали буддийской культуры, концерты ритуальной музыки, организуются будцологические конференции и секции («Мир буддийской культуры: наследие и современность» в Агинском дацане; «Буддийская культура и мировая цивилизация» в Калмыкии; «Торчиновские чтения» в Санкт-Петербурге и др.). Динамично развивается буддийская и буддологическая литература, имеется ряд буддийских изданий. Наблюдается интерес к тибетской медицине - традиционной монашеской дисциплине. Западная литература и кинематограф демонстрируют устойчивый интерес к буддизму, его идеям, символам и образам. В этой связи систематическое исследование буддизма Махаяны в аспекте соотношения его фундаментальных аспектов - теории и практики - представляется как никогда востребованным.

В современной буддологии накоплен пласт исследований, посвященных как онтологии, так и психопрактическому наследию буддизма Махаяны - как дальневосточной, так и тибетско-ваджраянской. Описаны и рассмотрены самые разные стороны учения различных направлений, школ и наставников. В фокусе этих исследований находятся как субконфессии Великой колесницы (китайская и японская Махаяна, тибетская Ваджраяна) в целом, так и конкретные школы - в целом и в определенный исторический период, конкретные тексты, образы, теории, идеи и практики. Тем не менее, до сих пор ощущается потребность в сквозных исследованиях - Махаяна должна быть осмыслена как целое не в меньшей степени,

чем как общность двух своих направлений и множества школ. Опираясь на богатый материал аналитических исследований, следует также развивать традицию применения философского синтеза к различным аспектам полученного знания. Это могло бы способствовать решению двух важнейших задач: развитию общей «парадигмы» буддизма Махаяны - в том числе и философского введения в нее, на основании которого могло бы еще успешнее осуществляться преподавание будцологических дисциплин; а также некоторого вклада в развитие метаязыка, посредством которого понятия и опыты буддийской мысли смогли бы быть успешнее инкорпорированы в поле современной философии и религиоведения.

Степень научной разработанности темы.

Буддологические исследования XX - нач. XXI в. содержат весьма глубокий анализ как теоретического, так и психопрактического наследия буддизма - как дальневосточного, так и тибетского. При этом сквозные исследования, по-преимуществу, относились к области либо общих работ по буддизму в целом, либо -к отдельным компаративистским исследованиям. В результате, с одной стороны, имеется весьма обширный материал и качественная аналитика по объекту нашего исследования, но при этом его предмет - комплексы, сформированные отношением онтологии и практики - обычно признаются и исследуются в контексте иных предметных областей. Помещение в предметную область доктриналъно-практических комплексов в их целостности оправдано в контексте синтетического исследования буддизма Махаяны; оно призвано послужить интеграции многочисленных данных в целостную картину системного восприятия традиции.

В аспекте компаративистики исследование опирается на многочисленные работы, посвященные конкретным школам, - в том или ином объеме они касаются вопросов онтологии, психопрактики и их соотношения. Исследования наследия Саньлунь включают рассмотрение учения классической Мадхъямаки и работ по нагарджунистике'. Учения китайских мадхъямиков исследовали А.К. Косэки, Р.

1 Walleser М. Die buddhistische Philosophie in ihrer geschichtlichen Entwickiung. Heidelberg: 1904-1927. Walleser M. The Life of Nagarjuna from Tibetan and Chinese Sources. Chicago: The University of Chicago Press, 1978. Walleser M. The Life of Nagarjuna from Tibetan and Chinese Sources. Delhi 1979. Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Madhyamika System. L.: 1973. Murry K.S. Nagarjuna. Delhi: 1978. Robinson R.H. Early Madhyamika in India and China. Madison; Milwaukee; L.: The University of Wisconsin

Робинсон, Л. Мин-Вуд, В. Либенталь, В.П. Андросов, Сюэ-ли, Н.В. Анашина2 и др. Медитацию Саньлунь изучал А.К. Косэки3. Учению китайских йогачаринов и их индийских предшественников, а также переводам их наследия посвящены работы С. Чаттерджи, К. Чэня, С. Бэла, А. Орлова, Д. Устьянцева4 и др. Онтологию Хуаянь анализируют Д.Т. Судзуки, Г. Дюмулен, Р.Ф. Сасаки, Е.А. Торчинов, Н.Н.Трубникова, СЮ. Лепехов, Л.Е. Янгутов5. Особо следует отметить переводы из Аватамсака-сутры, сделанные Д.Т. Судзуки6, а также русскоязычные переводы «Обетов практики бодхисаттвы Самантабхадры» Д.В. Поповцева и Сутры Совершенного Пробуждения - К.Ю. Солонина7. Исследованиями в области Сутры Лотоса Чудесной Дхармы и опирающейся на нее школы Тяньтай занимались Б. Нандзё, У.Е. Сутхилл, М. Винтерниц, Л. Харвитц, К.К.С. Чень, X. Керн, П. Вильяме, П. Гронер, А.Н. Игнатович, Н.Н. Трубникова8 и др. А.Н. Игнатовичу принадлежит

Press, 1967. Андросов B.IL Нагарджуна и его учение. М.: Наука, 1990. Андросов В.П. Учение Нагарджуны о срединности. М.: Восточная литература РАН, 2009.

