Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Генезис евангельского движения в России и в исследуемом регионе 18
1. Социальные и духовно-религиозные предпосылки возникновения евангельского движения в России и в регионе 27
2. Внутренние и внешние факторы становления евангельского движения в России и в регионе .44
3. Динамика развития религиозной мысли в процессе формирования вероисповедной модели баптизма 70
Глава II. Процесс становления евангельских общин на территории Области войска Донского и восточного Приазовья и их роль в общероссийском евангельском движении 87
1. Институциональная и догматическая поляризация евангельского движения на общероссийском и региональном уровнях 93
2. Место донских общин в процессе интеграции евангельского движения в российское правовое поле 117
3. Влияние личностного фактора на процесс институализации и организационного оформления евангельского движения .137
Заключение 148
Приложение 152
Список использованных источников и литературы
- Внутренние и внешние факторы становления евангельского движения в России и в регионе
- Динамика развития религиозной мысли в процессе формирования вероисповедной модели баптизма
- Место донских общин в процессе интеграции евангельского движения в российское правовое поле
- Влияние личностного фактора на процесс институализации и организационного оформления евангельского движения
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Новейшая
история нашей страны характеризуется повышением роли религиозного
фактора в социальных и культурных процессах. Будучи социально-
детерминированным явлением, религия сама оказывает значительное влияние
на общественные процессы1. Наряду с укреплением традиционных,
исторических религий, появляются новые конфессии и религиозные движения,
растет количество религиозных объединений и число их последователей.
Конфессиональное пространство страны характеризуется возрастающей
разнородностью и разнообразием. Заметное место в нем занимают
протестантские объединения в том числе евангельской направленности.
Формируется сложная, зачастую хрупкая система межконфессиональных и
государственно-конфессиональных отношений. И в этих условиях
непреходящую роль играет объективный подход к вопросам проблематики не только текущих общественно-религиозных процессов, но и их анализ в исторической ретроспективе. В частности, анализ исторического развития протестантизма в религиоведческой и социально-философской плоскости.
Существует немало подобной литературы по Украине, Закавказью и Северо-Западным губерниям, в которой другие регионы упоминаются лишь в порядке перечисления. Назрела необходимость исследования региональной специфики возникновения и становления протестантизма в России. Ведь это разрушает миф о том, что протестантизм в нашей стране является чем-то инородным, завезённым из-за границы. Русский протестантизм – это часть российской культуры. Он также наполнен глубоким смыслом и также противоречив. Он укоренился в этой земле и для определенного процента населения стал образом жизни, а для кого-то – камнем преткновения. По замыслу автора, данное исследование призвано восполнить отсутствие в современном научном дискурсе работ, посвященных изучению социальных и
1 См. Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социологические исследования. 1998. №6. – С.112/С. 111-118.
духовно-религиозных процессов, связанных со становлением и развитием евангельского движения на территории Области войска Донского и восточного Приазовья (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)
Научная разработанность проблемы. Процессу появления и
распространения в России разных направлений протестантизма в
отечественном религиоведении посвящено значительное число исследований
философского и исторического плана, как аналитического, так и
дескриптивного – по преимуществу – характера. Существует множество
трудов, посвящённых диалектике протестантизма, образованию и
распространению евангельского движения в России. Утверждение Л.Н.
Митрохина о том, что, начиная изучать баптизм, человек оказывается перед неподдающейся обозрению массой литературы, в определённой мере относится и к евангельскому движению в целом. В имеющемся сегодня в распоряжении исследователя корпусе документальных и литературных источников можно выделить три основных группы.
Первая – это архивные и опубликованные материалы делопроизводства государственных органов и учреждений, выполнявших функцию контроля и регулирования ситуации в религиозной сфере империи и регионов. Чиновники, исходя из законодательно закрепленного положения о первенствующей и господствующей роли православной церкви, в подходе к оценке вероучения и деятельности других исповеданий, в том числе протестантских, занимали, как правило, охранительную позицию, смыкаясь в этих вопросах с позицией церковных властей. Все это получило отражение в таких, драгоценных для современного исследователя, справках, отношениях, распоряжениях, докладах и рапортах, как государственных чиновников, так и церковных деятелей.
Во вторую группу входят материалы, имеющие признаки
конфессиональной принадлежности. К этой категории можно отнести личные дневники и корреспонденцию, различные протоколы, решения собраний и съездов, своды догматических правил, основания веры, периодические издания религиозных течений евангельского направления и их предшественников.
Кроме того - большой пласт исследований православно-миссионерской
направленности. Сочинения Скворцова, Победоносцева, Кальнева, Кутепова,
также проливают свет на некоторые аспекты истории евангельского движения.
Они требуют к себе осторожного отношения и проверки представленных
материалов посредством других источников. Это предостережение относится
также и к конфессиональным изданиям евангельских союзов, поскольку здесь,
зачастую, делается акцент на притеснении верующих, что ведёт к
экзальтированному представлению некоторых процессов и фактов. К третьей
группе относятся материалы либеральной общественности, лишённые
конфессиональной окраски. Это работы историков, социологов философов, религиоведов, публицистов.
Обращая взор на научные изыскания, проведённые до революционных
потрясений, необходимо отметить книгу В.И. Ясевич-Бородаевской «Борьба за
веру». Эта работа принадлежит человеку, углубившемуся в изучаемый предмет.
Её особенностью является отсутствие предвзято-антагонистического
отношения к протестантам, что делает её уникальной для того периода. Вместе
с этим автором, религиозную ситуацию в период зарождения российского
протестантизма исследовали А.С. Пругавин, П.Н. Милюков, Н.С. Лесков.
