Введение к работе
Актуальность ксслмоааипя. Релиґііозио*мистичесй!"п1 ренессанс,
ставати зкаменнем нашего времени, пе есть нечто случайное. Не является
случайным, а частности, и шпроког распространение такого феномена как
иагпг. ...
В общественном сознании магия представлена как СвокобразНс-е искусство воздействия неким таинственным образом на оіфу,!сак>щпй мир с целью его изменения з пугшом направлении. Давно замечено, что потребность а таком отнс-memni к миру возрастает зо времена глубоких сбшеетвеїшїп хршнеов. Данная работабша зэмыслеяз a J 937 году, когда гфеячузстзке грдяуіягго идеологического п экономического хаоса уже ntrranoasosuyxe. '
Было понятно, что в случае ухода коммунистической идеологии,
возникший вакуум начнет активно заполниться. Было такхе ясно, что
траяшшошше релнпш. утратимнне своп идеологические позиции за годы
соестсчОй власти, не смогут, в ехшу откоаггельной сложности вероучения,
быстро восстаиоаптьих.
Население пошло "по пут» наименьшего сопротивления" и стало подбирать то, что лежит на поверхности. Сегодня, по выражению церковного публициста Андрея Кураєва, самая распространенная религия в нашей стране - папа. Она вышла нз стадионы. Появилась широкая йозмойззость приобщаться к "тайной мудрости* з разного рода оккультных сектах.
Актуальность темы исследования обустовлена необходимостью более глубокого понимания природы магии, социальных и познааательно-псяхологаческих причин ее существования и воспроизводства, функций, роли и места мапін з обществе.
В этой связи основная проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: а чем социальная значимость магии? Степень разработанности проблемы. Исследование маптн как социокультурного феномена основывается на определенном понимзнии самого термина "магия" н причин воспроизводства магических представлений в общественном сознании. В настоящее времяимеется
достаточное количество исследований по данной теме, особенно за рубежом. Начиная с последней четвертії прошлого века, магия становіггея одной ,из наболее значимых тем западного религиоведения и социальной антропологии. Учеными двигал интерес к культуре колонизируемых народов, который перерос затеи в стремление вмделіггь и "примитивных" верованиях и обрядах ростки культурных особенностей современной цивилизации. "Магноесдение", если допустить его существование как отдельной дисциплины, следуя аогнке развития любой науки, начиналось с описания магических обрядов и их классификации (А.Фнрканд. А.Юбер и М.Мос, Арнольд ван Геянеп. Даг.Фрезер). Социальным функциям магии были непосредственно посвящены работы Б.Малиновского. Э. Дюркгеі'ша, Э.Эванс*Причарда. А.Рздхяиф-Брауна. Проблема магии как социокультурного феномена затрагивалась такяе в трудах ученых, исследующих взаимоотношение мапод и редигш (Р.Маррет. К.Прейсс, А.Фнркант,Э.Дюркгсйм). ..
Тайлор ц Фрезер, представители английской антропологической шхолы, пытались ответить на вопрос: "как возможно существование матческих представлений?" Функции магии оставалась на периферии их исследований. Ближе всех к пониманию социальной значимости магии, иа наш взгляд, подошел Бронислав Малиновский. Основная функция магии названа им "культурной". Заключается она в ршуагаоаиии человеческого оптимизма, в усилении веры в победу надезкды над страхом. Следуя за Фрезером, Малиновский делает акцент на гносеологическом анализе магии а на основе такого анализа делает затем социологические обобщения.
В последние десятилетия некоторые западные исследователи начали рассматривать современные формы магии (Э.Тнрьякин, Э.Муди, Э.Труззи
идр.): . ..;.:':'",..:': '<:_ .-.'."...-;'' .-- -<,.- . Следует отметить также а оригинальный подход к исследованию магии, представленный К-Касгаведой, ШСарнероц, А.Кроулн. Суть его в том, что шггерпрегатор пытается разорвать герменевтический круг при понимании магической традиции, войдя внутрь этой традицин, присвоив ее себе. К сожалению, следствием данного подхода является тр. что его сторонники с необходимостью начинают заниматься апологией магии и утрачивают должную степень объективности.