2 Kosekl А.К The concept of practice in San-lun thought: Chi-Tsang and the "concurrent insight" of the two truths. II Philosophy East and West. Volume 31, no. 4, University of Hawaii Press, 2007; p. 449-466. Robinson R.H. Early MSdhyamika in India and China. Madison; Milwaukee; L.: The University of Wisconsin Press, 1967. Ming-Wood L. The Yogaacaaraa and Maadhyamika Interpretation of the Buddha-nature Concept in Chinese Buddhism. II Philosophy East and West, Volume 35, no. 2, University of Hawaii Press, 1985, p. 171-192. Libcnthal W. Chao Lun: The Treasures of Seng-chao. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1968. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М.: Наука, 1990. Hsuhe-li С. Nagarjuna's "Twelve Gate Treatise." Translation with Introductory Essays. Dordrecht: 1982. Анашина M.B. Учение школы саньлунь: Дне. ... канд. филос. наук. 09.00.03 М.: 2005.

3Koscki А.К. The concept of practice in San-lun thought: Chi-Tsang and the "concurrent insight" of the two truths. II Philosophy East and West. Volume 31, no. 4, University of Hawaii Press, 2007; p. 449-466.

4 Чаттерджи A.K. Идеализм йогачары. M.: Шечен, 2004. Ch'en K.K.S. Buddhism in China. A historical survey.
Pincerton: 1968. Beal S. The Life of Hiuen-Tsiang. By the Shaman Hwui Li. L.: Trurner & Co., 1911, 2003.
Лепеюв С. Ю. Праджня-парамита в средневековом японском буддизме. // Буддийская философия в
средневековой Японии. М.: Янус-К, 1998. Устьянцев Д. // Орлов А. Читтаматра. Миф и реальность. М.:
Шечен, 2005. Ленков П. Д. Философия сознания в Китае: буддистская школа фасян (взйпш). СПб.:
Издательство С.-Перербургского университета, 2006.

5 Торчинов Е. А. Философия китайского буддизма. СПб.: Издательский Дом "Азбука-классика", 2007.
Судзуки Д. Т. Очерки о дзэн-буддизме. Т 3. СПб.: Наука, 2005. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. М.:
Центрполиграф, 2003. Лепеюв С. Ю. Праджня-парамита в средневековом японском буддизме. //
Буддийская философия в средневековой Японии. М.: Янус-К 1998. Янгутов Л. Е. Философское учение
школы хуаянь. Новосибирск: Наука, 1982. Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии
китайского буддизма. Новосибирск: Наука, 1995. Трубникова Н. Н. Шесть буддийских школ периода Нара.
2008. URL: httD://trubnikovann.narod.ru/Nara07.htm

6 Судзуки Д. Т. Антология дзэн-буддийских текстов. СПб.: Наука, 2005.

7 Обеты практики бодхисаттвы Самантабхадры. // Торчинов Е. А. Избранные сутры китайского
буддизма. СПб.: Наука, 2000. Сутра Совершенного Пробуждения... // Там же.

8 Nanjo В. Lankawatarasutra. Kyoto: Otani University Press, 1923. Soothill W.E. The Lotus of the Wonderful! Law
or The Lotus Gospel. Saddharma Pundarlka SQtra. Miao-fa Lien Hua Ching. Oxford: 1930. Winternitz M. History
of Indian Literature. Calcutta: Calcutta Univercity, 1933. Hurvitz L. Chih-I. An introduction to the Life And Ideas
of Chinese Buddhist Monk. Bruxelles: 1962. Ch'en K.K.S. Buddhism in China. A historical survey. Pincerton:
1968. Ch'en K.K.S. Buddhism in China. A historical survey. Pincerton: 1968. Kern H. Saddharma-pundarika or
the Lotus of the True Low translated by H. Kem. Oxford: Clarendon press, 1884. Williams P. MahayBna Buddhism.
The Doctrinal Foundations. L.; N.-Y.: 1989. Groner P. Saicho. The establishment of the Japaneese Tendai school.