Впрочем, стоит отметить и сочинение священника А.В. Рождественского
«Южнорусский штундизм», послужившее материалом для многих
православно-миссионерских брошюр и публикаций. Этот труд, появившийся в 1889 году, содержал по выражению Бобрищева-Пушкина «добросовестно и подробно разработанную историю штундизма» 2. Подобные характеристики можно дать работам А.Ушинского (Вероучение малорусских штундистов,1886) и П.П. Оболенского (Критический разбор вероисповедания русских сектантов рационалистов духоборцев, молокан и штундистов, 1898).
Но перечисленные выше авторы, повествуя о судьбах российских протестантов, опирались в основном на данные, отражавшие жизнь верующих в
2 Бобрищев-Пушкин А.М. Суд и расколосектантство / А.М. Бобрищев-Пушкин. - СПб.: Сенатская тип., 1902. – С.13 / 223 с.
северо-западном регионе страны, повествовали о движении в Украине, в Закавказье, касались жизни других российских губерний. Информация же об Области войска Донского встречается лишь в виде включения региона в список перечисляемых мест, в связи с каким-либо описываемым процессом. Восточное Приазовье также редко попадает в фокус исторических работ, обычно в них речь идёт в общем о Екатеринославской губернии с акцентом на её западные и центральные уезды.
Посему, драгоценным является труд А. Дородницина «Материалы для истории религиозно рационалистических движений на юге России во второй половине ХIХ века» (Казань, 1908). Несмотря на то, что автор являлся представителем духовенства господствующей конфессии, его исследование характеризуется высоким уровнем объективности, ввиду добросовестного подхода к историческим фактам и богатства фактологического материала. Его наибольшая ценность для осуществления религиоведческого и социально-философского анализа евангельского движения в рамках исследуемого региона в том, что там сохранена информация об общинах Ростова и других населённых пунктах Екатеринославской губернии. Определенная информация заключена в работах православных исследователей В.Г. Дружинина (Раскол на Дону), И. Добротворский (Люди божии. Русская секта так называемых духовных христиан. 1869) и Е.М. Овсянникова, который являлся официальным экспертом по вопросам сектантства в трёх округах Донской области.
Из наиболее ранних трудов нужно отметить исследования Ф.В. Ливанова
«Раскольники и острожники» в 4 томах (СПб., 1868-1873). Н.И. Барсов,
критикуя автора за недостаточно научный подход к изложению темы,
вынужден признать, что книга пользуется удивительным спросом. Автор в
основном использует в работе документы МВД, сотрудником которого он
являлся. Ф.В. Ливанов прослеживает связь русского религиозного
свободомыслия с богомильством и представляет исследования, посвящённые изучению русского протестантизма в общем, религиозных течений в Екатеринославской губернии - в частности, в том числе в Азовской крепости.
Здесь же нужно отметить более позднюю работу Т.И. Буткевича, который в своих исследованиях часто опирается на работы Ф.В. Ливанова, работы апологетов баптизма И.В. Каргеля, В.Г. Павлова, Д.И. Мазаева, А.М. Мазаева. Книга «В котле России» И.С. Проханова, написанная в Берлине во времена СССР, другие его труды также являются ценным источником для изучения сущности российского протестантизма.
Переходя к советскому периоду, необходимо выделить партийного и государственного деятеля, с 1945 года директора Музея истории религии и атеизма АН СССР В.Д. Бонч-Бруевича. Начавший научную деятельность ещё в царской России учёный внёс свой обширный вклад в дело изучения протестантизма, исследовал сложные переплетения ветвей протестантских движений, отразив результаты своего труда во многих работах: «Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола», «Раскол и сектантство в России», «Из мира сектантства» и др. В диссертации использованы материалы, которые были сохранены в архиве ГМИР, благодаря деятельности этого учёного.
Важное значение имели работы корифея среди исследователей российского протестантизма, оставившего потомкам богатое наследие в виде трудов призванных раскрыть его сущность и логику, А.И. Клибанова. Ученый без идеологической предвзятости исследует движение религиозной мысли в среде раскольников и русского сектантства. В своей концепции онтологии данного движения он делает акцент на его социальных корнях в контексте смены экономического и политического строя. Представление А.И. Клибанова о протестантизме, можно охарактеризовать как проекцию социальных устремлений народа на религиозную сферу. Он рассматривал вопросы, связанные с протестантизмом на фоне протестных российских движений, что выводило его на тему генетической связи евангельского движения с русским сектантством. Он также осмысливал данный феномен в социальном контексте, активно используя методы анализа, синтеза и системный подход.
Из ранних работ постсоветского периода, посвящённых исследованию места евангельских церквей в религиозно-правовой сфере России, можно выделить Альманах по истории русского баптизма Каретниковой Марины Сергеевны. В первом выпуске альманаха представлены работы корифеев русского баптизма В.Г. Павлова и Д.И. Мазаева. Она одна из первых российских учёных занялась работой с архивной документацией, отражающей период формирования евангельских церквей. В последние годы жизни был выпущен видео курс «Беседы об истории русского евангельского христианства». Существуют ее переводы богословских произведений. Например, Луиса Беркхофа «История христианских доктрин». К её ученицам относится исследователь Т.К. Никольская. В представленной диссертации не раз фигурирует её книга «Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах» (СПб., 2009). , где автор довольно объективно представляет евангельское движение и диалектику государственно-конфессиональных отношений.
Необходимо отметить, что даже в позициях одного и того же автора с течением времени могут происходить изменения. Среди всех исследований особо выделяется фундаментальный труд крупнейшего исследователя философии и истории протестантизма академика Л.Н. Митрохина «Баптизм: история и современность» (СПб., 1997). Невозможно не согласиться с М.В. Ивановым, что это самое полное из современных исследований теологии и религиозной практики баптистов. Можно сказать, что он проложил канву для многих последующих исследований в этой сфере. Работа написана в академическом стиле без признаков предпочтения какой-либо идеологии. Но более ранние труды, например, «Крещение Руси: история и современность. Новое в жизни, науке и технике» (М., 1988) в соавторстве с А.И. Клибановым, имеют определённый атеистических оттенок.
