Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-религиозные концепты протестантской культуры раннего модерна Жигальцова, Татьяна Валентиновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жигальцова, Татьяна Валентиновна. Философско-религиозные концепты протестантской культуры раннего модерна : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Жигальцова Татьяна Валентиновна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Архангельск, 2012.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/331

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современной философии религии и религиоведении особое внимание уделяется проблеме соотношений религии (культа) и культуры, которая была сформулирована в русском религиозно-философском дискурсе. Рубеж XX-XXI веков характеризуется кризисом светского проекта модерна, основанного на идеалах европейского просвещения и задававшего направление ценностно-мировоззренческого развития сценариев современного мироустройства. Особенную остроту получило обсуждение проблемы проявления религиозно-культурных универсалий в контекстуальном пространстве конкретных культур. Этому посвящено множество исследований постмодернистского, постколониального, деколонизационного направлений, зафиксировавших гибридность, плюралистичность, вариативность концептов современных культур. На этом фоне исключительную актуальность приобретает использование методологического потенциала лингвокультурологической теории «концептологии», предполагающий смыслогенетический анализ «концептуальной» картины мира. В диссертации представлено исследование философско-религиозных концептов английской протестантской культуры периода раннего модерна (конец XVI - начало XVIII вв.), а также особенность их манифестации в социокультурном пространстве пуританских и квакерских текстов.

Степень научной разработанности проблемы. Важное значение для формулировки концептуально-методологического ядра диссертации имеет «категориальный» или «концептологический» подход, занимающий важное место в современном гуманитарном дискурсе. Человек в теории «концептологии» является импульсом, источником запуска культуры как системы концептов. Большую популярность эта теория приобрела в отечественной лингвокультурологии и лингвофилософии (московская, воронежская, нижегородская лингвистические школы) благодаря усилиям Ю.С. Степанова. В его трудах «Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия» (в соавторстве с С.Г. Проскуриным), «Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования», «Концепты. Тонкая пленка цивилизации» получило развитие основное положение «концептологии». Автор указывал, что термин «концепт» является калькой латинского conceptus «понятие» от глагола concipere «зачинать» и обозначает «сгусток культуры в сознании человека» или «то, что входит в ментальный мир человека», и, одновременно, «то, посредством чего… человек сам входит в культуру». По мнению Ж. Делеза, Ф. Гваттари творчество концептов является истинным призванием философии. Оригинальный вариант «концептологии» представлен М. Эпштейном. Приоритетную область в методологии гуманитарных дисциплин он определяет как «концептивизм», связанный с «конструктивной деятельностью мышления в области концептов и универсалий».

В настоящее время в отечественной богословской, религиозно-философской и культурологической мысли достаточно полно исследованы такие понятия как: «человек», «мир», «душа», «время», «число», «закон» и многие другие (например, в сборнике статей «Категории и концепты славянской культуры»). В предметной сфере философии религии и религиоведении исследовались религиозные концепты «вера», «исход», «грех», «чудо». Результаты исследований представлены в сборниках: «Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции», «Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции», «От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культур». Концепты «хаос», «порядок» анализировались в контексте североамериканской культуры с позиции синергетического подхода Е.А. Стеценко. Категории «время», «богатство», «труд» в пространстве средневековой культуры рассмотрены А.Я. Гуревичем.

Однако говоря об успехах применения «концептологического» подхода в ряде наук исследовавших традиционную картину мира следует отметить, что смыслогенетический анализ концептов «насилия» и «ненасилия» не получил должного отражения как в философии религии, так и науках религиоведческого цикла. Данные концепты и связанные с ними социокультурные проблемы в эксплицитной и имплицитной форме представлены на всех этапах философского осмысления мира и места человека в нем. Они нашли свое отражение в мифах, священных текстах, в философско-религиозных и этико-политических трактатах мыслителей различных эпох. Репрессивные компоненты по отношению к человеку со стороны культуры, цивилизации, общества, власти, языка, дискурса, «мужского» изучались в широком спектре дисциплин гуманитарного знания, представленного психоаналитическим, марксистским, феноменологическим, функциональным, феминистическим, цивилизационным и другими подходами (Т. Гоббс, З. Фрейд, К. Маркс, Ф. Ницше, М. Фуко, Ж. Рене, Ж. Деррида и другие). В отечественном религиозно-философском умозрении, отразившем святой и страстный характер русской души, исследование христианско-этических концептов «ненасилия», «непротивления», «любви», «терпения» занимало центральное место (Л.Н. Толстой, В.В. Соловьев, И.А. Ильин, В.О. Лосский). Для понимания концепта «ненасилия» существенное значение в компаративистском контексте имеют труды Е.Д. Мелешко, В.Н. Назарова, посвященные религиозно-этическим идеям и исканиям в русском умозрении. Современная философско-политическая, этическая, социологическая теории «ненасилия» освещены в работах А.А. Гуссейнова, А.К. Назаретяна, В.П. Кузина, Ж. Семлена, представлены в сборниках «Антология ненасилия», «Ненасилие: философия, этика, политика», «Опыт ненасилия в XX столетии».