русскоязычный перевод Сутры Лотоса, а также исследования в области учения Нитирэна9. Среди исследователей Нитирэн-сю следует также назвать Ж. Ренондо, С. Ватанабэ, М. Анэсаки и К. Кино10. Также А.Н. Игнатович исследовал философию традиции, сложившейся в японских буддийских школах в эпоху Хэйан11.

В числе исследователей Чань-буддизма следует назвать, прежде всего Д.Т. Судзуки12. Установленная им связь Чань-буддизма с наследием сутр второй волны позволяет рассматривать эту весьма китаизированную школу в общемахаянском контексте. В числе других работ следует отметить лаконичную, но емкую в определениях книгу Г. Дюмулена13 (Дюмулен Г. 2003), интереснейший пример семиотической интерпретации Догэна, созданный И. Е. Гарри, переводы классических текстов дзэн - А.А. Маслова, Е.Р. Ихельзона, Я. Боцмана, Е.А. Торчинова работы Ю. Б. Козловского, Н.В. Абаева, И.С. Гуревич14, сайт с публикациями по японскому буддизму Н.Н. Трубниковой (URL:), а также замечательную «Антологию Дзэн»15 под редакцией С. В. Пахомова, включающую работы тридцати различных буддологов, дзэнских наставников, философов и религиоведов; в

Berkeley: 1984. Игнатович А.Н. Школа Нитирзн. М.: СТИЛСЕРВИС, 2002. Игнатович А. Н. Сутра о

бесчисленных значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о постижении деянии и дхармы

бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость. / Перевод с китайского, комментарии, заключительная статья,

словарь, список сутр и трактатов А. Н. Игнатовича. М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 2007.

Трубникова Н. Н. Подготовка к созданию школ Тэндай и Сингон. Учеба Сайте: и Ку:кай в Китае. 2008.

URL: Трубникова Н. Н. Развитие школы Тэндай в IX в. Эннин,

Энтин, Хэндзё:, Танкэй, Аннэн. 2008. URL: htto://trubnikovann.narod.ru/HeianlQ.htm

Трубникова Н. Н. Сайтв: о задачах буддийской общины и о «заповедях бодхисаттвы». 2008. URL:

httD://trubnikovann.narod.ni/Heian07.htm

' Игнатович А.Н. Школа Нитирэн. М.: СТИЛСЕРВИС, 2002.

10 Rcnondeau С La doctrine de Nichiren, suivie de la traduction annotatee de six ses ouvres. Paris: Presses
Universitaires de France, 1953. Watanabe S. Nihon-no bukkyO. Тбкуб: Iwanami Shoten, 1965. Anesaki M.
Nichiren: the Buddhist Prophet. Glouscester: Peter Smith, 1966. Kino K. Nichiren daishonin gosho zenshu. 1981.

11 Игнатович A.H. Буддийская философия периода Хэйан. // Буддийская философия в средневековой
Японии. М.: Янус-К, 1998.

12 Судзуки Д. Т. Очерки о дзэн-буддизме. Т 1. СПб.: Наука, 2002. Судзуки Д. Т. Очерки о дзэн-буддизме. Т
2. СПб.: Наука, 20О4.Судзуки Д, Т. Антология дзэн-буддийских текстов. СПб.: Наука, 2005. Судзуки Д. Т.
Очерки о дзэн-буддизме. Т 3. СПб.: Наука, 2005. Судзуки, Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Боцман Я.
Буддизм. Четыре благородных истины. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

13 Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. М.: Центрполиграф, 2003.

14 Гарри И.Е. Дзэн-буддийское миросозерцание Эйхэй Догэна. М.: Издательская фирма "Восточная
литература" РАН, 2003. Ихельзон Е.Р. О внезапном просветлении. Трактат мастера Хуй Хая. Поэтические
произведения Чань (VI-XV1 в.). Ранние тексты из Дунь Хуана. Донецк: МАХАСАНГХА, 1995. Маслов А.А.
Классические тексты дзэн. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. Торчинов Е. А. Избранные сутры китайского
буддизма. СПб.: Наука, 2000. Боцман Я. Буддизм. Четыре благородных истины. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Козловский Ю. Б. Чань-Дзэн в эпоху средневековья. // Буддийская философия в средневековой Японии.
М.: Янус-К, 1998. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.
Новосибирск: Наука, 1989. Гуревич И. С. Линь-щи Лу. Вступительная статья, перевод с китайского,
комментарии и грамматический очерк И. С. Гуревич. СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 2001.