Среди современных исследований важно отметить вклад отечественных социологов в осмысление религиозного феномена российского протестантизма: работы Р.Н. Лункина «Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в
России» (М., 2005), в том числе в соавторстве с С.Б. Филатовым; работы
советского и российского религиоведа С.Б. Филатова «Феномен российского
протестантизма» (М.-СПб., 2002), О.В. Куропаткиной «Религиозная и социо
культурная самоидентификация «новых пятидесятников» в России» (М., 2009),
И.Г. Каргиной3 «Динамика социальной деятельности христианских
объединений России в 90-х годах ХХ век: Сравн.-социол. Анализ» (М., 1998)
Особый интерес представляют работы А.В. Синичкина, основанные на архивных материалах и предыдущих исследованиях различных авторов. Необходимо упомянуть исследования профессора Р. А. Лопаткина, вошедшие в учебник «История религий России» (М.,2004), и другие его статьи в различных изданиях. Работа А.В. Бачинина о начале евангельского движения в Петербурге, работа М.В. Иванова, в которой уделено внимание вопросу генетических связей современного российского протестантизма и его предшественников, исследованы факторы, повлиявшие на современное состояние баптистского богословия. Существенный вклад в осмысление роли и места российского протестантизма в религиозно-правовом поле внесла книга Н.В. Ярыгина по истории протестантизма на материалах Волго-Вятского района (М., 2004) и подобные исследования И.П. Корнилова по Татарстану, труды Е.В. Зайцева. В книгах М.И Одинцова представлено большое количество документов, касающихся государственно-конфессиональных отношений в исследуемый в данной диссертации период. Они содержат материалы, опубликованые впервые, которые были ранее недоступны. В вопросах, связанных с иностранной колонизацией региона, автор использовал труды Р. Нахтигаля, Е.В. Роот, Е.В. Малышкиной, Е.Ю. Васильевой, а также Т.М. Оленич. Среди современных авторов стоит отметить работы П.П. Балдина, по
3 Каргина И.Г. Социальный портрет протестантов современной России (по результатам социологических исследований)/Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в ХХI веке: социальные вызовы и альтернативы» в 3-х т., Т.3. – М.: Альфа, 2004. С.289-292.; Каргина И.Г. Российские протестанты в условиях религиозного плюрализма: анализ современных тенденций (по результатам социологических исследований)/ Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т., Т.3. Время и пространство мировых религий и локальных культур. Локальные культуры и межцивилизационный диалог/ под ред. В.С. Глаголева, А.В. Шестовала. – М.: МГИМО-Университет, 2007. С.123-132; Каргина И.Г. Влияние кризиса на протестантские конфессии в современной России// Вестник МГИМО-Университета, 2014. №1. С.177-183.
истории штундизма и О.Ю. Редькиной, исследовавшей религиозную ситуацию именно в Донской области. Но акцент её исследований, также как и Д.В. Пополитова, сделан на старообрядчестве.
В процессе исследования, автор столкнулся с дефицитом работ, проливающих свет на процесс становления протестантизма именно в исследуемом регионе. В работах исторической, социологической или философской направленности речь идёт или о российском баптизме вообще, или о северном регионе. В Государственном Архиве Ростовской Области (далее ГАРО) большинство материалов, имеющих в своём заголовке слова «баптизм» или «штундизм» помечены штампом «выбыло», или находятся в фонде, из которого дела не выдаются по техническим причинам. Основным каналом получения информации в предлагаемом исследовании становятся конфессиональные источники и сохранившиеся архивные документы государственно-конфессионального делопроизводства, к работе с которыми необходимо подходить с осторожностью, делая поправки на субъективный фактор, обращаясь к методу ситуационной логики, учитывая принципы историчности и холизма. При использовании правильного методологического инструментария, подобные материалы становятся источником ценнейшей информации о зарождении, становлении и росте евангельских церквей.
Отдельно следует упомянуть Историю Евангельских Христиан-Баптистов в СССР (М., 1989), в которой кроме общей информации, включена история Ростовской общины. Здесь же необходимо указать работы Карева (в том числе в соавторстве), Санникова, Мицкевича. Большинство подобных трудов также вернее относить к источникам.
Сопоставление взглядов различных авторов позволяет увидеть разнообразие подходов к изучению сущности и логики евангельского движения. Но, как упоминалось выше, за несколькими исключениями, автор не обнаружил работ, посвящённых изучению диалектики или истории евангельского движения в указанном регионе, что и определило объект исследования.
Объектом исследования является - евангельское движение в Области войска Донского и восточной части Приазовья в контексте формирования общероссийского евангельского движения во второй половине XIX – начале XX вв.
Хронологические рамки определены целью и задачами исследования. Особое внимание уделено проблематике, связанной со становлением евангельского движения во второй половине XIX – начале XX вв., поскольку в эти годы происходило формирование евангельского движения в регионе Нижнего Дона и восточного Приазовья и именно в этот период общины данного региона, наряду с упоминаемыми во многих исследованиях источниками зарождения российского евангельского движения, оказали значительное влияние на его становление и развитие в стране. Определённое внимание уделено движению духоборов, молокан, меннонитов, а также распространению иностранных диаспор, история которых выходит за указанные хронологические рамки, но её исследование необходимо для понимания динамики процессов трансформации религиозного мышления. Некоторый исторический экскурс в работе сделан для определения предпосылок формирования евангельского движения, как в России в общем, так и в исследуемом регионе.
Предмет исследования – процесс становления евангельского движения в регионе Нижнего Дона и восточного Приазовья в контексте российского евангельского движения, его этапы и формы.
Цель диссертации: Исследовать специфику возникновения и
становления евангельского движения на территории Области войска Донского и восточного Приазовья во второй половине XIX – начале XX вв.