Вообще, общим недостатком подавляющего большинства зарубежных іодходоз к магии является их жесткая привязанность к какому-либо о зном\ упованию. Мы полагаем, что специфичность магии может быть їбосіювана, исходя из различного рода оснований, ибо только их сложение пссобно дать приемлемое решение вопроса. До сих пор исследование грнроды магии осуществлялось з рамках какого-либо одного подход;': оциалъно-антропологического (Д:;с.Фрезер, Э.Тайлор). психологического З.Фрейд. К.Юнг, Дж.Рухейм, Ч.Тарт, Г.Прайс, Дж. Кларк), других юдходов, определяемых спешіфікон тон формы знания, в которой работает ишіьій ученый.
У нас в стране исследованием магии занимались в основном этнографы Л.Н.Майков, М.К.Забьшнн, Е.Г.Кагаров, А.Потебня, А.Ветухов, і.Познанскіш, Л.В.Черепний, Н.И.Миклухо-Маклай, Б.Богораз, \.Лезенстрим, Д.К.Зеленин, В.Вербицкий, П.Шейн,-А.Малинка, І.СЕфименко, СА.Тохарев, Т.А.Лкстова, Й.А.Кремлева, Г.П.Дурассз, З.-Басшіов). Проблему магнп з связи с исследованием религии зассматривалн и отечественные религиоведы (Ю.Ф.Борунксв, -ІА.Крьгаелез, Б.А.Лобозик, А.Д.Сухоз, Д.М.Угринович, И.Т.Касгвнн. З.Н.Порус, Б.И.Прухинин и др.). В последние годы тггерес к ней стали троявлять даже естествоиспытатели (А.П.Дубров, В.Н.Пушкин, Н.Болдырева, Н.Сотина).
Особо следует сказать о докторской диссертации Григоренко А.Ю. Мы совершенно согласны сданным автором в том, что задачи системного ісследозания магии как особого социокультурного феномена еще не решены ни в российской, ни в зарубежной литературе. Что объединяет всех перечисленных выше исследователей? Они анализировали частные вопросы зышеуказанной проблемы. Рассматривали место магии в религиозном комплексе, описывали некоторые функции магии, занимались классификацией магических обрядов. Внимания же философскому рассмотрению магии уделялось недостаточно. А.Ю.Григоренко в своей работе представил свое вішение общей теорші магии. Ему удалось провести семантический и морфологический анализ магии, исследовать философские проблемы и вопросы es тггтезпеа,'проанализировать соинально-кулътурологическиг особенности эволюции магия.
Несмотря на то, что труд А.Ю.Грнгоренко носит фундаменталы характер, нам представляется возможным углубить его обобщения за с социально-философского д религиеведческого видения пробле; рассмотреть те вопросы, которые не были указанным автором нссяедозі или були только обозначены.
Задач» и цели исследования. Все вышесказанное предопределило ц и задачи дашюй работы. Они определяются актуальностью темы, степей разработанности проблемы и научными интересами азтора. Коиечі целью работы является создание концепции магии как специфнческі социокультурного феномена. Нам особенно важным представляє показать именно специфичность магии, что связано с оправдані существования ее как вполне самостоятельного элемента человечен культуры.
Акцент на специфику природы мапш позволяет показать, что в сф. маши человеком могут решаться в принципе те ;ке проблемы, как и в нау религии, но решаться совершенно особыми способами. Тем самі специфика мапш обосновывается с точки зрения значимости этой сфе для человека. Ответить на данный вопрос невозможно без детальне исследования природы мапш, ее места и роли в обществе.
Общал цель итфобяема диссертацпоішого исследования предполага постановку и разработку следующих задач:
анализ основных подходов в рассмотрении мапш;
выявление типовых элементов машческой деятельности:
проведение классификации магических действий;
определение соотношения мапш с родственными и смежными с и феноменами;
выделите критериев мапш; .
f%
- поиск причті воспроизводства магических представлений;
- поиск места магии в общечеловеческом процессе духовн
практического освоения мира;
- анализ роли мапш в обществе.
Метоітологичсстая основа исследования. Методологической основой является сочетание исторического і! философского подходов к рассмотрению природы магни. Исторический подход делает акцент на происхождений и эволюции магии во всем многообразии ее форм и в их хронологической ггослсдозательнссти. Проблемный подход ориентирован на выязяение существенного, общего, необходимого в магии. Кроме того, вработе объединяются социально-философское и религиоведческое рассмотрение :.:"П!!і. Философское исследование магии орнеитиовано нз объяснение ее сущности, включает рассмотрение ее как социального явления, раскрытие всей совокупности функциональных и каузальных сзязей этого явления в социальном организме.
