Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается значительный рост общественного и научного интереса к истории духовно-академической философской мысли конца ХГХ- нач. XX веков. Современная философско-религиоведческая наука активно ведет исследования проблематики, связанной с традицией «отвлечённого умозрения», исходившей из установок религиозного сознания. Только при системном осмыслении религиозно-философского наследия нашей страны, «выявлении» его истоков, условий формирования возможно дальнейшее развитие отечественной философии. Изучение истории русской философской мысли обязательно включает в себя исследование духовно-академической философии как одного из значительных направлений интеллектуальной и духовной мысли России.
Долгое время духовно-академической философией занимались лишь эпизодически. Сейчас назрела необходимость более тщательного исследования истории русского духовно-академического теизма. В настоящее время эта тема стала активно разрабатываться, появляются статьи, монографии, что способствует формированию традиции основательного изучения отечественной философско-теистической мысли в современном религиоведении.
В последние два десятилетия появились работы, в которых предпринимается попытка дать целостный анализ феномена духовно-академического философствования. Современные историки философии и религиоведы стали использовать богатый архивный материал, который был ранее практически недоступен. Исследование данного материала позволило определить уровень развития теистической академической метафизики, а также ее роль в русской религиозно-философской традиции в целом.
Сегодня пришло время для глубокого осмысления традиции отечественной религиозной философии, важнейшей составной частью которой являлся русский духовно-академический теизм. Многие современные исследователи выделяют ряд конкретных теоретических и методологических проблем, которые встают перед исследователями, что само по себе требует внимательного изучения.
Вряд ли можно определить ту область философского знания, которую обделила своим вниманием духовно-академическая философская мысль конца XIX- начала XX веков. Именно в духовных академиях в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Казани были сосредоточены наиболее подготовленные в профессиональном отношении русские философы, здесь готовились философские диссертации, издавались философские и богословские журналы и сборники. В трудах преподавателей этих учебных за-
ведений в духе православного теизма решались проблемы философской гносеологии, онтологии, логики, этики, метафизической психологии, истории философии.
Такие представители духовно-академической философии, как Ф.А. Голубинский, Ф.Ф. Сидонский, В.Д. Кудрявцев-Платонов, И.М. Скворцов, В.Н. Карпов, П.С. Авсенев, С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич, архимандрит Феодор (Бухарев), М.И. Карийский, митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Никанор внесли особый вклад в духовную жизнь России.
Как отмечал еще в начале XX века церковный историк русской философии А.А Никольский, «духовно-академическая философия имела значительное влияние на развитие всей русской философской мысли. И без сомнения, чем дальше будет продвигаться изучение прошлого русской мысли, тем лучше мы будем понимать значение академической философии для отечественной духовной традиции».1
Особого внимания заслуживают идеи киевской академической школы. Киевская духовная академия с самого начала своей деятельности была одним из наиболее значительных центров развития отечественной философской мысли. Созданная на базе Киево-Могилянской академии, она располагала богатым интеллектуальным наследием, обусловленного давней традицией философского образования.
Киевская школа философского теизма была сопоставима с московской духовно-академической школой, но она имела и свои специфические черты в философских ориентациях и стиле философствования, выделяясь, главным образом, своеобразной «двухполярностью» — с одной стороны, её отличал большой интерес к проблемам «сердечного созерцания» и духовного опыта, с другой стороны, киевская академическая школа была наиболее рационалистической из всех духовно-академических центров.
Степень разработанности проблемы. Феномен русской духовно-академической философии стал предметом пристального внимания исследователей сравнительно недавно. Связано это, прежде всего, с тем, что длительное время отечественная духовно-академическая мысль рассматривалась в качестве продолжения традиции европейской схоластики. На протяжении большей части XX в. духовно-академическая философия почти не привлекала внимания исследователей. Суждения о ней носили не научный, в преимущественно идеологический характер. Православных теистов обвиняли в «реакционном мракобесии», они изображались как «никчемные схоласты ХГХ века», а также в качестве «прислужников религии». Сейчас настало время для объективного изучения православного теистического
1 Никольский А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум, 1907, Х№'2-20.-С. 190.