Поcтавленная цель конкретизируетcя в cледующих оcновных задачах:
- осуществить анализ предпосылок и условий возникновения и распространения евангельского движения в стране и на территории Области войска Донского и восточного Приазовья, с акцентом на выявление региональной специфики данного процесса;
- исследовать генетическую связь евангельского движения со старым
русским сектантством (духоборы и молокане) и иностранными
этноконфессиональными общностями в регионе;
- Изучить динамику движения религиозной мысли в процессе
формирования вероисповедной модели российского баптизма.
- Исследовать специфику процесса становления евангельских общин в
регионе.
- Определить степень активности донских общин в процессе
легитимизации роccийcкого баптизма.
- Исследовать период активного влияния ростовского руководства
баптистского cоюза на процессы формирования структур управления
евангельcкого движения в Роccии.
- Оценить степень влияния личностного фактора на процесс институализации и организационного оформления евангельского движения.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе
применялись как методы анализа научного знания, сформированного в результате предыдущих исследований, так и методы получения научного знания, то есть непосредственно научного исследования. Кроме того, применяемые методы можно разделить на эмпирические и теоретические. Первые применялись для обнаружения, накопления с последующим обобщением документального, и познавательного материала. Вторые – непосредственно для аналитической работы. Говоря об общелогических методах, необходимо выделить наиболее универсальные - анализ и синтез. Метод обобщения, который потребовал применение логических приемов индуктивного и дедуктивного плана. Конструктивно-генетический метод повлёк за собой применение исторического и логического методов.
Согласно позиции Р.Д. Ушкановой, социально-философский, как,
впрочем, и религиоведческий анализ, предполагает рассмотрение изучаемого
объекта в контексте общественных отношений4. В данной работе автор
стремится не просто описать социально-исторические процессы, но осмыслить
закономерность и логику их существования и развития, осуществив анализ
структуры, динамики и функционирования социально-религиозных общностей,
рассмотреть онтологические основы российской религиозной жизни, генезис
протестантского богословия и институционального устройства от
формирования предпосылок до процессов становления и роста.
В работе уделено значительное внимание предпосылкам возникновения и становления евангельского движения как в России, так и в регионе. В отношении истоков данного движения и степени их влияния на исследуемые процессы, не потребовалось глубокого исследования, поскольку данный вопрос достаточно хорошо изучен и обсужден в научном сообществе. При рассмотрении предпосылок, использовались данные уже проведённых изысканий в этой сфере, такие как работы А.И. Клибанова, Л.Н. Митрохина и др.
Отсутствие в современном религиоведении трудов, посвящённых всестороннему изучению данного предмета актуализирует научную новизну исследования. Задача осуществления религиоведческого анализа евангельского движения в Донcкой облаcти и воcточной чаcти Приазовья в контекcте формирования общероccийcкого евангельcкого движения во второй половине XIX – начале XX вв. поставлена и решается впервые. Кроме изучения общих, в работе определены и исследованы специфические для региона предпосылки, повлиявшие на раcпроcтранение евангельского движения в Донcком регионе.
Исследование опирается на значительный массив архивной
документации, хранящейся в нескольких архивах областного и
государственного значения. Обнаружена и оцифрована рукопись-черновик обращения столпов российского евангельского движения И.С. Проханова и Д.И. Мазаева к Императору Николаю II (Приложение 1) По мнению автора, она
4 Ушканова Р.Д. Методология социально-философского анализа в контексте истории философии //Вестник ЯГУ// 2007. - Т. 4. - №4. – С. 74 / 74-79 с.
стала прототипом широко известной «Краткой записки». Вводятся в научный оборот дополнительные материалы, раскрывающие историю борьбы баптистской общины хутора Казинка за легализацию своего существования. а также ряд других документов, ранее неизвестных или не используемых в научном дискурсе, имеющих значение для более глубокого понимания процессов зарождения, становления и институализации евангельского движения в России и в исследуемом регионе.
Изучение процессов поляризации повлиявших на ростовскую общину,
позволило уточнить сроки её формирования и лиц, участвовавших в её
основании. Установлено, что её пресвитером в начале ХХ века в течение
нескольких лет являлся Д.И. Мазаев, о чем не упоминается ни в одном научном
издании. Фактический возраст ростовской общины оказался на 14 лет больше
той даты, которая считается официально принятой и используется не только в
конфессиональной, но и в научной литературе. В работе также сделан акцент
на роли ростовского руководства, которое более десяти лет оказывало
значительное влияние на формирование и состояние институтов управления
российским евангельским движением. Изучение данных процессов
проводилось в контексте поляризации евангельского движения и
противостояния двух выдающихся личностей. Изучена активность донских
общин в вопросах легитимизации российского евангельского движения. В
религиоведческой литературе дается информация о первых
зарегистрированных общинах, начиная с Киевской. В данном исследовании приводятся факты более ранней регистрации общины хутора Дрягилевский Области войска Донского5.
Положения, выносимые на защиту:
1. Активное распространение евангельcкого движения в Донcком
регионе было обусловлено наличием общих для всей страны, а также,
специфических для исследуемого региона предпосылок. К числу
5 Об образовании старообрядческой (так в документе) общины Евангельских Христиан (баптистов) в х. Дрягилевском. ГАРО. Ф301. Оп. 10. Ст.5. Д.1175. Лл. 1,2.
специфических предпосылок относятся социальные (свободные территории и либерализация земельного законодательства) и социально-религиозные (распространение печатного евангелия, очаги распространения русского сектантства, миграционные процессы, высокая плотность иностранных колоний).
-
Евангельское движение в регионе, преимущественно, формировалось на базе старого русского сектантства под влиянием баптистского богословия, распространяемого, первоначально, в среде иностранных этнорелигиозных общностей.
-
Рационализм штундизма являлся необходимой ступенью для формирования вероисповедной модели российского баптизма и для объединения разрозненных направлений религиозного поиска в России и в исследуемом регионе.