15 Пахомов С. В. Антология дзэн. СПб.: Наука, 2004.

исследовании цитируется большая часть этих статей. В той же серии издательства «Наука» вышла книга «Мир Дзэн», куда вошли труды Н.У Росса, Д.Т. Судзуки, Сокэй-ана, А. Уотса, Э. Фромма, А. Кондо, Ю. Бенуа, Р. Линсенна, О. Херригеля, Т. Сигэёси, Г. Снайдера, У. Баррета и др.; а также книги О. Херригеля, Д. Сибаямы, Чжана Чжень-цзи, И. Миуры и Р. Фуллер Сасаки 16. В числе зарубежных исследователей следует отметить М. Валлезера, С. Хайне и Д. Райта, Б. Холта, Т. Касулиса, С. Б. Парка, X. Уэлша, А. Уэйли, Р.Х Блайса, К. Шилбрэка, С.Ф. Охасаму, С. Ватанабэ, К. Танахаси, М. Абэ, М. Такэути, С. Кацуки, М. Кадзуаки 17. Русскоязычные исследования в области амидаизма немногочисленны. Переводы основополагающих сутр Цзинту были изданы Е. А. Торчиновым. Упоминание культа Амитабхи встречается в различных будцологических трудах. Отметим русскоязычные работы Ю. Б Козловского, Е. И. Хантеевой, Э. Л-Д. Малзуровой, статьи Н.Н. Трубниковой18.

Исследованиям в области тибетской Ваджраяны способствует постоянный рост объема конфессиональной литературы - в том числе и на русском языке. По степени разработки онтологической проблематики она может варьировать от популярной до близкой к академическому уровню. Ряд работ содержит существенный

" Пахомов С. В. Мир дзэн. СПб.: Наука, 2007. Херригель Ж. Дзэн и искусство стрельбы из лука. СПб.: Наука, 2005. Чжэнь-цзи Ч. Практика дзэн. СПб.: Наука, 2004. Миура И., Фуллер Сасаки Р. Коаны дзэн. СПб.: Наука, 2004. Сибаяма Д. Цветок безмолвствует. СПб.: Наука, 2003.

"Walleser М. Die buddhisrische Philosophie to ihrer geschichtlichen Entwickiung. Heidelberg: 1904-1927. Welch H. The Practice of Chinese Buddhism, 1900-1950 Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1967. Kasulis T. Zen Action/Zen Person. Honolulu: University of Hawai'i Press, 1981. Heine S. Existential and ontological dimensions of time in Heidegger and DOgen. Albany: State University of New York Press, 1985. Heine S., Wright D. S. The KOan: texts and contexts in Zen Buddhism. N.-Y.: Oxford Univercity Press, Inc., 2000. Heine S., Wright D.S. The Zen Canon: understanding the Classic Texts. N.-Y.: Oxford University Press, Inc., 2004. Heine S., Wright S. Dale. Zen classics: formative texts in the history of Zen Buddhism. N.-Y.: Oxford University Press, 2005. Waley A. Zen Buddhism and its Relation to Art. Luzac and Co, 1922. Блайс P.X. Мумонкан. Застава без ворот. Сорок восемь классических коанов дзэн с комментариями Р. X. Блайса. СПб.: Евразия, 1997. Блайс Р.Х. Золотой век дзэн: Антология классических коанов дзэн эпохи Тан. СПб.: Евразия, 2001. Schilbrack К. Metaphysics in Dogen. II Philosophy East and West. Volume 50, no. 1, University of Hawaii Press, 2000, p. 34-55. Brown Holt L., Edison T. From India to China: Transformations in Buddhist Philosophy. II Qi: the Journal of Traditional Eastern Health & Fitness. 1995. Ohasama S., Faust A. Zen, der lebendige Buddhismus in Japan. Gotha: 1925. Tanahashi K. Moon in a Dewdrop: Writings of Zen Master DOgen. San Francisco: North Point Press, 1985. Abe M. A study of DOgen: his philosophy and religion. Albany: State Univercity of New York Press, 1992. Takeuchi M. Dogen. Тбкуб: Yoshikawa KObunkan, 1992. Кадзуаки Т. Путь к Пробуждению. Главные сочинения наставника Дзэн Догэна. СПб.: Евразия, 2001. Кацуки С. Практика Дзэн. Киев: REFL-Book, 1993.