Помимо концептов «насилия» и «ненасилия» в диссертации дан анализ диспозиции «свой-другой-чужой». Концепт «свой-чужой» с позиции лингвоконцептологии рассматривал Ю.С. Степанов в «Словаре славянской культуры». Анализ семантической оппозиции «свой-чужой»/«мы-они» широко представлен во всем спектре наук гуманитарного цикла (социальная и культурная антропология, религиоведение, этнология, этническая психология и другие). Отечественная лингвофилософия разработала критерии выявления специфики отношения «своего» к «другому» или к «чужому» (Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова). Следует отдельно отметить работы, посвященные отношениям «свой-чужой» в культуре народов Европейского Севера России (О.М. Фишман, Е.Н. Шапинская). В исследованиях деколонизационного направления создана концепция «невидимого другого» как оборотной стороны европейской колонизации (М. Лугонес, В.Д. Миньоло, М.Д. Тлостанова).

Большинство исследователей придерживаются трактовки модерна как периода «кризиса», «сдвига», «перехода». Основания для перехода в современность (модерн) они видят в индивидуализации и субъективизации человека, автономии его деятельности, развитии творческой потенции и, в целом, секуляризации, гуманизации, капитализации уклада жизни современного человека (М. Вебер, Ю. Хабермас, П.П. Гайденко, Ю.В. Давыдов, Е.А. Степанова, Д. Ханкинс, Л.С. Васильев, Л.В. Баева, И.И. Докучаев, А.Ю. Шеманов, В.П. Визгин, К.А. Сергеев, Ю.А. Кимелев, В.А. Шкуратов, И.Г. Яковенко, А.А. Пелипенко). Необходимо отметить работы историков Реформации и протестантизма: А. МакГрат, К. Хилл, Н.В. Ревуненкова, В.И. Гараджа и другие. О связи философии и идеологии пуританизма, квакеризма с историей колонизации Нового Света писали В.Л. Паррингтон, Д. Бурстин, Л. Сеа, Л.Ю. Слезкин, Т.А. Павлова, С.И. Жук, Н.Е. Покровский.

Исходя из анализа степени изученности проблемы, следует отметить слабую методологическую оснащенность современных исследований концептов «насилия» и «ненасилия» в контексте конкретных религиозно-культурных миров. В этом отношении для реализации целевой программы диссертационного исследования большой интерес представляет теория соотношения «репрессивной» и «нерепрессивной» культур И.Г. Яковенко в работе «Россия и Репрессия. Репрессивная компонента отечественной культуры». Автор выделяет предпосылки и факторы репрессивности: ментальные установки на неукорененность в бытии и беззащитность перед лицом власти. Государственная власть выступает инструментом, с помощью которого культура совершает насилие над индивидом. «Антирепрессивную» культуру Яковенко называет «культурой центрированной на вознаграждении» или поощрении, указывает, что культуры, центрированные на вознаграждении, не менее устойчивы, но более эффективны и исторически агрессивны, считая, что драма в мировой истории последних двух веков должна быть рассмотрена как конкурирующее столкновение мира репрессии с миром, центрированном на вознаграждении.

Объект исследования – английская протестантская культура раннего модерна конца XVI – начала XVIII вв., рассматриваемая на примере пуританской и квакерской социокультурных общностей.

Предмет исследования - философско-религиозные концепты протестантской культуры («насилие», «ненасилие»).