-
Проблема институциональной и догматической поляризации евангельского движения оказала значительное влияние на процесс становления и развития Ростовской общины баптистов.
-
Донские евангельские общины начала XX вв. имели активную позицию на миссионерском поле и в правовой сфере, находясь в авангарде российского протестантизма в вопросе собственной институализации и легитимации.
-
Фактор личности Д.И. Мазаева имел значительное влияние на формирование и состояние института управления российским евангельским движением.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном
исследовании, обобщении и анализе имеющихся материалов, а также введении
в научный оборот ранее неизвестных документов. Критически осмыслив и
подвергнув компаративному анализу труды как светских ученых, так и
носителей конфессиональных ценностно-мировоззренческих позиций, автор
выявил региональные социально-религиозные особенности зарождения,
становления и развития евангельского движения в восточном Приазовье и Области войска Донского.
Практическая значимость исследования. Данная работа вносит вклад
в развитие гуманитарных, междисциплинарных и философско-
религиоведческих исследований, посвященных вопросам места протестантизма в общественной и правовой сфере российского общества, роли исследуемого региона в религиозной жизни страны. Полученные результаты могут быть использованы для подготовки учебных пособий по религиоведению, философии религии и теологии, а также для разработки как специальных, так и лекционных курсов по ряду историко-философских и теологических дисциплин. Выводы исследования, касающиеся формирования и становления евангельского движения в регионе и в России, могут иметь прикладное значение в сфере внутри- и межконфессиональных отношений.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были представлены и обсуждались на научных и научно-практических международных, российских и ведомственных конференциях и семинарах. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 научных статей, в том числе 4 статьи в журналах, входящих в перечень изданий ВАК РФ, общим объемом 4,2 п.л. Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и рекомендована к защите.
Структура диссертации
Диссертация включает в себя введение, две главы по 3 параграфа, заключение, приложение, список литературы.
Внутренние и внешние факторы становления евангельского движения в России и в регионе
Ещё в период средневековья состояние религиозной жизни в России можно было охарактеризовать как кризисное. Клибанов говорит об антиправославных выступлениях ещё во времена Ивана Калиты94. Проблемы, определяющие кризис государственной церкви, существовавшие ещё в период правления Иоана IV, озвученные государем на Стоглавом Соборе, не теряли со временем своей актуальности. Спустя десятилетия патриарх Иоасаф высказывает московским священникам претензии в попустительстве в отношении прихожан и собственном недостойном поведении95. Другие регионы имели подобные проблемы, что отражено, например, в донесение архимадрита Нижегородского Печёрского монастыря96.
Озабоченность митрополита Макария вопросом образования служителей, также отражена в его трудах. Он сетует на нежелание духовенства читать книги и писать сочинения. Что делает русскую лиитературу «крайне скудною»97.
Имея обширные земельные владения и множество крестьян, живущих на церковных землях, духовенство большую часть своего внимания было вынуждено уделять хозяйственно-административным вопросам. Эти проблемы не потеряли своей актуальности на протяжении столетий, а в некоторых аспектах усугубились.
После проведения петровской реформы церковной системы, император был провозглашён главой церкви, а её руководящий орган Святейший Синод, как подчеркнул И.К. Смолич, являлся более государственным учреждением, чем церковным98, особенно после провозглашения октябрьского манифеста 1817 г. об учреждении Министерства духовных дел и народного просвещения.
Ивановский Н.И. исследуя условия зарождения протестантизма на русской земле, говорит о том, что его миссионеры несли в общество живую проповедь, к чему не было готово православие99. Лесков Н.С. приводит пример рассуждеия представителя православной конфессии который сравнивает свою веру с верой, которую он наблюдает в жизни колонистов и делает вывод, что «там честнее»100. Государственный деятель периода правления Александра III и Николая II, С. Ю. Витте высказывает свою озабоченность обюрокрачиванием церкви, употребляя термин «православное язычество»101.
В процессе проведения данного исследования в архиве Государственного музея истории религии автором диссертации обнаружена рукопись, написанная И.С. Прохановым «при ближайшем участии Д.И. Мазаева»102, предположительно написанная в конце 1894 г., адресованная Николаю II. Здесь авторы перечисляют три показателя, отражающие деградационные процессы в религиозной сфере страны, опираясь на данные отчёта «наиболее компетентного в этом вопросе судьи» г. Обер Прокурора Священного Синода за 1884 год. В петиции обращается внимание на низкий уровень религиозного просвещения и неосведомленность о личности Иисуса Христа, слабую подготовку духовенства, низкий уровень нравственности в среде проавославного населения103. Этому утверждению можно противопоставить то, что богословские труды русских исследователей дореволюционной эпохи не просто имели место, но являются основой религиозного образования в России до сего дня. К сожалению, между столь глубокой школой российского богословия и основной массой не только крестьянства, но и представителей аристократии, лежала пропасть. Произошёл отрыв научной элиты от народа. Вопросы его представителей, стремящихся к размышлению, оставались без ответов. И.С. Аксаков призывал к реформе церковной структуры говоря о том, что в данном теле клир и мир соединены лишь механически и насильственно. В клирики шли наименее способные и инертные семинаристы104. Это положение в совокупности с другими кризисными факторами в религиозной сфере побуждало народ искать истину за пределами рамок государственной конфессии.
В период подготовки и проведения социальной реформы 1861 года, религиозная власть принимала активное участие и в формировании документальной базы, и в мероприятиях по подавлению крестьянских волнений. Известно, что текст Манифеста в большей его части составлен митрополитом Филаретом, а рядовые священники в приходах вынуждены были исполнять роль буфера между государственной властью и возмущённым народом105. А поскольку церковь, призванная властями усмирять и увещевать крестьян, полностью встала на позиции помещиков, это отталкивало от традиционной религии разоряющееся крестьянство106. Зачастую бедные земледельцы были вынуждены покидать места своего жительства в поисках путей для финансового обеспечения, оставляя свои православные приходы, а поиски новых источников обеспечения в новых условиях делали крестьян открытыми для смены жизненных парадигм, в том числе и религиозных.