18 Торчинов Е. А. Избранные сутры китайского буддизма. СПб.: Наука, 2000. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.: 1987. Козловский Ю. Б. Амидаизм в эпоху средневековья. // Буддийская философия в средневековой Японии. М.: Янус-К, 1998. Хантеева Е.И. Происхождение и формирование школы Цзинту. // Цыбиковские чтения-7. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998. Трубникова Н. Н. Почитание будды Амида и его «Чистой Земли». 2008. URL: htto://trubnikovann.narod.ru/Heian 14.htm

исследовательский элемент. Кроме того, значительная часть подобных публикаций включает переводы тибетских текстов. Диссертация в значительной степени опирается на материалы конфессиональных изданий классических тибетских текстов - Гухьясамаджа-тантры, Тантры великого тайного союза Солнца и Луны, Тантры «Всевышнего Источника», «Глубокого Пути Пховы», сочинений Чокьи Нимы, Будона Ринчендуба, Вангчуга Дордже, Долполы, Дже Кедруба, Дэлог Дава Дролмы, Лонгченпы, Цонкапы и др.19, а также их переложений, современных комментариев, к ним, и наставлениям по конкретным практикам (сборники садхан гелонгов Гонпо Тензина и Чойзина Тензина, Е. Лугова; антология по Йогам Народы Г. Муллина, изложение Йог Наропы линии Паюл под ред. Т, Науменко и Ф. Маликовой; наставления Н. Норбу по дзогчен, его переводы классических текстов этой традиции -в соавторстве с западными буддологами; психологические интерпретации Ваджраяны Ч. Трунгпы, семиотические интерпретации Анагарики Говинды20 и др21. Среди

19 Гухьясамаджа-тантра [фрагменты]. URL: id=l 60 Орофино Д.
Практики смерти и умирания. М.: Институт общегуманигарных исследований, 2001. Норбу Н.Ч., Клементе
А.
Всевышний Источник. Основная Тантра Дзогчен Сэмдэ. Донецк-М.: Ринчен-Линг, 2001. Глубинный
Путь
Пховы. URL:
TibetanResearchCentre/YagpoWvlie RIME 80/DrikungKagyu/Phova/phova.pdf ChOkyi
Nyima Rinpoche.
The Union of Mahamudra & Dzogchen. Kathmandu: Rangjung Yeshe Publications, 1994. Будон
Ринчендуб.
История буддизма (Индия и Тибет). СПб.: Евразия, 1999. Вангчуг Дордже, IX Кармапа.
Махамудра, рассеивающая тьму неведения. СПб.: Алмазный Путь, 1996. Гамбопа Дже. Четыре дхармы
Гамбопы. Сборник. СПб.: Фонд "Карма Йеше Палдрон", 2003. Долпола Шераб Гьялцен. Буддийское
учение времен Крита-юги ("Четвертый собор"). М.: Шечен, 2007. Дэлог Дава Дролма. Дэлог: Путешествие
за пределы смерти / Дэлог Дава Дролма. М.: Открытый Мир, 2008. Кедруб Дже. Основы буддийских тантр.
М.: Шечен, 2000. Сакья Пандита Кунга Зангпо. Отсечение четырех привязанностей. Руководство по
практике. 2007. URL: 802 0.html Лонгчен Рабджам. Драгоценная
сокровищница Дхармадхату. Гимн пробужденного ума. М.: Открытый Мир, 2007. Лонгчен Рабжампа.
Сердце Ясного Света Переноса Сознания. URL: Тхондуп Тулку Ринпоче. Ум Будды:
антология текстов Лонгчева Рабджама по Дзогпа Ченпо. М.: Саттва. Институт трансперсональной
психологии, 2006. Цоикапа Чже. Последовательное руководство к этапам Пути Пробуждения. СПб.:
Нартанг, 1998. Цонкапа Чже. Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы,
обладающее троичной надежностью. СПб.: Нартанг, 2004 [препринт].

20 Анагарика Говинда, лама. Основы тибетского мистицизма: согласно эзотерическому учению великой
мантры Ом Мани Падме Хум. М.: Беловодье, 2005.