наследия. Собственно, серьёзные исследования творческого наследия представителей Киевской духовной академии появились уже в начале XX века в трудах таких известных авторов, как А.И. Введенский, Э.Л. Раддов, А.А. Никольский и др.
Первыми критиками представителей философского теизма были революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, М.А. Антонович. Значительный вклад в изучение идей киевской школы внесли философы русского зарубежья В.В. Зеньковский, С.А. Левицкий, Н.О. Лосский, Г.В. Флоровский, Д.И. Чижевский, которые в своих трудах анализировали проблемы отечественного теизма, гносеологические и онтологические основы православной академической философии. В советской литературе взгляды философов киевской теистической школы исследовались А.А. Га-лактионовым, Р.А. Гальцевой, Д.Х. Остерянином, И.К. Пантиным. Вместе с тем в советской историко-философской науке и религиоведении не был представлен целостный анализ феномена духовно-академического философствования. Переломный момент, связанный с возрождением религиоведческого и историко-философского интереса к наследию православных философов, наступает в России начиная с 90-х гг. XX в. По данной теме были защищены кандидатские, докторские диссертации, выпущены статьи, монографии. Особое значение в интересующем нас плане имеют работы А.И. Абрамова, Б.В. Емельянова, С.А. Нижникова, И.В. Цвык, СВ. Пишу-на, И.В. Гунышна, В.Ю. Пинчук, А.Г Сахатского, Д.В. Леонидова, М.В. Шумейко, О.А. Печуриной, А.В. Панибратцева и др.
Однако в сравнении с такими известными представителями киевской школы академической философии XIX века, как И.М. Скворцов, П.С. Авсенев (архим. Феофан), О.М. Новицкий, С.С. Гогоцкий, М.А. Олесшщ-кий, П.Д. Юркевич, П.И. Линицкий до сих пор менее известен, а его творческое наследие является менее изученным.
В целом наследие П.И.Линицкого (1839-1906) включает свыше двадцати различных фундаментальных трудов и большое число статей. Тем не менее, философские взгляды киевского профессора-теиста до настоящего времени не стали объектом систематического анализа отечественных и зарубежных историков философии и религиоведов.
Первым в дореволюционной России обратил внимание на духовное наследие П.И. Линицкого Э.Л. Радлов. Именно он, Э.Л. Раддов, возглавлял философский отдел «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, где П.И. Линицкому была посвящена небольшая статья с изложением его религиозно-философских и социально-политических взглядов. Э.Л. Радлов указывал, что основным мотивом философского творчества П.И. Линицкого было желание объединить собственный интеллектуальный интерес с религиозным духом русского народа. В «Очерках истории рус-
ской философии» (1912 г.) Э.Л. Радлов даёт общую характеристику философским воззрениям НИ. Линицкого, ссылаясь на фундаментальную работу киевского профессора-теиста «Вступление к философии».
Известный исследователь высшего духовного образования Ф.И. Титов подчеркивал, что в 70-90-е годы XIX века традиции философской школы киевских профессоров-теистов И.М. Скворцова и П.С. Авсенева продолжал именно П.И. Линицкий.
Взгляды киевского философа вспоминал и Д.Х. Остерянин, который указывал на то, что Линицкий намеревался примирить идеализм и материализм и поставить науку на службу религии.
Интерес к творческому наследию П.И. Линицкого пробуждается только в публикациях последних годов как у отечественных, так и у зарубежных авторов.
К примеру, в монографии М.И. Лук «Этические идеи философии Украины второй половины ХГХ- начала XX века» частично исследуются взгляды П. Линицкого в области этики. Анализ философских взглядов мыслителя предпринят в труде B.C. Горского «История украинской философии», где автор показывает специфику подходов профессора Киевской духовной академии к разрешению философских проблем. Необходимо отметить, что все оценки философского наследия П.И. Линицкого, которые давались в советское время, основываются на двух трудах: «Обзор философских учений» (1874) и «Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии» (1901).
Краткий критический анализ философии П.И. Линицкого дан его коллегой, профессором Киевской духовной академии по кафедре истории философии Д.И. Богдашевским. Он называет философскую систему П.И. Линицкого «здоровой метафизикой» при этом указывает, что единство веры и знания, как один из главных принципов в построении философской системы мыслителя, достигается благодаря обращению к «умоглядному богословию», где религиозные представления рассматриваются с позиций рационализма т.е. сводятся к основным понятиям разума.