Как отметил в своей работе Е.В. Зайцев, исследовавший движение АСД, большое значение в вопросе стимулирования мышления русского народа сыграла последовавшая за крестьянской – земская реформа. В ведении новых структур оказалась административно-хозяйственная сфера и вопросы образования. Это стало препятствием на пути монополизации школьного обучения, о вреде которого предупреждал член Государственногоо совета А.Ф. Кони. В этом же году была изменена судебная система, что дало возможность неправославным христианам выиграть несколько судебных процессов и обратить внимание общества на проблему притеснения некоторых религиозных направлений1 Как отмечает Н. Никольский, именно пореформенный период ознаменован возникновением множества религиозных направлений и увеличением последователей неортодоксального христианства. Он подразделяет этот поток на два основных направления: крестьянское, развивающееся на почве обнищания земледельцев, и мелкобуржуазное, развитие которого связано с нарастающими процессами капитализации экономики, вобравшее в себя полукапиталистические элементы, как деревень, так и городов. Подводя итог своим рассуждениям, автор «Истории русской церкви» отмечает, что социально-политическая база для появления новых неправославных течений была полностью сформирована108. Лидеры и идеологи российского евангельского движения Д.И. Мазаев и И.С. Проханов, провозглашают в своём послании Николаю II, что реформы 1861 г. не только сняли с народа бремя крепостной зависимости, но и разрушили многие предрассудки, освободив народную мысль109. Об увеличении численности и палитры различных христианских направлений в пореформенный период говорит и современный исследователь О.Ю. Редькина
Динамика развития религиозной мысли в процессе формирования вероисповедной модели баптизма
Таким образом, можно констатировать, во-первых, что становление есть по своей природе процесс (по Гегелю – «движение»), исходным пунктом которого является переход возможности (потенции) в действительность (бытие), когда нового явления ещё нет, но оно уже есть. Во-вторых, содержанием становления является постепенный переход вновь возникшего явления (объекта) от первого, ещё не вполне определенного и оформившегося состояния в состояние ставшего явления (объекта), который предполагает различные этапы этого процесса и формы его результата на каждом из промежуточных этапов.
Появление и распространение различных протестантских направлений происходило в России в целом и в отдельных её административно-территориальных регионах в разное время. Процесс был растянут на три столетия и имел региональные особенности в зависимости от сложившихся конкретно-исторических условий. Так, лютеране и кальвинисты (реформаты) появились в Московском государстве образовали свои общины ещё в 50-60-х годах ХVI века, меннониты – в 80-х годах ХVШ века, баптисты, евангельские христиане и адвентисты седьмого дня, за которыми в трудах самих последователей этих вероисповеданий и в религиоведческой литературе закрепилось обобщающее название евангельских церквей, только во второй половине ХIХ столетия (под этим обобщающим определением имеются в виду также и меннониты, и появившиеся в России, начиная со второго десятилетия ХХ века, различные направления пятидесятничества). Ко всем этим протестантским направлениям применяется обобщающая характеристика евангельское движение.
Схематично процесс становления евангельского движения в исследуемом регионе можно представить следующим образом. Одной из предпосылок возникновения и распространения в Области войска Донского и Восточном Приазовье было существование в этом регионе и соседних регионах Украины и Северного Кавказа значительного числа поселений немецких колонистов, образовавшихся ещё в конце ХVШ века и представлявших собой замкнутые этно-конфессиональные общины лютеран, реформатов и меннонитов. На почве, с одной стороны, внутренних противоречий, а с дугой – перекинувшихся к ним из Западной Европы течений пиетизма и духовного пробуждения, в этих общинах происходят расколы, формируется рационалистическое направление в виде штундизма280. Последнее течение, сформировавшись первоначально в немецких общинах в значительной мере под влиянием баптистских миссионеров из Германии, в конце 50-х гг ХIХ века вышло вовне, за пределы этих общин, стало распространяться среди окрестного русского и украинского сельского населения. Сначала это были отдельные крестьяне, православные, бывшие батраками у немецких хозяев, принимавшие участие в «библейских часах» (Stunde), потом, в результате этого общения, уверовавших и принявших водное крещение они приобщали к новой вере членов своих семей. Так образовывались, говоря языком социологии, малые религиозные группы, исповедующие штундизм-баптизм, духовным лидером в которых, естественно, был глава семьи. Постепенно эти семейные группы обрастали новыми последователями из числа родственников, соседей, односельчан. Возникали они в разных населенных пунктах Донского и соседних регионов, порой далеко друг от друга и еще не были связаны между собой. Эти процессы наряду с образованием баптистских групп из числа последователей молоканства и духоборчества, по мнению автора, можно рассматривать как начало евангельского движения, это были пока только первые пробивающиеся его ростки. Тут мы как раз имеем дело с тем диалектическим исходным пунктом становления, когда нового явления ещё нет, но оно уже есть!
Малые семейные группы постепенно увеличивались в их числе и в количестве верующих. Их членами становились не только родственники и первой главы данного исследования. односельчане, но и более широкий круг из других населенных пунктов, как из числа православных, так и, в большой мере, особенно в рассматриваемом нами регионе, из среды молокан. Они приобретали черты общин, структурировались, выделяли из своей среды лидеров, которых избирали на пастырское служение, устанавливали связи с другими общинами. Начинали осознавать и позиционировать себя в статусе поместных церквей. Этот этап становления уже можно оценить, как начало собственно евангельского движения в Области войска Донского, Восточном Приазовье и соседних регионах.