21 Гонпо Тензин, гелонг, Чойзин Тензин, гелонг. Тексты для ежедневных практик. М.: ИКАР, 2004. Лугов
Е. Сборник тибетских практик. Ритуальные тексты Дрикунг Кагью. Часть I. М.: Белые альвы, 2006. Муллнн
Г. Хрестоматия по Шести йогам Наропы. М.: Открытый Мир, 2009. Науменко Т., Маликова Ф.
Естественное освобождение. Учение Падмасамбхавы о шести бардо. СПб.: Уддияна, 2003. Норбу К,
Рейнолдс Д.
Золотые письмена: тексты традиции Дзогчен / коммент, Дуджом Ринпоче, Дза Патрул Ринпоче.
М.: Номос, 2007. Орлов А. Читтаматра. Миф и реальность, М.: Шечен, 2005. Патрул Ринпоче. Слова моего
всеблагого учителя. Устные наставления по предварительным практикам учения Дзогчен лонгчен нингтиг.
СПб.: Уддияна, 2004. Привалов У. Древняя мудрость: йога сна, медитация и трансформация в традиции
Ньингма. Пенза: Дхарма, 2004. Ранджунг Дордже, Третий Кармапа. О различении сознания и
изначального осознавания. О сущности Татхагаты. Москва: Ганга/Шечен, 2008. Тендзин Вангьял Ринпоче.
Тибетская йога сна и сновидений. СПб.: Уддияна, 2007. Трунгпа Ч. Миф свободы и путь медитации. М.:
Издательский дом "Гелиос", 2001. Тубтен Еще, лама. Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика
Шести йог Наропы. М.: Открытый Мир, 2010. Фримантл Ф.,Трунгпа Ч. Тибетская книга мертвых. М.:

изданий классических тибетских текстов следует особо отметить два: собрание сочинений Лонгченпы и тантру «Всевышний Источник»22.

В числе научных исследований, посвященных буддизму Тибета, следует особо выделить работу Дж. Туччи «Религии Тибета»23 Структура глав III-VI весьма удачна в отношении анализа общего и особенного в психоонтологии и психопрактике различных ваджраянских школ - поэтому в данном исследовании используется сходная последовательность изложения. При этом ряд выводов Дж. Туччи в свете новых источников может быть критически переосмыслен, что, впрочем, снижает научной ценности этой книги. В числе других исследователей тибетского буддизма следует назвать Б. Бхаттачарью, В. Эванса-Вентца, Д.Л. Снеллгрува, М. Валлезера, К. Даумана24 и др. Работа И.Р. Гарри23 интересна как опыт кросс-конфессионального исследования в области махаянской буддологии.

В качестве справочной литературы используется Большой китайско-русский словарь, Большой японско-русский словарь и Японско-русский словарь иероглифов26.

Объект исследования - буддийская религиозная философия и психопрактическая традиция школ дальневосточной махаяны (Саньлунь, Фасян, Хуаянь, Тяньтай, Чань, амидаизме) и тибетской ваджраяны (Кагью, Сакья и Джонанг, Ньингма, Гелуг).

Предмет исследования - доктринально-практические комплексы,

Издательский дом "София", 2003. Эду Ж. Мачиг Лабдрон и основы практики Чод. М.: Открытый Мир, 2008. Kelsang Gyatso, geshe. Guide to Dakini Land: The Highest Yoga Tantra Practice of Buddha Vajrayogini. Tharpa Publications, 1996. Kelsang Gyatso, geshe. Essence of Vajrayana: The Highest Yoga Tantra Practice of Heruka Body Mandala. Tharpa Publications, 1997. Mlgmar Tseten. Treasures of the Sakya Lineage: Teachings from the Masters. Boston.: Shambhala Publications, Inc., 2008. Tenzin Vangyal R. Wonders of Natural Mind - The Essence of Dzogchen in the Native Bon Tradition of Tibet. N.-Y.: Station Hill, 1993.

22 Тхондуп Тулку Ринпоче. Ум Будды: антология текстов Лонгчена Рабджама по Дзогпа Ченпо. М.: Саттва.
Институт трансперсональной психологии, 2006. Норбу Н.Ч., Клементе А. Всевышний Источник. Основная
Тантра Дзогчен Сэмдэ. Донецк-М.: Ринчен-Линг, 2001.

23 Туччи Дж. Религии Тибета. СПб.: Евразия, 2005.

24 Bhattacharyaya В. Introduction to Buddhist Esoterism. L.: 1932. Evans-Wentz W.Y. Tibetian Yoga and Secret
Doctrines. Oxford: Oxford University Press, 1958. Snellgrove D.L. The Hevajra Tantra. A Critical Study. L.:
Oxford University Press, 1959. Walleser M. The Life of Nagarjuna from Tibetan and Chinese Sources. Chicago:
The University of Chicago Press, 1978. Dowman K. Masters of Mahamudra. Songs and Histories of the 84
Buddhist Siddhas. Albany, NY: SUNY, 1985.Dowman K. Masters of Enchantment: Lives and Legends of the
Mahasiddhas. Rochester: Inner Traditions, 1988.