Гипотеза исследования: состояние английской протестантской культуры раннего нового времени характеризуется ментальным сдвигом (образованием новых смыслов и концептов), переходом от досовременности к современности. Досовременная ментальная система (пре-модерн) опирается на концепт «насилие» и определяет репрессивное состояние религиозной системы; современная система (модерн) основывается на концепте «ненасилие» и обусловливает антирепрессивное состояние культуры. Соотношение философско-религиозных концептов «насилия» и «ненасилия» устанавливает характер динамики социокультурной целостности и ее адаптации в новом геокультурном и этноконфессиональном пространстве.

Цель исследования - реконструкция и деконструкция концептов «насилия» и «ненасилия» в протестантской культуре Старого и Нового Света. Исследование механизмов и форм их адаптации (проявление) в пространстве пуританской и квакерской социокультурной (коммуникативной) динамики.

Задачи исследования. Исходя из формулировки цели в диссертации предполагается решение следующих задач:

  1. Раскрыть теоретико-методологические основы исследования концептов «насилия», «ненасилия», «репрессивной» и «нерепрессивной» культур.

  2. Выявить смыслогенетические основания «насилия» и «ненасилия» в протестантской ментальной картине мира. Проследить складывание господствующего типа коммуникации в протестантской культуре. Выявить специфику пуританского и квакерского типов коммуникации.

  3. Рассмотреть особенности протестантской культуры на территории Нового Света, для этого исследовать механизмы и формы адаптации протестантской культуры в коммуникативном пространстве пуританских и квакерском сообществах.

  4. Выстроить проект развития концептов «насилия» и «ненасилия» протестантской культуры раннего модерна в контексте пуританской и квакерской социокультурной динамики.

Теоретико-методологические основы исследования. Цель и задачи исследования определили ряд теоретико-методологических подходов. Методологической основой работы является теория «концептологии». Проблема ментального сдвига, суженная до концептов «насилия», «ненасилия», требует использования междисциплинарного подхода.

Модель протестантской культуры строится на основе системного, функционального подходов. Проявление концептов «насилия» и «ненасилия» в процессе социокультурной динамики рассматриваются в рамках теории модернизации. Данные подходы применены в проблемном поле таких дисциплин, как философия культуры и религии, история культуры и религии, социология религии, антропологическая этнопсихология.

В работе применены понятия «репрессивная культура» И.Г. Яковенко при построении теории протестантской культуры, «первого кризиса самоидентификации» А.Ю. Шеманова при анализе процесса выделения субъекта из вертикали объект-субъектных отношений с Богом в протестантской культуре. Автор также использовал определение соотношения понятий «ценность» и «типы коммуникации» И.И. Докучаева, особенностей диспозиции «свой-другой-чужой» в субъект-объектном типе коммуникации Л.В. Гришаевой, Л.Н. Цуриковой.

Инструментами исследования трансформации протестантской культуры явились смыслогенетический и сравнительно-религиоведческий анализ, моделирование (проектирование) социокультурных процессов.

Источниковую базу исследования составляют опубликованные письменные тексты, представленные следующими жанрами: актовый материал (к документальным источникам относятся королевские хартии на открытие колоний, соглашения между колонистами разных вероисповеданий и коренными жителями, навигационные акты (1650-1698)), тексты Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, проповеди и религиозные трактаты духовных лидеров Англии и Северной Америки, хроники, эпистолярный материал. Многие источники стали доступны благодаря работе электронных ресурсов: всемирной полнотекстовой библиотеки «World Digital Library», библиотеки конгресса США «Library of Congress», «Internet History Sourcebooks Project», библиотеки Йельской юридической школы «Lillian Goldman Low Librory in memory of Sol Goldman».

Научная новизна исследования. Научная новизна кандидатской диссертации обусловлена применением «концептологического» подхода для анализа философско-религиозных концептов протестантской культуры. Помимо этого, впервые предпринимается попытка теоретического выстраивания проекта развития «нерепрессивной» культуры с помощью смыслогенетического анализа концептов «насилия», «ненасилия». Диссертантом предложен способ выявления механизмов и форм адаптации концептов «насилия» и «ненасилия» в динамике социокультурного пространства посредством определения и анализа господствующего типа коммуникации в коммуникативной практике сообществ. Предложенный подход к изучению протестантской культуры позволит разнообразить методологический инструментарий сравнительно-религиоведческого анализа адаптации религиозной системы в новом геокультурном и этноконфессиональном пространстве.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В диссертационном исследовании установлено, что философско-религиозные концепты «насилия», «ненасилия» позволяют проследить внутреннюю, ментальную трансформацию протестантской культуры. В связи с этим, нами показано, что предпосылками для смыслогенеза концепта «насилия» являются ментальные установки на неукорененность в бытии и беззащитность перед лицом власти, в то время как условия порождения концепта «ненасилия» основываются на прямо противоположных смыслах и ценностях. Одновременное сосуществование концептов «насилия» и «ненасилия» в английской протестантской культуре характеризует дуалистическое состояние ментальной системы в переходный период и определяет основополагающий тип коммуникации в данной религиозной системе- «субъект-объектный».