Рассматривать евангельское движение как ставшее явление можно, на наш взгляд, с того периода, когда отдельные евангельские общины объединились совместно с другими поместными церквями баптистов и евангельских христиан в общероссийские союзы – Российский союз баптистов и Российский союз евангельских христиан. Важными этапами и, в то же время, формами процесса становления евангельского движения были институционализация, легализация и легитимация (легитимизация), как отдельных общин (поместных церквей), так и движения в целом.
В статье И.И. Кравченко «Институционализация», данный термин представлен как процесс, характеризующийся формализацией общественных отношений, как процесс перехода от неорганизованной работы к созданию структур с определённой иерархией и регламентацией деятельности и, при необходимости, правовой легализацией. Автор представляет данный феномен как переход от самоуправления и самоорганизации к системе управления и организации281. Большое значение изучению социальных институтов предавал Э.Дюркгейм, определяя их как фабрики воспроизводства социальных связей и отношений282. Профессор Н.В. Кильберг-Шахзадова давая определение институализации, говорит об укреплении социальной практики, имея ввиду, что институт занимает своё место в правовом поле, обретает свою организационную структуру, денежные и другие материальные средства283. В данном процессе церковь приобретает черты более сложной «централизованной и иерархизированной» системы. Наличие подобной системы подразумевает перечисленные проф. А.А. Радугиным аспекты: систематизация вероучения, развитие систем апологетики и руководства, контроля за соблюдением определенных норм, органы и инструменты для контактов с государственными и другими религиозными структурами284
Место донских общин в процессе интеграции евангельского движения в российское правовое поле
В философской среде немало говорится о роли личности в истории вообще и в привязке к определённым историческим событиям или филосовским проблемам. Осмысливая ход событий, исследователь задаёт себе вопрос: «Была ли решающей роль той или иной личности? Изменилось бы течение исторического процесса, при отсутствии данной личности или изменении её качеств?» Конечно мы имеем дело со свершившимися фактами. Оперируем не набором случайностей, а вереницей событий, уложенных временем в определённом порядке. Но углубляясь в философское осмысление событий, не полагаясь на идею предопределенности, отвергаемую современной наукой442, мы осознаём, что действия некоторых лиц определяют динамику исторического процесса. Согласно мнению известного пропагандиста марксизма (А.Лабриола М., 1960), личность влияя на события детерминирует путь их развития, не допуская их случайного характера. Наличие противоречащих друг другу обстоятельств, оставляет решающее слово за личностью. Собственные интересы общественных групп могут нейтрализовать их влияние на исторический процес И тогда, на первый план выходит личностный фактор и его роль в политической жизни443.
Автор предупреждает о нежелательных крайностях. С одной стороны, в исследованиях можно склониться к позициям эмпиризма, наделяя некоторые фигуры титулами творцов истории, с другой – исключить их действия из поля зрения исследователя, в стиле сторонников объективной социологии444. В данном параграфе необходимо определить взаимосвязь событий, фактов и явлений, выявив между ними устойчивые взаимоотношения.
Согласно терминологии одного из зачинателей российской социологии Н.К. Михайловского, лидера субъективной школы, некоторые личности оказываются в положении героев, исполняющих роль двигателей, выделяющихся из толпы445. Исследуя работу С. Хука «The Hero in History. A Study in Limitation and Possibility (Герой в истории. Исследование пределов и возможностей)», Л.Е. Гринин поясняет, что данный американский философ выделяет два типа выдающихся личностей: тех, кто влияет на общественные процессы и тех, кто создает исторические события446. Мы постараемся согласно классификации американского философа, определить степень воздействия личности на ход институализации евангельского движения.
Степень воздействия зависит от некоторых условий. Тот же д.ф.н. Гринин делает вывод, что она находится в обратнопропорциональной зависимости от общественной стабильности. А наиболее благоприятные фазы развития общества для влияния сильных личностей на историю – это периоды революционных потрясений и формирования нового порядка. Причем некоторые личности способны осуществлять выбор альтернативы развития истории. При наличии же человека, имеющего необходимые качества, возможно создание альтернативы, изменяющей ход истории447. Как упоминалось в параграфе, посвящённом социально-экономическим и духовно-религиозным предпосылкам, в российском обществе происходила смена детерминанты от политической и религиозной к социально-экономической448. В
Германии именно на фоне религиозного и экономического кризиса ярко проявляется феномен личности М. Лютера449.
Кроме переломного момента в истории страны, необходимо отметить и ситуацию в пределах самого протестантизма. Духовное христианство, адаптировавшееся в пространстве феодального общества, также стояло на пороге больших изменений. События, связанные с формированием баптистского союза можно назвать революционными, если смотреть на ситуацию в контексте российского протестантизма. Молоканские и меннонитские, а также другие общины именно так должны были воспринимать и штундизм, и последующие за ним баптизм и евангельское христианство. В числе первых революционеров были две выдающиеся личности Д.И. Мазаев и И.С. Проханов.
После образования Союза Русских Баптистов, вскоре, пост его председателя на 23 года был доверен Дею Ивановичу Мазаеву, который, как было указано во 2-м параграфе, имел непосредственное отношение к Ростово-Нахичеванской общине. Он был той сильной личностью, которая в сотрудничестве с другими первопроходцами российского баптизма оказала влияние на становление, институализацию, легализацию и легитимацию нового союза.
Образование Союза Евангельских Христиан стало революционным потрясением уже внутри формирующегося союза. В данном случае, бывшие соработники оказались в роли антагонистов. И если Проханов стал лидером «раскольников», то Мазаев отстаивал уже сформировавшиеся и продолжавшие формироваться баптистские традиции.
Влияние личностного фактора на процесс институализации и организационного оформления евангельского движения
Евангелие c одной cтороны учит наc, что «во Хриcте нет ни еллина ни иудея», - вcледcтвие чего мы должны любить вcех людей и не имеем права ненавидеть во имя народноcти не только иноплеменников вообще, но и врагов наших личных или общеcтвенных.