Аналогичные мысли высказывает ученик П.И. Лишщкого, профессор кафедры истории философии Киевской духовной академии П.П. Кудрявцев. Он подчеркивал, что П.И. Линицкий пытается «раскрыть основы христианского богословия, методологические положения которого не противоречат христианской вере, а находятся в гармонии с априорными началами разума». Среди современных специалистов в области религиоведения и истории русской религиозной философии, исследовавших философ-
2 Кудрявцев, П.П. Профессор Петр Иванович Линицкий. // Некролог// Труды КДА К., 1908. - Т. П. Кн№6. -С. 4.
ские взгляды П.И. Линицкого, можно отметить А.И. Абрамова, С.Г. Борисову, Е.И. Векслер, И.В. Гунькина, Д.В. Леонидова, Е.П. Красотина, С.А. Нижникова, А.В. Панибратцева, В.Ю. Пинчук, СВ. Пишуна, А.Г.Сахатского, И.В. Цвык.
В частности, в монографии «Православная персонология и духовно-академический теизм XIX века» СВ. Пишун отмечает, что П.И. Линицкий стал достойным продолжателем традиции киевского академического теизма, усилившим рационально-дискурсивное и научное ядро «высокой православной схоластики». Главный вопрос, который волновал П.И. Линицкого, отмечает СВ. Пишун, состоял в поиске пути согласования истин откровения и философии духа и интеллекта. Это исследование выявило перспективы для более тщательного исследования философского наследия П.И. Линицкого.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает работа украинского автора Н.Г. Шупик-Мозговой «Петр Линицкий: Жизненный путь и духовное наследие».3 В данной книге анализируется как общеевропейский, так и отечественный контекст, в котором формировалась философская позиция Петра Ивановича Линицкого. Автор доказывает, что традиция философской школы, сложившаяся в первой половине XIX века, в Киевской духовной академии не угасает после отъезда П.Д. Юркевича, а продолжается в творческом наследии П.И. Линицкого. Данный труд содержит в себе сведения о П.И. Линицком и его соратниках и основывается на анализе научных трудов самого философа и архивных документах.
В кандидатской диссертации Д.В. Леонидова «Гносеология в духовно-академическом теизме XIX века» исследуются гносеологические воззрения русских религиозных философов, преподавателей духовных академий, дается анализ теории познания П.И. Линицкого, указывается, что киевский профессор-теист, как и архиепископ Иннокентий, исходит из системного рассмотрения всех уровней познания с целью построения законченной гносеологической концепции.
В диссертационном исследовании В.Ю. Пинчук «Метафизическая психология в духовно-академическом теизме XIX века» при рассмотрении взглядов православных философов из духовных академий на проблему субстанциальности и бессмертия души рассматривается роль П.И. Линицкого в развитии духовно-академической метафизической психологии. Отмечается, что эта роль опять же связана с усилением рационалистических тенденций. По мненшо В.Ю. Пинчук, Линицкий был поклонником строгой европейской науки, и отсюда понятно его стремление дать логическое
3 Шупик-Мозговая, Н.Г. Петро Линицкий: жизненный путь и духовное наследие-Киев: Украинский центр духовной культуры. - 1997.
обоснование таким положениям теистической метафизической психологии, как духовность души, её субстанциальность, бессмертие и др.
И.В. Гунькин в своей кандидатской диссертации «Онтология в духовно-академическом теизме XIX века» проводит системный анализ теистической онтологии русской духовно-академической философии с выявлением её специфики и наиболее характерных черт. Он указывает, что П.И. Линицкий являлся одним из тех православных теистов, которые представили законченную религиозно-философскую систему, и в ней весьма существенное место занимало учение о бытии как таковом и учение об Абсолютном бытии.