  2. Определена логика развития проекта модерна, которая в диссертационном исследовании представлена в различении в религиозном концепте «ненасилия» (и деконструкции концепта «насилия») в связи с коммуникативной практикой светской культуры.

  3. В диссертационном исследовании подчеркивается сложность социокультурной целостности протестантской культуры, что проявляется в исследуемых нами концептах. В диссертации установлено, что модель развития концептов «насилия» и «ненасилия» английской протестантской культуры в социокультурном пространстве включает в себя интерсубъективный онтологический статус с функцией поддержания стабильности социокультурной целостности, волнообразную эволюционную форму развития, отражающуюся в трансформации объект-объектного (определенный эффективный уровень насилия) типа коммуникации в субъект-объектный (увеличение насилия) и, далее, в субъект-субъектный (ненасильственный) тип коммуникации.

  4. Нами выявлены в результате религиоведческого исследования квакерских, пуританских коммуникативных практик особенности трансформационных изменений в английской протестантской культуре, что выразилась в одновременном присутствии ментальных предпосылок как для насилия, так и ненасилия при целевой установке на строительство нерепрессивной культуры и вариативностью семантической диспозиции «свой-другой-чужой» в субъект-объектом типе коммуникации. Показаны основные направления создания репрессивной культуры протестантской культуры переходного типа от пре-модерна к модерну.

  5. В диссертационном исследовании установлено, что в пуританских коммуникативных практиках трансформация диспозиции «другой-чужой» в субъект-объектном типе коммуникации связана с воспроизводством насилия, как фактора стабильной репрессивной культуры. В то же самое время мы считаем, что квакерский тип коммуникативной практики потенциально был нацелен на создание единой не репрессивной культуры Нового Света как целевой.

Личный вклад диссертанта в исследовании проблемы состоит в том, что в диссертационной работе сформулированы ряд идей, связанных с осмыслением процессов эволюции протестантской культуры, с акцентом на выявлении особенностей пуританского и квакерского колониальных религиозных социумов.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. заключается в том, что исследование данной темы позволит расширить современное представление о феномене религиозной веры, выделить основные критерии в ее рассмотрении и определении, выявить сущностные характеристики религиозной веры, ее социокультурное измерение. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается также в расширении методологического инструментария религиоведческих исследований динамики (истории) религиозных систем. Практическая значимость данной работы связана с внедрением результатов исследования в образовательный процесс в форме учебно-методических материалов и комплексов в системе философского, религиоведческого, культурологического, исторического образования в курсах: «История культуры и религии», «Социология религии», «Философия религии», «Религиозная антропология», «Феноменология религии».

Апробация результатов исследования. Научные результаты диссертационного исследования изложены в 8 публикациях общим объемом 2,2 п.л., в том числе 3 из них в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций.

Апробация работы нашла отражение в выступлениях на конференциях различных уровней: студенческих конференциях «Ломоносовские чтения» (2006, 2008 г.), «Михайловские чтения» (2007 г.), «Национальное строительство в поле интеллектуальной истории» (СГУ, г. Ставрополь, 2008 г.); конференциях преподавательского состава АГТУ, секция «История» (2007-2010 гг.); всероссийских научных конференциях «Политическое самоопределение России: тенденции и перспективы» (АГТУ, г. Архангельск, 2008 г.) и «Интеллектуально-духовные идеалы современного общества» (МГТУ, Марий-Эл, 2009 г.); международной научно-практической дистанционной конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2009 г.).

Материалы исследования апробированы в учебном процессе. Соискателем был подготовлен и проведен курс лекций и семинарских занятий по теме «История религиозных сообществ в Северной Америке раннего колониального периода» для студентов 3-4 курсов отделения религиоведения Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ
им. М.В. Ломоносова.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая по два параграфа, заключения и библиографии.