25 Гарри И.Р. Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета. Улан-Удэ: 2003.

26 Ошанин И. М. Большой китайско-русский словарь по русской графической системе в 4 томах. М.: ГРВЛ,
1983-1984. Конрад Н.И. Большой японско-русский словарь. В двух томах. Т. 2. М.: Советская
энциклопедия, 1970. Фельдман-Конрад Н.И. Японско-русский учебный словарь иероглифов. М.: Русский
язык, 1977.

включающие онтологическое учение и традицию психопрактики (шаматхи, випащьяны, визуализации, нэмбуцу, гунъань, трудовой практики, «ведения в природу ума» и др.), сложившиеся в различных школах буддизма Махаяны (включая Ваджраяну).

Целью исследования является рассмотрение комплексов, образованных системами онтологии и психопрактики, в различных традициях дальневосточной Махаяны и тибетской Ваджраяны, и сообразная типологизация школ Великой колесницы.

Подобная работа должна послужить, с одной стороны, углублению понимания специфики каждой конкретной буддийской школы, а, с другой - позволить подойти к осмыслению целостного характера всей традиции буддизма Махаяны, включая тантрическую. Следует выявить общие тенденции и выделить сходные способы, с которыми школы двух разных направлений Махаяны решали вопрос соотношения своей теории и практики.

Нужно установить ряд идеальных типов доктринально-практических комплексов, общих для различных школ буддизма Великой Колесницы, дальневосточных и тибетских, - своеобразный «феноменологический перпендикуляр» к линии исторического развития теории и практики традиций, генетически восходящих к классической, т.е. индийской, Махаяне, но развивавшихся самостоятельно, без активного взаимодействия и в лоне несходных культур. Выявление этих типов в перспективе должно уравновесить тенденцию к рассмотрению различных направлений буддизма Махаяны как традиций, весьма разошедшихся от своего классического теоретического и практического основания, позволит выявить структурное подобие различных школ Великой Колесницы, свидетельствующее об общности и целостности этой конфессии.

Чтобы рассмотреть историческую динамику кристаллизации отношений онтологии и психопрактики в различных школах и достичь поставленной цели, следует решить ряд задач:

1) рассмотреть онтологическое и психопрактические учение махаянских школ и выделить, где это возможно, картину развития этих комплексов;

2) определить степень влияния классической буддийской мысли на учение каждой школы и выявить интенсивность собственно творчества школы в этой области;

  1. рассмотреть психотехническое наследие школы, выделить характерные практики и рассмотреть в связи с теоретическим основанием школы, определить меру их новизны;

  2. провести сравнительный анализ различных школ по ряду признаков: соотношению онтологии и психопрактики в конкретной школе, степени их спайности, интенсивности прямого (от теории к практике) и обратного (от практики к новой теории) обуславливают в рамках доктрталъно-практического комплекса.

  3. на основании сравнительного анализа вывести идеальные типы самих способов такого соотношения, разделить школы на группы по этому признаку.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретическую базу нашего исследования составляют концепции и интерпретации, вырабатываемые в отечественной и зарубежной буддологии в процессе философского и религиоведческого исследования буддизма Махаяны. Методологической основой служит системно-аналитический подход, предполагающий рассмотрение взаимодействия различных блоков и категорий махаянского вероучения, опирающийся на историко-философский, феноменологический, компаративистский, герменевтический, этимологический методы, метод реконструкции.

Новизна исследования.

В исследовании проведена систематизаторская работа, существенно углубляющая детализацию сравниваемых школ в области онтологии: развито начатое Дж. Туччи исследование соотношения категорий «Свет» и «Пустота» в различных школах тибетского буддизма, выявлено соотношение этих представлений со структурой тантрических садхан; определена мера влияния различных школ классического буддизма на тибетские и дальневосточные традиции, прослежена эволюция понятая «Алая-виджняна» в Индии и Китае; на основании недавних конфессиональных изданий ваджраянской литературы собран значительный материал по онтологии и психопракгикам; проведен анализ прямых и обратных связей между

онтологическими представлениями и структурой психопрактики как в дальневосточных, так и в тибетских школах.

На основании этого предложена система критериев для компаративистского исследования выявленных доктринально-практических комплексов, применимая к обоим субконфессиям, включающая рассмотрение фундаментальности психоонтологического учения, интенсивности пост-классической онтологизации, соотношения места мадхъямаки, йогачары и доктрины Татхагата-гарбхи в вероучении школы, интенсивности обратного воздействия психопрактического наследия на онтологию, меры обусловленности практики онтологией, соотношения созерцательности и интенсивности в практике, признания идеи несводимости практики к технике.