Несмотря на то, что с начала 90-х гг. прошлого столетия существенно расширился круг авторов из числа специалистов по истории отечественной философии, интересовавшихся становлением и развитием философии в духовных академиях, в отечественной и зарубежной философско-религиоведческой литературе взгляды П.И. Линицкого не стали предметом систематического рассмотрения. Чтобы понять религиозно-философские взгляды П.И. Линицкого, необходимо проанализировать все его наследие. В ряде работ затрагивались только отдельные аспекты его учения философа-теиста. В частности, малоисследованным остается вопрос о влиянии античной философии, западноевропейской философской схоластики, философии Нового времени, немецкой классической философии на творческое наследие философа. Поэтому данная работа представляет собой попытку системного рассмотрения учения П.И. Линицкого, анализ его религиозно-философских взглядов, затрагивающих гносеологические, онтологические, этические проблемы, а также оценка значения его творчества для всей отечественной духовно-академической науки. Следует отметить, что такая задача поставлена впервые, и успешное ее решение возможно только при наличии большой источниковой базы.
Объектом диссертационного исследования является религиозно-философское наследие известного представителя киевской школы духовно-академического теизма XIX века П. И. Линицкого.
Предметом диссертационного исследования являются особенности теоретических построений П.И. Линицкого, связанные с его стремлением к рационализации и систематизации православной теистической философии, с использованием для этого опыта западноевропейского теизма XIX в.
Цель диссертационной работы заключается в исследовании и систематическом анализе философского наследия П.И.Линицкого, а также определении его исторического места в генезисе отечественной религиозно-философской мысли.
Задачи исследования
-
Выявить непосредственные истоки религиозной метафизики П.И. Линицкого, определить концептуальные связи его философии с античным идеализмом, средневековой схоластикой, философией Возрождения и Нового времени, немецкой классической философией и европейским теизмом XIX века.
-
Определить характер интерпретации киевским профессором-теистом самого предмета философии.
-
Раскрыть существо онтологических взглядов П.И. Линицкого.
-
Провести анализ гносеологической концепции киевского теиста, раскрыть суть его этических воззрений.
-
Рассмотреть построение П.И. Линицким рационально-теистического понятия об Абсолюте.
-
Проанализировать социальные, этические и морально-этические принципы на которые опирался философ, решая вопрос о соотношении разума и веры.
На наш взгляд, решение этих задач способно дать наиболее целостную картину «теистического рационализма» П.И. Линицкого как особого направления в духовно-академической философии XIX - нач. XX вв.
Методологическая основа исследования.
В ходе работы диссертант сочетал системно-философский подход с принципами историзма и исторической преемственности. Использовались общенаучные методы анализа и синтеза, а также феноменологический, герменевтический, биографический и сравнительно-исторический методы.
Методы историко-философской реконструкции позволили провести анализ духовно-академической философии П.И. Линицкого как самобытного философа, с использованием малодоступных архивных и журнальных источников.
При рассмотрении религиозной онтологии и гносеологии П.И. Линицкого был применен феноменологический метод исследования.
Метод философской герменевтики использовался при анализе источников.
Метод логического анализа позволил соединить различные аспекты исследуемой проблемы в структурированное знание, которое подчинено принципам целостности и системности.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическое значение результатов, полученных в ходе исследования, заключается в рассмотрении целого пласта философского наследия П.И. Линицкого. Проведен анализ проблем гносеологии, онтологии, этики, что дает возможность более глубоко исследовать теоретико-
познавательные основы его философии. Результаты работы и материалы диссертации могут быть использованы на лекционных и семинарских занятиях по религиоведению, философии религии, культурологии, истории философии, религиозной философии.
Источниковая база исследования. Основной источниковой базой данного исследования являются труды самого П.И. Линицкого, которые публиковались на протяжении около сорока лет (с 1867 по 1906 гг.) как отдельными изданиями, так и в журналах «Труды Киевской духовной академии», «Вера и разум», «Чтения в церковно-историческом и археологическом обществе при Киевской духовной академии». Были изучены архивные документы и материалы, которые касаются как истории Киевской духовной академии в целом, так и творческого наследия П.И. Линицкого в частности.
Кроме того, в исследовательский оборот были введены исторические и литературно-биографические источники, а именно воспоминания Одесского протоиерея М. Соколова, выписки из Нечаевского архива, выступления профессоров Киевской академии И.И. Малышевского, П.П. Кудрявцева, М.И. Петрова, Д.И. Богдашевского.
Новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:
"' 1. В работе впервые в отечественном религиоведении осуществляется целостное описание и анализ философско-теистической системы П.И. Линицкого.
-
Впервые рассмотрено историко-философское наследие мыслителя и выявлены непосредственные концептуальные истоки «теистического рационализма» П.И. Линицкого.
-
Определены связи философии Линицкого с античным идеализмом, средневековой схоластикой, метафизикой Возрождения и Нового времени, немецкой классической философией и европейским теизмом XIX века.
-
Выявлена попытка соединения П.И. Линицким положений теизма с критическим рационализмом И. Канта.
-
Определено соотношение веры и разума в философской позиции П.И. Линицкого, особенность которого проявлялось в том, что наряду с разделением веры и разума по предметным сферам православный теист указывал и на необходимость их тесного союза, который обеспечивал бы цельность и полноту человеческого познания.
-
Дано определение феномена «теологического рационализма» в истории духовно-академической философии, ярким представителем которой являлся П.И. Линицкий.
Положения, выносимые на защиту:
-
Истоки религиозной метафизики П.И.Линицкого связаны с синтезом платоновского идеализма и аристотелевского «рационализма», «гетерономным рационализмом» ряда представителей философского крыла патристики и средневековой схоластики, религиозным картезианством, немецкой классической философией (здесь особенно следует упомянуть И. Канта) и европейским постгегелевским теизмом XIX в. Кроме того, на религиозно-философские воззрения П.И. Линицкого большое влияние оказала сама духовно-академической философская традиция, особенно, разумеется, киевская академическая школа, в которой он формировался как философ-теист.
-
П.И. Линицкий придаёт особое значение философскому созерцанию, которое, по его мнению, в конечном итоге определяет высшие, конечные мотивы поведения человека. Признавая ключевую роль отвлечённой философии в системе научного знания и понимания, Линицкий указывал на универсальный характер метафизических истин. При этом он обращал внимание на тот факт, что философия необходима не только для развития науки, но и для определения конечных, метафизических смыслов общественной деятельности.
-
Теоретические основания религиозной онтологии П.И. Линицкого связаны с его неприятием материализма и позитивизма. Как правило, киевский профессор-теист строил своё учение, отталкиваясь от непосредственной критики своих теоретических оппонентов (используя т.н. «исто-рико-критический метод»). Вопрос о признании бытия духа основным и абсолютным началом, по мнению П.И. Линицкого, является ключевым для онтологии и метафизики.
-
Гносеологическая концепция киевского профессора-теиста основывалась на рационалистическом принципе, при этом он опирается на рационализм в своей критике философского эмпиризма. Противопоставляя эмпиризму рационализм, П.И. Линицкий признает разум коренной и самой существенной принадлежностью природы человека, а мышление - первичной и необходимой основой познания. Можно говорить о сформировавшейся у П.И. Линицкого целостной концепции «теистического рационализма».
-
Линицкий внес большой вклад в построение рационально- теистического учения об Абсолюте. Он сумел создать систему формальнологических понятий, которые, по его мнению, должны были отражать живой религиозный опыт. Более того, его понятие Абсолюта вобрало в себя опыт прошлой европейской теистической метафизики. Философия П.И. Линицкого стала вершиной рационалистического направления в русском духовно-академическом теизме. Во всяком случае, именно учение П.И.
Линицкого об Абсолюте стало наиболее формально-логически выверенным и рационально обоснованным.
6. Проанализированы социальные, этические и морально-этические аспекты понятия веры, на которые опирался философ-теист. В религиозной гносеологии П.И. Линицкого главной задачей признавалось гармонизация соотношения разума и веры. Как типичный представитель академического теизма, П.Й. Линицкий выступал противником фидеизма и религиозного фанатизма. По глубокому убеждению православного философа, теизм следует признать не только психологической необходимостью, но и разумной философской системой.
Апробация работы.
Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседании кафедры философии и социально-гуманитарного образования Дальневосточного федерального университета, отдельные положения диссертации докладывались на Всероссийской научно-практйческой конференции «Комплексное развитие юга Дальнего Востока России» (Хабаровск, 2006), Всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы отечественной духовной и интеллектуальной культуры» (Уссурийск, 2010,2011).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами и заключения.