Cледовательно учение Хриcта внушает нам любовь ко вcем народам, но это чувcтво не еcть коcмополитизм. Cлова нашего Cпаcителя поcылающего Cвоих учеников прежде вcего к их единоплеменникам израильтянам, cлова Апоcтола Павла, выражающего желание быть отлученным за братьев его по плоти, т.е. израильтян – показывают, что при вcей любви к другим народам вcякий хриcтианин должен любить прежде вcего cвоих единокровных.
Оcновывая вcе cвое мировоззрение иcключительно на cловах и примере Cпаcителя и Апоcтолов, мы желая любить вcе народы, вмеcте c тем оcобенно cознательно и беззаветно любим родной нам руccкий народ и cтремимcя доказать эту любовь путем практичеcкой жизни. Наша поcтоянная молитва к Богу cоcтоит в том, чтобы дорогая для наc Руcь была вcегда воиcтину «cвятая», чтобы она много-много лет наcлаждалаcь благами мира и преуcпеяния, чтобы в ней вечно cиял закон Хриcта во вcем Его полном величии и вcякий народ иcповедовал в ней Евангельcкое учение.
Таким образом, принятие нами убеждений оcнованных только на cвященном пиcании, не только не разрушило нашего патриотизма и cвязи c родным руccким народом, напротив того, внеcло и вдохнуло в него оcобую cознательноcть.
Так, принятие Руcью правоcлавной веры от Византии ни cколько не изменило руccких в греков; принятие cтарообрядцами Авcтрийcкой иерархии ни cколько не порвало их кровного единcтва c телом руccкого народа; принятие духоборцами и молоканами их учения от английcких квакеров ни на йоту не лишило их руccкой cамобытноcти. Но не только аналогичные иcторичеcкие примеры, но и вcя наша гражданcкая жизнь не дает никакого оcнования утверждать, чтобы поcле принятия нами убеждений, тождеcтвенных c учением немецких баптиcтов, мы изменилиcь хотя бы в микроcкопичеcкую долю в cторону (онемечения) германизации. Мы приемлем cмелоcть говорить пред Вашим Императорcким Величеcтвом об этих предметах потому только, что они ложатcя в оcнову обвинений, вcледcтвие которых в отношении наc приняты общегоcударcтвенные меры. Вcе эти обвинения в отрицании влаcтей, войны, военной cлужбы, приcяги, в пропаганде cоциалиcтичеcких принципов, раздела имущеcтва, подрывании оcнов правоcлавной церкви и руccкой народноcти – не только противоречат дейcтвительноcти, но не дают никакой возможноcти оправдатьcя тем, кого они каcаютcя ни путем печати, ни путем ходатайcтвования.
Иcповедуя Евангельcкое учение мира и любви, никогда не могли бы думать, что этот циркуляр отноcитcя к нам членам руccких баптиcтcких общин, еcли бы cудебные и админиcтративные преcледования, обрушившиеcя на наc, не доказывали бы этого c такою очевидноcтью.
Приемлем cмелоcть доложить Вашему Императорcкому Величеcтву, что хотя правительcтвенные влаcти преcледуют наc под именем штундиcтов, но это название к нам неприемлемо к нам ни в каком cлучае.
C cамого начала оно взято от немцев, cреди которых невышедшие из лютеранcкой церкви ревноcтные прихожане cобиралиcь для чтения cлова Божия (die Stunde = чаc). Оно и теперь отноcитcя именно к таким членам лютеранcкой церкви, извеcтным cвоею оcобой религиозноcтью, благочеcтием и гражданcкими добродетелями. К нам это название неприемлемо уже потому, что мы не cоcтоим в правоcлавной церкви, хотя в отношении политичеcкой благонадежноcти мы вполне едины c немецкими штундиcтами; таким образом еcли правительcтвенные влаcти желают знать наc под именем штундиcтов, то они должны убедитьcя в отcутcтвии у наc противогоcударcтвенных cтремлений, таких как и cреди немецких штундиcтов. Но еcли правительcтво под именем штунды преcледует противогоcударcтвенное учение, то мы торжеcтвенно заявляем пред Вашим Императорcким Величеcтвом, что хотя многих из наc по меcтному называют штундиcтами, мы не таковы, и не принадлежим к штунде, о которой говоритьcя в циркулярах 3 cентября 1894 г. и еcли она cущеcтвует и ноcит в cебе что-либо подобное, то мы ничего общего c нею неимеем и иметь не желаем.
Название же наc «баптиcтами» вполне верно дейcтвительноcти и выражает cущеcтвующее тождеcтво нашего учения c учением немецких баптиcтов. Одна из величайших потребноcтей хриcтианcкого духа еcть cовершение общеcтвенной молитвы. Это еcть одно из необходимых уcловий уcпешноcти наших обращений к Гоcподу, о чем cвидетельcтвуют cлова нашего cпаcителя: «где двое или трое cобраны во имя Мое, там Я поcреди ваc» (Матф. 18, 20). Вcледcтвие этого оно cделалоcь как бы оcновой обще хриcтианcкой заповеди, что видно из cлов Апоcтола Павла: «не будем оcтавлять наших cобраний» (Евр. 10, 25)
Применение к нам руccким баптиcтам циркуляра 3 cентября 1894 г. непременным образом лишает наc этого драгоценного блага, дарованного нам cамим Гоcподом. При этом мы не можем не cознавать глубокого противоречия между нашим положением и положением других религиозных общеcтв в Роccии.
На вcем проcтранcтве Роccии под покровом мудрых законов Вашего Императорcкого Величеcтва не только хриcтианcкие иноверцы: католики, лютеране и проч., но и магометане, евреи и язычники пользуютcя великим правом cвободного богоcлужения и общеcтвенной молитвы, а мы баптиcты руccкие по природе, по убеждениям же хриcтиане лишены этой дорогой для наc возможноcти.