Философский взгляд на магию предполагает ее гносеологический анализ, т.е. выявление возможностей формирования магической картины мира, которые возникают в процессе познания.Мы исходили из принципиального положения о взаимной детерминированности материально-предметной и духовной сфер общественной жизни.
Терратичес:гне источники исследования. В качестве теоретической основы диссертационного исследования выступает ряд работ зарубежных і! отечественных авторов, посвященных проблемам религии и магии. Специально следует отметить книга К.К Лблокова "Социология религии", З.М.Угрнновича "Введение в религиоведение" и Ю.Ф.Борункова "Структура религиозного сознания", а также труды таких отечественных «следователей как АЛО.Григоренко, А.Н .Красникова, С.Ф.Анисимова, Я.А.Крывелеза, Б.А.Лобознка, А.Г.Спиркина, С.А.Токареза, А.Д.Сухова. Зреяи аналогичных исследований зарубежных авторов можно упомянуть груды Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. Э.Тайяора, Дж.Фрезера, Р.Маретга, ч.Прейсса, А.Фирканда, Э.Дюркгейма, К.Бета, Л Леви-Брюля, Х.Юбера и vI.Mocca, Б.Малиновсхого, Э.Эванс-Причарда, А.ПЭлкина.
Научная новизна исследования..Нпучнак новизна исследоваші заключается в рассмотрении мапга пс просто ка:: некоего феномен духовной культуры, а как одного из способов духозно-пршетическог освоения мира. Более конкретно науч:;ук> новизну диссертации мохш сформулировать в следующих тезисах:
уточнено понятие "магия", выявлены структурные элемент! магической деятельности (субъект, объезгг, предмет, содержание, средств; способы, результат);
вычленена магическая составляющая в различных сфера человеческой деятельности: парсе, ретіппі, идеологии;
описаны четыре формы мапш: магия как суеверие, мапп ка оккультная наука, мапш в религии и малія как составная часть иных віщо духовио-пракгаческой деятельности человечества;
раскрыта синтетическая природа мапш, проанализированы е социальные, пюсеололіческие п психологаческяе аспекты; обосновано, чт специфичность природы мапш определяется особенностями социальной познавательной и психологической деятельности людей;
выявлены причины воспрошводства мапіческих представлений j действий в современных условиях; показано, что магяя выступа? универсальным заместителем социальных зшегагутов в те?; обыденны: ситуациях, когда наднехашігіі социальный институт еще не выработа: необходимых способов совладання с ситуацией или индивиду эти способі неизвестны.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит і следующем. Выводы и результаты исследования могут зашггересовата философов, работающих в области философии религии, социологов этнографов, политиков, педагогов, управленческих консультантов.
Данная работа может рассматриваться как теоретическая і методологическая основа для ученых и специалистов, анализирующих тот или иной аспект магической деятельности. Выводы работы являются дополніггельньш аргументом в пользу обоснования определения мапш н< как плода невежества и обмана или сугубой иллюзии (оцеюса люоого видг ЗКГ.ННХ,как иллюзорного, весьма относительна), а как особого социальногс
лтпуга, работагошего на удовлетворение специфических потребностей ыдеяной прахтіпси.
Практическая значимость работы состоит в том. что ее результаты кно использовать:
при проведении конкретных социологических исследований ременного состояния феноменов религиозно-мистического характера;
при дальнейшей теоретической разработке проблем философии и колоти, истории религии к культуры, d частности, при изучении цессоа, протекающих з сфере общественной идеологии и общественной іолоппі;
- при подготовке учебных курсов и составлении учебных пособий по
эсофии, социологии, истории мировой культуры, истории религии.
А ппобацнп. Отдельные положения диссертации изложены в тезисах кого доклада, статье к книге общим объемом 6,8 пл.
Работа так;::е была апробирована з ходе чтения лекций по философии. гуродопш л истории религия перед студентами калужских вузов. іьтатьі работы обсуждались аа кафедре философии и социологии У ни. К.Э.ЦнолксЕсксгс. Диссертация обсухаалась на кафедре софші реяиппх н рглигкоггдеяпя философского факультета МГУ им. ГІо:.»окосог.а з сентябре 1994 года si рекомендована к защите.
Стругггура р-.орты. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти рафев), заключения и библиографии.