Введение к работе
Актуальность темы исследования
После снятия железного занавеса в России появилось и/или стало открыто пропагандироваться множество различных школ йоги. Появились гуру — иногда это индийские наставники — и посвящешпае. Часто традиционные методы психотехники сопровождаются комментарием какого-либо авторитета современности. Одни учения приходят непосредственно из Индии, другие — с Запада. Чтобы разобраться в глубине и адекватности различных направлений модернизированного индуизма самой индийской традиции и определить их место в структуре общечеловеческой культуры, необходимо тщательное изучение биографий и текстов их основателей. В их ряду стоит имя Ауробиндо Гхоша, видного индийского политика и мыслителя, основателя интегральной йоги, исследованию развития религиозно-философских взглядов которого посвящена данная работа.
Степень разработанности темы
Литература на западноевропейских языках, посвящеішая взглядам Ауробиндо, огромна. Однако изложение его мировоззрения часто сопровождается эмоциональной восторженностью и подается как откровение, нисшедшее из вечности и не подверженное каким-либо изменениям. Эволюция взглядов индийского мыслителя не прослеживается и даже сама проблема эволюции не ставится. Элементы европейской и индийской традиций, нашедшие свое продолжение в системе взглядов Ауробиндо, как правило, не отражены или даются мельком.
В отечественной литературе к изучению творческого наследия Ауробиндо впервые обратились в начале 60-х годов. В. В. Бродов положил начало традиции рассматривать философию Ауробиндо в социальном ключе.
В. С. Костюченко продолжил изучение философии Ауробиндо. Он впервые высказал мпепие о необходимости реконструкции мировоззрения Ауробиндо, а также предпринял попытку обосновать метод этой реконструкции.
Следующим по времени к наследию Ауробиндо обращается А. Д. Литман, посвятивший ему одну из глав своей книги «Современная индийская философия». В этой работе он впервые приводит его классификацию типов неведения.
В книге «Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б. Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша» И. П. Челышевой, как это следует из названия, предпринимается попытка осветить этические взгляды Ауробиндо. Правда, изучение этики Ауробиндо тесно связано с его социальной философией, поскольку автора интересует главным образом политический период жизни индийского философа.
В работах отечественных и зарубежных исследователей задача изучить эволюцию религиозно-философских взглядов Ауробиндо не ставилась. Его мировоззрение рассматривалось как ставшее. Давались общие контуры онтологии и учения об эволюции. Развитому терминологическому аппарату описания религиозного опыта, равно как и учению о планах и областях оного внимания практически не уделялось.
Учитывая такое состояние разработанности проблемы, особое значение для диссертации приобретают источники. При изучении философии Ауробиндо диссертант в основном опирается на юбилейное собрание сочинений или книги, воспроизводящие отдельные его тома. Но даже изучение текстов Ауробиндо на основании собрания сочинений не представляется вполне адекватным в контексте заявленной темы диссертации, поскольку Ауробиндо писал несколько книг одновременно, которые при последующих переизданиях частично редактировал, вследствие чего практически исключается возможность отслеживания хронологической последовательности того или иного текста, той или иной мысли. Поэтому диссертант обращается к репринтному изданию «Арьи», а также к материалам и результатам исследований, опубликованным в таком издании ашрама Шри Ауробиндо, как «Sri Aurobindo. Archives and Research».
Цели и задачи исследования
Основной целью диссертации является выявление эволюции религиозно-философских взглядов Луробнндо и реконструкция причин этой эволюции. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
реконструировать развитие религиозного опыта философа на материале его биографии;
выявить его проявления в книгах и дневниках Луробнндо;
- унифицировать понятия, используемые им для описания религиозного
опыта на различных этапах своего творчества;
- сопоставить результаты, полученные на предыдущих этапах работы.
Поскольку цель исследования ограничена реконструкцией эволюции
религиозно-философских взглядов Луробнндо, их генезис по отиошению к европейской и собственно индийской традиции подробно не рассматривается.
Тезисы, выносимые на защиту
-
Обусловленность эволюции религиозно-философских взглядов Ауробиндо развитием его религиозного опыта.
-
Разделение йоги и философии Ауробиндо на раннюю и позднюю в связи с созданием концепции глобального разума (1927 г.).
-
Принципиальная конечная неописываемость религиозного опыта.
Теоретическая и методологическая основа
В своем исследовании диссертант опирается на основные положения такого направления религиоведения, как психология религии, в особенности психологии мистического опыта. В частности используются теоретические разработки крупнейшего представителя данного направления У. Джеймса. Большое методологическое значение для настоящего исследоваїпія имели теоретические положеїшя, сформулироваїшьіе Е. А. Торншговым в его монографии «Религии мира. Опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния».
а-істодслогичєскої* ссСиСіїїюстьіо диссертационной работы является се реконструктивный характер, который продиктован спецификой исследования и малой разработанностью исследуемой темы.
Научная новизна результатов исследования
Автором предпринимается попытка:
- реконструировать систему взглядов Ауробиндо в ее развитии;
- провести унификацию используемых философом в различные периоды
творчества понятий;
- выявить развитие взглядов на природу божественного;
- раскрыть связь между учением о суперразуме и учением о
сверхчеловечестве.
В работе используется ряд малоизвестных и практически не исследованных в отечественной литературе текстов Ауробиндо.
Научно-практическая значимость исследования
Содержащиеся в диссертации основные положения и выводы позволяют приблизиться к более адекватному пониманию религиозно-философских взглядов Ауробшздо. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по современной зарубежной философии, истории индийской философии, курсов по философии и истории религии, а также в учебниках, учебных пособиях, словарях и справочниках.
Апробация работы
Отдельные положения исследования отражены в тезисах, предоставленных на международігую научную конференцию «Смыслы культуры».
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и культурологии Востока 7 сентября 1999 г.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух частей, каждая из которых включает по две главы, заключения, библиографии и приложения (перевод писем, в которых Ауробиндо сопоставляет свое учение с ведантой, буддизмом и тантрой).