По результатам этого исследования предложена авторская систематизация доктринально-практических комплексов в виде пяти идеальных типов, с которыми с большей или меньшей точностью соотносимы конкретные махаянские школы: традиция постепенной медитативной реализации, ориентированная на классическую онтопсихологию; традиция «полировки сознания», раскрытия Природы Будды; «алхимическая» традиция преобразования сознания, опирающаяся на идею изначальной просветленности всех дхарм и предполагающая сублимацию омрачений; традиция безыскусного пребывания в неустранимой Абсолютной Реальности и традиция упования на внешние силы.

Систематизация и типологизация доктринально-практических комплексов в различных школах буддизма Махаяны позволяет на качественно новом уровне подойти к вопросу о внутреннем единстве этой конфессии.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Положения диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по данной теме, при чтении общих лекционных и специальных курсов по истории и религиозной философии буддизма для студентов-религиоведов, культурологов, философов и историков. Предполагается создание на основе работы учебного пособия.

  1. В большинстве школ буддизма Великой колесницы - как дальневосточных, так и тибетских - возможно определить наличие доктринально-практических комплексов, образованных системами fncuxol-онтологии и психопрактики, и определить их структуру.

  2. Возможно выделить пять идеальных типов, образованных соотношением онтологии и психопрактики, общих для дальневосточной и тибетской буддийской традиции. Конкретные махаянские школы могут быть с большей или меньшей точностью соотнесены с этими типами:

а) традиция постепенной медитативной реализации, ориентированная на
классическую онтопсихологию (Саньлунь и, в меньшей степени, Фасян).

б) традиция «полировки сознания», связанная с учениями Ланкаватары и Аватамсаки,
поздним индобуддийским абсолютизмом. Практика осмысляется как разносторонняя
(вплоть до физического труда и социальной активности) работа по преодолению
иллюзорных конструктов ума ради обнажения изначально присущей природы Будды
(Хуаянь, Тяньтай, Чань Сэн-цаня, Дао-синя, Хун-жэня и Бай-чжана, амидаизм Дзи,
Синрана и Кокубана).

в) «алхимическая» традиция преобразования сознания, опирающаяся на идею
изначальной просветленности всех дхарм и предполагающая перенаправление
энергии любого омрачения на сублимацию сознания. Для типа характерны
радикальные практики (мистика Махамудры, школы Кагью и Сакья, отчасти -
Ньингма и Гелуг; чань Ма-цзу, Линьцзи и Юньмэнь). Гелуг занимает промежуточное
положение между первым (в силу своей онтологии) и третьим типом (в силу
наследуемой тантрической традиции).

г) традиция пребывания в неустранимой Абсолютной Реальности, предполагающая
тождество истинной практики с жизнью, безыскусное существование в осознании
неизменной Таковости. Сама идея неких «пути» и «цели» рассматривается как
условная. (Дзогчен, «Учение о Нерожденном» Банкэя, имплицитно - в Риндзай,
Махамудре, системе «Путь - плод» Сакья, Калачакре, менее явно - в Сото Догэна).

д) традиция упования, практика «с опорой на другого»: силу Будды, сутры, махасаттв

- кардинальная переориентация смысла подвижничества от психопрактики к упованию. Онтология и комплекс психопрактик целостной системы не образуют (радикальный амидаизм, в особенности Дзёдо-сю, учение Нитирэна). Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации нашли отражение в научных публикациях автора, а также в докладах и выступлениях на следующих научных конференциях: Международная научная конференция «Пятые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение» (Санкт-Петербург, 2008 г.); Научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Философский факультет; Институт философии, теологии и истории св. Фомы. Москва, 2009 г.); Научная конференция «Религиоведение в России. К 50-летию кафедры философии религии и религиоведения» при МГУ (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Философский факультет; Москва, 2010 г.); Научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Философский факультет; Институт философии, теологии и истории св. Фомы. Москва, 2010 г). Также они были обсуждены на аспирантском семинаре 2010 г. Материалы работы привлекались для создания лекций по буддизму курса «Теория и история мировых религий», прочитанных в ИСАА МГУ (2008,2009,2010 г.) и факультете ВМиК МГУ (2009 г.) в рамках аспирантской педагогической практики.

Структура работы.

Структура диссертации определена поставленными задачами. Работа включает введение, две главы (каждая включает пять параграфов), заключение, библиографию и приложения.

Похожие диссертации на Онтологические и психопрактические модели в дальневосточной Махаяне и тибетской Ваджраяне